Услуги по охране труда, разработка СУОТ, документы и аудит охраны труда

Руководство по управлению охраной труда (часть 2)

Руководство по управлению охраной труда (часть 2)
4.3. Планирование
4.3.1. Идентификация опасностей, оценка рисков и определение мер управления
4.3.1.1. Данный раздел Руководства разработан в соответствии с разделом 4.3.1 СТБ 18001 (OHSAS 18001).
4.3.1.2. Идентификация опасностей и оценка рисков осуществляются для работников по профессиям (должностям) и для видов деятельности (работ), общих для работников организации и других заинтересованных сторон, согласно «Реестру видов деятельности».
4.3.1.3. Идентификация опасностей и оценка рисков проводятся:
  • ежегодно в четвертом квартале (в виде пересмотра результатов указанных процессов);
  • в случае изменений в осуществляемой деятельности или в применяемых законодательных или других требованиях по охране труда (ОТ) (4.3.2);
  • после возникновения происшествий (4.5.3).
4.3.1.4. В процессах идентификации опасностей и оценки рисков в каждом соответствующем подразделении под методическим руководством СОТ участвуют:
  • руководитель подразделения;
  • мастер (бригадир, начальник смены);
  • уполномоченный по СУОТ в подразделении;
  • главные механик, технолог, энергетик, строитель, конструктор;
  • руководитель МП;
  • общественный инспектор подразделения.
4.3.1.5. Результаты идентификации опасностей и оценки рисков оформляются «Картой опасностей и рисков» (далее – Карта) следующей формы.
 
4.3.1.6. Работа по идентификации опасностей и оценке рисков включает:
1) выбор на основании Реестра видов деятельности должности (профессии) работника и идентификация выполняемых им видов деятельности (работ) и связанных с этими видами деятельности (работ) объектов (гр. 2 Карты). Для видов деятельности (работ), общих для работников организации и (или) других заинтересованных сторон, оформляется отдельная Карта для организации;
2) рассмотрение условий в работе (гр. 3 Карты):
  • нормальных (деятельность осуществляется запланировано) – обозначаются буквой «Н»;
  • аварийных (катастрофы, аварии, инциденты и другие чрезвычайные ситуации) – обозначаются буквой «А».
Результаты идентификации опасностей и оценки рисков по аварийным условиям в работе являются входными данными для элемента «Аварийная подготовленность и реагирование» (4.4.7).
Идентификация опасностей и оценка рисков проводятся для:
  • регулярной (обычной) деятельности;
  • периодической и нерегулярной деятельности (например, производственные пуски и остановы оборудования, уборка и техническое обслуживание производства, ремонт);
3) идентификация конкретных опасностей, связанных с выбранными видами деятельности, работы (гр. 4 Карты), с учетом того что источниками опасностей могут быть:
  • работник, подрядчик, посетитель, общество, другие организации;
  • объект, используемый в деятельности организации или влияющий на ее деятельность;
  • окружающая и производственная среда.
При идентификации опасностей и оценке рисков анализируются:
  • политика в области ОТ (4.2);
  • законодательные и другие требования по ОТ (4.3.2);
  • информация по происшествиям в организации. Для этого начальник СОТ ведет Реестр происшествий в организации, который меется и в подразделениях;
  • информация от работников и других заинтересованных сторон (совещания по вопросам ОТ, опросные листы, информация от подрядчиков, др.) (4.4.3);
  • информация о лучшей практике по ОТ, типичных опасностях, относящихся к организации, происшествиях, имевших место в подобных организациях (информационные письма, периодические издания, краткие обзоры и анализы травматизма, др.) (4.4.3);
  • данные мониторинга (4.5.1);
  • результаты аудитов СУОТ (4.5.5);
  • информация по видам деятельности и объектам организации, в т.ч.:
- проектная, конструкторская, технологическая и другая документация;
- данные по опасным материалам (сырью, химикатам, отходам, продукции, др.).
Каждый работник организации должен (любое другое лицо, находящееся на рабочем месте, может) подать информацию о выявленной им опасности.
В этом случае работник или лицо, выявившее неидентифицированную опасность, сообщает об этом непосредственному (вышестоящему) руководителю соответствующего подразделения либо работнику СОТ для осуществления последующей работы по оценке риска;
4) идентификация существующих мер от воздействия опасностей (документов по ОТ) по выбранному виду деятельности, работы (гр. 5 Карты);

Реестр происшествий в организации

Подразделение,

вид деятельности

(работы)

Должность

(профессия)

Опасность

Описание тяжести

опасного события

Дата

 

 

 

 

 

К мерам от воздействия опасности относятся:
  • обучение, повышение квалификации в области ОТ;
  • проведение медицинских осмотров;
  • использование медицинских препаратов и перевязочных средств (после воздействия опасности);
  • проведение паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • применение СИЗ, а также профилактических мер (смывающие и обезвреживающие средства, молоко и другие равноценные пищевые продукты, витаминные препараты, лечебно-профилактическое питание, подсоленная газированная вода);
  • проверка сопротивления изоляции электроустановок, электроинструмента и заземляющих устройств;
  • проведение ремонта, плановопрофилактического обслуживания, освидетельствования, испытания, наладки, диагностики, экспертизы машин, механизмов, производственного оборудования, производственных объектов, транспортных средств, объектов санитарно-бытового назначения;
  • применение противопожарных средств и инженерных средств защиты работников от воздействия опасности;
  • отработка планов эвакуации, локализации аварийных ситуаций, противоаварийных и противопожарных тревог;
  • применение сигнальных цветов, знаков безопасности, специальной разметки, плакатов и надписей по ОТ;
  • очистка вентиляционных установок и воздуховодов, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;
  • предоставление компенсаций и льгот по условиям труда;
  • другие аналогичные меры.
Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного человека.
Коллективный риск – риск проявления опасности того или иного вида для коллектива, группы людей, определенной социальной или профессиональной группы.
5) анализ предполагаемого опасного события от возможного воздействия опасности (гр. 6 Карты) с учетом выполнения существующих мер от этого воздействия (документов по ОТ).
При анализе следует рассматривать максимально тяжелый исход от воздействия опасности, опираясь в то же время на здравый смысл;
6) оценка рисков, связанных с идентифицированными опасностями (гр. 7-10 Карты), осуществляемая по формуле
Р = Т * ((В1 + В2) / 2),
где Р – риск;
Т – тяжесть вреда (табл. 1);
В1 – вероятность проявления опасности (табл. 2);
В2 – подверженность воздействию опасности (табл. 2).
Таблица 1. Тяжесть вреда

Балл

Характеристика

10

Групповой несчастный случай со смертельным исходом

9

Смертельный исход

8

Травма или хроническое заболевание с утратой трудоспособности

7

Травма или хроническое заболевание с утратой возможности работать по профессии (должности). Острое профессиональное заболевание с возможностью трудоустройства

6

Травма с временной утратой трудоспособности (от 61 до 120 календарных дней). Профессиональное заболевание с возможностью трудоустройства

5

Травма с временной утратой трудоспособности (от 31 до 60 календарных дней). Подозрение на профессиональное заболевание

4

Травма с временной утратой трудоспособности (до 30 календарных дней). Серьезное недомогание организма

3

Травма с временной утратой трудоспособности (до 1 дня). Среднее недомогание организма

2

Травма (применение аптечки первой помощи). Легкое недомогание организма

1

Микротравма. Незначительное воздействие

0

Отсутствие вреда

 

Таблица 2. Вероятность вреда

Балл

Вероятность проявления опасности

(В1)

Подверженность воздействию

опасности (В2)

10

Несколько событий в смену

> 90% рабочего времени

9

Одно событие в смену и реже

81-90% рабочего времени

8

Одно событие в неделю и реже

71-80% рабочего времени

7

Одно событие в месяц и реже

61-70% рабочего времени

6

Одно событие в полугодие и реже

51-60% рабочего времени

5

Одно событие в год и реже

41-50% рабочего времени

4

Одно событие в 3 года и реже

31-40% рабочего времени

3

Одно событие в 5 лет и реже

21-30% рабочего времени

2

Одно событие в 10 лет и реже

11-20% рабочего времени

1

Одно событие в 30 лет и реже

< 11% рабочего времени

0

Отсутствие события

-


7) допустимый риск в организации определен в _____ баллов и менее.
Разработка мер устранения (управления) недопустимых рисков (гр. 7 Реестра недопустимых рисков организации):
 
Меры устранения (управления) недопустимых рисков делятся на три основных вида:
  • относящиеся к объектам (например, модернизация (замена) опасного оборудования, технологии, установка блокировочных и предохранительных устройств, улучшение состояния полов и рабочих поверхностей, перил и ограждений, электрическая защита оборудования);
  • относящиеся к процедурам (например, новые методы безопасного проведения работ и эксплуатации объектов, включение вида деятельности в перечни работ с повышенной опасностью, работ, выполняемых по наряду-допуску, разработка руководств по эксплуатации, рабочих инструкций, проектов производства работ, технологических карт, процедуры по ликвидации проливов и нейтрализации агрессивных жидкостей, процедуры реагирования в аварийных ситуациях, предотвращения несчастных случаев);
  • относящиеся к людям (например, дополнительное обучение, инструктаж, стажировка, учебнотренировочные занятия, повышение квалификации, усиление контроля выполнения работы).
Предлагаемые меры устранения (управления) недопустимых рисков должны предварительно быть проанализированы на предмет наличия новых опасностей и связанных с ними рисков;
8) оценка рисков после выполнения мер управления недопустимыми рисками;
9) при определении мер устранения рисков или рассмотрении изменений существующих мер их управления учитывается следующая иерархия:
  • устранение;
  • замена объектов (деятельности);
  • технические меры;
  • предупреждающие и (или) административные меры;
  • СИЗ.
4.3.1.7. Результаты идентификации опасностей и оценки рисков заносятся уполномоченными по СУОТ в Карты для предоставления в СОТ.
4.3.1.8. В течение пяти рабочих дней СОТ проверяет Карты и в случае выявления ошибок возвращает их в соответствующие подразделения для доработки.
В течение пяти рабочих дней ошибки устраняются, и Карты повторно представляются в СОТ для согласования начальником СОТ и другими должностными лицами.
4.3.1.9. Оригиналы утвержденных Карт хранятся в СОТ, а в подразделения направляются их учтенные копии в соответствии с 4.4.5.
4.3.1.10. На основании Карт подразделений начальник СОТ в течение пяти рабочих дней составляет Реестр недопустимых рисков организации, согласуемый с заинтересованными работниками организации и утверждаемый представителем высшего руководства в СУОТ.
4.3.1.11. Реестр недопустимых рисков организации рассматривается при анализе управления ОТ (4.6), где актуализируется при необходимости политика в области ОТ (4.2), пересматривается уровень допустимого риска в организации с учетом возможности выделения ресурсов на устранение (управление) недопустимых рисков и принципа постоянного улучшения.
Недопустимые риски, связанные с воздействием на ОТ в организации, устраняются (управляются), в частности, посредством установления (актуализации) целей и программ (планов) в области ОТ (4.3.3).
4.3.2. Законодательные и другие требования
Данный раздел Руководства разработан в соответствии с разделом 4.3.2 СТБ 18001 (OHSAS 18001).
Им устанавливается единый порядок:
  • формирования реестра и фонда документов в области ОТ организации;
  • постоянной актуализации указанных реестра и фонда;
  • доведения до соответствующих заинтересованных сторон всех поступающих изменений в законодательные и другие требования по ОТ.
4.3.2.2. Процесс идентификации и обеспечения доступности законодательных и других требований по ОТ состоит из следующих этапов:
  • идентификация информационных источников, содержащих применимые требования в области ОТ;
  • формирование и актуализация реестра законодательных и других требований;
  • учет поступивших документов;
  • комплектование фонда;
  • тиражирование, регистрация копий и рассылка в подразделения (4.4.5).
4.3.2.3. Документы СУОТ содержатся в Реестре документов СУОТ организации, который составляется и ведется в электронном виде в отдельном файле под именем «Реестр документов СУОТ» СОТ на основании Реестра видов деятельности (приложение 1):
Реестр документов СУОТ организации

Документ

Дата

Утверждения

Дата

Изменения

Пользователь

Место нахождения

документа

 

 

 

 

 

 

Реестр информационных источников, содержащих требования в области охраны труда

Вид информации

Информационный источник

Номер и дата заключения

договора (подписки)

 

 

 


4.3.2.4. ТР, ТКП, СТБ, ГОСТ и др. получает ОСМ, СанПиН – промышленная лаборатория, СНиП – отдел проектирования, правила, инструкции, нормы и др. – СОТ.
4.3.2.5. В случае выявления новых, измененных или отмененных документов СУОТ специалисты СОТ, ОСМ, промышленной лаборатории, отдела проектирования в течение двух рабочих дней информируют об том начальника СОТ, который организует актуализацию папки «Реестр документов СУОТ с текстами» как в СОТ, так и на электронных носителях информации, выданных уполномоченным по СУОТ в подразделениях организации.
4.3.2.6. Для документов на бумажных носителях СОТ информирует об этом подразделения (работников) организации и на основании заявок от них формирует заявки на приобретение необходимых документов и передает их в ОСМ, промышленную лабораторию, отдел проектирования.
Также СОТ может приобретать документы самостоятельно.
4.3.2.7. Приобретенные документы ОСМ, промышленная лаборатория, отдел проектирования, СОТ регистрируют согласно п. 4.4.5 и передают их в соответствии с заявками в подразделения.
4.3.2.8. Оригиналы документов хранятся в фондах подразделенийполучателей документов (СОТ, ОСМ, промышленная лаборатория, отдел проектирования соответственно).
4.3.2.9. Актуализация фонда документов осуществляется путем замены отмененных документов на действующие или изготовлением инженером по ОТ копий изменений текстов документов в количестве равном количеству выданных экземпляров подразделениям.
4.3.2.10. Ответственность за своевременность представления информации об изменениях в документах по ОТ несет начальник СОТ.
4.3.2.11. При выявлении новых или отмененных НПА начальник СОТ готовит приказ о введении в действие НПА. В приказе указываются подразделения (работники), внедряющие соответствующие НПА, определяются должностное лицо или круг лиц, разрабатывающих план организационно-технических мероприятий следующей формы, который утверждается представителем высшего руководства в СУОТ:

План организационно-технических мероприятий по внедрению НПА

Мероприятие

Срок

выполнения

Ответственный

исполнитель

Примечание

(отметка о выполнении)

 

 

 

 


Планом организационно-технических мероприятий в общем случае предусматриваются:
  • изучение НПА с соответствующими заинтересованными сторонами;
  • изменение действующей в организации документации СУОТ;
  • потребность организации в сырье, материалах, оборудовании, приборах и других поставках, необходимых по внедряемому документу;
  • изменение технологических процессов.
Контроль внедрения и выполнения требований документов осуществляют руководители подразделений, СОТ, другие специалисты при проведении периодического и других видов контроля (4.5.1).
4.3.3. Цели и программы
4.3.3.1. Данный раздел Руководства разработан в соответствии с разделом 4.3.3 СТБ 18001 (OHSAS 18001).
4.3.3.2. Цели направлены на реализацию политики в области ОТ и решение вопросов, связанных с устранением (снижением до допустимых уровней) рисков в области ОТ, в т.ч. снижение:
  • частоты производственного травматизма и тяжести его последствий;
  • частоты производственно обусловленной и профессиональной заболеваемости и потерь рабочего времени по этим причинам;
  • количества рабочих мест с вредными условиями труда, опасных работ, тяжелого физического труда;
  • объемов расходов, вызванных несоблюдением требований ОТ.
4.3.3.3. Цели должны быть обоснованы и достижимы, а сроки их достижения – реальными. Цели оформляются документально и определяются, где это возможно, количественно.
4.3.3.4. При установлении целей и анализе их достижения учитываются:
  • результаты реализации ранее установленных целей в области ОТ;
  • содержание деятельности организации и ее политики в области ОТ (4.1; 4.2);
  • результаты идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками (4.3.1), в т.ч. аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • законодательные и другие требования (4.3.2);
  • результаты консультаций с работниками, их предложений и замечаний по вопросам ОТ (4.4.3);
  • результаты мониторинга состояния ОТ (4.5.1), внутренних аудитов функционирования СУОТ (4.5.5);
  • данные о недоработках в области ОТ, ущербе, обусловленном несоответствиями требованиям ОТ (4.5.3);
  • результаты расследований аварий и инцидентов на производственных объектах, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (4.5.3);
  • результаты анализа управления ОТ (4.6);
  • особенности технологии производства, финансовые, эксплуатационные и коммерческие требования, а также мнения заинтересованных сторон.
4.3.3.5. Планирование и выполнение мероприятий по ОТ, а также мониторинг достижения целей в области ОТ осуществляются в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136, и Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35.
4.3.3.6. План мероприятий по ОТ имеет следующую форму:
План мероприятий по охране труда на 20___ г.
 
4.3.3.7. План мероприятий по улучшению условий труда имеет следующую форму:
План мероприятий по улучшению условий труда
 
4.3.3.8. Любое мероприятие в области ОТ должно содержать:
  • распределение ответственности и полномочий по его исполнению;
  • срок исполнения;
  • необходимые затраты на исполнение.
4.3.3.9. Затраты подразумевают такие выделяемые ресурсы, как финансовые, материальные, трудовые (человеческие) и др.
4.3.3.10. Каждое осуществленное мероприятие принимается и оформляется актом комиссии, назначаемой руководителем организации, следующей формы:
 
4.3.3.11. Приоритетность целей и мероприятий по их достижению определяется исходя из принципа – устранение опасностей (снижение рисков), которые привели к аварии, несчастному случаю либо другим нежелательным последствиям, а также максимальный результат при минимальных затратах ресурсов и с учетом фактора времени. В отдельных случаях может быть признано более целесообразным принять к исполнению мероприятие, требующее больших затрат, но обеспечивающее улучшение условий труда большему количеству сотрудников, снижение более значимых рисков.
4.3.3.12. Также в организации составляются программы (планы) частного характера (по обучению (4.4.2), обеспечению информационной работы по ОТ (4.4.3), устранению несоответствий, выявленных при проверках государственными органами надзора и контроля (4.5.1), внутренних аудитах (4.5.4), аудите (инспекционном контроле) органом по сертификации, по материалам расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, инцидентов, аварий, несоответствий (4.5.2), планы механизации тяжелых и трудоемких работ, по улучшению культуры производства, организации труда и управления, подготовке к работе в осенне-зимних условиях, др.).
4.3.3.13. Выполнение мероприятий оформляется соответствующими документами и после их утверждения включаются в установленную отчетность (4.4.3).
4.3.3.14. В коллективном договоре организации имеется раздел «Улучшение условий и охрана труда», разработка которого (вместе с другими разделами) осуществляется совместной комиссией нанимателя и профсоюзного комитета с учетом Рекомендаций по улучшению условий и повышению безопасности труда в организациях на основе коллективных договорных отношений, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 мая 2007 г. № 73.
В ходе переговоров представителей нанимателя и профсоюзного комитета о заключении коллективного договора вырабатываются согласованные предложения о принятии к реализации соответствующих мероприятий в области ОТ.
Если в комиссии не достигнуто соглашение по отдельным вопросам, представители профсоюзного комитета могут инициировать рассмотрение возникших разногласий на заседании профсоюзного комитета.
Последний, выработав свою позицию по рассматриваемым разногласиям, может обратиться за поддержкой к трудовому коллективу, и тогда указанные разногласия разрешаются в соответствии с законодательством о коллективных трудовых спорах.
После принятия и подписания коллективного договора в организации и ее подразделениях составляются текущие и оперативные планы работы с учетом п. 4.3.3.4.
Выполнение мероприятий, включенных в раздел «Охрана труда», а также плана мероприятий по ОТ берется под контроль трудового коллектива, и их выполнение не реже двух раз в год рассматривается на собрании (конференции) трудового коллектива.
4.4. Внедрение и функционирование
4.4.1. Ресурсы, роли, подотчетность, ответственность и полномочия
4.4.1.1. Данный раздел Руководства разработан в соответствии с разделом 4.4.1 СТБ 18001 (OHSAS 18001).
4.4.1.2. Органиграмма СУОТ организации представлена Таблицей реализации элементов СУОТ.
4.4.1.3. Также ответственность и полномочия сотрудников в области ОТ определены в документах СУОТ, указанных в п. 4.4.4.2.
4.4.1.4. Общее руководство в области ОТ осуществляет руководитель организации.
4.4.1.5. Ответственность за поддержание в рабочем состоянии СУОТ несет представитель высшего руководства в СУОТ.
4.4.1.6. Представитель высшего руководства в СУОТ реализует свою ответственность посредством СОТ, действующей в соответствии с Положением о службе охраны труда, разработанным на основании Типового положения о службе охраны труда (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 82).
4.4.1.7. В подразделениях Организации, осуществляющих деятельность согласно Реестру видов деятельности, распоряжениями могут назначаться уполномоченные по СУОТ.
Уполномоченный по СУОТ назначается из числа руководителей или специалистов, имеющих по крайней мере среднетехническое образование, после прохождения обучения по вопросам ОТ.
Уполномоченный по СУОТ при исполнении своих функциональных обязанностей руководствуется документами СУОТ Организации и подчиняется непосредственно руководителю подразделения. Дополнительно его деятельность может координироваться СОТ.{mospagebreak}
Уполномоченный по СУОТ несет ответственность за:
  • участие в разработке документов СУОТ;
  • управление соответствующей документацией СУОТ в подразделении;
  • участие в идентификации опасностей и оценке связанных с ними рисков в подразделении;
  • участие в разработке и постановке целей, реализации программ (планов) и выполнении мероприятий подразделения по ОТ;
  • проведение консультирования работников подразделения по СТБ 18001 (OHSAS 18001);
  • проведение проверок рабочих мест, объектов в своем подразделении на соответствие их требованиям ОТ;
  • проведение ежемесячного сбора, анализа и представление информации о выявленных в подразделениях несоответствиях условий труда требованиям документов СУОТ в СОТ;
  • информирование руководителя подразделения о функционировании СУОТ;
  • участие, при необходимости, во внутреннем аудите СУОТ в других подразделениях организации.
Уполномоченный по СУОТ имеет полномочия:
  • вносить предложения по корректировке документов СУОТ;
  • вносить предложения по поощрению и наказанию работников своего подразделения по вопросам соблюдения ими требований СУОТ;
  • приостанавливать производство работ, работу объектов в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников и других заинтересованных сторон, до устранения выявленных несоответствий;
  • вносить предложения по отстранению от работы работников подразделения при несоответствиях требованиям ОТ, создающих угрозу жизни или здоровью работников и других заинтересованных сторон, до устранения причин выявленных несоответствий;
  • давать указания работникам своего подразделения по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.4.1.8. В организации функционирует комиссия по ОТ, осуществляющая свою деятельность в соответствии со ст. 18 «Комиссия по охране труда» Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 256-З «Об охране труда». Комиссия по ОТ осуществляет свою деятельность на принципах социального партнерства и состоит из равного количества представителей нанимателя и трудового коллектива, определяемого по соглашению сторон.
Состав представителей нанимателя определяется приказом руководителя организации, представителей трудового коллектива – постановлением профсоюзного комитета (представительного органа трудового коллектива).
Состав комиссии по ОТ формируется на срок действия коллективного договора организации. В течение указанного срока изменения ее состава оформляются приказами руководителя организации, постановлениями профсоюзного комитета. При делегировании в состав комиссии по ОТ руководителя организации в нее делегируется и председатель профсоюзного комитета.
Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании комиссии по ОТ выполняются поочередно представителями сторон. При этом обязанности председателя и секретаря на одном и том же заседании не могут выполняться представителями одной стороны.
Комиссия по ОТ проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в год, на которых рассматриваются:
  • политика в области ОТ организации;
  • раздел «Улучшение условий и охрана труда»» коллективного договора организации;
  • предложенные подразделениями организации цели и программы (планы) в области ОТ;
  • отчеты руководителей подразделений организации о проводимой ими работе по ОТ;
  • вопросы, связанные с улучшениями в СУОТ;
  • другие важные вопросы в области ОТ.
Заседание комиссии по ОТ считается правомочным при присутствии на нем более половины состава каждой стороны.
Решение комиссии по ОТ носит рекомендательный характер и претворяется в жизнь, по принадлежности, приказом руководителя организации или постановлением профсоюзного комитета.
Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по ОТ осуществляется нанимателем.
4.4.1.9. В организации функционирует кабинет ОТ в соответствии с Типовым положением о кабинете охраны труда (постановление Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 г. № 144).
4.4.1.10. В организации функционирует санитарная лаборатория, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Положением о санитарной лаборатории на промышленном предприятии (типовым) (утверждено заместителем Министра здравоохранения СССР 26 сентября 1969 г.).
4.4.1.11. В организации функционирует служба пожарной безопасности (СПБ).
Основными задачами СПБ являются планирование и осуществление пожарно-профилактической работы в организации.
СПБ подчиняется непосредственно представителю высшего руководства в СУОТ. СПБ в пределах предоставленных полномочий подчиняются все работники организации в части, касающейся пожарной безопасности.
Работники СПБ назначаются на должность руководителем организации по представлению представителя высшего руководства в СУОТ из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование и опыт работы на инженерно-технических должностях.
Работники СПБ должны знать:
  • НПА, другие руководящие и методические материалы и документы, регламентирующие вопросы пожарной безопасности;
  • методики проведения контроля соблюдения требований пожарной безопасности;
  • пожарную опасность объектов, технологии производства работ, пожароопасные свойства продукции организации, материально-технических ресурсов, используемых в деятельности организации, противопожарные требования строительных норм, правил и стандартов;
  • правила разработки инструкций по пожарной безопасности, информирования персонала о правилах пожарной безопасности;
  • средства и способы тушения пожаров;
  • схемы действий персонала организации при пожарах;
  • нормы законодательства, устанавливающего ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Служба пожарной безопасности:
  • проводит пожарно-техническое обследование объектов;
  • анализирует состояние пожарной безопасности объектов, технологических процессов, продукции и материально-технических ресурсов организации;
  • разрабатывает и вносит на утверждение высшему руководству организации мероприятия, направленные на усиление противопожарной защиты и предупреждение пожаров;
  • совместно с подразделениями организации разрабатывает инструкции по пожарной безопасности;
  • вносит предложения о назначении работников, ответственных за пожарную безопасность объектов организации, организует обучение и практические занятия с этими работниками;
  • совместно с подразделениями организации организует проведение противопожарных мероприятий, предусмотренных НПБ, ППБ и другими НПА;
  • контролирует исправное техническое состояние средств пожарной автоматики и пожаротушения, систем противопожарного водоснабжения, дымоудаления, установок оповещения персонала организации при пожаре;
  • проводит занятия, инструктажи по пожарно-техническому минимуму с работниками организации, по предупреждению и тушению возможных пожаров;
  • контролирует исполнение работниками требований пожарной безопасности;
  • оформляет необходимые документы для получения заключений на соответствие требованиям пожарной безопасности объектов, выполняемых работ, а также лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;
  • представляет по требованию органов государственного пожарного надзора, должностных лиц вышестоящей организации сведения и документы по пожарной безопасности, а также информацию о происшедших на территории организации пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщает высшему руководству организации о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • принимает участие в установлении причин и обстоятельств пожаров, происшедших в организации;
  • руководит действиями работников при пожаре (организует эвакуацию людей, дает указания по аварийной остановке технологического оборудования, отключению вентиляции и электрооборудования, организует применение средств пожаротушения и установок пожарной автоматики, эвакуацию горючих веществ и материальных ценностей и пр.);
  • участвует в установлении лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности и возникновение пожаров;
  • представляет по поручению высшего руководства организации интересы организации в государственных органах, в судах при рассмотрении дел о нарушении правил пожарной безопасности.
СПБ взаимодействует в работе с пожарно-технической комиссией, добровольными пожарными дружинами и боевыми расчетами.
Работники СПБ имеют полномочия:
  • выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
  • давать указания работникам организации по вопросам пожарной безопасности и требовать их выполнения;
  • вносить предложения о поощрении работников организации, особо проявивших себя в деле обеспечения пожарной безопасности, привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования пожарной безопасности;
  • отстранять от работы работников, нарушающих требования пожарной безопасности, а также работников, состояние или действие которых угрожает пожарной безопасности;
  • приостанавливать производство работ, работу установок и объектов при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей, обеспечению сохранности материальных ценностей, до устранения указанных нарушений.
4.4.1.12. В организации функционирует пожарно-техническая комиссия, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Положением о пожарно-технических комиссиях (постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 октября 1995 г. № 571).
Пожарно-техническая комиссия осуществляет свою работу во взаимодействии с другими формированиями организации, в задачи которых входит предупреждение травматизма, заболеваемости и аварийности на производстве. Комиссия не вправе отменять или изменять мероприятия, предложенные предписаниями Государственного пожарного надзора.
4.4.1.13. В организации функционирует добровольная пожарная дружина, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Положением о добровольных пожарных дружинах на предприятиях, в учреждениях и организациях (постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 октября 1995 г. № 571).
4.4.1.14. В организации функционирует медицинский пункт (МП).
МП создается для оказания медицинской помощи работникам организации в соответствии с полученными лицензиями.
МП создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя организации с соблюдением трудового законодательства, коллективного договора и уведомлением профсоюзного комитета.
МП является подразделением организации и непосредственно подчиняется представителю высшего руководства в СУОТ.
МП возглавляется заведующим, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя организации по представлению представителя высшего руководства в СУОТ.
На должность заведующего МП назначается лицо, имеющее высшее медицинское или среднее специальное медицинское образование и стаж работы в лечебно-профилактических учреждениях не менее 3 лет.
По согласованию с профсоюзным комитетом организации на базе МП могут быть размещены врачебные кабинеты по профилактике и осмотру работников по направлениям лечебно-профилактической работы.
МП ведет учет и представляет отчеты о своей деятельности по формам и в сроки, установленные Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Основными показателями оценки деятельности МП является решение поставленных перед ним задач и выполнение возложенных на него функций.
МП обеспечивает:
  • оказание первой доврачебной помощи при внезапных заболеваниях, травмах и острых отравлениях;
  • участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий в организации;
  • проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с полученными лицензиями, при необходимости направление пациентов на консультацию и госпитализацию;
  • проведение в установленном порядке экспертизы на соблюдение требований, предписанных лечащим врачом при временной нетрудоспособности;
  • анализ общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, инвалидности, доведение полученных данных до сведения руководства организации и участие в разработке мероприятий по их снижению;
  • выполнение программ обязательных медицинских осмотров;
  • разработка и осуществление совместно с руководством организации и профсоюзным комитетом мероприятий по оздоровлению работников;
  • осуществление контроля соответствия состояния здоровья работников условиям труда;
  • организация работы по повышению квалификации работников МП;
  • обеспечение безопасных условий труда для работников МП.
МП размещается в помещении, предоставленном нанимателем, содержание помещения обеспечивает наниматель.
МП возглавляет заведующий, которому непосредственно подчиняется средний медицинский персонал. Режим работы МП устанавливается по согласованию с высшим руководством и профсоюзным комитетом организации.
МП, в зависимости от численности работающих и по согласованию с руководителем организации и профсоюзным комитетом, может иметь врачебные и фельдшерские кабинеты в подразделениях организации.
Штатная численность МП устанавливается в соответствии с нормами и изменяется, утверждается приказом руководителя организации с учетом объемов работы, условий и особенностей деятельности организации по представлению заведующего МП.
Контроль производственной, финансово-хозяйственной деятельности, создания, реорганизации и ликвидации МП осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Деятельность МП также осуществляется на основе договоров об оказании медицинской помощи с территориальным органом системы здравоохранения, органами Государственного санитарного надзора. Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи по профилактическим осмотрам осуществляются в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
МП имеет право:
  • запрашивать и получать от подразделений организации информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
  • давать указания руководителям подразделений организации и контролировать их выполнение;
  • участвовать в общем планировании деятельности организации;
  • требовать от руководителей подразделений организации:
- выполнения организационных мероприятий, способствующих снижению заболеваемости, производственного травматизма;
- представления сведений, документов и прочей информации, необходимой для составления текущих и перспективных планов по оздоровлению работников, профилактике производственного травматизма, заболеваемости;
  • действовать от имени организации во взаимоотношениях с другими организациями по специальным вопросам, относящимся к компетенции МП;
  • приостанавливать работы, ведущиеся с несоответствиями требованиям ОТ, ведущие к происшествиям.
Финансирование МП осуществляется:
  • из средств организации на:
- капитальное строительство и текущий ремонт;
- содержание помещений МП (охрана, уборка, оплата коммунальных услуг, ремонт);
- оснащение и эксплуатацию медицинского, технологического, вспомогательного оборудования, автотранспорта;
- содержание медицинского персонала врачебных участков в подразделениях;
- содержание врачебных и фельдшерских пунктов, организованных в индивидуальном порядке сверх рекомендованных штатных нормативов;
  • из средств, полученных при оказании платных медицинских услуг населению;
  • из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Решение о закрытии и реорганизации МП принимает руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом.
4.4.1.15. В организации функционирует инженерно-врачебная бригада, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Временным положением об инженерно-врачебной бригаде (утверждено Министерством здравоохранения СССР, Госгортехнадзором СССР и ВЦСПС 3 мая 1984 г.).

4.4.1.16. В организации функционирует санитарное формирование гражданской обороны, осуществляющее свою деятельность в соответствии с Типовым положением о санитарных формированиях гражданской обороны (постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 мая 2008 г. № 39).
4.4.1.17. В организации функционирует служба радиационной безопасности, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Типовым положением о службе радиационной безопасности (ответственном за радиационный контроль) учреждений (утверждено Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 21 июля 1999 г. и Председателем Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 19 июля 1999 г.).
4.4.1.18. В организации функционирует служба лазерной безопасности (СЛБ).
Основными задачами СЛБ являются:

  • контроль соблюдения требований лазерной безопасности при выполнении всех работ с лазерными установками и изделиями;
  • обеспечение высшего руководства организации информацией, необходимой для эффективного управления состоянием лазерной безопасности.

Сотрудники СЛБ назначаются из числа лиц, имеющих высшее образование и необходимый стаж практической работы в области лазерной безопасности, а также прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам, связанным с контролем состояния лазерной безопасности.
СЛБ подчиняется непосредственно представителю высшего руководства в СУОТ.
В своей работе СЛБ руководствуется действующими НПА в области лазерной безопасности.
СЛБ контролирует:

  • соблюдение сотрудниками организации требований безопасности при работе с лазерными установками и изделиями;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с лазерными установками и изделиями;
  • своевременность, качество обучения, инструктажа и проверки знаний сотрудников по вопросам лазерной безопасности;
  • знание сотрудниками требований безопасности в аварийных ситуациях при работе с лазерными установками и изделиями;
  • своевременность проведения планово-профилактических работ;
  • правильность допуска персонала к работе с лазерными установками и изделиями;
  • своевременное прохождение персоналом обязательных медицинских осмотров;
  • готовность сотрудников организации к проведению мероприятий в случае возникновения аварии.

СЛБ участвует в:

  • работе комиссии по проверке знания сотрудниками требований лазерной безопасности, комиссии по определению профессиональных льгот, аттестационных комиссий;
  • ознакомлении сотрудников с правилами лазерной безопасности и методами работы с лазерными установками и изделиями;
  • подготовке документации и инструкций по лазерной безопасности, контроле организации новых рабочих мест с применением лазерных установок, при изменении характера, технологии и объема проводимых ранее в организации работ с лазерными установками и изделиями;
  • разработке мероприятий по ликвидации аварии при работе с лазерными установками и изделиями, контроле осуществления оценки эффективности принятых мер.

СЛБ на основании данных о состоянии лазерной безопасности разрабатывает предложения по улучшению условий труда с лазерными установками и изделиями, дальнейшему совершенствованию системы лазерной безопасности в организации и контролирует их выполнение.
СЛБ оказывает содействие в проверках органами государственного, ведомственного надзора и контроля состояния лазерной безопасности.
Сотрудники СЛБ имеют полномочия:

  • в любое время требовать и получать документы, объяснения от должностных лиц, непосредственных руководителей работ, и персонала;
  • давать должностным лицам предписания об устранении выявленных недостатков и нарушений требований лазерной безопасности и требовать письменные сообщения о выполнении предписаний;
  • временно отстранять от работы лиц, нарушающих требования лазерной безопасности, а также вносить представления об отстранения от работы с лазерными устройствами и изделиями лиц, систематически нарушающих требования лазерной безопасности;
  • приостанавливать работы с лазерными устройствами и изделиями с немедленным информированием об этом высшего руководства организации при возникновении аварийной ситуации, представляющей опасность для здоровья сотрудников;
  • вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, допускающих нарушения требований лазерной безопасности, а также о поощрениях должностных лиц и руководителей работ за хорошую организацию лазерной безопасности на участках.

Руководитель СЛБ по поручению высшего руководства организации представляет организацию на совещаниях, семинарах, конференциях, симпозиумах по вопросам лазерной безопасности.
4.4.1.19. В организации функционирует служба безопасности движения (СБД).
Основной задачей СБД является ведение профилактической работы, направленной на улучшение состояния безопасности движения, улучшение транспортной дисциплины.
СБД подчиняется непосредственно представителю высшего руководства в СУОТ. СБД в пределах предоставленных полномочий подчиняются все сотрудники организации в части, касающейся безопасности движения.
Сотрудники СБД назначаются на должность руководителем организации по представлению представителя высшего руководства в СУОТ из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование и опыт работы на инженернотехнических должностях.
Сотрудники СБД должны знать:

  • устройство и конструктивые особенности транспортных средств, используемых в Организации;
  • Правила дорожного движения (Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551);
  • правила технической эксплуатации транспортных средств;
  • инструкции водителей транспортных средств;
  • инструкции, приказы и другие локальные НПА по вопросам безопасности движения;
  • основы законодательства о труде, экономики и организации труда;
  • правила страхования транспортных средств и гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • правила расследования дорожно-транспортных происшествий;
  • порядок и правила ведения форм по учету и отчетности по безопасности движения.

СБД:

  • осуществляет систематический контроль выполнения водительским составом Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, должностных инструкций и инструкций по ОТ, приказов, распоряжений и других руководящих документов по вопросам обеспечения безопасности движения;
  • анализирует причины, обусловливающие дорожно-транспортные происшествия, грубые нарушения Правил дорожного движения и на этой основе разрабатывает конкретные предложения по устранению последствий и предупреждению повторения их вновь;
  • обеспечивает систематический разбор с водительским составом причин дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения;
  • проводит работу по распространению передового опыта безаварийной работы лучших водителей;
  • ведет учет нарушений и поощрений водительского состава;
  • организовывает и проводит занятия, лекции, беседы, учебно-показательные поездки с водительским составом с целью совершенствования теоретических знаний и практического опыта по безопасности движения, конкурсы профессионального мастерства;
  • организовывает и проводит рейды по контролю работы водителей в организации и на линии;
  • подготавливает и оформляет документы на повышение водителям классной квалификации;
  • ведет учет дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения, сообщений из органов милиции о недостойном поведении водителей в общественных местах, на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • ведет систематическую профилактическую работу с водителями, допускающими нарушения транспортной дисциплины, ежеквартально проводит аттестацию водителей, ставит в установленном порядке вопросы о понижении классности, а также об освобождении от работы;
  • проводит проверки технического состояния подвижного состава перед выпуском на линию, а также при возвращении в организацию;
  • совместно с общественными инспекторами по ОТ контролирует проведение медицинского контроля состояния здоровья водителей перед направлением в рейс, а также после возвращения с линии;
  • ведет учет повреждений транспортных средств, принимает участие в рассмотрении вопросов, связанных с возмещением материального ущерба;
  • совместно с отделом кадров проводит необходимую работу по прохождению водительским составом медицинских осмотров в сроки и порядке, установленном законодательством;
  • контролирует с применением технических средств соблюдение водителями ограничений скоростного движения на линии и территории организации;
  • с участием других служб проводит страхование транспортных средств и гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • обеспечивает работу кабинета по безопасности движения;
  • ежеквартально подготавливает письменный отчет высшему руководству организации о состоянии безопасности движения в целом по организации.

Сотрудники СБД имеют полномочия:

  • давать указания сотрудникам организации по вопросам безопасности дорожного движения и требовать их выполнения;
  • вносить предложения о поощрении сотрудников организации, особо проявивших себя в деле организации безопасности движения, о привлечении к ответственности лиц, нарушающих Правила дорожного движения, требования технической эксплуатации транспортных средств;
  • снимать с линии транспортные средства при выявлении технических неисправностей, влияющих на безопасность движения;
  • отстранять от работы водителей, состояние или действие которых угрожает безопасности движения;
  • производить изъятие талонов культуры обслуживания или делать компостерные просечки за нарушение Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации и должностной инструкции.

В организациях, осуществляющих эксплуатацию городского электрического транспорта, служба безопасности дорожного движения дополнительно осуществляет специфические обязанности, связанные с эксплуатацией контактной сети, путевого хозяйства и др.
4.4.1.20. В организации функционирует кабинет безопасности движения.
Кабинет безопасности движения организуется с целью:

  • повышения уровня знаний водителей и других сотрудников организации по вопросам безопасности движения, обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом;
  • проведения мероприятий по безопасности движения (конференций, совещаний, семинаров и т.д.);
  • внедрения в практику работы новейших достижений науки и техники в области обеспечения безопасности движения, а также прогрессивных разработок в сфере повышения профессионального мастерства водителей.

Кабинет безопасности движения оснащается необходимыми техническими средствами обучения и контроля знаний, учебной и методической литературой, НПА, плакатами, учебно-наглядными пособиями, автомобильными агрегатами для учебных целей, тренажерами для отработки профессиональных навыков водителя (руления, торможения, пользования световыми приборами, зеркалами и т.д.), а также приборами для проверки, тренировки и развития основных психофизиологических функций водителя (время реакции, время зрительной адаптации и т.д.).
Работа кабинета безопасности движения осуществляется по планам, составляемым СБД и утверждаемым представителем высшего руководства в СУОТ.
Контроль работы кабинета безопасности движения осуществляет представитель высшего руководства в СУОТ.
Организация и проведение запланированных мероприятий осуществляется СБД и другими должностными лицами, указанными в плане. Лица, ответственные за проведение занятий, должны заранее подготовить соответствующие учебно-наглядные материалы и технические средства обучения, разработать планы по каждой теме.
В план следует включать учебные цели занятий, перечень работ и упражнений, выполняемых водителями по каждому вопросу темы, расчет учебного времени на их проведение, техническое обеспечение занятий.
При изложении отдельных тем по правилам и основам безопасности движения целесообразно использовать материалы о конкретных дорожнотранспортных происшествиях, совершенных водителями, а также материалы ситуационного анализа дорожнотранспортных происшествий.
Постоянной формой работы с водителями должны быть консультации по правилам и основам безопасности движения. С этой целью работа кабинета должна планироваться таким образом, чтобы в нем постоянно находился сотрудник СБД.
Имеющиеся в кабинете оборудование, технические средства и учебно-наглядные пособия должны эффективно использоваться при:

  • проведении занятий с водителями по повышению их профессионального мастерства;
  • проведении инструктажей водителей по безопасности движения;
  • проведении проверки теоретических знаний у водителей, поступающих на работу, совершивших дорожно-транспортное происшествие и нарушения Правил дорожного движения (Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551);
  • проведении разбора дорожнотранспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, допущенных водителями автотранспортной организации;
  • самостоятельной подготовке водителей;
  • проведении собраний, бесед, лекций, консультаций, обмена опытом работы лучших водителей;
  • просмотрах кино- и видеофильмов;
  • изучении режимов и условий работы на конкретных маршрутах;
  • проведении конкурсов профессионального мастерства;
  • проведении передач по местной радиосети, посвященных актуальным вопросам безопасности движения;
  • проведении мероприятий по безопасности движения (конференций, совещаний, семинаров и т.д.);
  • проведении внеплановых мероприятий.
В кабинете либо перед ним целесообразно оформить стенд (доску объявлений) для размещения на нем:
  • плана работы;
  • оперативной информации о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях Правил дорожного движения, совершенных водителями организации;
  • информации о характерных дорожно-транспортных происшествиях;
  • прогноза погодно-климатических и дорожных условий;
  • информации об изменениях в организации движения на конкретных улицах и дорогах;
  • объявлений о мероприятиях по профилактике аварийности и др.

Часть наиболее важных оперативных сведений целесообразно продублировать в диспетчерской и соответствующем разделе уголка безопасности движения.
При планировании показа кино-, видеофильмов должны учитываться пожелания водителей. Тематика фильмов должна увязываться с результатами анализа состояния дорожно-транспортной дисциплины и аварийности в организации. Демонстрацию фильмов необходимо организовывать не реже одного раза в месяц, совмещая ее с проведением занятий, лекций и бесед.
Перед показом видеофильма рекомендуется кратко проинформировать водителей о его содержании, отметить фрагменты, на которые нужно обратить особое внимание, что способствует повышению интереса и усвоению полученной информации.
После просмотра кино-, видеофильма полезно организовать его обсуждение. В конце занятия целесообразно сообщить водителям дату просмотра следующего фильма, его название или тему.
При проведении занятий следует включать изучение вопросов об ответственности за нарушения Правил дорожного движения.
4.4.1.21. В организации функционирует аварийно-спасательная служба, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 39-З «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».
4.4.1.22. В организации функционирует военизированная _______охрана, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 175-З «Об охранной деятельности».
4.4.1.23. В организации функционирует добровольная дружина, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Примерным положением о добровольной дружине (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 1354).
4.4.1.24. Ответственность и полномочия в области ОТ доводятся до сведения соответствующих сотрудников организации под роспись.
Продолжение следует

(Охрана труда и техника безопаасности №12)
Оцените статью:
Колодец, колодец, дай … не провалиться
Какой след оставишь ты?

Похожие статьи

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Спецодежда, спецобувь и средства защиты – СЭЙФТИМ

Комментарии

Мероприятия

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда