После завершения очередного этапа работы рабочей группы при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, которой было поручено рассмотреть проблему аттестации рабочих мест на предприятиях нефтехимического комплекса, журнал «Вестник Белнефтехима» обратился за комментарием к начальнику управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Ивану КАРЧЕВСКОМУ.
О предыстории
— В нашей стране на протяжении ряда лет, начиная с обретения ею независимости, проводится работа по упорядочению представления всех видов компенсаций. В том числе это коснулось и компенсаций по условиям труда. В 1992 году привязка к условиям труда была сделана в отношении пенсионного обеспечения. Только по результатам аттестации устанавливалось право на пенсию по возрасту за работу с вредными условиями труда. С 2008 года по результатам аттестации, т.е. в зависимости от фактического состояния условий труда, предоставляются и другие виды компенсаций. В частности, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени.
Суть проблемы
— Проблема, которая возникла при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда работников на предприятии ОАО «Гродно Азот», связана как раз с тем, что в 2008 году в связи с изменением законодательства о труде поменялся подход к предоставлению этих компенсаций. Условием их предоставления является занятость полный рабочий день на местах с вредными условиями труда. Что, естественно, повлекло за собой сокращение компенсаций, предоставляемых целому ряду работников (особенно это касается обслуживающего персонала, инженерно-технических работников). Ведь они, исходя из специфики своей работы, как правило, не заняты полный рабочий день в цехах и на производствах, в том числе и на химическом производстве в ОАО «Гродно Азот».
Суть проблемы, подчеркну, состоит в том, что подтвердить право на профессиональное пенсионное страхование с 2009 года становится сложнее по причине необходимости работать во вредных условиях труда полный рабочий день.
Оценка химического фактора
— Этот вопрос был поднят и поставлен во главу угла концерном «Белнефтехим». Ранее он уже неоднократно выносился на заседание рабочей группы Минтруда. Давались конкретные рекомендации концерну, Минздраву для рассмотрения данных вопросов в рамках действующих санитарных норм и правил, технических нормативов.
Каковы реалии? Концентрации вредных химических веществ на производствах, о которых идет речь, ниже допустимых. Даже в терминологии «предельно допустимые концентрации» — это концентрации, которые не могут вызвать ухудшение здоровья на протяжении всего периода трудовой деятельности и в последующем времени… Так что при этих обстоятельствах никто менять подходы не будет, и, соответственно, — предоставлять право на пенсию по Списку №1 также.
Такова, кстати, мировая практика: технический норматив является нормативом, от которого устанавливаются все виды компенсаций и связь с заболеваниями, и т.д. и т.п. Поэтому разговор о том, что в пределах ПДК можно что-то сделать — неприемлем. И это было очередной раз подтверждено на заседании комиссии.
Вместе с тем, учитывая специфику химических производств, очередной раз рекомендовано предприятиям концерна подготовить перечень химических веществ, которые используют в производстве и на которые не разработаны ПДК, и нет методик оценки и исследования этих веществ. Чем быстрее этот перечень будет готов, тем быстрее рабочая группа вернется к очередному рассмотрению данного вопроса. И тогда, возможно, какая-то подвижка произойдет. Потому что мы действительно прекрасно понимаем, что если правом на льготную пенсию пользуются работники химических производств, они должны получать это право именно за работу с химическими веществами, а не за напряженность трудового процесса или, скажем, шум. Поэтому будем искать какой-то компромисс. Но на данный момент действующее законодательство однозначно трактует: если химическое вещество присутствует в пределах ПДК, оснований для установления каких-либо компенсаций не имеется
О дополнительном отпуске и доплатах
— В этой сфере нанимателю сегодня предоставлено немало прав. Даже в том случае, когда по результатам аттестации отдельные виды компенсаций уменьшаются, то у нанимателя есть полномочия и очень широкий спектр возможностей для минимизации потерь для работников. И если он хочет возместить им материальные потери, то он может это сделать.
Об иных предложениях концерна
— Принято решение рассмотреть вопрос о возможном изменении оценки труда по тяжести и напряженности для работников, которые трудятся на взрывопожароопасных объектах и находятся под особым контролем и надзором соответствующих органов. Но дело в том, что изменение этого подхода связано с изменением оценки условий труда не только на предприятиях нефтехимической отрасли, но и того же Минпрома, Минсельхозпрода и т.д., где есть производства, которые также относятся к опасным. Скажем, на заседании рабочей группы присутствовал представитель того же МТЗ, который сообщил, что «химии» у них тоже хватает, и есть взрывопожароопасные объекты. Поэтому при принятии государственных решений надо учитывать весь спектр работников, которые трудятся в аналогичных условиях. Недаром в составе нашей рабочей группы были представители не только «Белнефтехим» но и других отраслей промышленности. Это потому, что нельзя нормативный акт, работающий на все сферы и отрасли, рассматривать с точки зрения одного конкретного производства. Поэтому мы приглашаем представителей и других министерств для того, чтобы можно было объективно рассмотреть то или иное предложение с учетом последствий. Кстати, поступил официальный ответ Минпрома, где не все предложения концерна поддерживаются. Указано, что некоторые решения могут вызвать социальную напряженность у них на предприятиях.
Пока не сформирована однозначная позиция по этому вопросу. Могу сказать, что данным вопросом сейчас занимаются соответствующие подразделения. Чем быстрее они завершат свою работу, тем быстрее соберется в очередной раз рабочая группа. Выводы того же Минздрава или дадут основания для внесения изменений в санитарные нормы и правила, в Инструкцию, или не дадут... Все будет зависеть от результатов исследований и конкретного решения.
Дальнейшие шаги и перспективы
— Сейчас дело за Минздравом. После того, как это министерство и другие заинтересованные стороны вынесут свой вердикт, Минтруда и соцзащиты примет соответствующие решения. Потом будут вноситься коррективы в законодательство.
К сведению: коррективы в Инструкцию №35 вносятся практически раз в два года, корректирует свой нормативный правовой акт и Минздрав … Вот, скажем, прошла в Российской Федерации конференция по гигиене труда, в которой принимали участие и представители Белорусского Республиканского центра гигиены и эпидемиологии. Они получили определенную информацию о новых российских разработках в области санитарных норм и правил. Ряд этих разработок уже учтен в Изменениях, которые вступили в силу. По итогам конференции в рамках совместной деятельности Союзного государства разработана Программа изменения санитарно-гигиенических нормативов в Республике Беларусь, и эта работа будет продолжаться. И как только последуют еще новации, мы будем автоматически вносить изменения в свою методику для того, чтобы существовал единый подход к установлению причинной связи заболеваний с фактическими условиями труда, а также установлению обоснованности компенсаций именно за условия труда, а не за работу в какой-то профессии.
Многое зависит и от модернизации
— Все без исключения предприятия нефтехимической отрасли, других отраслей промышленности Беларуси занимаются модернизацией производств. Как свидетельствует статистика, в ОАО «Гродно Азот» вложено более трех миллиардов рублей именно в улучшение условий труда на предприятии. Как бы ни говорили, что ничего не меняется на производстве, такого быть не может — ведь потрачены огромные деньги, и изменения должны быть. Это и установка кондиционеров в пультовых, и замена старых компьютеров на новые на тех же пультах управления, плюс автоматизация технологических процессов. Все это реально улучшает условия труда. Поэтому работа в этом отношении не должна прекращаться.
СПРАВКА
В Беларуси условия труда на 709,7 тысяч рабочих мест считаются вредными или опасными. По состоянию на 1 января 2012 года в республике 709 тысяч 681 рабочее место не соответствовало гигиеническим нормативам (28,7% от общего количества). «В результате реализации Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2011—2015 годы в организациях всех форм собственности планомерно проводились мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с требованиями гигиенических нормативов, — отметил на недавно прошедшей онлайн-конференции заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Игорь Старовойтов. — Это позволило к 2011 году сократить 41 тысячу 43 рабочих места с вредными и опасными условиями труда (5% от их количества), в том числе почти 28 тысяч рабочих мест в организациях коммунальной и частной собственности (2%)».
автор: Татьяна АНТОНОВА-МЕЛЬЯНОВИЧ
Комментарии
"Мне кажется, что все-таки нефть у нас где-то есть. Но если есть нефть, мне кажется, не может быть, чтоб где-то не прорвало природным газом, я надеюсь"
Скорее всего никакого послабления не будет. Методику придумал грамотный товарищ. Введение временного фактора координально изменило результаты аттестации по стране.
Хотя сама методика не без грехов. К примеру токарь: более 80% рабочая поза стоя — класс 3.1. Раньше токарь никогда не имел по аттестации вредных условий труда!
RSS лента комментариев этой записи