levitra 40mg
viagra crypto
sildamax kaufen

Адвент-календарь по охране труда

  24 сертября 2012 года прошла онлайн конференция на тему «Практическое применение законодательства, регулирующего вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда и определения права работников на компенсации, досрочное пенсионное обеспечение по ее результатам». В конференции приняли участие:
Игорь Саровойтов — Заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси
Нина Лузина — Начальник отдела организации пенсионного обеспечения Министерства труда и соцзащиты
Елена Хлус — Начальник отдела профессионального пенсионного страхования
Иван Карчевский — начальник управления охраны  и государственной экспертизы условий труда
  Основные вопросы конференции:
  Какие изменения и дополнения внесены в нормативные правовые акты, регулирующие проведение аттестации и предоставление компенсаций по условиям труда? Как сформировать перечень рабочих мест, подлежащих аттестации? Как проводить оценку условий труда на рабочем месте при совмещении работ? Каковы последствия непроведения аттестации для работодателей и работников? На эти и другие вопросы можно получить ответы во время online конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.

 
Михаил, Минск:
Необходимо ли создавать аттестационную комиссию в организации непроизводственной сферы деятельности, в штате которой должности экономистов, бухгалтеров, менеджеров, администраторов, уборщиков?

 

Игорь Старовойтов:

  Полагаем, что решение о целесообразности создания аттестационной комиссии в организациях непроизводственной сферы, в которых отсутствуют рабочие места, связанные с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжести или напряженности трудового процесса, принимает наниматель. При этом наниматель несет ответственность за обоснованность принятого решения в соответствии с законодательством (статья 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

Светлана, Гомель:
Вправе ли наниматель самостоятельно изменить или отменить результаты аттестации?

Иван Карчевский:

  Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится специально созданной аттестационной комиссией на основании нормативных правовых актов, действующих на момент ее проведения.
  Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2002 г. № 694 утверждено Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь. Указанным Положением контроль за качеством проведения аттестации и обоснованностью предоставления работникам компенсаций на основе аттестации осуществляют органы государственной экспертизы условий труда. Должностным лицам указанных органов предоставлено право выносить в пределах своей компетенции работодателям обязательные для исполнения требования (предписания) об устранении нарушений законодательства о труде, пенсионном обеспечении, касающиеся предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и аттестации.
  Проверка выполнения требований законодательства о проведении аттестации и оформлении ее результатов, а также проверка правильности оценки условий труда на конкретном рабочем месте проводится в ходе экспертизы качества проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда.
  По результатам данной экспертизы при изменении оценки условий труда на конкретном рабочем месте вносятся (приказом нанимателя) изменения в результаты аттестации.
  Изменения и дополнения в результаты действующей аттестации могут быть внесены на основании решения аттестационной комиссии в отдельных случаях, не требующих результатов экспертизы: например, при установлении технических ошибок, допущенных в ходе проведения аттестации, либо оформлении результатов аттестации. При этом принятые по отдельным изменениям и дополнениям решения аттестационной комиссии должны быть подтверждены документально.
  Что касается отмены результатов аттестации, это предполагает отмену итоговых документов по оценке условий труда, и такое решение нанимателя без соответствующих заключений органов государственной экспертизы условий труда является необоснованным.

Ольга Александровна, Могилев:
Подлежат ли зачету в стаж работы с особыми условиями труда по Списку № 1 и № 2 неаттестованные периоды работы и в каких случаях?

Нина Лузина:

  При исчислении стажа работы с особыми условиями труда за периоды работы после 1 января 1993 г. и профессионального стажа (формируется за периоды работы, начиная с 1 января 2009 г.) применяются Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536. При этом обязательным условием для включения в специальный стаж периодов работы, предусмотренной указанными Списками, является подтверждение особых условий труда результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
  В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 в стаж работы, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, засчитываются периоды работы, в течение которых по вине работодателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, с учетом подготовленного органами государственной экспертизы условий труда с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников) заключения о фактической занятости работника в условиях, предусмотренных Списком № 1 и Списком № 2 и списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом работодатели возмещают в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты расходы на выплату пенсий, назначенных с учетом этих периодов работы, в полном объеме в порядке, установленном указанным Министерством.
  Оснований для выдачи таких заключений за периоды работы, протекавшие после 1 января 2009 г. (т.е. за периоды формирования профессионального стажа), у органов государственной экспертизы не имеется. В этой связи неаттестованные после 1 января 2009 г. периоды работы, в т.ч. в случаях, когда аттестация не проведена по вине нанимателя, в профессиональный стаж не засчитываются.
  Следует отметить, что нормы действующего законодательства направлены на исключение возможности образования неаттестованных периодов с особыми условиями труда. Так, согласно пункту 19 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, аттестация проводится один раз в пять лет. При этом ее начало и продолжительность проведения определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации. Ответственность за несоблюдение данных требований возложена на нанимателя.

Иван Алексеевич, Минск:
В нашей организации будет проводиться очередная аттестация. Какие рабочие места нам включать в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации?

Елена Хлус:

  В настоящее время аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее - Положение) с изменениями и дополнениями, и Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 с изменениями и дополнениями.
  Согласно пункту 2 Положения аттестация проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.

 

  Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (далее - перечень), определяет аттестационная комиссия (подпункт 5.3 пункта 5 Положения), состав которой утверждается приказом нанимателя (пункт 3 Положения). При составлении перечня аттестационная комиссия руководствуется:

  • списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536;
  • списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170.
  • Наниматель обязан провести аттестацию на рабочих местах работников, профессии и должности которых, а также выполняемые ими работы предусмотрены в перечисленных выше нормативных правовых актах независимо от результатов предыдущей аттестации.

  Также по решению аттестационной комиссии в названный перечень могут быть включены иные категории работников, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня для предоставления компенсаций по условиям труда в соответствии со статьями 62 и 157 ТК.

Николай Петрович, Минск:
Дополнительный отпуск предоставляется работнику по результатам аттестации. Как правильно провести аттестацию, если конкретный медицинский работник работает по 0,5 ставки на двух должностях у одного нанимателя?

Игорь Старовойтов:

  В соответствии со статьей 157 Трудового кодекса Республики Беларусь работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - дополнительный отпуск). Порядок, условия предоставления дополнительных отпусков и их продолжительность определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными (или) опасными условиями труда и особый характер работы».
  Дополнительный отпуск по результатам аттестации предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня. Полный рабочий день - выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками, в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.
  Аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, и Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35.
  При занятости медицинского работника полный рабочий день с вредными и (или) опасными условиями труда у нанимателя по двум должностям при аттестации заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда с указанием обеих должностей. Оценка факторов производственной среды в этом случае производится как при выполнении работ в разных рабочих зонах. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается в зависимости от класса (степени) вредности или опасности условий труда по результатам аттестации.
  Если один день работник занят по одной должности полный рабочий день, а другой день - по второй должности полный рабочий день, то в данном случае проводится аттестация двух рабочих мест.
  Согласно статьям 55 и 133 Трудового кодекса Республики Беларусь организация учета рабочего времени возложена на нанимателя. В связи с этим порядок учета дней, в которые работник не менее 80 процентов рабочего времени был занят с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается нанимателем самостоятельно, и учет ведется в удобной для него форме.
  Обращаем внимание, если аттестация на рабочем месте не проводилась, то оснований для предоставления дополнительного отпуска работнику не имеется.

Жиркова Людмила, Витебск:
Есть ли сфера деятельности, где вообще отсутствуют вредные рабочие места?

Иван Карчевский:

Уважаемая Людмила! К рабочим местам, о которых идет речь в Вашем вопросе, относятся рабочие места, которые не связаны с производством продукции.

Доценко В.Д., Брестская область:
Добрый день! У меня такой вопрос: во сколько обходится в среднем аттестация одного рабочего места?

Игорь Старовойтов:

  В соответствии с законодательством аттестация проводится нанимателем. Поэтому речь, возможно, идет о стоимости проведенных измерений и исследований уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды аккредитованными испытательными лабораториями и (или) оценке показателей тяжести и напряженности трудового процесса организациями. Указанные лаборатории и организации привлекаются для выполнения работ. Поэтому, если Вы имеете в виду стоимость указанных работ, выполняемых на договорной основе, то она будет зависеть, в том числе, от количества, например, проведенных исследований на одном рабочем месте.

Свирко Светлана, Минск:
Будут ли внесены изменения в действующее законодательство о сроках проведения аттестации рабочих мест по условиям труда?

Иван Карчевский:

  Действующим законодательством установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда проводится один раз в пять лет. Изменение указанных сроков в ближайшее время не планируется.

Дарикова Елена, Минск:
Сколько в Беларуси насчитывается мест с вредными и опасными условиями труда (и каков их удельный вес)? Как изменился этот показатель за последние годы?

Игорь Старовойтов:

  По состоянию на 01.01.2012 г. в республике 709681 рабочее место не соответствовало гигиеническим нормативам, или 28,7% от общего количества. В результате реализации Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2011 – 2015 годы в организациях всех форм собственности планомерно проводились мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с требованиями гигиенических нормативов. Был осуществлен комплекс мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производств путем замены морально и физически устаревшего оборудования, а также внедрения научных разработок в существующие технологические процессы. Это позволило к 2011 году сократить 41043 рабочих места с вредными и опасными условиями труда (или 5% от их количества), в том числе почти на 28 тыс. рабочих мест в организациях коммунальной и частной собственности (2%).

Громнова Вера, Гомель:
В каких отраслях наибольший удельный вес вредных рабочих мест?

Иван Карчевский:

 

  Наибольшее количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда (от общего числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда) по-прежнему в организациях, подчиненных Минпрому, Минэнерго, Минстройархитектуры, Минсельхозпроду, концерну «Белнефтехим».

Марцелевский Дмитрий, Могилев:
Рабочее место оборудовано компьютером. Какой режим работы за ним считается вредным фактором? Как провести аттестацию?

Игорь Старовойтов:

  Аттестация рабочих мест пользователей ЭВМ проводится согласно Инструкции Минтруда и соцзащиты от 22.02.2008 № 35, с учетом Санитарных правил и норм 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 ноября 2000 г. № 53.
  Аттестация проводится на тех рабочих местах, на которых работа на ПЭВМ является основной и оперативное время выполнения работ на персональном компьютере соответствует указанному в подпункте 10.1.2.СанПиН 9-131 РБ 2000. На рабочем месте оператора ЭВМ оценке могут подлежать неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Показатели тяжести и напряженности трудового процесса оцениваются в зависимости от вида трудовой деятельности работника согласно главе 10 СанПиН 9-131 РБ. По результатам аттестации устанавливается право пользователей ПЭВМ на дополнительный отпуск и доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В то же время перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, определяет аттестационная комиссия.
  В обязательном порядке аттестации подлежат рабочие места, предусмотренные списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25 мая 2005 г. № 536, а также списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 10 декабря 2007 г. № 170. Однако в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, могут быть включены иные категории работников, занятость которых с вредными или опасными условиями труда составляет полный рабочий день, но это является не обязанностью, а правом аттестационной комиссии.

Лагунова Евгения, Витебск:
Какие наниматели в Беларуси платят самые большие отчисления в профессиональную пенсионную систему?

Елена Хлус:

  Такими предприятиями, например, являются: ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Беларуськалий», ОАО «Нафтан», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», ОАО «МАЗ» и ряд других крупных предприятий республики, у которых имеется значительное количество рабочих мест с вредными условиями труда.

Вальновская Людмила, Полоцк:
Сколько работников на вредных рабочих местах продолжают работать без обращения за досрочной профессиональной пенсией?

Елена Хлус:

  Первые досрочные профессиональные пенсии  возможны в конце этого года. Поэтому статистика по данному вопросу отсутствует.

Радивонская Надежда, Минская область:
Будет ли расширен (или сужен) круг  работников, подлежащих обязательному профессиональному пенсионному  страхованию?

Елена Хлус:

  Статьей 5 Закона РБ "О профессиональном пенсионном страховании" определен исчерпывающий круг работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию. Расширение установленного круга лиц не предполагается.

Гончарова Людмила Адамовна, Минск:
На каком законном основании прекращен пересчет льготных пенсий работающим пенсионерам, занятым на вредных условиях работы по спискам №1 и 2 по достижению 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам (моему супругу), и полностью не выплачивается пенсия, которая намного меньше общей, и у госчиновников, занятых на непыльной работе? Пример: Супруга Пупликова ушла в 55 лет на общих основаниях и получила 1 800 0000 рублей пенсии. Ее супруг по второму списку вредности (сварщик) в 55 лет получил пенсию 1.600 000 рублей. А мой супруг в 50 лет по первому списку вредности+горячий цех получает всего 1.400.000 рублей?! Где логика, дедукция, закон и социальная защита и справедливость, как в советское время?!

Нина Лузина:

  Согласно Закону Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" с учетом внесенных изменений, начиная с 1 августа 2006 г., время работы после назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда может быть засчитано в стаж только в случае неполучения пенсии за этот период.
  Размер пенсии по возрасту у каждого пенсионера индивидуальный и зависит от продолжительности стажа работы и величины индивидуального коэффициента заработка. У лиц, которые были заняты на работах по списку № 1, размер пенсии зависит и от продолжительности специального стажа сверх требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (у мужчин – свыше 10 лет).
  Что касается порядка выплаты трудовых пенсий, в том числе по возрасту за работу с особыми условиями труда, то он урегулирован статьей 83 Закона, согласно которой пенсия, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (соответствует индивидуальному коэффициенту заработка пенсионера 1,3), в период работы не выплачивается.
  Для получения информации о размере начисленной и выплаченной пенсии конкретному лицу необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Федорчук Василий, Гомель:
Для каких категорий работников установлены самые высокие тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование?

Елена Хлус:

  Тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование установлены Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2009 № 23. Наиболее высокий тариф взносов (4,8%) установлен для работников, занятых по Списку № 1, работников летного и летно-испытательного состава гражданской авиации, спортсменов, занимающихся профессиональным спортом и являющихся членами национальных команд, отдельных категорий артистов.

Приморская Снежана, Минск:
Сколько средств поступило в текущем году на профессиональное пенсионное страхование? От какого количества страхователей?

Елена Хлус:

  На учете в органах Фонда социальной защиты населения в качестве страхователей состоит более 13 тыс. организаций. В 2012 году от них поступило взносов на профессиональное пенсионное страхование более 272 млрд. рублей.

Диренкова В.В., Жлобин:
Какой возраст самых молодых белорусских пенсионеров?

Нина Лузина:

  Если брать пенсионеров по возрасту – то самые молодые пенсионеры – это из числа лиц, отработавших на подземных и открытых горных работах (горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин) не менее 20 лет (им в соответствии с законодательством назначается пенсия независимо от возраста), а также 45-летние женщины и 50-летние мужчины, отработавшие в течение установленного периода в неблагоприятных условиях, предусмотренных списками № 1, и некоторые другие категории работников (лиц).

Иванкович Михаил, Солигорск:
Планируется ли сокращать количество оснований для досрочного выхода на пенсию?

Нина Лузина:

  Не планируется.

Иван Михайлович, Минск:
По контракту на работу принят специалист на 0,5 ставки врача-рентгенолога по обслуживанию рентгеновского кабинета и 0,5 ставки врача-рентгенолога, занятого обслуживанием РКТ в кабинете рентгенокомпьютерной диагностики. Какие компенсации ему положены,и нужно ли проводить на его рабочем месте аттестацию?

Игорь Старовойтов:

  Аттестация проводится на рабочем месте, на котором работник занят с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день. Поскольку должность врач – специалист (врач – рентгенолог) предусмотрена Списком № 1 (раздел II), данное рабочее место подлежит аттестации в обязательном порядке.
  Полный рабочий день – выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками, в соответствии с их тарифно – квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в Едином тарифно – квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) для данной профессии и Едином квалификационном справочнике должностей служащих (ЕКСД) для данной должности, не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.
  При занятости работника полный рабочий день с вредными и (или) опасными условиями труда в рамках совмещаемых должностей оформлено в соответствии с законодательством), аттестация проводится следующим образом:

  • если один день работник занят на одной должности полный рабочий день, а другой день - на второй должности полный рабочий день, то в данном случае проводится аттестация на двух рабочих местах, то есть на рабочих местах врача-рентгенолога по обслуживанию рентгеновского кабинета и врача-рентгенолога, занятого обслуживанием рентгеновского компьютерного томографа (РКТ) в кабинете рентгенокомпьютерной диагностики;
  • если работник выполняет работы с вредными и (или) опасными условиями труда по основной и совмещаемой должностям в течение одного рабочего дня (смены), то при этом заполняются одна карта аттестации рабочего места по условиям труда, с указанием основной и совмещаемой должностей, и одна карта фотографии рабочего времени. Оценка факторов производственной среды в этом случае производится как при выполнении работ в различных рабочих зонах.

  Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в рамках совмещаемых профессий предоставляются по результатам аттестации в установленном законодательством порядке. Учет фактической занятости во вредных и (или) опасных условиях труда ведется нанимателем.
  Совмещение профессий (должностей) - выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). Если совмещение осуществляется в пределах одной и той же категории работников, то речь идет о совмещении должностей. Совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника допускается у одного и того же нанимателя с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ или обслуживания населения.

Леонов Александр Васильевич, Брест:
Какое дать заключение по количеству человек, имеющих право на досрочную пенсию по камеНщикам, если по аттестации рабочих мест в сентябре 90 каменщиков имеют право на досрочную пенсию, а при проведении аттестации рабочих мест в ноябре будут иметь право на досрочную пенсию только 25 каменщиков? Завершено строительство кирпичных зданий и до мая не будет объемов по каменной кладке для 65-67 каменщиков.

Иван Карчевский:

  Количество каменщиков, которым подтверждены особые условия труда по Списку № 2,устанавливается по результатам последней действующей аттестации рабочих мест по условиям труда. Количество работающих с вредными условиями труда каменщиков учитывается на момент предоставления таких сведений. Учет фактически отработанного с особыми условиями труда времени каждого работающего во вредных условиях каменщика ведется нанимателем. Таким образом, если сведения о количестве каменщиков будут предоставляться в ноябре, то в Вашем случае необходимо представить сведения о 25 работниках.

Валентина Петровна, Минск:
Какая оценка по условиям труда будет на рабочем месте санитарки кабинета РКТ?

Игорь Старовойтов:

  В обязанности санитарки кабинета РКТ входит содержание помещения кабинета в должном порядке с ежедневной влажной уборкой, подготовка кабинета к приему больных, вызов больных. При необходимости она относит врачу на описание компьютерно-томографические снимки, истории болезни.
  Поскольку, по своим должностным обязанностям, санитарка не занята непосредственно с источниками ионизирующего излучения - ИИИ, она относится к персоналу, находящемуся в зоне воздействия ионизирующего излучения.
  Общая оценка условий труда на ее рабочем месте соответствует классу 3.1.

Екатерина:
Скажите, пожалуйста, если для установления работнику сокращенной продолжительности рабочего времени подходят оба постановления  - как Минздрава, так и Минтруда, каким пользоваться?

Игорь Старовойтов:

  Если на рабочем месте результатами аттестации подтверждено право работника на сокращеную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170 «О сокращеной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда», а также должность работника и организация здравоохранения предусмотрены в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 6 «О сокращенной продолжительности рабочего времени работников организаций здравоохранения любых организационно-правовых форм собственности», то сокращеная продолжительность рабочего времени устанавливается работнику по наиболее льготным условиям.

Александр:
Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет) в Республике Беларусь с 27 июля 1999 г. введена контрактная система найма работников. Право заключения контракта, предусмотренное Декретом, большинство нанимателей восприняли как обязанности, и в течение года почти все работники Белорусской железной дороги были переведены на контрактную форму найма.
Одним из основных преимуществ контракта являлось то, что его заключение предоставляло право нанимателю повышать тарифную ставку работнику до 50% в условиях достаточно жесткого регулирования Единой тарифной сетки и порядка ее применения. В настоящее время данное преимущество утратило свою актуальность, так как нанимателям предоставлено право самостоятельно выбирать систему оплаты труда, определять состав и размер оплаты труда работника.
Применение контрактной системы найма работников на Белорусской железной дороге в отдельных случаях поставило нанимателей в затруднительное положение. В частности, появились случаи, когда на период отсутствия основного работника (декретный отпуск, отпуск по беременности и родам) либо при сезонном характере работ наниматель при приеме работника на работу не имеет возможности заключить с ним контракт, так как согласно пункту 1 Декрета контракт должен быть заключен на срок не менее одного года. Заключая с работниками трудовой договор, наниматели не предусматривают повышения тарифной ставки работнику, предусмотренной Декретом до 50%, так как это положение распространяется только на контрактную форму найма.
В связи с этим складывается довольно противоречивая ситуация, при которой работник фактически выполняет функции в размере и объемах, аналогичных другим работникам, но вознаграждение за труд получает в более низком размере.
Вопрос: может ли наниматель (государственное объединение) предусматривать в трудовом договоре с работником дополнительную меру стимулирования в виде увеличения тарифной ставки в размере 50%?

Нина Лузина:

  Завтра, 25.09.2012, в Министерстве труда и соцзащиты будет проходить онлайн-конференция по теме "Заключение, изменение и прекращение трудовых отношений". Ответ на Ваш вопрос будет дан в рамках указанной конференции.

Евгений Цыба:
В соответствии со ст.ст.3,7 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» прошу разъяснить порядок применения норм, содержащихся в абзаце 5 пункта 95 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008г. №35. Трудовые отношения, связанные с работой во вредных (опасных) условиях труда, регулируются в Республике Беларусь нормами Трудового кодекса (далее – ТК), постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008г. №35 (далее – Постановление №35), иными нормативными правовыми актами.
Статьей 62 Трудового кодекса Республики Беларусь установлено, что на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на работах на территориях радиоактивного загрязнения устанавливается повышенная оплата труда в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. В пункте 95 Постановления № 35 указывается, что при суммированном учете рабочего времени сумма часов рабочего времени в учетный период, за который работникам предоставляются компенсации за работу во вредных и или (опасных) условиях труда, не должна превышать нормы часов, установленной графиком работы (сменности) за этот период.
То обстоятельство, что в Постановлении №35 не указано, какие термины и определения применяются в целях трактования его норм, привело к противоречивому применению названного постановления на практике. По поводу применения абзаца 5 п. 95 постановления при суммированном учете рабочего времени с учетным периодом квартал (год) сложилось две противоречивые позиции. Практика одних субъектов хозяйствования заключается в том, что количество часов, используемое для расчета компенсации в расчетном месяце учетного периода квартал (год), не должно превышать расчетную норму рабочего времени (в часах), установленную для пятидневной рабочей недели производственным календарем за расчетный месяц. Согласно иной позиции под суммой часов рабочего времени, за которые производится компенсация в расчетном месяце учетного периода квартал (год), должна приниматься сумма часов рабочего времени, установленная графиком работ (сменности) для работника в этом месяце, и она может быть больше (меньше) нормы часов, установленной производственным календарем  для пятидневной рабочей недели.
Кроме того, Постановлением № 35 не определено, производится ли начисление компенсации на часы сверхурочной работы, так как из смысла нормы абзаца 5 пункта 95 следует, что при суммированном учете рабочего времени компенсация начисляется только на сумму часов рабочего времени, предусмотренную графиком (работ) сменности, которая  согласно статье 126 ТК не должна превышать нормы часов за этот период.
По нашему мнению, начисление за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должно производиться за фактически отработанное время в месяце и производиться, в том числе, за часы сверхурочных и иных работ, к которым работник привлекался свыше установленной расчетной нормы рабочего времени. Только в этом случае п.95 Постановления №35 будет соответствовать нормам Трудового кодекса, так как согласно ст. 57 ТК заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды,  включаемые  в рабочее время.
В связи с изложенным, просим дать ответы на следующие вопросы:
1. Что понимается под «нормой часов, установленной графиком работы (сменности) за этот период» в пункте 95 Постановления №35?
2. Производится ли при суммированном учете рабочего времени с учетным периодом квартал (год) начисление компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда за фактически отработанное время в расчетном месяце по графику работ (сменности), либо компенсация производится только за часы, отработанные в пределах расчетной нормы  рабочего времени по производственному календарю для пятидневной рабочей недели за расчетный месяц?
3. Начисляется ли компенсация за работу в опасных и вредных условиях труда за часы, отработанные сверхурочно, в праздничные и выходные дни и т.п.?

Иван Карчевский:

  В соответствии со статьей 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК РБ) наниматель обязан обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте. В том случае, если в силу объективных причин (особенности технологического процесса, экономическая нецелесообразность и др.) наниматель не может обеспечить допустимые и оптимальные условия труда, законодательством предусмотрено предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
  В соответствии с пунктом 23 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, компенсации, в том числе и оплата труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.
  В связи с этим повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется тем работникам, которые согласно организованному нанимателем учету рабочего времени заняты на указанных выше работах в течение полного рабочего дня. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) с соблюдением нормы продолжительности рабочей недели, установленной нанимателем в соответствии с ТК.
  При суммированном учете рабочего времени сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот период, рассчитанной в соответствии со статьями 112 – 117 ТК.
  Согласно пункту 95 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  от 22 февраля 2008 г. № 35, при суммированном учете рабочего времени сумма часов рабочего времени в учетный период, за который работникам предоставляются компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не должна превышать нормы часов, установленной графиком работы (сменности) за этот период.
  При привлечении работника к работе сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной графиком работ (сменности), работа, независимо от ее характера, компенсируется  предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой в размере, определенном статьей 69 ТК. Начисление доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда при оплате работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни не производится.
  В соответствии со статьей 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Таким образом, наниматель своим  локальным нормативным правовым актом или трудовым договором может предусмотреть более высокие размеры оплаты за сверхурочные работы, в том числе и на рабочих местах с вредными условиями труда.
  Одновременно хотим отметить, что с целью защиты прав работающих на здоровые и безопасные условия труда в законодательстве о труде применяется такое понятие, как нормирование рабочего времени, которое заключается в установлении ограничений по его продолжительности, в первую очередь при работе с вредными условиями труда. Также законодательством предусмотрено сокращение по продолжительности времени сверхурочной работы. Увеличение продолжительности рабочего времени для работающих с вредными условиями труда приведет к более длительному воздействию на них вредных и (или) опасных производственных факторов и, как следствие, увеличит риск возникновения профессиональных заболеваний и травмирования.
  Полный рабочий день - выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.

Васильева С.Е., Минск:
На мой электронный адрес пришло объявление такого содержания: "Аккредитованная аттестующая организация предлагает услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Выполняем работы любой степени сложности. Практикуем индивидуальный подход к каждому заказчику". Можно ли доверять подобным объявлениям и пользоваться рекламируемыми услугами?

Иван Карчевский:

  Действующим законодательством аккредитованные организации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда не предусмотрены.

Рутковская Елена Викеньтевна, Гродно:
Уважаемая Нина Михайловна. Спасибо, что не оставили мой вопрос №40 (20.09.2012) без внимания. Хотела бы услышать ваше правовое дополнение по этому же вопросу. Дело в том, что я обращалась с этим вопросом в областное объединение профсоюзов. Вот выдержка полученного ответа: "В соответствии с п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 №536 (ред. от 01.03.2007) "О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, засчитываются периоды работы до 1 января 1992 г. согласно спискам производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173, без учета результатов аттестации рабочих мест. К Списку №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах утв. постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 (Раздел ХХХII. Общие профессии") отнесены рабочие, занятые на пропитке древесины антисептиками. На основании предоставленной справки ОАО "Гродномебель" от 03.04.2012г. №б/н указывается, что Вы действительно работали в деревообрабатывающем производстве полный рабочий день в качестве отделочника изделий из древесины и согласно технологии производства в своей работе отделочники мебели применяли для отделки мебели нитроцеллюлозные лаки и краски, а также полиэфирные лаки и эмали, в состав которых входили толуол, стирол, спирт бутиловый, ксилол, относящийся к вредным веществам 3-го класса опасности". На основании этого постановления от 1956 года льготная пенсия на нашем предприятии засчитывалась уже и до 1 января 1992 года. 40. Рутковская Елена Викентьевна, Гродно: Здравствуйте. Мой трудовой стаж исчислялся от 1980 г. по 2000 на мебельном производстве в цеху с вредными условиями труда (отделка мебели). По достижению 50 лет в мае 2012 года мне отказано в льготной пенсии, в связи с тем, что мой стаж до 1992 года не может быть зачтен. Правомерно ли это? Лузина Нина Михайловна: Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда предоставлено работникам, занятым в течение установленного законодательством времени полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных списками №1 и №2. Отделочники изделий из древесины впервые включены в Список №2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, который применяется при исчислении специального стажа, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, за периоды работы с 1 января 1992 года. Поэтому время работы в указанной профессии до 1 января 1992 года в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, не засчитывается.

Нина Лузина:

  В связи с Вашим повторным обращением сообщаем. Для принятия окончательного решения по поставленным Вами вопросам нами будет дано поручение комитету по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома всесторонне рассмотреть их совместно с предприятием и о результатах проинформировать Вас.

Морозова Дарья, Молодечно:
Планируется ли функции по профпенсиям передать из "Белгосстраха" в Фонд соцзащиты населения?

Елена Хлус:

  В соответствии с Законом РБ "О профессиональном пенсионном страховании" обязанности по ведению профессионального пенсионного страхования, в т.ч. и профпенсий, возложены на Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Александр:
Если в связи с производственной необходимостью наниматель организовывает работы в сверхурочное время, каким образом работникам устанавливаются доплаты за сверхурочную работу с вредными условиями труда.  Предоставляются ли такие доплаты в выходные и праздничные дни?

Иван Карчевский:

  В соответствии со статьей 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК РБ) наниматель обязан обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте. В том случае, если в силу объективных причин (особенности технологического процесса, экономическая нецелесообразность и др.) наниматель не может обеспечить допустимые и оптимальные условия труда, законодательством предусмотрено предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
  В соответствии с пунктом 23 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, компенсации, в том числе и оплата труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.
  В связи с этим повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется тем работникам, которые согласно организованному нанимателем учету рабочего времени заняты на указанных выше работах в течение полного рабочего дня. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) с соблюдением нормы продолжительности рабочей недели, установленной нанимателем в соответствии с ТК.
  При суммированном учете рабочего времени сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот период, рассчитанной в соответствии со статьями 112 – 117 ТК.
  Согласно пункту 95 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35, при суммированном учете рабочего времени сумма часов рабочего времени в учетный период, за который работникам предоставляются компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не должна превышать нормы часов, установленной графиком работы (сменности) за этот период.
  При привлечении работника к работе сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной графиком работ (сменности), работа, независимо от ее характера, компенсируется предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой в размере, определенном статьей 69 ТК.
Начисление доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда при оплате работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни не производится.
  В соответствии со статьей 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Таким образом, наниматель своим локальным нормативным правовым актом или трудовым договором может предусмотреть более высокие размеры оплаты за сверхурочные работы, в том числе и на рабочих местах с вредными условиями труда.
  Одновременно хотим отметить, что с целью защиты прав работающих на здоровые и безопасные условия труда в законодательстве о труде применяется такое понятие, как нормирование рабочего времени, которое заключается в установлении ограничений по его продолжительности, в первую очередь при работе с вредными условиями труда. Также законодательством предусмотрено сокращение по продолжительности времени сверхурочной работы.
  Увеличение продолжительности рабочего времени для работающих с вредными условиями труда приведет к более длительному воздействию на них вредных и (или) опасных производственных факторов и, как следствие, увеличит риск возникновения профессиональных заболеваний и травмирования.
  Полный рабочий день - выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.

Эскина Зинаида, Минск:
Республиканской целевой программой по улучшению условий и охраны труда на 2011 – 2015 годы за счет приведения рабочих мест в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов планировалось сократить уровень профессиональной заболеваемости на 5%. Каков прогноз на выполнение этой задачи?

Игорь Старовойтов:

  По информации, представленной Министерством здравоохранения, в 2011 году в республике зарегистрировано 122 случая впервые выявленных хронических заболеваний и 1 случай острого профессионального заболевания. Показатель профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих составил 0,29 (в 2010 г. – 0,17). По сравнению с 2010 годом численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, уменьшилась на 4,4%. В период с 2011 по 2015 год планируется обеспечить снижение профессиональной заболеваемости на 5%.

Кузнецова Елена, Жлобин:
Сколько средств в последние годы тратится в стране на улучшение условий труда работников? Какие прогнозы на следующий год?

Игорь Старовойтов:

  В 2010 году на осуществление мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производств, направленных на улучшение условий труда, израсходовано 3 516 894 млн. рублей. Из них в организациях коммунальной собственности указанные расходы составили 1 692 294 млн. рублей.
В 2011 году на осуществление мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производств израсходовано 14 249 529,7 млн. рублей. Из них в организациях коммунальной собственности указанные расходы составили 3 370 278,1 млн. рублей.

Источник и фото: БЕЛТА

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Комментарии

Подпишись

Обзор законодательства и новостей охраны труда 2 раза в месяц
Я согласен с 'Условия и положения'
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.

Политика