Подготовка к проверке знаний по вопросам охраны труда в Мингорисполкоме и других комиссиях с применением программы Экзамен

Руководство по управлению охраной труда (часть 4)

Руководство по управлению охраной труда (часть 4)
4.4. Внедрение и функционирование
4.4.4. Документация
4.4.4.1. Данный раздел руководства разработан в соответствии с разделом 4.4.4 СТБ 18001 (OHSAS 18001).
4.4.4.2. Структура документированной СУОТ организации имеет следующий вид:
  • документы, содержащие законодательные и другие требования в области ОТ (4.3.2);
  • настоящее руководство по управлению от (содержит системные процедуры);
  • программы (планы) в области от (4.3.3);
  • рабочие процедуры, отраженные в:
– разделе «охрана труда» коллективного договора организации, положениях о подразделениях, должностных инструкциях, инструкциях по от, инструкциях по безопасному ведению работ тарифно-квалификационных требованиях (регламентируют деятельность подразделений и работников в соответствии с требованиями элементов СУОТ и законодательства в области от);
– ОРД (создается в ходе управленческой деятельности подразделений и работников в соответствии с их ответственностью и полномочиями);
– конструкторской и технологической документации (указывают, как осуществляется деятельность подразделений и работников в производственных процессах);
4.4.4.3. Потребность в документе определяется с учетом:
  • введения (изменения, отмены) НПА или вида деятельности (4.3.2, 4.1);
  • изменения организационной структуры (4.4.1);
  • получения входящей корреспонденции (4.4.3);
  • результатов корректирующих и предупреждающих действий (4.5.3);
  • результатов аудитов СУОТ (4.5.5);
  • результатов анализа управления ОТ (4.6).
Разработка необходимых документов СУОТ осуществляется соответствующими подразделениями и работниками организации на основании приказов (распоряжений) с учетом требований, изложенных в 4.4.5.
4.4.5. Управление документацией
4.4.5.1. Данный раздел руководства разработан в соответствии с разделом 4.4.5 СТБ 18001 (OHSAS 18001).
4.4.5.2. Основными целями управления документацией СУОТ являются:
  • своевременное обеспечение всех осуществляемых в организации видов деятельности необходимой актуализированной документацией;
  • своевременное доведение до пользователей положений и требований документов СУОТ, действующих в организации.
4.4.5.3. Деятельность по управлению документацией СУОТ включает следующие этапы:
  • выявление потребности и планирование разработки;
  • назначение разработчика документа;
  • разработка и оформление документа;
  • согласование;
  • доработка документа;
  • проверка документа;
  • утверждение;
  • введение в действие;
  • регистрация документа;
  • тиражирование документа;
  • учет и распределение документа;
  • применение документа;
  • внесение изменений, пересмотр и отмена документа;
  • хранение документа;
  • действия после отмены документа (архивирование и уничтожение устаревших редакций).
4.4.5.4. Руководство по управлению от организации разрабатывается инженером по ОТ, проверяется начальником СОТ, согласовывается с представителем высшего руководства в СУОТ и председателем профкома организации и утверждается руководителем организации.
Оригинал руководства хранится в СОТ. Ответственным за управление руководством является начальник СОТ, который осуществляет его пересмотр (актуализацию) не реже одного раза в год. Актуализация руководства осуществляется согласно 4.4.4.3.
Изменения в руководство вносятся путем замены листов с разделами, в которые внесены изменения, а замененные листы уничтожаются. Все изменения регистрируются в листе регистрации изменений руководства.
4.4.5.5. Разработка и управление рабочими процедурами СУОТ, отраженными в:
  • разделе «Охрана труда» коллективного договора – осуществляется в соответствии со ст. 361 – 376 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее – ТК);
  • положениях о подразделениях – осуществляется в соответствии с документом;
  • должностных инструкциях – осуществляется в соответствии с документом;
  • инструкциях по безопасному ведению работ – осуществляется в соответствии с документом;
  • ПЛАС – осуществляется в соответствии с документом;
  • ОРД – осуществляется в соответствии с СТБ 6.38 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
  • конструкторской документации – осуществляется в соответствии с требованиями ЕСКД;
  • технологической документации – осуществляется в соответствии с требованиями ЕСТД.
4.4.5.6. Выявление потребности и планирование разработки.
Планирование разработки и распределение ответственности за разработку документов СУОТ (изменений к ним) осуществляются при разработке начальником СОТ «Плана разработки и внедрения документов СУОТ» (далее – План) ниже следующей формы, который утверждается представителем высшего руководства в СУОТ.

В графе «Обозначение и наименование документа» также указывают «Разработка нового документа» или «Пересмотр действующего документа».
В случае возникшей необходимости в разработке документов СУОТ, не предусмотренных Планом, разработка осуществляется на основании приказа (распоряжения, протокола совещания и т.п.).

Основанием для Плана и/или приказа (распоряжения, протокола совещания и т.п.) являются:

  • реализация требований СТБ 18001 (OHSAS 18001);
  • результаты работы органа по сертификации СУОТ организации;
  • результаты внутренних аудитов СУОТ (4.5.5);
  • результаты анализа эффективности функционирования СУОТ со стороны руководства (4.6);
  • изменения в организационной структуре организации и/или ее видах деятельности;
  • предложения Сотрудников, рассмотренные и одобренные при анализе управления от (4.6).
План разрабатывается не позднее 10 января планируемого года либо, при необходимости, в соответствии со сроками, указанными в приказе (распоряжении, протоколе совещания и т.п.).
Подразделения организации подают предложения в План до 30 декабря текущего года либо в соответствии со сроками, указанными в приказе (распоряжении, протоколе совещания и т.п.).
План руководителям подразделений-разработчиков документов СУОТ рассылает СОТ.
4.4.5.7. Назначение разработчика документа.
В соответствии с Планом представитель высшего руководства в СУОТ назначает разработчика документа.
4.4.5.8. Разработка и оформление документа.
Подразделение-разработчик разрабатывает проект документа, согласно Плану и в сроки, установленные Планом.
Разработка документа осуществляется в следующей последовательности:
  • разработка проекта документа и рассылка его на согласование;
  • устранение замечаний, разработка окончательной редакции;
  • согласование и утверждение окончательной редакции, учет и выдача копий руководителям подразделений, использующим документ.
Действующий документ должен иметь наглядные признаки годности и актуальности, т.е.:
  • наличие установленных в документе подписей, расшифровки подписей и даты подписания документа;
  • номер приказа о введении в действие или дату введения в действие;
  • номер издания или изменения;
  • инвентарный номер, номер экземпляра, указывающий, что данный документ учтен и зарегистрирован;
  • штамп «КОНТРОЛЬНЫЙ» на подлиннике, штамп «РАБОЧИЙ» на копии документа.
4.4.5.9. Согласование проекта документа.
Проект документа направляется на согласование подразделениям (Сотрудникам), деятельность которых затрагивают требования документа.
Подразделение (Сотрудник), получив проект документа на согласование, в течение 3 рабочих дней рассматривает его и формирует замечания.
Замечания излагаются в краткой и четкой форме с обоснованием.
Замечания подписывает руководитель подразделения (сотрудник) и направляет их подразделению-разработчику документа.
При отсутствии замечаний руководитель подразделения (сотрудник) согласовывает документ.
Подразделение-разработчик рассматривает замечания и принимает решение о корректировке проекта документа или решает вопрос о снятии замечаний в рабочем порядке согласно 4.4.5.10.
При отсутствии замечаний или устранении всех замечаний в рабочем порядке подразделение-разработчик составляет окончательную редакцию документа.
4.4.5.10. Доработка документа.
При наличии разногласий по рассмотрению замечаний представитель высшего руководства в СУОТ определяет состав участников и в течение 5 рабочих дней организует под своим руководством согласительное совещание по рассмотрению разногласий, на котором имеет право окончательного решения.
Решение совещания по рассматриваемым разногласиям оформляется протоколом, утверждаемым представителем высшего руководства в СУОТ и подписываемым секретарем совещания.
Уточненный, с учетом полученных замечаний, проект документа направляется на проверку в СОТ.
4.4.5.11. Проверка документа.
Проверку документа проводит СОТ в течение 7 рабочих дней.
При этом проверяются:
  • соответствие документа требованиям СТБ 18001 (OHSAS 18001);
  • соответствие документа требованиям 4.4.5.4, 4.4.5.5.
При наличии замечаний после проверки документа СОТ устанавливает сроки (не более 10 рабочих дней) для устранения замечаний и представления на повторную проверку.
После повторной экспертизы начальник СОТ согласовывает документ и передает подразделению-разработчику окончательную редакцию документа для согласования и утверждения.
Окончательная редакция проекта документа подлежит обязательному согласованию с представителем высшего руководства в СУОТ.
4.4.5.12. Утверждение документа.
Окончательную редакцию документа утверждает руководитель организации.
При непринятии решения об утверждении документа окончательную редакцию передают подразделению-разработчику для доработки.
Доработка документа осуществляется в соответствии с 4.4.5.10.
4.4.5.13. Введение документа в действие.
Документ вводится в действие приказом руководителя организации с указанием даты введения документа в действие.
Проект приказа готовит начальник СОТ.
Если в процессе согласования документа выявлена необходимость в выполнении конкретных мероприятий по его внедрению, то подразделение разработчик разрабатывает план организационно-технических мероприятий по внедрению документа (см. 4.3.2) и передает его в СОТ. Предлагаемые мероприятия прилагаются к приказу или излагаются в самом приказе.
При необходимости, начальник СОТ обобщает план организационно-технических мероприятий и передает его на утверждение представителю высшего руководства в СУОТ.
С приказом и планом организационно-технических мероприятий СОТ знакомит подразделения, за которыми закреплены работы по внедрению документов.
Мероприятия по введению документа в действие должны быть выполнены, и внедрение документа должно быть закончено к дате его введения в действие.
Контроль внедрения документа и своевременного выполнения плана организационно-технических мероприятий (при его наличии) осуществляет СОТ.
Завершение работ по внедрению документа оформляется актом произвольной формы о внедрении документа (при наличии плана организационно-технических мероприятий), который включает основание введения в действие и результаты его проверки, подписывается членами комиссии по проверке и утверждается представителем высшего руководства в СУОТ.
4.4.5.14. Регистрация документа.
Разработанные в организации (приобретенные) документы СУОТ регистрируются в «Журнале регистрации документов СУОТ» следующей формы.
Выдаваемые подразделениям и работникам организации документы СУОТ (электронные носители) регистрируются в «журнале учета выдачи документов СУОТ (электронных носителей) подразделениям организации» следующей формы.
4.4.5.15. Учет и распределение документа.
Документ считается учтенным, если на обложке стоит отметка (штамп) «КОНТРОЛЬНЫЙ» (контрольный экземпляр) и «РАБОЧИЙ» (рабочий экземпляр).
На копиях документа проставляются необходимые отметки (штампы) и номер экземпляра, и они выдаются в необходимом для работы количестве руководителям подразделений (сотрудникам).
Руководители подразделений (сотрудники, уполномоченные по СУОТ в подразделениях), получив учтенные копии документа, регистрируют их в журналах учета выдачи аналогично 4.4.5.14.
После получения документов СУОТ руководитель подразделения (сотрудник, уполномоченный по СУОТ в подразделении) знакомит или обучает персонал подразделения работе по полученному документу или изменениям под роспись на обратной стороне документа или в листе ознакомления следующей формы.
4.4.5.16. Внесение изменений в документы.
Порядок внесения изменений аналогичен порядку разработки и управления соответствующими документами СУОТ (4.4.5.6–4.4.5.15).
Допускается, по усмотрению разработчика, не согласовывать изменение со всеми подразделениями (работниками), если изменение не затрагивает область деятельности этого подразделения (работника).
Изменения в документ вносятся путем замены листов на новые дополнительные листы или аннулирования отдельных листов в подлиннике и учтенных копиях. Изъятые листы уничтожаются.
Датой введения изменения в действие считается дата его утверждения.
Допускается ознакомление исполнителей по распоряжению руководителя подразделения уполномоченным по СУОТ в подразделении.
4.4.5.17. Пересмотр и отмена документа.
Документы СУОТ пересматриваются при введении в них новых требований, изменении основных требований СУОТ и в случае, когда изменения составляют 50% документа. Необходимость пересмотра и решение об аннулировании принимает подразделение-разработчик по согласованию с начальником СОТ. Аннулируются документы согласно приказу (или другого решения) о пересмотре или аннулировании документов.
4.4.5.18. Хранение документа
Условия хранения документации СУОТ в подразделениях должны обеспечивать ее сохранность, рациональное размещение, удобство работы с ней и исключать свободный доступ посторонних лиц, возможность утраты и ненадлежащего обращения.
Ответственность за хранение учтенных копий документов СУОТ в подразделениях возлагается на руководителей соответствующих подразделений.
4.4.5.19. Порядок аннулирования документа
Аннулированные подлинники (контрольный экземпляр) документов хранятся в СОТ отдельно от действующих.
На контрольном экземпляре аннулированного документа СУОТ ставится отметка (штамп) «АРХИВНЫЙ», и сведения об аннулировании вносятся в «Журнал регистрации документов СУОТ». Архивный экземпляр хранится в СОТ в течение 3 лет.
4.4.6. Управление операциями
4.4.6.1. Данный раздел руководства разработан в соответствии с разделом 4.4.6 СТБ 18001 (OHSAS 18001).
4.4.6.2. В организации осуществляется управление видами деятельности (операциями), отраженными в «реестре видов деятельности» (Приложение 1) и связанными с соответствующими методами работы, оборудованием, материалами, средой, человеком (работником).
4.4.6.3. Обеспечение безопасности производственного оборудования, рабочих мест осуществляется:
  • в соответствии со ст. 28 «Соответствие производственного оборудования и рабочих мест требованиям по охране труда» Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 356-3 «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда);
  • межотраслевыми общими правилами по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июля 2003 г. № 70 (далее – Межотраслевые правила);
  • Правилами безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями, утвержденными Первым заместителем Министра топлива и энергетики Республики Беларусь 12 февраля 1996 г.;
  • Правилами технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденными постановлением Министерства энергетики республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 31.

4.4.6.4. Регистрация и декларирование безопасности опасных производственных объектов, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ответственности владельцев транспортных средств, ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов регистрация и декларирование безопасности опасных производственных объектов осуществляется:

  • в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 363-з «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Положением о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1357;
  • Инструкцией о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям республики Беларусь от 11 апреля 2003 г. № 22;
  • Методическими рекомендациями по идентификации опасных производственных объектов, утвержденными приказом департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19 декабря 2003 г. № 141;
  • Порядком экспертизы декларации безопасности производственных объектов республики Беларусь, утвержденным приказом Проматомнадзора при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 мая 1998 г. № 49;
  • Инструкцией о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденной постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 47.
  • Указом Президента Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 339 «О совершенствовании порядка и условий проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности»;
  • Положением о регистрации (перерегистрации) на Белорусском Республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1294;
  • Положением о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1297;
  • Положением о порядке внесения Белорусскому Республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» капитализированных повременных платежей при ликвидации (банкротстве с ликвидацией) или прекращении деятельности страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1301;
  • Положением о порядке и размерах оплаты расходов на погребение застрахованного по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смерть которого наступила в результате страхового случая, утвержденным постановлением совета Министров Республики Беларусь от 10 ноября 2003 г. № 1303;
  • Правилами установления надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и скидок с этих тарифов, утвержденными указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531;
  • Положением о порядке истребования сведений и (или) документов, необходимых для принятия решения о назначении страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1462;
  • Инструкцией по расчету размера капитализированных повременных платежей при ликвидации (банкротстве с ликвидацией) или прекращении деятельности страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 декабря 2003 г. № 154;
  • Постановлением Пленума верховного суда Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Обязательное страхование гражданской ответственности организации как владельца транспортных средств за вред, причиненный юридическим и физическим лицам при использовании этих средств в дорожном движении на территории Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности».
Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта носит добровольный характер, и организация может заключить договор такого страхования со страховщиком, имеющим право на оказание таких страховых услуг.
4.4.6.5. Обеспечение безопасности производственных процессов (технологических, транспортировки, погрузочно-разгрузочных, складских и других работ) осуществляется:
  • в соответствии с законом об охране труда;
  • Межотраслевыми правилами;
  • Правилами технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденными постановлением Министерства энергетики республики Беларуси от 11 августа 2003 г. № 31;
  • технологической документацией;
  • планами (проектами) производства работ.
4.4.6.6. Обеспечение безопасности при выполнении работ в командировках.
При заключении договоров на производство работ организацией уполномоченные должностные лица организации изучают условия, в которых будут выполняться работы, обеспечивают отражение в договорах обязанностей сторон и сфер ответственности за обеспечение ОТ.
Работники Организации по прибытии на место производства работ получают вводный инструктаж по ОТ в службе ОТ заказчика, а при совместном выполнении работ с персоналом заказчика и под руководством должностных лиц заказчика – и инструктаж на рабочем месте.
При выполнении работ в командировке под руководством должностных лиц организации, командировавшей работника, инструктаж по ОТ проводится указанными должностными лицами при участии руководителя или специалиста организации, на территории которой производятся работы. Такой инструктаж может проводиться как перед направлением в командировку, так и на месте командировки.
Работники Организации соблюдают установленные заказчиком требования от и правила поведения на строительных площадках, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, а руководители обеспечивают контроль соблюдения этих требований командированными работниками.
При выполнении работ в условиях, дающих право работникам на получение компенсаций по условиям труда, руководители работ получают необходимые справки о наличии оснований для предоставления указанных компенсаций и ведут учет фактически отработанного времени в таких условиях.
Работники, имеющие право на бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов при работе с вредными веществами, получают денежные средства на их приобретение в порядке, установленном коллективным договором.
По окончании работ руководители подразделений представляют документ о наличии вредных условий труда вместе с актом о выполнении работ и дополнительный табель о фактически отработанном времени во вредных условиях труда.
4.4.6.7. Обеспечение безопасности при сельскохозяйственных и других разовых работах.
Направление сотрудников на сельскохозяйственные работы осуществляется на основании договора с сельскохозяйственной организацией, в котором регламентируются вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда.
Для направления сотрудников на сельскохозяйственные работы издается приказ по организации, в котором указывается период работ, состав групп сотрудников и старших в этих группах, порядок информирования организации о ходе работ, соблюдении трудовой дисциплины, требований ОТ, состоянии здоровья сотрудников, организации их питания и размещения.
Сотрудники, которые по состоянию здоровья не могут быть привлечены к сельскохозяйственным работам, на указанные работы не направляются. О таком состоянии здоровья сотрудником представляется медицинская справка.
Перед направлением на сельскохозяйственные работы проводится целевой инструктаж сотрудников по мерам безопасности в пути, а также дается информация по правовым вопросам, связанным с направлением сотрудника на сельскохозяйственные работы.
По прибытии на место работ старший группы сотрудников представляет список прибывших в сельскохозяйственную организацию сотрудников для издания приказа о зачислении их на временную работу.
Старший группы сотрудников должен проследить за тем, чтобы сотрудники:
  • были ознакомлены под роспись с приказом о зачислении на временную работу;
  • получили вводный инструктаж по от (проводит специалист по от сельскохозяйственной организации);
  • прошли инструктаж по ОТ по выполняемой работе (проводят непосредственные руководители сельскохозяйственной организации, в подчинение которых поступили сотрудники).
Старший группы сотрудников наряду с непосредственными руководителями сельскохозяйственной организации, в подчинение которых поступили сотрудники, осуществляет контроль соблюдения сотрудниками требований от, а также требований безопасности при автомобильных перевозках.
Если согласно заключенному договору организация осуществляет работы на выделенном сельскохозяйственной организацией участке, то старший группы сотрудников проводит с вверенными ему Сотрудниками инструктаж по от по выполняемым работам, регистрирует его проведение в журнале, осуществляет руководство работами и контроль соблюдения требований ОТ.
Перед выездом к месту работ старший группы сотрудников должен быть обеспечен СОТ организации соответствующими инструкциями по ОТ и журналом для регистрации инструктажей.
Сотрудников, не соблюдающих требования от и допускающих нарушения трудовой дисциплины, старший группы отправляет к месту постоянной работы и информирует об этом руководство организации.
Несчастные случаи, произошедшие с сотрудниками в период направления на сельскохозяйственные работы, расследуются в установленном порядке.
Перед выполнением разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и др.), сотрудники получают от непосредственного руководителя таких работ целевой инструктаж по от, регистрируемый в журнале регистрации инструктажей.
Для выполнения работ сотрудники получают исправный инвентарь и приспособления, а также специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные нормами для выполнения соответствующих работ.
4.4.6.8. Обеспечение безопасности при использовании сотрудниками личного транспорта в интересах организации.
Личный транспорт сотрудников может использоваться с их согласия в интересах организации:
  • на определенный срок при наличии письменного договора организации с Сотрудником;
  • для осуществления разовых поездок по просьбе (распоряжению) руководителя организации или уполномоченного им лица.
При наличии письменного договора об использовании личного транспорта Сотрудников в интересах организации она:
  • обеспечивает проведение технического осмотра транспорта с периодичностью, установленной для транспорта организации, его содержание в исправном техническом состоянии;
  • обеспечивает прохождение сотрудниками-владельцами личного транспорта специального медицинского осмотра с периодичностью, установленной для водителей, работающих по найму;
  • проводит с установленной периодичностью инструктажи по от и безопасности дорожного движения;
  • разрешает перевозку на указанном транспорте других сотрудников при наличии у сотрудника-владельца личного транспорта водительского стажа не менее трех лет;
  • обеспечивает проведение предрейсового медицинского осмотра сотрудников-водителей индивидуальных транспортных средств, используемых в интересах организации;
  • принимает на себя другие обязанности и ответственность, предусмотренные для владельца источника опасности.
Сотрудник, личный транспорт которого используется в интересах организации, соблюдает установленные для водителей транспорта требования ОТ и Правила дорожного движения, утвержденные указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее – ПДД).
4.4.6.9. Обеспечение безопасности зданий, сооружений, территории осуществляется:
  • в соответствии с Законом об охране труда;
  • Межотраслевыми правилами;
  • Положением о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1991 г. № 452;
  • ТКП 45-1.04-78 «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения»;
  • СНБ 1.04.01 «Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации»;
  • СНБ 1.03.04 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»;
  • СанПиН 2.2.1.13-5 «Гигиенические требования к проектированию, содержанию и эксплуатации производственных предприятий»;
  • СНиП 2.09.02 «Нормы проектирования. Производственные здания».
4.4.6.10. Санитарно-бытовое обслуживание осуществляется:
  • в соответствии со ст. 231 ТК «Обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями, устройствами, средствами»;
  • Межотраслевыми правилами.
4.4.6.11. Обеспечение СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами.
На работах с вредными условиями труда, а также на работах, проводимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам:
  • специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ;
  • смывающие и обезвреживающие средства;
  • молоко или другие равноценные пищевые продукты;
  • лечебно-профилактическое питание.
В организации утверждаются:
  • перечень профессий и должностей работников, которым выдается специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ (с указанием видов изделий, норм выдачи и сроков носки);
  • перечень СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда;
  • перечень профессий, должностей и работ, связанных с загрязнением, при выполнении которых работникам выдаются смывающие и обезвреживающие средства;
  • перечень профессий, должностей и работ, дающих право работникам на получение молока или других равноценных пищевых продуктов при работе с вредными веществами;
  • перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда.
Указанные перечни согласовываются с профсоюзным комитетом и объявляются приказом по организации либо прилагаются к коллективному договору.
В отдельных случаях, исходя из особенностей производства, с разрешения государственного инспектора труда и территориального центра гигиены и эпидемиологии и по согласованию с профкомом, возможна замена одних видов СИЗ, предусмотренных нормами, другими, равноценными по защитным свойствам.
Работникам, выполняющим работы по нескольким профессиям, дополнительно выдаются СИЗ, предусмотренные по совмещаемым профессиям или видам работ, если они не предусмотрены по основной профессии.
Ученикам курсовой, групповой и индивидуальных форм обучения, учащимся профессионально-технических училищ, средних специальных и студентам высших учебных заведений на период практики, инструкторам, а также работникам, временно выполняющим работу по профессиям и должностям, указанным в этих перечнях, выдаются СИЗ и профилактики на время выполнения этих работ в соответствии с нормами.
Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в нормах, выдаются те же СИЗ и профилактики, что и рабочим соответствующих профессий.
Предусмотренные нормами СИЗ выдаются работникам и в том случае, если они по занимаемой должности являются старшими (старший механик, старший мастер и др.) и выполняют работы, которые дают право на получение средств индивидуальной защиты и профилактики.
Руководители и специалисты, осуществляющие организацию и контроль производственных процессов, эксплуатации оборудования, состояния ОТ, на период выполнения указанных обязанностей обеспечиваются аналогичными для работников на данном участке работ СИЗ со сроком носки до износа или как дежурные.
Лицам, привлекаемым для тушения пожаров, локализации аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий, выдаются предназначенные для этих целей СИЗ.
Выдаваемые работникам СИЗ являются собственностью организации и подлежат возврату:
  • при увольнении;
  • при переводе на другую работу, для выполнения которой выданные СИЗ не предусмотрены нормами;
  • по окончании сроков носки при получении новых.
Смывающие средства выдаются работнику из расчета не менее 400 г в месяц мыла или аналогичных по действию смывающих средств.
Выдача указанных средств работникам не производится, если в действующих санитарно-бытовых помещениях имеются душевые и умывальники, постоянно обеспечиваемые смывающими средствами.
При работе с веществами аллергенами и веществами-раздражителями кожи, а также для предупреждения вредного воздействия биологических объектов работники обеспечиваются защитными пастами (мазями, кремами) в количестве не менее 5 г для разового нанесения на чистую поверхность кожных покровов рук (лица, шеи, предплечий) дважды за рабочую смену – до работы и после перерыва для отдыха и питания (приема пищи) и в других случаях, предусмотренных организацией труда. Нанесенные защитные пасты и кремы смываются перед перерывом для отдыха и питания (приема пищи) и по окончании рабочей смены.
Работникам могут выдаваться СИЗ, имеющие сертификат соответствия, и смывающие и обезвреживающие средства, которые прошли государственную гигиеническую регистрацию.
Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в соответствии с утвержденным перечнем молоко выдается по 0,5 л в смену независимо от ее продолжительности в дни фактической занятости работника на работах, связанных с производством или применением химических веществ, предусмотренных Перечнем вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 марта 2002 г. № 34/12, не менее половины продолжительности рабочего дня (смены), установленной законодательством.
Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, рекомендуется вместо молока выдавать в таком же количестве один из видов кисломолочных продуктов, получаемых сквашиванием молока заквасками (кефир, ацидофилин, простокваша и др.).
Обогащенные пектином пищевые продукты, фруктовые соки и напитки, а также натуральные фруктовые соки с мякотью выдаются перед началом работы.
При производстве и переработке антибиотиков вместо молока работникам выдаются кисломолочные продукты или приготовленный на основе молока колибактерин.
Не допускается:
  • замена молока товарами и продуктами (кроме равноценных молоку пищевых продуктов);
  • выдача молока за одну или несколько смен вперед, а так же за прошедшие смены и отпуск на дом.
Работникам, занятым на особо вредных условиях труда, в целях укрепления их здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний выдается лечебно-профилактическое питание, витаминные препараты в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 ноября 2007 г. № 152/123 «О мерах по реализации постановления совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2007 г. № 1386».
Лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работ на производствах, по профессиям и в должностях, предусмотренных в Перечне, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не был госпитализирован.
Дополнительная бесплатная выдача молока работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание, не производится.
В служебных командировках или при разъездном характере работы работнику, имеющему право на бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, выдается денежная компенсация на их приобретение на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
Выдача взамен СИЗ денежных сумм для их приобретения не допускается.
Предприятие компенсирует работникам расходы на приобретение и содержание СИЗ и профилактики, если они были вынуждены приобретать их и осуществлять уход за ними за свой счет.
Пришедшие в негодность СИЗ до истечения установленных сроков носки по причинам, не зависящим от работника, заменяются или ремонтируются.
Такая замена осуществляется на основании акта, составленного руководителем подразделения с участием представителя профсоюзного комитета.
В случае пропажи или порчи СИЗ в местах их хранения по причинам, не зависящим от работника, работнику выдаются другие исправные СИЗ вместо пропавших или испорченных.
Бывшие в употреблении СИЗ могут выдаваться другим работникам после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта. Срок службы таких изделий устанавливается комиссией, осуществляющей контроль качества СИЗ.
Обеспечение работающих СИЗ и профилактики осуществляется отделом материально-технического снабжения на основании заявок подразделений организации.
Перед подачей в отдел материально-технического снабжения заявки подразделений согласовываются со службой ОТ.
Приемка поступающих СИЗ осуществляется комиссией по контролю качества СИЗ, состоящей из представителей соответствующих служб организации и профсоюзного комитета.
По результатам приемки СИЗ комиссия составляет акт о качестве поступивших изделий, их соответствии требованиям НПА и заявке.
Изделия, не отвечающие указанным требованиям, возвращаются с составлением соответствующей рекламации. В случае спора по этому вопросу для его разрешения могут привлекаться независимые эксперты.
На принятую от поставщиков спецодежду (на одну из деталей – нагрудный карман, рукав, спинку и др.) может наноситься несмываемой краской (прикрепляться) фирменный знак с кратким наименованием предприятия или его эмблемой.
Хранение специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ осуществляется в отдельных сухих помещениях, изолированно от других изделий и материалов, с рассортировкой по видам, ростам, защитным свойствам и с соблюдением установленных мер, исключающих потерю ими защитных свойств.
Хранение специальной одежды рабочих, занятых на работах с вредными для здоровья веществами (свинец, его сплавы и соединения, ртуть, этилированный бензин, радиоактивные вещества и т.п.), производится в соответствии со специальными инструкциями и указаниями органов санитарного надзора.
Дежурные СИЗ коллективного пользования находятся в кладовой цеха или участка и выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены, или могут быть закреплены за определенными рабочими местами и передаваться от одной смены другой.
Теплые специальная одежда и специальная обувь выдаются работникам с наступлением холодного времени года и сдается по окончании данного периода в кладовую по именному списку. После хранения указанные изделия выдаются тем же работникам, от которых они были получены.
Отдел материально-технического снабжения обеспечивает химчистку, стирку, ремонт, другой уход за СИЗ.
Работники получают инструктаж о порядке проверки исправности, получения и использования СИЗ и профилактики.
При заключении трудового договора (контракта) работники получают информацию о полагающихся по их профессии (должности) СИЗ и профилактики, СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, при отсутствии которых они имеют право отказаться от выполнения порученной работы.
Учет выдачи и возврата СИЗ на каждого работника регистрируется в личной карточке учета СИЗ.
Руководители подразделений при любых видах контроля следят за тем, чтобы работники использовали при работе выданные им СИЗ, а также применяли смывающие и обезвреживающие средства и не допускают к работе лиц без предусмотренных или с неисправными СИЗ.
Вопросы материальной ответственности работников за ущерб, причиненный организации в связи с утратой или порчей по небрежности специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ и в иных случаях (хищение или умышленная порча указанных изделий) регулируется действующим законодательством.
Другие вопросы, не регламентированные настоящим Порядком, разрешаются:
  • в соответствии с Правилами бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами, утвержденными постановлением совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2002 г. № 260;
  • нормами и порядком обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 208;
  • типовым перечнем средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 19 апреля 2000 г. № 65.
  • Трудовые споры по вопросам выдачи и использования специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты рассматриваются комиссиями по трудовым спорам.
4.4.6.12. Медицинское обслуживание.
Предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры проводятся в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотрах работников, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. № 33.
4.4.6.13. Обеспечение электробезопасности осуществляется в соответствии с главой 20 «Электробезопасность» Межотраслевых правил.
4.4.6.14. Обеспечение пожарной безопасности осуществляется:
  • в соответствии с главой 21 «Пожарная безопасность» Межотраслевых правил;
  • Положением о лицензировании деятельности по обеспечению пожарной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1357;
  • НПБ и ППБ, содержащимися в «Реестре документов СУОТ организации» (4.3.2).
4.4.6.15. Обеспечение радиационной безопасности осуществляется в соответствии с Документом.
4.4.6.16. Обеспечение лазерной безопасности осуществляется в соответствии с Документом.
4.4.6.17. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется:
  • в соответствии с ПДД;
  • межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128.
4.4.6.18. Обеспечение безопасности при работе с химическими веществами осуществляется в соответствии с главой 19 «Работа с химическими веществами» Межотраслевых правил.
4.4.6.19. Взаимодействие с заинтересованными сторонами в работе по ОТ.
Для осуществления видов деятельности организация осуществляет закупки соответствующих объектов на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках», с учетом требований:
  • Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Перечня основного технологического оборудования для производства табачных изделий, подлежащего государственной регистрации, утвержденного постановлением комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при совете Министров Республики Беларусь от 9 июля 2004 г. № 24;
  • Перечня химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения республики Беларусь от 8 октября 2003 г. № 44.
Поиск, оценка и выбор поставщиков осуществляется как с учетом качества выполняемых работ, оказываемых услуг и поставляемых объектов, так и с учетом уровня работы по обеспечению безопасности осуществляемой деятельности и объектов.
При необходимости организацией может проводиться аудит СУОТ поставщиков.
При решении вопроса о закупках объектов в обязательном порядке изучается возможность применения безвредных (менее вредных) объектов без ущерба для обеспечения производственных требований.
В соответствии с должностными инструкциями соответствующие работники организации проводят мониторинг выполнения договорных обязательств, данные которого могут служить основанием для принятия решений о продолжении делового сотрудничества с соответствующими поставщиками объектов (услуг).
Проверка поставленных объектов осуществляется в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290, при этом проверка на соблюдение требований ОТ производится с участием работника СОТ.
4.4.6.20. Порядок отстранения работников от работы.
Согласно ст. 49 ТК по требованию уполномоченных государственных органов в случаях предусмотренных законодательством наниматель обязан отстранить работника от работы.
Согласно указанной статье наниматель также обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:
  • появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • не прошедшего инструктаж, проверку знаний по ОТ;
  • не использующего требуемые СИЗ, обеспечивающие безопасность труда;
  • не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
При наличии указанных оснований для недопуска к работе (отстранения от работы) издается приказ руководителя организации (распоряжение руководителя подразделения) об отстранении от работы, с которым сотрудник должен ознакомиться под роспись.
При этом сотруднику разъясняется основание для принятия такого решения и принимаются меры к предоставлению ему другой работы на период отстранения от ранее выполняемой работы.
При наличии в организации пропускной системы работники охраны обязаны не допускать прохода на территорию организации (ухода с территории) сотрудников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, задерживать их и оформлять соответствующие документы по данным фактам.
При появлении сотрудника руководителем подразделения издается распоряжение о недопуске к работе. Если указанное состояние работника обнаружилось в период рабочего дня (смены), издается распоряжение об отстранении от работы. Распоряжение доводится до сотрудника под роспись, и от него требуется письменное объяснение.
По данному факту руководителем подразделения направляется руководителю организации служебная записка с прилагаемой к ней письменным объяснением сотрудника.
В зависимости от состояния сотрудника и во избежание несчастного случая на производстве по усмотрению руководителя подразделения может быть назначено его сопровождение до выхода с территории организации.
В случае отказа сотрудника признать факт нахождения в состоянии, послужившем основанием для недопуска к работе (отстранения от работы), ему предлагается пройти освидетельствование.
При отказе от дачи объяснения, от ознакомления с распоряжением о недопуске к работе (отстранении от работы), от прохождения медицинского освидетельствования об этом составляется акт, подписываемый руководителем подразделения, непосредственным руководителем нарушителя, общественным инспектором по от или другим представителем профсоюза.
Сотруднику предлагается ознакомиться с указанным актом.
При отказе от ознакомления с актом под роспись в акте делается соответствующая запись, под которой указанные лица вновь проставляют свои подписи.
Одновременно указанные лица составляют акт о нахождении сотрудника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Акт о нахождении сотрудника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения составляется в тот же день. С составленным актом сотруднику предлагается ознакомиться под роспись.
При отказе от ознакомления либо при нахождении сотрудника в состоянии, в силу которого он не способен понять значение обращенных к нему вопросов или поставить подпись, составители акта вновь проставляют об этом подписи.
После осуществления указанных действий сотруднику предлагается покинуть территорию организации.
В случае невыполнения указанного требования либо невозможности его выполнить в силу состояния здоровья сотрудника, вызывается милиция для принудительного удаления с территории организации в медицинский вытрезвитель.
По факту появления сотрудника в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения руководителем организации принимается решение в соответствии с действующим законодательством.
По общему правилу за период отстранения от работы заработная плата не начисляется.
При отстранении от работы сотрудника, который не прошел инструктаж, проверку знаний по от либо медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине (не был приглашен для проверки знаний по ОТ, не состоялось направление на обязательный медицинский осмотр, не были выданы требуемые СИЗ и т.п.), и если сотрудник не был временно переведен на другую работу, за время отстранения от работы оплата производится как за простой не по вине работника.
4.4.7. Аварийная подготовленность и реагирование
4.4.7.1. Данный раздел руководства разработан в соответствии с разделом 4.4.7 СТБ 18001 (OHSAS 18001).
4.4.7.2. Аварийная подготовленность и реагирование подразумевают осуществление соответствующих действий при таких обстоятельствах, как аварийные ситуации, аварии, чрезвычайные ситуации, катастрофы и т.п., которые могут привести к нанесению вреда жизни или здоровью работников, повреждению имущества организации, нарушению окружающей обстановки на рабочих местах либо к их сочетанию.
4.4.7.3. Идентификация и описание последствий указанных выше обстоятельств осуществляется в рамках 4.3.1.
4.4.7.4. Аварийная подготовленность и реагирование осуществляются:
  • в соответствии с Правилами технической безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11 февраля 2003 г. № 7;
  • инструкцией по тушению пожаров в электроустановках организаций Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям республики Беларусь и Министерства энергетики республики Беларусь от 28 мая 2004 г. № 20/15;
  • инструкцией по подготовке и проведению командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и объектовых тренировок с органами управления, силами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 48;
  • СНБ 2.02.02 «Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре»;
  • ППБ РБ 1.01 «Общие правила пожарной безопасности республики Беларусь для промышленных предприятий»;
  • Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. № 38;
  • Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 20 октября 2004 г. № 34;
  • Положением о государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением совета Министров республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495.

4.4.7.5. Основными задачами организации при возможных аварийных ситуациях являются:

  • установление вероятных участков (производств) возникновения аварийных ситуаций;
  • предотвращение и снижение воздействий на жизнь и здоровье людей возникших аварийных ситуаций;
  • локализация аварийных ситуаций и ликвидация последствий аварий;
  • анализ причин возникновения аварийной ситуации, разработка мероприятий по их устранению;
  • анализ и проверка подготовленности персонала к локализации и ликвидации последствий возникшей аварийной ситуации.
4.4.7.6. Аварийные ситуации по происхождению делятся на внешние и внутренние.
Внешние – это те аварийные ситуации, возникновение которых не зависит от действий персонала и производственной деятельности организации. Реагирование на внешние аварийные ситуации осуществляется согласно ПЛАС, согласованным с органом управления по ГО.
Внутренние аварийные ситуации зависят от действий персонала и производственной деятельности организации, износа технологического оборудования, машин, механизмов, проведения профилактического обслуживания и ремонта, ошибок эксплуатирующего персонала, ошибок, допущенных при проектировании, нарушений технологического процесса.
4.4.7.7. Подготовленность к возможным аварийным ситуациям включает:
  • проведение анализа потенциального риска в деятельности организации и определение опасных участков, степени их опасности и возможных последствий;
  • разработку ПЛАС и внесение в инструкции по ОТ порядка действий персонала при возникновении возможных аварийных ситуаций;
  • подготовку эксплуатирующего и обслуживающего персонала, нештатных формирований к локализации и ликвидации возникших аварийных ситуаций и их последствий;
  • проведение тренировок обслуживающего персонала и нештатных формирований по выполнению ПЛАС, учений по ГО и ЧС;
  • проверку и корректировку ПЛАС;
  • проверку работы аварийной сигнализации и аварийного отключения оборудования;
  • проведение анализа подготовленности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий;
  • разработку мероприятий по снижению риска возникновения ЧС и уменьшению ущерба здоровью людей от их последствий.
4.4.7.8. Анализ произошедших аварий включает:
  • документальное фиксирование факта аварии и их последствий;
  • классификацию аварий;
  • оценку риска возможного повторения подобной аварии;
  • разработку корректирующих мероприятий по предотвращению возможного повторения подобных аварий;
  • ознакомление персонала с внесенными изменениями;
  • отчеты о проведенном анализе аварий и несчастных случаев.
4.4.7.9. Предупреждение, локализация и ликвидация аварийных ситуаций и аварий. Учет аварий и инцидентов.
Координационным органом системы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций и аварий в организации является КЧС.
Рабочим органом КЧС является штаб КЧС. На него возлагается планирование, техническое обеспечение работы КЧС, контроль выполнения принятых КЧС решений.
Положение о КЧС разрабатывается в соответствии с руководящими документами вышестоящих органов ГО и ЧС, согласовывается с городским органом управления по ГО и ЧС и утверждается руководителем организации.
Приказ о составе КЧС подготавливает начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС), а утверждает руководитель организации.
Основными задачами комиссии по ЧС являются:
  • разработка и реализация мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, повышению устойчивости функционирования потенциально опасных объектов, а также по обеспечению их стабильной работы при возникновении аварийных ситуаций;
  • организация работы по созданию на потенциально опасных объектах локальных систем раннего обнаружения и оповещения, поддержание их в состоянии постоянной готовности;
  • обеспечение готовности органов управления, сил и средств организации к действиям при аварийных ситуациях;
  • руководство ликвидацией аварийных ситуаций и эвакуацией работников организации;
  • создание производственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций;
  • обеспечение подготовки руководящего состава, а также работников организации к действиям в аварийных ситуациях.
Для локализации аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий приказом руководителя организации на базе существующих подразделений создаются нештатные формирования. Проект приказа о нештатных формированиях подготавливает начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) и утверждает руководитель организации.
Состав и оснащение нештатных формирований устанавливается штабом ГО организации применительно к структуре рекомендуемой территориальным управлением МЧС РБ и утверждается приказом руководителя организации.
По возможным аварийным ситуациям в организации проводится оценка потенциального риска от объекта, оборудования, технологического процесса и степени их воздействия на работающий персонал в соответствии с 4.3.1.
Оценка риска зависит от степени опасности объектов, оборудования, технологических процессов, а также последствий аварий и их воздействий на обслуживающий персонал, население и т.д.
В каждом подразделении организации ведется перечень возможных аварийных ситуаций.
Решением КЧС организации в виде протокола заседания возможные аварийные ситуации вносятся в Перечень потенциальных аварийных ситуаций организации.
Перечень составляет начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) в одном экземпляре.
Этот документ находится в КЧС и актуализируется по результатам предыдущего периода работы организации 2 раза в год (до 5 января и 5 июля).
На основании анализа потенциального риска и в соответствие с Перечнем потенциальных аварийных ситуаций в организации разрабатываются и утверждаются ПЛАС в соответствии с вышеупомянутыми документами (4.4.7.4).
Состав ПЛАС:
  • титульный лист;
  • оперативная часть плана;
  • распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварий, порядок их действий;
  • список должностных лиц и учреждений, оповещаемых о возникновении аварийной ситуации, разрабатываемый начальником штаба ГО и ЧС (инженером по ГО и ЧС) организации.
Оперативной частью ПЛАС охватываются все виды возможных аварий в подразделениях, а также возможные нарушения нормальных производственных условий и режимов работы: отключение электроэнергии, прекращение работы вентиляции, выключение электроэнергии, прекращение подачи сырья, топлива, газа, воды, пара, нарушение техпроцесса или режима работы агрегатов, аппаратов, пылеочистных и газовых установок, коммуникаций, загорание от грозовых разрядов и другие, которые могут привести к авариям.
В оперативной части ПЛАС указываются:
  • мероприятия по спасению людей и ликвидации аварий конкретно по каждому предусмотренному случаю аварии;
  • лица, ответственные за выполнение мероприятий и конкретные исполнители;
  • действия газоспасательного подразделения и пожарной части в начальный момент по спасению людей и ликвидации аварий;
  • места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий (шкафы с аварийным запасом противогазов, инструмента и материалов).
В качестве приложений ПЛАС содержит:
  • план помещения цеха с расположением основного оборудования и вентиляции, щитов со средствами пожаротушения, мест расположения пожарных извещателей и телефонов;
  • схему трубопроводов, задвижек и пусковых устройств, стационарных средств пожаротушения;
  • инструкций по аварийной остановке производства, агрегатов, установок и др.;
  • список газо-, взрыво- и пожароопасных мест и работ технологического, ремонтного и восстановительного характера с указанием степени опасности.
Комиссией ежегодно пересматриваются ПЛАС для производств, цехов, установок организации.
При пересмотре и утверждении планов ликвидации представляются и прилагаются к ним:
  • акты проверки исправности вентиляционных устройств;
  • акты проверки наличия и исправности средств для спасения людей, противопожарного оборудования и средств пожаротушения;
  • акты об исправности запасных выходов из цехов и отделений;
  • акты проверки исправности аварийного освещения;
  • акты проверки исправности аварийной сигнализации и связи;
  • акты проверки наличия и исправности гидравлических затворов канализационных сетей.
Совершенствование и пересмотр ПЛАС осуществляет руководитель структурного подразделения организации по результатам:
  • выполненных тренировок и актов проверок комиссиями;
  • анализа расследования аварий и несчастных случаев;
  • при замене или модернизации оборудования;
  • при изменении в метрологическом обеспечении технологического процесса;
  • при наличии дополнительных данных, выявленных при расследовании аварийных ситуаций, включая ситуации, произошедшие на аналогичных объектах или организациях.
ПЛАС со всеми приложениями находятся:
  • у главного инженера,
  • диспетчера,
  • начальника газоспасательной службы,
  • начальника пожарной части,
  • руководителя подразделения.
Список лиц и учреждений, которых необходимо извещать и вызывать в случае аварии, находится у диспетчера.
Выписки из ПЛАС выдаются для руководства начальникам соответствующих подразделений.
Ознакомление персонала с ПЛАС оформляется под расписку.
Выписки из ПЛАС размещаются в подразделениях на информационных стендах около шкафа с аварийным запасом оборудования и материалов для постоянного ознакомления с ним всего персонала подразделения.
В соответствии с вышеупомянутыми документами (4.4.7.4) в организации разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих своевременную эвакуацию людей и материальных ценностей.
На всех этажах зданий и сооружений размещаются планы эвакуации людей и материальных ценностей на случай пожара.
На основании ПЛАС подразделений начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) разрабатывает сводный (общий) ПЛАС по организации, который учитывает наличие сил и средств по ликвидации ЧC, взаимодействие отдельных подразделений и нештатных формирований, взаимодействие с районными и городскими силами ЧC. ПЛАС утверждается руководителем организации и согласовывается с городским отделом ГО и ЧС.
Оригинал сводного ПЛАС хранится в штабе ГО и ЧС, копии выдаются под роспись членам комиссии по ЧС.
Реагирование на аварийные ситуации осуществляется в соответствии с разработанными ПЛАС.
Руководство работами по локализации и ликвидации аварийных и ситуации осуществляется в зависимости от уровня развития аварии ответственным руководителем подразделения или организации либо председателем КЧС.
В случае аварии на опасном производственном объекте начальник штаба ГО и ЧС организации:
  • незамедлительно сообщает об этом по установленной форме департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, вышестоящей по подчиненности организации, министерству или другому республиканскому органу государственного управления, местному исполнительному и распорядительному органу, а при авариях, сопровождающихся выбросами, розливами опасных веществ, взрывами, дополнительно сообщает в территориальные органы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Беларусь, КЧС при совете Министров республики Беларусь;
  • при групповых несчастных случаях и (или) несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом, происшедших в результате аварии, незамедлительно сообщает об этом также другим органам и организациям согласно п. 41 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30;
  • сохраняет неизменным место аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии, сохранению жизни и здоровья людей;
  • осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • принимает меры по защите окружающей среды, жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
  • представляет комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
При других авариях (например, разрушении зданий и сооружений, при перевозке опасных грузов, на электрических, теплоиспользующих установках) действия должностных лиц организации аналогичны.
Для безопасного запуска производства после ликвидации аварии:
  • обследуются здания, оборудование, трубопроводы, вентиляция, электропроводки с целью установления полного соответствия их требованиям производства и безопасности;
  • последовательно проводится включение электроэнергии, подача газа, пара и другие мероприятия по безопасному пуску производства после ликвидации аварии;
  • оформляется установленная документация и разрешение на запуск производства.
Техническое расследование причин аварий и инцидентов, их учет и анализ аварийных ситуаций, произошедших на опасном производственном объекте, проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя в соответствии с 4.5.3.
Учет аварий и инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, осуществляет начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) в журнале учета аварий, произошедших на опасных производственных объектах, и журнале учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах.
Результаты анализа причин аварий и инцидентов оформляются актом в произвольной форме.
4.4.7.10. Для обеспечения аварийной подготовленности и реагирования в организации имеется следующее аварийное оснащение:
  • системы аварийной сигнализации;
  • аварийное освещение и источники аварийного энергоснабжения;
  • средства эвакуации;
  • защитные сооружения;
  • аварийные запорные клапаны, переключатели и автоматические выключатели;
  • пожарное оборудование;
  • средства для оказания первой помощи (включая специальные душевые, пункты для промывания глаз и др.);
  • средства связи.
Работоспособность аварийного оснащения проверяется через установленные промежутки времени по графику в зависимости от вида аварийного оснащения лицами, назначаемыми приказом руководителя организации, либо сторонними организациями, имеющими соответствующие разрешения. Результаты испытаний оформляются в виде протоколов.


(Продолжение следует)

(Журнал "Охрана труда и техника безопасности" №7)
Оцените статью:
Об инструкции по электробезопасности на I группу
Заполняем карту фотографии рабочего места

Похожие статьи

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

БУВИНИ - спецодежда, рабочая обувь, средства индивидуальной защиты

Комментарии

Мероприятия

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда