ОХРАНА ТРУДА И УСЛОВИЯ ТРУДА.
СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
В 2010 году Министерством особое внимание уделялось вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, выполнению требований Главы государства и Правительства, мероприятий Республиканской, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда на 2006 – 2010 годы (далее – Программы).
Продолжалась работа по развитию законодательства, регулирующего данную сферу социально-трудовых отношений.
Подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам охраны труда».
Принято 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь, 16 постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (из них 3 – совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством торговли), регламентирующих вопросы охраны труда при производстве крахмальной продукции, дистиллированных натуральных жирных кислот, предоставлении гостиничных услуг, индивидуальных услуг, выполнении мелиоративных работ, обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.
Продолжалась работа по внедрению в организациях республики систем управления охраной труда, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности по данному вопросу, минимизацию профессиональных рисков, сокращение производственного травматизма.
Согласно отчетным данным в соответствии с СТБ 18001 в 2010 году такие системы внедрены в 5660 организациях, из них в 4823 организациях коммунальной и частной форм собственности, в том числе в Брестской области – в 356 организациях, 192 – Витебской, 1008 – Гомельской, 497 – Гродненской, 238 – Минской, 1209 – Могилевской области и в 1323 организациях г. Минска. Сертифицировали системы управления охраной труда 210 организаций, из них 93 организации коммунальной и частной формы собственности.
Республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, нанимателями осуществлялись мероприятия по техническому перевооружению и модернизации производств, улучшению условий и охраны труда работников.
В организациях республики приведено в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 38 400 рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе 19 960 рабочих мест в организациях коммунальной собственности: Брестской области – 3456, Витебской – 1868, Гомельской – 2570, Гродненской – 2024, Минской – 5963, Могилевской области – 3199, г. Минске – 880 рабочих мест.
В республике проводилась системная работа по обучению и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы. Проведено свыше 5 тыс. семинаров по актуальным вопросам охраны труда, в которых приняли участие более 144 тыс. руководителей и специалистов.
В 2010 году в учреждениях образования прошли переподготовку 93 специалиста, имеющих высшее образование, по второй специальности «Охрана труда».
Постоянное внимание уделялось контролю за соблюдением трудовых прав работников. В 2010 году государственными экспертами по условиям труда проведено 935 экспертиз, по результатам которых нанимателям выдано 134 предписания по устранению нарушений законодательства. В результате 673 работникам восстановлены законные права на предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
В целях устранения нарушений трудового и пенсионного законодательства за работу с особыми условиями труда проведено 177 проверок. По результатам проверок составлены протоколы об административных правонарушениях, на основании которых юридические лица подвергнуты штрафам на сумму 21,1 млн. рублей.
Для предупреждения создания рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда на стадии проектирования нового строительства, реконструкции и ремонта объектов производственного назначения проведено 895 экспертиз проектной документации.
Осуществлялась системная работа по выработке единых методологических подходов к оценке условий труда на рабочих местах различных отраслей экономики.
В целях создания в республике единой базы данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, автоматизации функций, осуществляемых органами госэкспертизы условий труда, создана и введена в опытно-промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система по мониторингу условий труда на производстве.
Разработана и утверждена Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011 – 2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. № 982), которая направлена на снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счет развития законодательства в области охраны труда с учетом международного опыта, совершенствования систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствования механизма экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в улучшении условий и повышении безопасности труда и других.
Задачи на 2011 год:
Подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам охраны труда».
Принято 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь, 16 постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (из них 3 – совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством торговли), регламентирующих вопросы охраны труда при производстве крахмальной продукции, дистиллированных натуральных жирных кислот, предоставлении гостиничных услуг, индивидуальных услуг, выполнении мелиоративных работ, обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.
Продолжалась работа по внедрению в организациях республики систем управления охраной труда, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности по данному вопросу, минимизацию профессиональных рисков, сокращение производственного травматизма.
Согласно отчетным данным в соответствии с СТБ 18001 в 2010 году такие системы внедрены в 5660 организациях, из них в 4823 организациях коммунальной и частной форм собственности, в том числе в Брестской области – в 356 организациях, 192 – Витебской, 1008 – Гомельской, 497 – Гродненской, 238 – Минской, 1209 – Могилевской области и в 1323 организациях г. Минска. Сертифицировали системы управления охраной труда 210 организаций, из них 93 организации коммунальной и частной формы собственности.
Республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, нанимателями осуществлялись мероприятия по техническому перевооружению и модернизации производств, улучшению условий и охраны труда работников.
В организациях республики приведено в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 38 400 рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе 19 960 рабочих мест в организациях коммунальной собственности: Брестской области – 3456, Витебской – 1868, Гомельской – 2570, Гродненской – 2024, Минской – 5963, Могилевской области – 3199, г. Минске – 880 рабочих мест.
В республике проводилась системная работа по обучению и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы. Проведено свыше 5 тыс. семинаров по актуальным вопросам охраны труда, в которых приняли участие более 144 тыс. руководителей и специалистов.
В 2010 году в учреждениях образования прошли переподготовку 93 специалиста, имеющих высшее образование, по второй специальности «Охрана труда».
Постоянное внимание уделялось контролю за соблюдением трудовых прав работников. В 2010 году государственными экспертами по условиям труда проведено 935 экспертиз, по результатам которых нанимателям выдано 134 предписания по устранению нарушений законодательства. В результате 673 работникам восстановлены законные права на предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
В целях устранения нарушений трудового и пенсионного законодательства за работу с особыми условиями труда проведено 177 проверок. По результатам проверок составлены протоколы об административных правонарушениях, на основании которых юридические лица подвергнуты штрафам на сумму 21,1 млн. рублей.
Для предупреждения создания рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда на стадии проектирования нового строительства, реконструкции и ремонта объектов производственного назначения проведено 895 экспертиз проектной документации.
Осуществлялась системная работа по выработке единых методологических подходов к оценке условий труда на рабочих местах различных отраслей экономики.
В целях создания в республике единой базы данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, автоматизации функций, осуществляемых органами госэкспертизы условий труда, создана и введена в опытно-промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система по мониторингу условий труда на производстве.
Разработана и утверждена Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011 – 2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. № 982), которая направлена на снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счет развития законодательства в области охраны труда с учетом международного опыта, совершенствования систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствования механизма экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в улучшении условий и повышении безопасности труда и других.
Задачи на 2011 год:
- дальнейшее развитие законодательства в области условий и охраны труда, совершенствование системы компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом международного опыта;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на основе аттестации рабочих мест по условиям труда;
- совершенствование механизма экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в улучшении условий и повышении безопасности труда;
- проведение работы по созданию банка данных о состоянии условий труда в организациях республики;
- проведение научных исследований и разработок в области условий и охраны труда;
- оказание методологической помощи органам государственного управления и организациям по вопросам условий и охраны труда, практическому применению вновь принятых нормативных правовых актов.
Контрольно-надзорная деятельность за соблюдением законодательства о труде
Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее – Департамент) в 2010 году совместно с другими контрольными (надзорными) органами в рамках координационных планов контрольной (надзорной) деятельности проведено 8,6 тыс. проверок, из которых 4,3 тыс. – плановых, 4,3 тыс. – внеплановых. По результатам проверок выдано 7 тыс. предписаний на устранение свыше 89 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Из-за нарушений требований охраны труда приостанавливалась (запрещалась) работа 259 цехов (производственных участков) и 4,2 тыс. единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников.
За нарушения законодательства о труде привлечены к административной ответственности в виде штрафа 3725 должностных лиц и 3249 нанимателей, к дисциплинарной ответственности – 4405 должностных лиц, из них 275 – уволено; отстранено от работы 8076 работников.
В 2010 году государственными инспекторами труда проведено 1946 проверок законодательства о труде в части соблюдения нанимателями сроков выплаты заработной платы. Выявлены нарушения в 652 организациях, к административной ответственности привлечено 114 нанимателей на сумму 90,8 млн. рублей и 538 должностных лиц на сумму 138,9 млн. рублей.
В отчетном периоде в организациях негосударственной формы собственности проведено:
1185 проверок соблюдения законодательства о труде в части выплаты гарантированного государством минимального размера заработной платы. Выявлено 17 организаций, к административной ответственности привлечено 17 должностных лиц с применением санкций в виде штрафа на сумму 5,1 млн. рублей;
1021 проверка соблюдения требований Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 о применении при оплате труда работников Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Выявлены нарушения в 27 организациях, к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 24 должностных лица на сумму 6 млн. рублей.
Государственные инспекторы труда Департамента провели 1118 специальных расследований несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, выступили 1682 раза в средствах массовой информации, приняли участие в 4676 семинарах, семинарах-совещаниях, а также в 632 заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, на которых рассматривались вопросы безопасности и гигиены труда, соблюдения трудовых прав работников.
Из-за нарушений требований охраны труда приостанавливалась (запрещалась) работа 259 цехов (производственных участков) и 4,2 тыс. единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников.
За нарушения законодательства о труде привлечены к административной ответственности в виде штрафа 3725 должностных лиц и 3249 нанимателей, к дисциплинарной ответственности – 4405 должностных лиц, из них 275 – уволено; отстранено от работы 8076 работников.
В 2010 году государственными инспекторами труда проведено 1946 проверок законодательства о труде в части соблюдения нанимателями сроков выплаты заработной платы. Выявлены нарушения в 652 организациях, к административной ответственности привлечено 114 нанимателей на сумму 90,8 млн. рублей и 538 должностных лиц на сумму 138,9 млн. рублей.
В отчетном периоде в организациях негосударственной формы собственности проведено:
1185 проверок соблюдения законодательства о труде в части выплаты гарантированного государством минимального размера заработной платы. Выявлено 17 организаций, к административной ответственности привлечено 17 должностных лиц с применением санкций в виде штрафа на сумму 5,1 млн. рублей;
1021 проверка соблюдения требований Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 о применении при оплате труда работников Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Выявлены нарушения в 27 организациях, к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 24 должностных лица на сумму 6 млн. рублей.
Государственные инспекторы труда Департамента провели 1118 специальных расследований несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, выступили 1682 раза в средствах массовой информации, приняли участие в 4676 семинарах, семинарах-совещаниях, а также в 632 заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, на которых рассматривались вопросы безопасности и гигиены труда, соблюдения трудовых прав работников.
О состоянии производственного травматизма
По оперативным данным Департамента в организациях республики в 2010 году погибло 232 работника, что на 24 человека больше по сравнению с 2009 годом.
Допущен рост числа погибших на производстве в организациях Минтранса – 10 (в 2009 году – 6), Минлесхоза – 10 (7), Минсвязи – 2 (0), Минпрома – 10 (9), Минстройархитектуры – 18 (17), Минжилкомхоза и Минобороны – по 1 (по 0), концернов «Беллесбумпром» – 18 (2), «Белнефтехим» – 7 (6) и «Белгоспищепром» – 1 (0), а также в целом в организациях, расположенных на территориях, подведомственных Витебскому – 25 (19), Гомельскому – 28 (19), Гродненскому – 27 (19) и Минскому – 50 (45) облисполкомам, Минскому горисполкому – 33 (30).
Основными причинами производственного травматизма со смертельным исходом, специальное расследование которых завершено 10 января 2011 г., явились: невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (23,2 процента); нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда (13,2 процента); алкогольное опьянение, наркотическое или токсическое отравление (11,9 процента); нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, а также отсутствие, некачественная разработка, нарушение требований проектной документации по (7,3 процента); нарушение требований безопасности труда другими работниками (7 процентов); недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда (по 6,5 процента); неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (4,9 процента); эксплуатация неисправных, несоответствующих требованиям безопасности машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента (3,5 процента); неприменение потерпевшим выданных ему средств индивидуальной защиты (3,2 процента).
Большинство несчастных случаев со смертельным исходом по-прежнему обусловлены неисполнением руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, а также нарушением потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда.
По оперативным данным в 2010 году в результате несчастных случаев на производстве в организациях коммунальной формы собственности погибли 63 работника, что на 15 человек меньше, чем в 2009 году, тяжело травмированы 226 работников, что на 14 человек больше. Вместе с тем проведенная местными исполнительными и распорядительными органами совместно с заинтересованными за пять лет работа по предупреждению гибели и травмирования работников на производстве позволила снизить количество погибших на производстве в организациях коммунальной формы собственности со 103 человек в 2005 году до 63 в 2010 году, а потерпевших с тяжелым исходом – соответственно с 309 до 226 человек.
Допущен рост числа погибших на производстве в организациях Минтранса – 10 (в 2009 году – 6), Минлесхоза – 10 (7), Минсвязи – 2 (0), Минпрома – 10 (9), Минстройархитектуры – 18 (17), Минжилкомхоза и Минобороны – по 1 (по 0), концернов «Беллесбумпром» – 18 (2), «Белнефтехим» – 7 (6) и «Белгоспищепром» – 1 (0), а также в целом в организациях, расположенных на территориях, подведомственных Витебскому – 25 (19), Гомельскому – 28 (19), Гродненскому – 27 (19) и Минскому – 50 (45) облисполкомам, Минскому горисполкому – 33 (30).
Основными причинами производственного травматизма со смертельным исходом, специальное расследование которых завершено 10 января 2011 г., явились: невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (23,2 процента); нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда (13,2 процента); алкогольное опьянение, наркотическое или токсическое отравление (11,9 процента); нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, а также отсутствие, некачественная разработка, нарушение требований проектной документации по (7,3 процента); нарушение требований безопасности труда другими работниками (7 процентов); недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда (по 6,5 процента); неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (4,9 процента); эксплуатация неисправных, несоответствующих требованиям безопасности машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента (3,5 процента); неприменение потерпевшим выданных ему средств индивидуальной защиты (3,2 процента).
Большинство несчастных случаев со смертельным исходом по-прежнему обусловлены неисполнением руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, а также нарушением потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда.
По оперативным данным в 2010 году в результате несчастных случаев на производстве в организациях коммунальной формы собственности погибли 63 работника, что на 15 человек меньше, чем в 2009 году, тяжело травмированы 226 работников, что на 14 человек больше. Вместе с тем проведенная местными исполнительными и распорядительными органами совместно с заинтересованными за пять лет работа по предупреждению гибели и травмирования работников на производстве позволила снизить количество погибших на производстве в организациях коммунальной формы собственности со 103 человек в 2005 году до 63 в 2010 году, а потерпевших с тяжелым исходом – соответственно с 309 до 226 человек.
Количество погибших и потерпевших с тяжелым исходом
в организациях коммунальной формы собственности, человек
в организациях коммунальной формы собственности, человек
Снижение смертельного травматизма достигнуто в организациях коммунальной формы собственности, расположенных на территориях подведомственных Брестскому, Витебскому и Могилевскому облисполкомам, Минскому горисполкому.
Основные задачи на 2011 год:
Основные задачи на 2011 год:
- осуществление государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда в соответствии с требованием Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» с учетом требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в части снижения надзорной нагрузки на добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства субъектов предпринимательской деятельности;
- выполнение поручений Главы государства, Правительства Республики Беларусь по профилактике производственного травматизма.
Источник: отчет Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь "Итоги работы системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2010 году"