Субъекты хозяйствования в Беларуси будут привлекаться к административной ответственности за нарушения законодательства только в тех случаях, когда эти нарушения наносят существенный экономический или общественный вред. Это предусмотрено поправками в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, принятыми депутатами в первом чтении, сообщил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов во время круглого стола «Революционные новации: что изменят документы по развитию предпринимательства?» в пресс-центре БЕЛТА.
«Что у нас сегодня происходит? В результате правонарушения к административной ответственности привлекаются виновный работник и субъект хозяйствования. С учетом мнения Комитета государственного контроля, Верховного суда, Министерства по налогам и сборам в проект включены важные предписания, которые позволяют определить, как применять административную ответственность к юридическому лицу, – отметил Вадим Ипатов. – Юрлицо будет нести ответственность только в том случае, если обстоятельства совершения правонарушения связаны с причинением существенного вреда жизни и здоровью населения, а также со значительным размером (свыше 40 базовых величин) стоимости предмета правонарушения, сумм сделок и хозяйственных операций, совершенных с нарушением законодательства. При отсутствии такого вреда ответственность будет нести только виновный работник юрлица».
По словам Вадима Ипатова, такой подход применяется и в международной практике.
В частности, изменения коснутся административных правонарушений, предусмотренных главами 11, 12, 13, 14 КоАП Беларуси, которые регулируют ответственность предпринимательства. «В последующем, если эта практика покажет свою эффективность, то ее можно будет распространить и на другие административные правонарушения, которые предусмотрены кодексом», – полагает директор НЦЗПИ.
Проектом также предусмотрено расширение перечня оснований для освобождения от ответственности при условии устранения нарушений. Помимо этого, предлагается исключить из законодательства невостребованные практикой формальные составы.
В целом ключевые положения законопроекта имеют две цели – комплексную либерализацию административной ответственности за правонарушения в сфере ведения бизнеса и обеспечение соразмерности наказания характеру деяния и степени причиненного вреда.
Законопроект формировался с учетом мнений всех заинтересованных госорганов таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить безопасность государства, общества и порядок в сфере предпринимательства, а с другой – чтобы субъекты хозяйствования при нарушениях в процессе своей деятельности не подвергались такой процедуре, как банкротство, из-за несоразмерной ответственности, подчеркнул Вадим Ипатов.
В числе основных изменений он также назвал снижение штрафов по 45 составам административных правонарушений, расширение возможности применения предупреждения как альтернативы штрафу, существенное сокращение сферы применения конфискации имущества и доходов.
«Убежден, что все изменения, которые предусмотрены, должны в совокупности с остальными документами дать новый импульс для развития деловой инициативы. Думаю, что депутаты оперативно рассмотрят документ во втором чтении. И он вступит в силу в ближайшее время», – резюмировал директор Национального центра законодательства и правовых исследований.