На сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 19 сентября 2017 года прошла онлайн-конференция на тему «Практическое применение законодательства об охране труда».
Каждый посетитель сайта мог задать свой вопрос участникам и получить компетентный ответ. На вопросы отвечали:
Старовойтов Игорь Григорьевич — Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь
Карчевский Иван Александрович — Начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Каменецкая Ирина Николаевна — Заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Городник Алексей Константинович, Новополоцк завод:
Какие требования предъявляются к организации безопасной эксплуатации велосипедов на предприятии? Какие требования предъявляются к лицам эксплуатирующим велосипеды на территории предприятия(обучение, проверка знаний и т.д.)?
Каменецкая Ирина Николаевна:
Эксплуатация велосипедов в организации должна осуществляется с учетом норм главы 20 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 №551.
Требования по охране труда при эксплуатации велосипедов должны быть изложены в локальных нормативных правовых актах (например, в инструкциях по охране труда для профессий), а работники, эксплуатирующие велосипеды должны быть проинструктированы по вопросам безопасного движения на велосипеде по территории организации.
Козлов В.Г., г. Брест:
Ежегодно в организации проходят практику учащиеся колледжа (специальность «Металлорежущие станки и инструменты»). На момент прибытия на практику они имеют Свидетельство о присвоении им одной из профессий: оператор станков с программным управлением, токарь, фрезеровщик. Во время прохождении практики учащиеся под руководством опытных рабочих получаю навыки на токарных и фрезерных станках с программным управлением и соответствующие знания по охране труда при работе на них. Некоторые из этих учащихся через три месяца приходят в эту организацию на дельнейшую работу и уже самостоятельно работают на этих же станках. Обязательно ли в этом случае проведение стажировки и последующей проверки знаний по охране труда?
Старовойтов Игорь Григорьевич:
Да обязательно. Лица, проходившие в вашей организации производственную практику, являлись учащимися, а не работающими.
В соответствии с пунктом 23 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее – Инструкция), работающие по профессиям рабочих (далее – рабочие), принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда.
Указанные в вашем обращении лица, принятые впоследствии на работу в организацию, должны пройти стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда. Вместе с тем, пунктом 25 Инструкции установлена минимальная продолжительность стажировки по вопросам охраны труда в зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ (не менее двух рабочих дней). Принимая во внимание, что указанные в вашем обращении лица, принимаемые на работу в организацию, получали навыки работы на установленном в вашей организации оборудовании в ходе прохождения производственной практики, полагаем возможным установить для них период прохождения стажировки по вопросам охраны труда с учетом полученных навыков, но не менее двух рабочих дней.
Филиппович Е.А., г. Минск:
В настоящее время организация закупает специальную одежду и специальную обувь с более высокими техническими характеристиками. После окончания срока носки выданные специальная одежда и специальная обувь не теряет своих защитных свойств, остается исправной и пригодной для дальнейшего использования. Допускается ли при формировании норм выдачи средств индивидуальной защиты организации устанавливать иные сроки носки выдачи СИЗ?
Каменецкая Ирина Николаевна:
Не допускается. Согласно пункту 33 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209, срок носки специальной одежды и специальной обуви может быть продлен по решению нанимателя по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами при условии занятости работника на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя). В этом случае срок носки продлевается пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным. Иных случаев продления срока носки СИЗ законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, полагаем, что если комиссия по контролю качества средств индивидуальной защиты организации (далее – комиссия) установит, что СИЗ, по истечении сроков носки соответствуют нормам технических нормативных правовых актов по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам, качеству, необходимым для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения и неблагоприятных температурных, погодных условий, то в каждом конкретном случае срок носки СИЗ может быть продлен решением комиссии на период сохранения защитных свойств в пределах сроков носки, установленных изготовителем СИЗ.
Презов Н.М., г. Минск:
Кто может отстранить от работы руководителя организации в случае нахождения его в состоянии алкогольного опьянения?
Старовойтов Игорь Григорьевич:
Статьей 253 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) определено, что права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором.
Трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами (статья 254 ТК).
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119 утверждены Инструкция о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих (далее – Инструкция № 1), Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих (далее – Инструкция № 2) и установлен перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее – Перечень).
В соответствии с частью второй пункта 2 Инструкции № 2 работодатель имеет право проводить освидетельствование работающих в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в отношении руководителя организации принять решение о проведении освидетельствования и, при необходимости, последующего отстранения от работы, может собственник имущества организации либо уполномоченный им орган.
Коваленко К.А., г. Барановичи:
В организации имеется должностное лицо, на которого возложены обязанности по организации работы по охране труда и осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Возможно ли заключить договор с индивидуальным предпринимателем, аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда по осуществлению функций специалиста по охране труда, только для его участия в работе комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда.
Старовойтов Игорь Григорьевич:
Нет. С индивидуальным предпринимателем не может быть заключен договор об оказании услуг в области охраны труда исключительно для его участия в работе комиссии организации. Поскольку в организации имеется должностное лицо, на которое возложены функции специалиста по охране труда, то учитывая пункт 2 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210, в состав комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда должно быть включено это должностное лицо.
Наумов В.Я., г. Барановичи:
Может ли организация включит в состав комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда индивидуального предпринимателя, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда в качестве специалиста по охране труда?
Карчевский Иван Александрович:
Да. Исходя из статьи 22 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон) наниматель в целях осуществления функций специалиста по охране труда (службы охраны труда) имеет право привлечь юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда (далее – юридическое лицо). Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) установлены Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98.
Поликарпов Д.В., г. Минск:
Для работы я использую личный автомобиль. Надо ли мне проходить медосмотр и инструктаж?
Каменецкая Ирина Николаевна:
Нет. Законодательство о труде допускает возможность использования личного автомобиля в интересах нанимателя. В соответствии со статьей 106 Трудового кодекса Республики Беларусь работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем.
В случаях использования работниками личного транспорта для осуществления своих должностных обязанностей, полагаю, что рассматривать данную категорию работников с точки зрения привлечения к выполнению работ в качестве «водителя автомобиля» и, следовательно, предъявлять какие-либо требования к данной категории работников, оснований не имеется.
Линин М.В., г. Лунинец:
Должен ли работодатель предоставлять компенсации по условиям труда (сокращенную продолжительность рабочего дня, молоко и др.) работающим по гражданско-правовым договорам?
Карчевский Иван Александрович:
Обязанность работодателя предоставлять работающим по гражданско-правовым договорам компенсации по условиям труда законодательством не предусмотрена. Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» компенсации по условиям труда им могут устанавливаться в соответствии с данными договорами.
Рожков И.И., г. Минск:
Чем отличается проведение внутреннего аудита системы управления охраны труда от выполнения контроля за соблюдением законодательства об охране труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации. Можно ли проведение ежемесячного (ежеквартального) контроля совместить с аудитом?
Каменецкая Ирина Николаевна:
Нет. Нельзя путать два понятия «внутренний аудит» и «контроль за соблюдением законодательства об охране труда».
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда, проводимый с определенной периодичностью, является одним из видов контроля, который предусматривает участие работников в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве. Должностные лица, осуществляющие контроль, наделены властными полномочиями (выдача обязательных для исполнения предписаний, запрет на эксплуатацию оборудования и т.д.).
Государственный стандарт СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной руда. Требования» предусматривает управление охраной труда посредством таких понятий, как «аудит», «мониторинг», «проверка». Внутренний аудит системы управления охраной труда проводится с целью определения действительно ли система управления охраной труда внедрена и функционирует должным образом. Результаты аудита могут послужить основанием для внесения изменений в систему управления охраной труда.
Гореликов В.Н., г. Минск:
Должен ли проходить проверку знаний по охране труда специалист, переведенный на профессию рабочего и прошедший перед этим проверку знаний по охране труда как специалист?
Карчевский Иван Александрович:
Должен. Порядок проведения обучения и проверки знаний работающих по рабочим профессиям по вопросам охраны труда установлен главой 2, а руководителей и специалистов – главой 3 Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее – Инструкция).
Рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на объектах, поднадзорных специально уполномоченным государственным органам надзора и контроля, проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, но не реже одного раза в год.
Руководители и специалисты организации не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда.
На основании изложенного, специалист, переведенный для выполнения работ по профессии рабочего, в обязательном порядке должен пройти проверку знаний по вопросам охраны труда в порядке, установленном в главе 2 Инструкции.
Новик Е. Ю., Минск:
Работник на предприятии работает на ставке. Но на выполнение иных работ (не по должностной инструкции) с ним наниматель заключает договор подряда на выполнение определенного вида работы. По постановлению 175, с работникам, необходимо проводить вводный инструктаж как вновь принятый. А как быть если работник на предприятии уже работает и "все" знает? Нужно ли с ним проводить вводный инструктаж? Спасибо.
Карчевский Иван Александрович:
Да, так как с данным работником заключен договор на выполнение работы как с физическим лицом.
Владыкина Раиса Васильевна, Минск:
Добрый день! Меня зовут Владыкина Раиса Васильевна, работаю воспитателем в ГУО «Санаторный ясли-сад №345» г. Минска. 8 сентября 2017 года во время выполнения мной в рабочее время должностных обязанностей по поручению медсестры Детского сада, в здании Детского сада в присутствии четырех свидетелей: медсестры, заместителя заведующего по хозяйственной части, заместителя заведующего и еще одного воспитателя получила травму (поднимая с пола ключи, которые упали из пожарного щитка, где их постоянно хранили – очень сильно ударилась головой о косяк этого же пожарного щитка). Этими же коллегами была оказана первая медицинская помощь своими силами, Скорую медицинскую помощь не вызывали. Ушла домой, за выходные мое самочувствие ухудшилось, в понедельник 11 сентября, по результату обращения в Минскую городскую больницу №10 – Черепно-мозговая травма легкой степени, производственная травма. В поликлинике молодая врач по незнанию открыла больничный лист как «общее заболевание, бытовая травма». Сообщив об этом на работу, в Детский сад, вечером того же дня, пришли три коллеги ко мне домой, в том числе и заведующая. В результате трехчасового давления предложили, чтобы я преподнесла эту травму как будто «ударилась дома головой о балконную раму». В результате трехчасового давления, согласилась пойти им навстречу. Утром 12 сентября, снова придя ко мне домой, потребовали написать объяснительную, где я изложила в деталях подробности случившегося (все как было на самом деле) и они же сопровождали меня в Десятую больницу, чтобы во врачебном заключении исправили «производственную травму» на «бытовую». В результате, врач, который выписывал данное заключение, сказал, что вся информация была внесена в базу, и он ничего менять не будет. В поликлинике же по месту жительства, где меня тоже сопровождала заведующая и общалась с руководством поликлиники, исправлять общее заболевание в больничном листе на «производственную травму» соответственно тоже отказались, т.к. не предоставлен акт с места работы по результатам расследования данного инцидента. Почему не составлен акт, не проведено расследование – руководство комментариев не дает. Написано заявление о предоставлении мне экземпляра акта расследования данного инцидента, завизировано заведующей Детского сада вчера, 18 сентября. Но по ее словам, т.к. я не писала заявление на проведение данного расследования, акт о его проведении мне предоставят только через месяц. К тому моменту у меня уже будет закрыт больничный лист с указанием «бытовая травма». Сейчас еще, по 20 сентября нахожусь на больничном дома. Подскажите, пожалуйста, как дальше правильно поступить, чтобы защитить свои интересы, т.к. руководство действует явно не в моих интересах, угрожая тем, что мне и дальше там работать, что я уже ставлю под сомнение.
Старовойтов Игорь Григорьевич:
В соответствии с пунктом 78 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 N 30, вопросы, связанные с отказом страхователя, организации в составлении акта формы Н-1 (включая непризнание факта несчастного случая, отказ в проведении его расследования) или несогласием потерпевшего либо лица, представляющего его интересы, с содержанием указанного акта, рассматриваются по их заявлению непосредственно в суде.
Помимо суда для защиты своих прав вы можете обратиться в Минское городское управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (г. Минск, ул. Киселева, 4). При выявлении факта сокрытия несчастного случая от расследования и учета и других нарушений Правил Департамент государственной инспекции труда требует от страхователя проведения расследования несчастного случая в установленном законодательством порядке, а также устранения других нарушений.
Контор С. Ж., г Гродно:
Руководителям частного предприятия является учредитель данного предприятия, он занимает должность директора по совместительству, так как имеет основное место работы в другой организации, где так же занимает должность директора. Просим разъяснить, следует ли директору повторно проходить обучение проверку знаний по вопросом охраны труда по совмещаемому месту работы в другой организации.
Карчевский Иван Александрович:
В соответствии с нормами п. 39 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 года № 175 “Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда” руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда не позднее месяца со дня назначения на должность и переодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года. Руководители проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в независимости того работают они по основному месту работы или по совместительству.
Сизов С.О., Кличев:
Требуется ли наличие в организации инструкции по оказанию первой помощи и проведение обучения по оказанию первой помощи. Что подразумевается под «оказанием необходимой помощи потерпевшим»? Что писать в таком случае в ИОТ в разделе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях»? Просто эту фразу? Статья 17. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда Работодатель обязан: принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения; Статья 19. Обязанности работающего в области охраны труда Работающий обязан: немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения; Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З (ред. от 12.07.2013) «Об охране труда»
Старовойтов Игорь Григорьевич:
Законодательство в области охраны труда не содержит требований о наличии в организации «Инструкции по оказанию первой помощи и проведения обучения по оказанию первой помощи». Под понятием «оказанием необходимой помощи потерпевшим», используемом в Законе Республике Беларусь «Об охране труда», следует понимать организацию оказания первой помощи потерпевшим, оказание первой помощи работниками, прошедшими обучение методам оказания первой помощи. В инструкциях по охране труда в главе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» отражаются действия по оказанию первой помощи потерпевшим с учетом имеющихся у работников навыков оказания первой помощи.
Сизов С.О., Кличев:
Сотрудник был заместителем главного инженера организации. Через некоторое время его переводят на должность ГИ организации. Должностные обязанности по ОТ в должностных инструкциях не отличаются. Необходимо ли проверка знаний по вопросам охраны труда. Если да, то для кого 43-й пункт 175-го постановления: 43. Внеочередная проверка знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда проводится: при переводе руководителя или специалиста на другое место работы или назначении его на должность, где требуются дополнительные знания по охране труда?
Карчевский Иван Александрович:
Да, должен проходить проверку знаний по вопросам охраны труда. В соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2016 г. № 69, к категории «Руководители» относится должность «Главный инженер». Исходя из нормы части седьмой статьи 25 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» главный инженер, как один из руководителей должен проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии вышестоящей организации. Прохождение работником проверки знаний по вопросам охраны труда в комиссии организации не исключает обязанности его проходить проверку знаний по вопросам охраны труда по нормам статьи 25 названного Закона.
Сизов С.О., Кличев:
Какие ответственные за ОТ должны быть в организации. В законодательстве упоминаются ответственный за ОТ, за обеспечение ОТ, за организацию работ по ОТ. Как правильно они должны называться и чем эти ответственные лица отличаются? Главный инженер предприятия и инженер по ОТ ответственные за что?
Старовойтов Игорь Григорьевич:
Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда установлены в статье 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Одной из обязанностей нанимателя является назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях.
Принимая во внимание нормы главы 2 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 с внесенными изменениями и дополнениями, управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель (например, издает приказы, устанавливает обязанности в области охраны труда), в структурных подразделениях организации - руководители структурных подразделений (например, обеспечивают соблюдение требований по охране труда подчиненными работниками, проводят инструктаж по охране труда и т.д.). Главный инженер организации осуществляет руководящие, организующие, координирующие и контролирующие функции по вопросам охраны труда. Основные задачи инженера по охране труда определены Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98.
Источник: сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи