ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
о несчастных случаях на производстве, происшедших при выполнении работ на машинах для непрерывного транспортирования грузов (конвейеров)
  По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) за 2010 год на производстве в результате неудовлетворительной организации работ при эксплуатации машин для непрерывного транспортирования грузов (конвейеров) произошло 12 несчастных случаев с тяжелыми последствиями и 3 - со смертельным исходом (в 2009 году соответственно 10 несчастных случаев с тяжелым исходом и 1 – со смертельным). Таким образом, число несчастных случаев с тяжелыми последствиями возросло на 36 процентов.
  Проведенный анализ документов специальных расследований несчастных случаев показывает, что для обеспечения безопасности труда при эксплуатации машин для непрерывного транспортирования грузов (конвейеров) со стороны нанимателей не всегда обеспечивается соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, установленных Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.04.2007 № 54 (далее – Правила). При этом следует отметить, что если в 2009 году вина нанимателя была установлена в 82 процентах происшедших несчастных случаях, то в 2010 году эта цифра составила 93 процента.
  В 3 случаях потерпевшие в момент получения травмы находились в состоянии алкогольного опьянения (в 2009 году - 2).
  17 февраля 2010 года при выгрузке зерна из металлической емкости (силоса) был затянут под конвейер и смертельно травмирован силосник ОАО «Слуцкий комбинат хлебопродуктов» Минской области.
  Причиной данного несчастного случая явились недостатки в организации рабочих мест, выразившиеся в выполнении работ по выгрузке зерна из металлической емкости (силоса) без составления наряда-допуска. Кроме того, проведение работ осуществлялось работником без наблюдения ответственного за их выполнением.
  4 апреля 2010 года при заполнении накопительного бункера цеха ДСП ОАО «Витебскдрев» бункеровщик упал в приемную воронку транспортера и в результате асфиксии (закрытия дыхательных путей опилками) погиб.
Причинами несчастного случая явились: отсутствие предохранительной решетки на загрузочной воронке транспортера, несоответствие технологической инструкции требованиям безопасности, некачественная разработка инструкции по охране труда.
  23 апреля 2010 года погиб слесарь по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов ОАО «Ореховский льнозавод» Оршанского района Витебской области.
  Специальным расследованием установлено, что проведя уборку машинного отделения костросборника, слесарь-ремонтник, находясь в состоянии алкогольного опьянения, открыл дверь защитного ограждения шнекового транспортера, не отключив его привод, получив при этом травму, несовместимую с жизнью.
  Причинами несчастного случая явились: отсутствие блокирующего устройства на двери защитного ограждения шнекового транспортера; нарушение потерпевшим локальных нормативных актов по охране труда, а также нахождение его в состоянии алкогольного опьянения.
  Следует обратить внимание на повторяемость из года в год несчастных случаев с тяжелым исходом.
  Так, в ОАО «Жабинковский сахарный завод» 25 января 2010 года при очистке скребка движущегося транспортера в галерее транспортеров была травмирована рука транспортерщика.
  Установлено, что во время выполнения работ по удалению сухого дефеката на концевом участке ленточного транспортера отсутствовало защитное ограждение, сблокированное с приводом отключения при его снятии.
Кроме того, причиной несчастного случая явился допуск потерпевшего к выполнению работ без обучения, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.
  28 мая 2010 года при очистке конвейера получила травму руки подсобная рабочая ИЧПУП «Витебская лесопилка».
  Специальным расследованием установлено, что рабочая выполняла непорученную ей работу. Также причиной несчастного случая явилась эксплуатация ленточного конвейера без ограждения привода и натяжного устройства на концевом участке ленточного конвейера.
  На момент несчастного случая потерпевшая находилась в состоянии алкогольного опьянения.
  13 июня 2010 года оператор гранулятора филиала №3 СП ООО «Профитсистем» Логойского района получил переломы обеих ног в результате падения с высоты на неогражденный скребковый транспортер.
  Причинами несчастного случая явились: эксплуатация скребкового транспортера со снятым ограждением, отсутствие площадки с перилами и лестницами для обслуживания транспортера подачи щепы, а также неиспользование потерпевшим средств индивидуальной защиты.
  27 июля 2010 года сортировщик материалов и изделий из древесины филиала «Домостроение» РУП «Завод газетной бумаги» г.Шклова при очистке стационарного ленточного конвейера от щепы и опилок, в момент его пуска попал под действие движущейся ленты и вращающегося барабана, в результате чего получил травму правой подмышечной области с повреждением подмышечной артерии.
  В ходе специального расследования установлено, что потерпевший был допущен к выполнению разовой работы, не связанной с его прямыми обязанностями по профессии, без проведения целевого инструктажа. Кроме того, пуск конвейера был произведен с неустановленным ограждением ведомого барабана при нахождении потерпевшего в зоне его работы.
  4 августа 2010 года слесарь-ремонтник филиала КУП «Минскоблдорстрой» ДРСУ-195 г.Молодечно, не остановив конвейер, пытался убрать упавшую на конвейер палку, в результате чего получил травматическую ампутацию правого предплечья.
  Причинами несчастного случая явились: эксплуатация ленточного конвейера с отсутствующим защитным ограждением перед натяжным барабаном, а также допуск потерпевшего к работе без прохождения обучения по профессии, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.
  5 августа 2010 года станочник деревообрабатывающих станков филиала ГП «Мозырский деревообрабатывающий комбинат» Ельской мебельной фабрики Гомельской области получила тяжелую травму руки.
  В течение рабочего времени станочник производила обработку заготовок для изготовления мебели на строгальном станке. По окончании работы приступила к уборке рабочего места. Собранные отходы она отнесла на ленточный конвейер, предназначенный для удаления древесных отходов. При работе конвейера она увидела, что между его натяжным барабаном и транспортерной лентой застряла деталь, которую станочник попыталась вытащить на ходу.
  Захват руки потерпевшей явился следствием эксплуатации ленточного конвейера, не оборудованного защитным ограждением натяжного барабана.
  23 ноября 2010 года при очистке металлической монтировкой вращающегося барабана конвейера от налипшей глины была травмирована правая рука слесаря-ремонтника ОАО «Минский завод строительных материалов».
  Причинами несчастного случая явились: грубая неосторожность потерпевшего, выразившаяся в нарушении им требований инструкции по охране труда, и недостаточный контроль со стороны непосредственного руководителя работ за соблюдением работником требований инструкции по охране труда.
  Таким образом, мониторинг причин происшедших несчастных случаев показывает, что в основном они являются следствием:
  1. невыполнения руководителями и специалистами обязанностей по охране труда;
  2. допуска к выполнению работ работников не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  3. нарушения непосредственными исполнителями работ требований локальных нормативных актов по охране труда.
  В целях профилактики и недопущения в дальнейшем травматизма работников, занятых на работах по обслуживанию машин для непрерывного транспортирования грузов (конвейеров) Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:
  • довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями;
  • обеспечить безопасную эксплуатацию конвейеров в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.04.2007 № 54 и ГОСТ 12.2.022-80* «Конвейеры. Общие требования безопасности»;
  • назначить из числа руководителей и специалистов лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию машин для непрерывного транспортирования грузов (конвейеров);
  • провести внеочередную проверку знаний работников по вопросам охраны труда, занятых на работах с использованием конвейеров;
  • к эксплуатации транспортных средств непрерывного действия допускать лиц, имеющих соответствующую профессию, должность и квалификацию, прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175;
  • не допускать к работе (отстранять от работы) лиц в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующих необходимые средства индивидуальной защиты;
  • перед пуском ленточного конвейера необходимо проверять состояние конвейерной ленты и ее стыков, исправность звуковой и световой сигнализации, исправность сигнализирующих датчиков, блокировок, надежность работы устройств аварийного останова конвейера, правильность натяжения конвейерной ленты, наличие и исправность роликов, наличие защитного заземления электрооборудования, брони кабелей, рамы конвейера, наличие и надежность ограждений приводных, натяжных и концевых барабанов;
  • движущееся части конвейеров оградить в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если имеет место свободный доступ или постоянный проход вблизи конвейера лиц, не связанных с обслуживанием конвейера;
  • защитные ограждения снабдить приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и в случае необходимости сблокировать с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения;
  • на технологических линиях, состоящих из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами, обеспечить блокировку приводов конвейеров и всех машин в случае их внезапной остановки;
  • на участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, установить двухстороннюю предупредительную предпусковую звуковую или световую сигнализацию;
  • конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой частях оборудовать аварийными кнопками для остановки конвейера. Конвейеры большой протяженности дополнительно оборудовать выключающими устройствами (тросовым выключателем) для их остановки в аварийных ситуациях в любом месте;
  • ужесточить контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Комментарии

Мероприятия

Нет событий

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда