(история одного специального расследования)
1. Сведения о потерпевшем.
Возраст – 54 года. Профессия – водитель автомобиля 2 класса.Общий стаж работы – 38 лет 8 месяцев 2 дня, стаж работы по профессии «водитель автомобиля» – 22 года 10 месяцев 29 дней. Обучение по вопросам охраны труда по профессии «водитель автомобиля» – не проводилось. Стажировка – не проводилась. Проверка знаний по вопросам охраны труда по профессии «водитель автомобиля» не проводилась. Инструктажи по охране труда проводились: вводный инструктаж – 15.10.2007г.; первичный инструктаж на рабочем месте – 15.10.2007г.; последний повторный инструктаж – 03.01.2008г. Медицинское освидетельствование – 30.06.2005г., сроком на пять лет. Семейное положение – женат. Медицинский диагноз повреждения здоровья потерпевшего: Открытая тяжелая ЧМТ, вдавленный проникающий перелом правой теменной области. Оскольчатый перелом средней трети обеих костей правого предплечья со смещением и интерпозицией мягких тканей. Алкогольное опьянение, этанол в крови 2,38% – анализ ххх/ххх.
ЗАО «Х» является самостоятельным юридическим лицом частной формы собственности без ведомственного подчинения. Численность работающих – 9 человек. ЗАО «Х» выполняет дорожные ремонтно-строительные работы.Организация работы по охране труда проводится в соответствии с «Положением о функциональных обязанностях руководителей, специалистов, бригадиров и рабочих ЗАО «Х» по технике безопасности», утвержденным руководителем организации 01.02.2007г. Согласно Положению ответственность за организацию охраны труда на предприятии возложена на главного инженера, однако на момент расследования должность являлась вакантной.Контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда не организован.Комиссия по проверке знаний по вопросам охраны труда в организации не создана. В комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда прошли проверку знаний директор (но по должности «главный инженер») и механик.Разработаны инструкции по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ (в том числе для водителя автомобиля), утвержденные техническим директором. С работниками организации проводятся инструктажи по охране труда. Периодичность проведения инструктажей соблюдается.С вновь принятыми на работу проводится вводный инструктаж по охране труда, согласно программы вводного инструктажа, утвержденной техническим директором.Документы, подтверждающие выдачу средств индивидуальной защиты И., не представлены.Ранее организация Департаментом государственной инспекции труда не проверялась.Аналогичных несчастных случаев в организации не зарегистрировано.Место происшествия несчастного случая не сохранено.Несчастный случай с И. произошел при подкачке правого переднего колеса грузового автомобиля, прошедшего государственный технический осмотр в мае 2007 года, страна-изготовитель Россия. Со слов механика правое переднее колесо грузового автомобиля было спущено.Согласно договору аренды, грузовой автомобиль арендован ЗАО «Х» у г-на С., на ЗАО «Х» возлагается обязанность по заправке автомобиля, оплате ремонта, стоимости расходных материалов, запасных частей, страховку транспортного средства и стоянку. Срок действия договора – до 31 декабря 2007г., однако фактически автомобиль находился в пользовании ЗАО «Х».Организация ЗАО «Х», располагается в двухэтажном здании, на втором этаже, которого расположены офисные кабинеты, на первом слесарный участок. ЗАО «Х» имеет две открытые площадки для хранения автомобильной техники, примыкающие к зданию, между площадками расположена, площадка СТО иной организации. Вход на одну из площадок есть непосредственно из здания со слесарного участка, на вторую площадку вход (въезд) осуществляется только со стороны гаражей.Со слов работников организации последний раз автомобиль эксплуатировался в ноябре 2007 года. Ремонт автомобильной техники ЗАО «Х» не осуществляет, при обнаружении неисправностей, автомобили направляются для ремонта в специализированные станции технического обслуживания. В организации разработана и утверждена инструкция по охране труда для водителя, которая не соответствует Межотраслевой типовой инструкции по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты 21.10.2003 №130. Например, в действующей инструкции в разделе «общие требования безопасности» не в полной мере отражены условия допуска работника к самостоятельной работе – отсутствует указание об обязательном прохождении водителем автомобиля стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда и др. Однако, в разделе «требования безопасности во время работы» имеется указание о разрешении подкачки колеса при снижении давления воздуха не более чем на 40% по сравнению с нормальным, при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа, с применением предохранительного ограждения или страхующего приспособления (вилки), что допускается п. 715. Правил охраны труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 01.03.2002 №5/20. Непосредственным руководителем водителя автомобиля И., является механик. Водитель автомобиля И. пояснений по поводу произошедшего с ним несчастного случая не дал, так как события того дня не помнит. Дать оценку его действий как «грубая неосторожность» не представляется возможным, так как невозможно определить предвидел ли работник возможность наступления вредных для себя последствий.В соответствии с частью 4 статьи 9.19. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях административное взыскание в отношении нанимателя, допустившего нарушения законодательства о труде, не применялось.Опасным производственным фактором, воздействовавшим на потерпевшего, явилось вылетевшее замочное кольцо правого переднего колеса грузового автомобиля.
3. Обстоятельства несчастного случая.
В 8 часов 30 минут водитель автомобиля И. прибыл на рабочее место в слесарный участок ЗАО «Х». Механик, выдав задание водителю автомобиля Д. на установку стеклоочистителей на автомобиль КРШ-130, заметил, что, по-видимому, И. находится в состоянии алкогольного опьянения. Механик, являясь непосредственным руководителем, отстранил И. от выполнения работ, сказав ему возвращаться домой, и пошел в кабинет составлять акт о нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения. После составления акта механик подписал его вместе с главным бухгалтером и водителем автомобиля Д. Убедившись, что на участке И. не было, механик вернулся к выполнению своих обязанностей. Водитель автомобиля Д. занялся установкой стеклоочистителей на автомобиль КРШ-130. Д. так же не видел И.Водителя автомобиля И., по-видимому, взяв пневмоинструмент, подсоединенный к компрессору, вышел со слесарного участка на площадку, где стоял грузовой автомобиль ГАЗ52А и решил подкачать спущенное колесо.В 9 часов 5 минут Д. услышал хлопок на другой площадке ЗАО «Х», подбежав, он увидел, что рядом с правым передним колесом грузового автомобиля ГАЗ52А, находится И., который был травмирован отлетевшем замочным кольцом. Колесо находилось на автомобиле, рядом с потерпевшим находился пневмопистолет и шланг к компрессору, предохранительного ограждения или страхующего приспособления (вилки) рядом не было.В результате воздействия на потерпевшего вылетевшего замочного кольца правого переднего колеса грузового автомобиля ГАЗ52А, он получил травму: Открытая тяжелая ЧМТ, вдавленный проникающий перелом правой теменной области. Оскольчатый перелом средней трети обеих костей правого предплечья со смещением интерпозицией мягких тканей.
4. Причины несчастного случая.
1. Нарушение потерпевшим инструкции по охране труда, выразившееся в нахождении на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (2,38 %), а так же в том, что потерпевший приступил к подкачке колеса при снижении давления воздуха более чем на 40% по сравнению с нормальным, без уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа, без применения предохранительного ограждения или страхующего приспособления (вилки). Нарушен: п. 1.4., п. 3.1. инструкции по охране труда для водителей, утвержденной техническим директором ЗАО «Х» 01.02.2007г.
2. Невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, выразившееся в не принятии достаточных мер по отстранению от работы работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Нарушены: ст. 49. п.1. Трудового Кодекса Республики Беларусь.
5. Лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охране труда.
1. И. водитель автомобиля ЗАО «Х», который нарушил требования инструкции по охране труда, выразившееся в нахождении на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (2,38 %), а так же в том, что приступил к подкачке колеса при снижении давления воздуха более чем на 40% по сравнению с нормальным, без уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа, без применения предохранительного ограждения или страхующего приспособления (вилки). Нарушен: п. 1.4., п. 3.1. инструкции по охране труда для водителей, утвержденной техническим директором ЗАО «Х» 01.02.2007г.
2. Главный механик ЗАО «Х», который не принял достаточных мер по отстранению от работы работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, выразившееся в нахождении И. в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте, чем нарушил п. 5.2. Должностной инструкции главного механика ЗАО «Х», утвержденной директором ЗАО «Х», п.1. ст.49. Трудового Кодекса Республики Беларусь.
6. Мероприятия по устранению причин несчастного случая.
Мероприятия | Срок исполне-ния | Ответственный за исполнение | Отметка о выполне-нии |
1. Отстранять от работы работников, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. | постоянно | Руководители структурных подразделений | |
2. Обеспечить трудовую и производственную дисциплину, соблюдение работниками требований технологических карт. | постоянно | Руководители структурных подразделений | |
3. Рассмотреть вопрос о расторжении трудового договора (контракта) с водителем автомобиля И. «Х», находившемся на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. | После выхода на работу | Директор ЗАО «Х» | |
4. Рассмотреть вопрос о расторжении трудового договора (контракта) с главным механиком ЗАО «Х», допустившими нарушения законодательства о труде и охране труда, что привело к несчастному случаю с тяжелым исходом. | В случае наступле-ния трудового увечья у И. | Директор ЗАО «Х» | |
5. По обстоятельствам и причинам несчастного случая с водителем автомобиля И. ЗАО «Х» провести внеплановый инструктаж с работниками организации. | Директор ЗАО «Х» | ||
6. Издать приказ о мероприятиях по устранению причин несчастного случая сводителем автомобиля И. ЗАО «Х», привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и охране труда. | Директор ЗАО «Х» |
7. Выводы.
На основании пункта 3. Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2004 №30, несчастный случай с И., подлежит оформлению актом Н-1, учету в ЗАО «Х», включению в государственную статистическую отчетность.Главный государственный инспектор труда встречался с потерпевшим, права, соответствующие действующему законодательству, разъяснены.