Очередной этап аттестации рабочих мест проходит в организациях нефтехимического комплекса. Результаты аттестации не первый раз вызывают вопросы в трудовых коллективах. Так было и на сей раз в ОАО «Гродно Азот», где эта процедура завершилась 2 августа.
Светлана КЛОЧОК
Дело в том, что если буквально следовать методике 2008 года, то сейчас на ОАО «Гродно Азот» около тысячи работников не подтверждают право на пенсию по Списку № 1 и лишаются доплат, предусмотренных для работающих в особых условиях. При этом технологии и условия труда людей, что взаимодействуют с ядовитыми веществами, и трудятся далеко не в тепличных условиях, не изменились. Данная ситуация вызвала определенную напряженность в коллективе и была взята под особый контроль как нанимателем, так и профсоюзным комитетом Белхимпрофсоюза. Если следить за развитием событий, то важно отметить следующие моменты. Вопрос о ходе аттестации в ОАО «Гродно Азот» постоянно рассматривался на оперативных производственных совещаниях, проводились собрания в трудовых коллективах технологических цехов, активно велась разъяснительная работа, информационные материалы размещались в корпоративной газете «Гродненский Химик». Никаких увольнений работников не проводилось. Для того чтобы по результатам аттестации не допустить снижения уровня оплаты труда, приказом генерального директора ОАО «Гродно Азот», согласованным с профкомом 29 июня 2012 г., было введено в действие дополнение к положению ООТиЗ-163 «Об установлении отдельных видов доплат и надбавок». Корреспондент журнала «Вестник Белнефтехима» также внимательно отнеслась к проблеме аттестации рабочих мест. Чтобы прояснить ситуацию, она взяла комментарий у председателя Белхимпрофсоюза Светланы КЛОЧОК.
Справка
Вопрос необходимости пересмотра новой Инструкции, введенной в действие в 2008 году, был поставлен Белхимпрофсоюзом еще в 2009 году. Тогда республиканский комитет профсоюза обратился в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь с предложениями внести дополнения в Инструкцию в части введения в оцениваемые условия работы с химическими веществами повышенной опасности и токсичности без учета времени воздействия и концентрации этих веществ, а также работы на взрывопожароопасных объектах I и II категории.
Для рассмотрения указанных предложений была сформирована рабочая группа с участием представителей Минтруда, Минздрава, Минпрома, концерна «Белнефтехим» и Белхимпрофсоюза. Было проведено несколько заседаний. Однако доводы и аргументы представителей нефтехимической отрасли были проигнорированы и принято итоговое решение — оставить порядок оценки химического фактора и работы на производственных взрывопожароопасных объектах без изменений.
Белхимпрофсоюз и Федерация профсоюзов Беларуси не могли согласиться с таким подходом, и в течение 2011 года на страницах газеты «Беларускi Час» неоднократно обсуждались вопросы аттестации рабочих мест.
16 января 2012 года Белхимпрофсоюз вновь предложил рассмотреть данный вопрос на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
Кроме того, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Инна Антонова поддержала предложения профсоюзного комитета ОАО «Нафтан» в части необходимости внесения изменений в действующую Инструкцию и также направила свои предложения в Минтруда и соцзащиты. Однако на депутатский запрос 21 мая 2012 г. был получен отрицательный ответ.
В ходе состоявшегося 1 июня 2012 г. на базе ОАО «Гродно Азот» выездного президиума Республиканского комитета Белхимпрофсоюза была еще раз обозначена твердая позиция профсоюза в данном вопросе. В действующую методику аттестации рабочих мест должны быть внесены изменения в части учета фактора напряженности труда при обслуживании взрыво-пожарных производств 1,2 и 3 степеней опасности и воздействия на организм вредных химических веществ повышенного класса опасности. Работник, который трудится во вредных и (или) опасных условиях труда, и в организации его труда не произошло никаких изменений, не должен лишаться ни права на досрочную пенсию и дополнительный отпуск, ни доплат за работу в этих условиях и сокращенную продолжительность рабочего времени.
На заседании Национального Совета по трудовым и социальным вопросам, которое состоялось 5 июля 2012 года, к этой позиции очень внимательно отнесся первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко. После посещения им «Гродно Азота» (где ему было передано обращение коллектива), он дал четкие указания ведомствам и сотрудникам аппарата правительства вернуться к рассмотрению данного вопроса и возобновить деятельность рабочей группы при Министерстве труда и соцзащиты.
— В целях более глубокого изучения ситуации 12 июля в ОАО «Гродно Азот» была организована работа выездной приемной Федерации профсоюзов Беларуси. Расскажите, пожалуйста, о результатах ее деятельности.
— Руководство Федерации профсоюзов Беларуси и Белхимпрофсоюза провели ряд встреч с администрацией, профактивом и работниками предприятия, детально изучили ситуацию на месте и также внесли свои предложения в правительство, поддержав законные требования работников.
В итоге таких совместных действий удалось добиться решения, по которому срок действия результатов аттестации рабочих мест в ОАО «Гродно Азот» продлен на период принятия окончательного решения по всем поднимаемым вопросам, что позволило избежать социальной напряженности в коллективе.
Концерном «Белнефтехим» с участием представителей организаций и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белхимпрофсоюза было проведено совещание с целью подготовки отраслевых предложений в Инструкцию по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам.
— А почему такая острая реакция на новую Инструкцию, принятую еще в 2008 году, проявилась лишь в 2012-м?
— Дело в том, что аттестация растянута во времени. Как известно, период ее действия — пять лет. В момент принятия новой Инструкции, в 2008 году, у одних только что прошла аттестация, у других — год назад, еще у кого-то — и того раньше... Потом процесс пошел, и какие-то участки начали проходить аттестацию по-новому. И, конечно, люди начали сталкиваться с тем, что по ее результатам они теряют доплаты, вдвое уменьшается их дополнительный отпуск, а также — право досрочно уходить на льготную пенсию. Дело в том, что у всех работников при прохождении аттестации были разные обстоятельства: кто-то уже имел необходимый стаж и соответствующие льготы, кто-то уходил на заслуженный отдых... Но были и те, кого непосредственно задело действие новой Инструкции. Конечно, люди возмущались. И уже тогда эту ситуацию приходилось срочно «разруливать». Наниматели вместе с профсоюзными комитетами использовали все ресурсы для того, чтобы люди не потеряли в доплатах «за вредность». Разрабатывались специальные положения о компенсации потерянных доплат, через контрактную форму найма предоставлялись дополнительно отпуска. В общем, каким-то образом пытались разрешать эти вопросы.
Когда же на «Гродно Азот» после проведения аттестации в 2012 году сотрудники, еще не наработавшие стаж, увидели, что они теряют право выхода на льготную пенсию по Списку №1, ситуация, конечно же, накалилась. Все понимали: устраивались они на работу на одних условиях, а теперь эти же условия квалифицируются совсем по-иному...
— Просматривается ли возможность положительного решения вопроса?
— Мы очень надеемся, что здравый смысл должен, наконец-то, возобладать, и интересы работников нефтехимической отрасли будут учтены. Ни для кого не секрет, что предприятия нефтехимии — основа национальной экономики, и они требуют от персонала высочайшей профессиональной подготовки при обслуживании сложнейших производств, ответственности за обеспечение не только своей безопасности, но, зачастую, безопасности целых городов и регионов. Белхимпрофсоюз намерен и дальше отстаивать интересы своих членов. От имени всех работающих хочу выразить признательность первому заместителю премьер-министра Владимиру Семашко, за его, я бы сказала, волевое решение, которое способствовало оперативному преодолению возникшей ситуации. Теперь требуется принятие решения правительства по данной проблеме. Очевидно, что процесс внесения поправок не будет простым и одномоментным. Поэтому крайне важно, чтобы и позиция концерна была четкой, а предложения по внесению изменений в Методику— предельно аргументированы. Всем, кто занимается вопросами аттестации, нужно будет предоставить необходимые данные для подтверждения воздействия вредных и опасных факторов на организм работающих в этих зонах. Сроком для этой работы было определено 15 августа, после чего предложения начала рассматривать рабочая группа.
— Федерация профсоюзов Беларуси, как известно, помогла шахтерам «Беларуськалия» решить вопрос с аттестацией вновь созданных рабочих мест, в том числе на Краснослободском и Березовском рудниках. Расскажите об этом подробнее.
— Национальный профцентр неоднократно выступал с заявлениями о необходимости изменить существующий порядок исчисления профессионального стажа. ФПБ всегда говорила об объективной необходимости уплаты нанимателями взносов на профессиональное страхование не со дня издания приказа об утверждении результатов аттестации, а со дня создания новых рабочих мест. Ведь по итогу получалось: человек до полугода, пока идет аттестация, трудится во вредных условиях, но ему этот период не засчитывался в профессиональный стаж, дающий право выхода на льготную пенсию, поскольку в этот период наниматель не мог перечислять за него средства в фонд профессионального пенсионного страхования. Все эти гарантии становились действительными лишь после утверждения приказом результатов аттестации.
Профсоюзам удалось восстановить справедливость и вернуть заработанные льготы и доплаты тем, кто вынужден трудиться во вредных и опасных условиях. Теперь наниматель будет обязан перечислять за работающего во вредных и (или) опасных условиях труда средства в фонд профессионального пенсионного страхования с момента создания рабочего места, а не после проведения аттестации. Кроме того, так называемый «вредный стаж», а вместе с ним и право на льготную пенсию, по настоянию ФПБ будут учитываться с первого дня работы, а не после утверждения результатов аттестации.
— А может ли нам быть полезен опыт близких и дальних соседей в оплате труда работающих на «вредных» производствах?
— У россиян та же проблема, что и у нас. А вот в Германии эти вопросы под жестким контролем. Недавно мы побывали в технологическом индустриальном парке в городе Марль, где на одной площадке сконцентрирована деятельность химических предприятий. Во-первых, надо отметить очень высокий уровень технологического и аппаратурного оснащения этих производств. У них также оцениваются производственные риски по каждому рабочему месту, а воздействие опасных веществ предотвращается средствами индивидуальной защиты, предназначенными для каждого вредного фактора. Что же касается отдельных доплат за работу в опасных и вредных зонах, то они являются частью более высокой заработной платы для рабочих этих профессий.
Кроме всего прочего, срабатывает сама немецкая педантичность и пунктуальность. Контрольно-измерительной аппаратурой фиксируется строгое соответствие регламентам ведение технологических процессов, предписанные средства индивидуальной защиты соответствуют критериям защищенности человека. При этом, немецкий рабочий обязательно будет носить эту защиту.
Многие работающие на предприятиях отечественной нефтехимии также высказывают мнение, что было бы куда лучше, если бы им сегодня платили такую заработную плату, которая максимально учитывает риск работы во вредных условиях, чем учитывать его в виде будущей льготной пенсии. Но для этого должна быть полностью реформирована пенсионная система.
— В любом случае, понятно, что необходим компромисс, примиряющий экономическую целесообразность и эффективность с требованиями социальной защиты.
— Несмотря на то, что мы перешагнули порог века, временной отрезок от старой эпохи до современного общества не такой уж и значительный. Поэтому и сегодня часть людей пользуется еще системой координат и стереотипов прошлого, социалистического периода. Другая же часть общества, наоборот, убеждена, что рыночные отношения дают такую свободу в действиях, что зачастую, к сожалению, получается, что ты находишься не в цивилизованном рынке, а на стихийно возникшем базаре. Конечно, многое надо менять в создании условий для развития малого и среднего бизнеса, избавляться от барьеров для предпринимательской инициативы. Ведь мы понимаем, что рано или поздно подойдем к необходимости реструктуризации предприятий. Поэтому в стране должны быть созданы условия для формирования так называемого среднего класса, потому что государство не в состоянии будет постоянно нести на своих плечах весь груз отвественности за деятельность коммерческих организаций. Но при этом не надо понимать процессы либерализации как вседозволенность в сфере экономических и трудовых отношений.
Мы сегодня не можем не видеть и проблему старения нашего общества. Открытый рынок труда в едином таможенном пространстве создает условия для миграции квалифицированных кадров. Для качественного экономического роста сегодня должны соединиться воедино несколько составляющих. Приток инвестиций приведет к возможности использования новых прогрессивных технологий во всех сферах экономики, но освоить их могут только высокопрофессиональные кадры.
Эти факторы еще раз убеждают нас, что главной ценностью в обществе является Человек.
И сегодня каждый на своем месте должен делать все возможное, чтобы в нашем социально-ориентированном государстве человеку жилось комфортно.
Источник: журнал «Вестник Белнефтехима», №10 (81) октябрь 2012
автор: Татьяна АНТОНОВА-МЕЛЬЯНОВИЧ