Происшествия вблизи воздушных линий электропередач (далее – ЛЭП), связанные с грузоподъемными кранами, как правило, приводят к тяжелым последствиям, в основном к смерти пострадавших. Основными причинами этих происшествий являются отсутствие организации работ, в том числе противоправные действия самих пострадавших, выразившиеся в самовольной установке грузоподъемных кранов и производстве работ с их использованием вблизи ЛЭП, нарушения требований безопасности при работе грузоподъемных кранов в охранной зоне ЛЭП, неисправность или умышленное выведение из строя приборов безопасности грузоподъемных кранов.
В 2015-2017 годах произошли три несчастных случая со смертельным исходом при работе кранов вблизи ЛЭП.
Приведенные ниже случаи травматизма и причины их повлекшие свидетельствуют о несоблюдении требований Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее – Правила), технического кодекса установившейся практики «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок» ТКП 427-2012, утвержденного и введенного в действие приказом Министерства энергетики Республики Беларусь от 28.11.2012 № 228.
26.07.2015 при эксплуатации автомобильного крана КС-3562Б, принадлежащего СПК «Макаровцы», в результате поражения электрическим током погиб машинист крана.
В ходе расследования установлено, что погибший самовольно, без наряда-допуска, в отсутствие лица, ответственного за безопасное производство работ краном, без разрешения организации, эксплуатирующей ЛЭП, установил кран для работы в охранной зоне ЛЭП, умышленно вывел из строя прибор безопасности крана ОНК-140-26М (установил деревянную рейку, блокирующую работу электрогидроклапана, отключающего работу механизмов крана при наличии опасного напряжения).
При подъеме стрелы произошло касание оголовком стрелы крайнего провода ЛЭП. Под воздействием электрического тока конструкции крана нагрелись, лопнули шины, загорелись деревянные подкладки, уложенные на неповоротной раме под кабиной машиниста. Крановщик, не опуская стрелу, вышел из кабины крана и, коснувшись земли, был поражен электрическим током.
В ходе расследования нарушений требований норм и правил в области промышленной безопасности со стороны руководства предприятия и ответственных специалистов не установлено. Происшествие не имеет причин технического характера и связано с противоправными действиями потерпевшего.
16.02.2016 произошел несчастный случай со смертельным исходом с машинистом автомобильного крана ГУКДСП «Климовичская ПМК № 256». Направленный на железнодорожную станцию Климовичи для выгрузки поддонов с кирпичом из железнодорожных полувагонов машинист крана, сложив выносные опоры, начал осуществлять несанкционированное движение автомобильного крана КС-3562Б с поднятой стрелой. Навешенные на крюк крана стропы канатные стальные в результате раскачивания захлестнулись за провода проходящей вблизи ЛЭП. В результате замыкания произошло возгорание заднего колеса крана.
Машинист выпрыгнул из кабины управления автомобилем указанного крана и отошел на некоторое расстояние, однако, увидев, что кран начал самопроизвольное движение, приблизился к нему и коснулся рукой кабины. При прикосновении был поражен электрическим током.
25.07.2017 в г. Гомеле на строительном объекте по ул. Кленковской при попытке строповки с использованием канатных строп, навешенных на крюк стрелового самоходного крана КС-35715, бетонного кольца, центр которого находился на расстоянии 300мм от вертикальной проекции на землю крайнего провода ЛЭП напряжением 10кВ, был смертельно травмирован осуществлявший строповку директор частного предприятия, являвшийся заказчиком используемого крана. Причиной смерти явилось поражение электрическим током из-за происшедшего электрического пробоя и возникшего при этом короткого замыкания на «землю» вследствие приближения грузового каната крана к крайнему проводу ЛЭП на недопустимо близкое расстояние во время строповки.
В ходе расследования было установлено, что используемый кран не зарегистрирован в Госпромнадзоре, при этом прошел государственную регистрацию в органах ГАИ, на кран отсутствуют эксплуатационные документы, машинист, осуществлявший управление краном, не был принят в установленном порядке на работу к владельцу крана, а выполнял работы по устной (по телефону) договоренности. По аналогичной договоренности между владельцем крана и заказчиком было осуществлено направление и выполнялись работы с использованием указанного крана. Техническое состояние крана также не отвечало требованиям Правил (отсутствовал модуль защиты от опасного напряжения, отключен блок обработки данных ограничителя нагрузки крана ОНК-140М).
Источник и фото: Госпромнадзор