Минтруда подготовило проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30» — Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основная цель проекта — совершенствование порядка расследования несчастных случаев на производстве.
Нормативные предписания проекта постановления направлены на совершенствование порядка расследования несчастных случаев на производстве.
С учетом практики применения расширен перечень терминов, используемых в Правилах (пункт 2 проекта и пункт 11 действующей редакции Правил).
В момент внезапного резкого ухудшения здоровья нетравматического характера невозможно сразу определить оказал ли на потерпевшего воздействие вредный производственный фактор либо событие обусловлено исключительно состоянием его здоровья. Это может быть установлено только при проведении расследования происшествия.
В этой связи предлагается включить в Правила термин «внезапное резкое ухудшение состояния здоровья».
Кроме того, в настоящее время затруднение у страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхователь) вызывает установление в действиях потерпевшего грубой неосторожности.
Приведенное в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является нечетким, что затрудняет его применение на практике.
При этом определение в действиях потерпевшего простой неосторожности либо грубой неосторожности влечет для него существенные последствия. Так, согласно пункту 311 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (далее – Положение о страховой деятельности), установление в действиях потерпевшего грубой неосторожности влечет уменьшение размера единовременной и ежемесячной страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с изложенным Правила, предлагается дополнить терминами «неосторожность» и «грубая неосторожность» (пункт 2 проекта).
Кроме того, в пункте 2 проекта приведены значения терминов «заболевший», «потерпевший» и «острое профессиональное заболевание».
Подпунктом 3.2 пункта 3 проекта по сравнению с подпунктом 2.4 пункта 2 действующей редакции Правил внесены изменения в категории граждан, на которых распространяется действие Правил.
Так, шестым пятым подпункта 3.2 пункта 3 проекта предлагается распространять действие Правил на прокурорских работников при выполнении в организациях работ, не связанных с исполнением служебных обязанностей. Это обусловлено тем, что согласно статье 66 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурорские работники подлежат обязательному государственному страхованию, которым предусмотрены выплаты в связи с осуществлением этими работниками служебной деятельности либо вследствие принятия ими мер по предотвращению (пресечению) правонарушения. Соответствующее изменение внесено в пункт 38 проекта (пункт 32 действующей редакции Правил).
Также из подпункта 3.2 пункта 3 проекта предлагается в целях исключения дублирования норм исключить следующие категории граждан:
- лиц, которые проходят обучение, трудовую реабилитацию и (или) практику на производстве, а также лиц, привлекаемых к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения;
- лиц, привлекаемых в установленном порядке к оплачиваемым общественным работам.
Это обусловлено следующим. Согласно статье 9 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года № 1224-XІІ «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов. При этом, согласно статье 19 названного Закона в целях реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидов им обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, в специализированных организациях, цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, т.е. на основании заключенных трудовых договоров. Согласно абзацу второму подпункта 3.2 пункта 3 проекта (подпункт 2.4.1 пункта 2 действующей редакции Правил) действие Правил распространяется на лиц, выполняющих работу на основании трудового договора. С учетом изложенного, в проект не включены нормы, содержащиеся в пункте 34 действующей редакции Правил.
Согласно части четвертой статьи 19 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» с гражданами, направленными на оплачиваемые общественные работы, заключаются срочные трудовые или гражданско-правовые договоры в порядке, установленном законодательством, т.е. они подпадают под действие абзаца второго либо абзаца восьмого подпункта 3.2 пункта 3 проекта (подпункт 2.4.1 либо 2.4.8 пункта 2 действующей редакции Правил). С учетом изложенного, в проект Правил не включены нормы, содержащиеся в пункте 36 действующей редакции Правил.
Абзац седьмой подпункта 3.2 пункта 3 проекта (подпункт 2.4.7 пункта 2 действующей редакции Правил) приводится в соответствие с абзацем пятым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Аналогичные изменения включены в пункт 42 проекта Правил (пункт 37 действующей редакции Правил).
В целях исключения правовой коллизии действие Правил предлагается распространить на лиц, направляемых страхователем в учреждения дополнительного образования взрослых, иные учреждения образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых, для профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки.
С одной стороны, данные лица являются работниками (абзац второй подпункта 3.2 пункта 3 проекта и подпункт 2.4.1 пункта 2 действующей редакции Правил), с другой – согласно подпункту 1.11 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З они являются обучающимися, при этом не привлекаются к выполнению оплачиваемых работ в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки (абзац девятый подпункта 3.2 пункта 3 проекта и подпункт 2.4.9 пункта 2 действующей редакции Правил). В этой связи в проект включен пункт 43, содержащий требования по расследованию и учету подобных несчастных случаев.
Согласно пункту 4 проекта предполагается, что расследованию в соответствие с Правилами подлежат несчастные случаи, происшедшие с работающим в течение перерыва для отдых и питания, а также во время дополнительных специальных перерывов. В настоящее время пунктом 3 действующей редакции Правил порядок проведения расследования таких несчастных случаев не урегулирован, вместе с тем предоставление работнику таких перерывов регламентировано статьями 134 и 135 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З.
Для исключения случаев неправильной трактовки понятия «транспорт», используемого в Правилах, проектом Правил в примечании 2 к подпункту 4.2 пункта 4 приводится значение данного термина применительно к Правилам.
Справочно. При подготовке определения транспорт употреблены понятия, использованные в Кодексе внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 118-З, Воздушном кодексе Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 117-З, Законе Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 237-З «О железнодорожном транспорте», Законе Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 237-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Законе Республики Беларусь от 5 мая 2014 г. № 141-З «О городском электрическом транспорте и метрополитене», Указе Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» и Указе Президента Республики Беларусь от 12 марта 2020 г. № 92 «О стимулировании использования электромобилей».
В подпунктах 4.3, 4.4, в абзацах четвертом и шестом подпункта 4.8 пункта 4 проекта, исходя из практики проведения специальных расследований несчастных случаев на производстве Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее – Департамент госинспекции труда), учтена возможность использования работающим транспорта, управляемого по доверенности и на основании договора проката (подпункты 3.3, 3.4 и 3.10 пункта 3 действующей редакции Правил).
Также в данном подпункте проекта учтены возможность происшествия несчастного случая на производстве:
- при перемещении между объектами командирования;
- при выполнении работ подвижного и разъездного характера;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно на транспорте общего пользования, осуществляющего городские автомобильные перевозки.
Справочно. Согласно части третьей статьи 4 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 237-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» городские автомобильные перевозки - автомобильные перевозки, выполняемые в пределах города (населенного пункта) и за его пределы до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.
В пункте 5 проекта (пункт 4 действующей редакции Правил) более подробно изложен порядок расследования несчастных случаев на производстве в соответствии Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, подписанным главами правительств стран Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года.
В целях исключения неправильного толкования норм пунктов 7 и 10 действующей редакции Правил страхователями и их должностными лицами (несчастный случай на производстве понимается как событие исключительно травматического характера) в пунктах 9 и 12 проекта Правил указаны обязанности страхователя и его работников при внезапном резком ухудшении здоровья потерпевшего. Это обусловлено тем, что внезапное резкое ухудшение здоровья может быть вызвано воздействием на потерпевшего вредного производственного фактора (например, вибрация, повышенная концентрация вредных веществ в воздухе), при этом связь между наличием такого вредного производственного фактора и внезапном резком ухудшении здоровья может быть установлена только в результате проведения расследования указанного события.
Также в пункте 9 проекта уточнены обязанности работников организации в случае происшествия несчастного случая с работником другого страхователя по оказанию ему первой помощи и сообщении о происшествии соответствующему должностному лицу (пункт 7 действующей редакции Правил).
В пункте 10 проекта Правил внесены редакционные изменения в пункт 8 действующей редакции Правил, предусматривающие обязанности должностного лица, если в результате несчастного случая пострадал не один, а несколько работников.
Пунктом 11 проекта по сравнению с пунктом 9 действующей редакции Правил уточнен порядок направления организацией здравоохранения сведений в структурные подразделения Департамента госинспекции труда, а также предусмотрена возможность направления данных сведений посредством системы межведомственного документооборота.
В пункте 12 проекта Правил по сравнению с пунктом 10 действующей редакции Правил установлена дополнительная обязанность страхователя не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия, сообщать о несчастном случае в вышестоящую организацию (при ее наличии) и местный исполнительный и распорядительный орган, на подведомственной территории которого расположен страхователь. Это обусловлено тем, что согласно статье 9 и 10 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» данные органы управления осуществляют анализ причин производственного травматизма и в случаях, установленных Правилами, принимают участие в проведении расследований несчастных случаев на производстве. В целях однозначного понимания пункт дополнен примечанием 3, разъясняющим понятие «групповой несчастный случай».
Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 274-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» исключены часть пятая статьи 42 Закона Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда», согласно которой при отсутствии профсоюзов в организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могли осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации. В связи с этим проектом предусмотрено исключение слов «иной представительный орган работников» в соответствующих падежах по всему тексту Правил.
В пункт 12 проекта также включена особенность получения запроса о тяжести производственной травмы от организации здравоохранения в случае, если травма получена домашним работником. Согласно статье 308 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З домашними работниками признаются лица, выполняющие по трудовому договору работу в домашнем хозяйстве граждан, оказывающие им техническую помощь в литературной, иной творческой деятельности и другие виды услуг, предусмотренные законодательством. Очевидно, что по запросу такого гражданина-страхователя организация здравоохранения не представит информацию о повреждении здоровья другого гражданина – домашнего работника. В этой связи частью четвертой пункта 12 проекта Правил устанавливается обязанность такого страхователя информировать о несчастном случае, происшедшем с домашним работником, Департамент госинспекции труда, который сам направит запрос о тяжести производственной травмы в организацию здравоохранения.
Часть первая пункта 13 проекта (часть первая пункта 101 действующей редакции Правил) дополнена правом Департамента госинспекции труда направлять в организацию здравоохранения запрос о тяжести производственной травмы потерпевшего. Такая необходимость возникает в случаях поступления обращения работающего о сокрытии страхователем несчастного случая от расследования либо в случае ликвидации страхователя или, как отмечено выше, получения травы домашним работником.
Изменения, вносимые в часть вторую пункта 13 проекта (часть вторая пункта 101 действующей редакции Правил), носят редакционный характер.
Пункт 14 проекта по сравнению с пунктом 11 действующей редакции Правил дополнен частью второй, предусматривающей обязанности организации, на территории которой произошел несчастный случай с работающим другого страхователя.
В пункте 16 проекта по сравнению с пунктом 13 действующей редакции Правил уточнены срок, в течение которого страхователь обязан издать приказ об устранении причин несчастного случая, а также структурное подразделение Департамента госинспекции труда, в которое указанный приказ должен быть направлен. Привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями законодательства о труде лиц, допустивших нарушения законодательства, в пятидневный срок после получения заключения по результатам специального расследования несчастного случая либо профессионального заболевания не всегда возможно (нахождение в отпуске, временная нетрудоспособность, в служебной командировке и т.п.). В этой связи проектом предусмотрено, что страхователь в порядке, установленном законодательством о труде, привлекает к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований актов законодательства, и направляет копию приказа не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем его издания, органам, проводившим указанное расследование. Кроме того, в примечании 4 к данному пункту разъяснено понятие «специальное расследование несчастного случая на производстве».
В пункте 17 проекта по сравнению с пунктом 14 действующей редакции Правил определен порядок определения степени вины потерпевшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания в случае отсутствия у страхователя профсоюзной организации или если потерпевший не является членом профсоюза либо при недостижении согласия по определению степени вины потерпевшего между уполномоченным должностным лицом страхователя и уполномоченным представителем профсоюза. Также в данном пункте проекта предлагается установить отсутствующий в настоящее время порядок обжалования заинтересованными размера степени вины потерпевшего.
Пунктом 18 проекта в пункт 15 действующей редакции Правил внесены следующие изменения:
поскольку республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права отмены результатов расследования несчастного случая, проведенного страхователем, за ними оставлена только функция контроля за своевременным проведением подчиненными организациями таких расследований;
установлено, что надзор за правильным и своевременным расследованием несчастных случаев на производстве осуществляет Департамент госинспекции труда в порядке, установленном Минтруда и соцзащиты (в настоящее время порядок осуществления такого надзора не определен), а надзор за правильным и своевременным расследованием профессиональных заболеваний – органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.
Пунктом 19 проекта устанавливается, что принимать участие в расследовании несчастного случая имеют право либо потерпевший, либо лицо, представляющее его интересы на основании доверенности (пункт 16 действующей редакции Правил предполагает возможность их одновременного участия в расследовании).
В пункте 20 проекта по сравнению с пунктом 18 действующей редакции Правил уточнен порядок назначения лиц, принимающих участие в проведении расследования, и также страхователю предоставлено право привлекать иных специалистов – своих работников, в случаях, когда для проведения расследования несчастного случая требуются специальные познания (главный механик, главный энергетик и т.п.).
Пунктом 22 проекта урегулирован порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с руководителями организаций – единственными собственниками их имущества (пункт 20 действующей редакции Правил).
Пунктом 23 проекта по сравнению с пунктом 21 действующей редакции Правил предлагается увеличить срок проведения страхователем расследования с трех до пяти дней, а также установить обязанность правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других организаций предоставлять по запросу страхователей информацию, необходимую для проведения расследования несчастного случая. В силу состояния здоровья потерпевшего провести его порос в течение трех рабочих дней после происшествия несчастного случая не всегда представляется возможным, при этом статьей 10.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г.
№ 91-З за нарушение установленного порядка расследования несчастного случая установлена административная ответственность в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.
Пунктом 25 проекта по сравнению с пунктом 23 действующей редакции Правил (и далее по тексту Правил) уточняется порядок оформления результатов расследования несчастных случаев, происшедших с:
главами крестьянских (фермерских) хозяйств, руководителями организаций – единственных собственников их имущества;
работающим, являющимся гражданином государства – члена Евразийского экономического сообщества (согласно Соглашению о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства – члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства – члена Евразийского экономического сообщества, подписанного правительствами государств – членов Евразийского экономического сообщества 31 мая 2013 г.);
работником организации либо физического лица страны Содружества Независимых Государств, направленного в служебную командировку на территорию Республики Беларусь (согласно Соглашению о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, подписанному главами правительств стран Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года).
В пункте 26 проекта по сравнению с пунктом 24 действующей редакции Правил внесены следующие изменения.
Подпункт 26.4 пункта 26 проекта (подпункт 24.4 пункта 24 действующей редакцией Правил) дополняется нормой, позволяющей квалифицировать несчастный случай как непроизводственный в случае ухудшения состояния здоровья непосредственно перед несчастным случаем, подтвержденного записями камер видеонаблюдения или опросом потерпевшего (показаниями очевидцев (свидетелей), супруга (супруги) и близких родственников потерпевшего).
Абзац четвертый подпункта 26.5 пункта 26 проекта (абзац четвертый подпункта 24.4 пункта 24 действующей редакцией Правил) дополняется возможностью работника осуществлять действия перед началом и после окончания работы, предусмотренные не только правилами внутреннего трудового распорядка, но и иными локальными правовыми актами. Например, согласно пункту 31 Инструкции о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176, инструкция по охране труда должна в том числе содержать главы «Требования по охране труда перед началом работы» и «Требования по охране труда по окончании работы».
Вредные производственные факторы присутствуют практически на каждом рабочем месте. Однако опасность здоровья работающего они создают только в случае их высокого уровня (концентрации).
Справочно. Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 12.0.002-80* «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения» предельно допустимое значение вредного производственного фактора – предельное значение величины вредного производственного фактора, воздействие которого при ежедневной регламентированной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности и заболеванию как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства.
В связи с изложенным, абзац третий пункта 27 проекта (абзац третий пункта 241 действующей редакции Правил) дополняется нормой о воздействии на потерпевшего в момент несчастного случая вредных производственных факторов, уровень (концентрация) которых привели к ухудшению здоровья потерпевшего.
Редакция пункта 28 проекта Правил идентична редакции частей первой и второй пункта 251 действующей редакции Правил.
Пунктом 29 проекта устанавливается, кто и в какой срок обязан сформировать документы расследования и передать их на рассмотрение руководителю страхователя. Часть вторая данного пункта содержит норму о том, что составленные по результатам расследования акты должны соответствовать установленным требованиям (в соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утверждена Инструкция о порядке заполнения, ведения и хранения документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Кроме того, частью третьей данного пункта четко определено, что включают в себя документы расследования несчастного случая на производстве.
Пунктом 30 проекта по сравнению с пунктом 25 действующей редакции Правил с учетом оговоренных ранее изменений четче регламентированы действия страхователя по утверждению и рассылке документов расследования несчастного случая на производстве.
С учетом вручения составленного по результатам расследования акта потерпевшему и направления его страховщику по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который согласно пункту 323 Положения о страховой деятельности обязан обеспечивать сохранность документов, являющихся основанием для назначения страховых выплат, пунктом 31 проекта (пункт 26 действующей редакции Правил) срок хранения актов у страхователя предлагается сократить с 45 до 5 лет. Такое же изменение срока хранения актов предусмотрено в пункте 41 проекта (пункт 361 действующей редакции Правил).
Пункт 32 проекта по сравнению с пунктом 27 действующей редакции Правил дополняется частью третьей, согласно которой заявление о расследовании несчастного случая может быть подано лицами, указанными в частях первой и второй настоящего пункта, в трехмесячный срок со дня происшествия несчастного случая или установления факта утраты трудоспособности (аналогичный срок установлен Правилами для обжалования потерпевшим решения, принятого страхователем по результатам расследования несчастного случая).
Изменения, вносимые в пункт 33 проекта (пункт 271 действующей редакции Правил), носят редакционный характер.
В пункте 34 проекта (пункт 28 действующей редакции Правил) уточнен порядок расследования, оформления и учета микротравм.
Пунктом 35 проекта предлагается изменить порядок расследования несчастного случая на производстве, происшедшего с работником страхователя, направленным для выполнения работ в другую организацию, по сравнению с пунктом 29 действующей реакции Правил. В настоящее время такой несчастный случай расследуется организацией, на территории которой произошел несчастный случай, при этом несчастный случай берется на учет страхователем. Таким образом, страхователь практически не может влиять на результаты расследования и обеспечить его качественное проведение. В этой связи проектом предлагается установить, что в подобных ситуациях расследование проводится страхователем потерпевшего с участием уполномоченного представителя организации, в которой произошел несчастный случай. При этом на организацию, на территории корой произошел несчастный случай, возлагается обязанность по оказанию медицинской помощи потерпевшему, сохранению обстановки на месте происшествия несчастного случая, а если это невозможно – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
Пунктом 39 проекта (пункт 33 действующей редакции Правил) предполагается, что несчастные случаи, происшедшие с лицами, находящимися в исправительных учреждениях, будут расследоваться:
- при направлении их для выполнения работ на территории организации – организацией в соответствии с требованиями Правил;
- при выполнении ими оплачиваемой работы непосредственно в исправительном учреждении – данными учреждениями в соответствии с требованиями Правил, что обусловлено режимностью данных учреждений.
Несчастные случаи, происшедшие с данными лицами при выполнении работ на территории исправительных учреждений без оплаты труда будут расследоваться в соответствии с Инструкцией о порядке расследования и учета несчастных случаев в учреждениях уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториях, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20 августа 2007 г. № 205.
Пунктом 41 проекта (пункт 361 действующей редакции Правил) терминология приведена в соответствие с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте». Порядок расследования несчастных случаев, происшедших во время спортивных мероприятий, помимо профессиональных спортсменов и тренеров распространен на судей по спорту. Кроме того, страхователю предоставляется право привлекать к участию в расследовании такого несчастного случая специалиста по охране труда и других специалистов. Также проектом предлагается проводить расследование подобных происшествий с участием организатора спортивного мероприятия.
Пунктом 44 проекта (пункт 38 действующей редакции Правил) урегулирован порядок направления актов служебного расследования.
Пунктом 45 проекта установлено, что все несчастные случаи, происшедшие с домашними работниками, независимо от тяжести полученных травм, будут расследоваться Департаментом госинспекции труда, поскольку гражданин, у которого работал домашний работник, моет не обладать знаниями, необходимыми для проведения такого расследования.
Пунктом 46 проекта урегулирован порядок расследования несчастных случаев, происшедших с работником-надомником и работником, выполняющим дистанционную работу. Определено. Что такое расследование проводится на основании их заявления к страхователю.
Пунктом 49 проекта по сравнению с пунктом 41 действующей редакции Правил изменен порядок информирования заинтересованных о происшествии несчастного случая со смертельным исходом или о групповом несчастном случае.
Содержащееся в Правилах в настоящее время требование о немедленном информировании трудно реализуемо, поскольку для подготовки сообщения о таком происшествии по установленной форме требуется время. При этом статьей 10.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 91-З за несвоевременное сообщение о несчастном случае на производстве установлена административная ответственность в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.
В связи с этим предлагается, что о подобных событиях (без указания подробных обстоятельств травмирования, профессий, возраста потерпевших и т.п.) не позднее двух часов с момента происшествия страхователь будет информировать структурные подразделения Следственного комитета Республики Беларусь и Департамента госинспекции труда, что позволит обеспечить своевременный выезд их представителей на место происшествия. Далее сообщение о происшедшем несчастном случае по установленной форме будет направляться всем заинтересованным по действующей в настоящее время схеме. Кроме того, проектом предусматривается возможность отправки указанного сообщения посредством электронной почты и запрет на его отправку посредством почтового отправления (с учетом срока доставки почтовых оправлений это не позволит представителям заинтересованных своевременно принять участие в проведении расследования такого несчастного случая).
Редакция пункта 50 проекта по сравнению с пунктом 42 действующей редакции Правил предусматривает принятие Департаментом госинспекции труда решения о порядке проведения расследования о смерти потерпевшего, наступившей в период временной нетрудоспособности, только после получения соответствующего заключения учреждения здравоохранения. Это обусловлено тем, что потерпевший, находящийся на больничном из-за повреждений здоровья, полученных в результате несчастного случая на производстве, может умереть от общего заболевания, не связанного с происшествием. Очевидно, что проведение расследования такого события в соответствие с требованиями Правил нецелесообразно. В случае получения заключения компетентных органов о связи смерти потерпевшего с происшедшим несчастным случаем будет организовано проведение расследования в соответствии с Правилами.
В пункте 52 проекта (пункт 44 действующей редакции Правил) уточняется порядок выезда государственного инспектора труда к месту происшествия несчастного случая после получения сообщения от страхователя. Также предлагается предоставить Департаменту госинспекции труда права делегирования страхователю проведения в соответствии с Правилами расследования несчастных случаев, происшедших при подъеме или спуске по лестницам, предусмотренным конструкциями организаций-изготовителей производственного оборудования, посадке в транспортные средства, или при высадке из них, а также с работником-надомником, работником, выполняющим дистанционную работу или с домашним работником.
Практика проводимых Департаментом госинспекции труда специальных расследований несчастных случаев на производстве показывает, что страхователи не правильно информируют специально уполномоченные органы надзора о несчастных случаях, происшедших на поднадзорных им объектах. Это не позволяет представителям указанных органов своевременно выехать на место происшествия и, как следствие, сказывается на результатах расследования. В связи с этим, пунктом 53 проекта предусматривается, что структурное подразделение Департамента госинспекции труда не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сообщения о несчастном случае на производстве, подлежащем специальному расследованию, информирует об этом территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте. При этом данный орган направляет своего представителя (своих представителей) на место происшествия несчастного случая на производстве.
Пункт 54 проекта (пункт 45 действующей редакции Правил дополняется нормой, предусмотренной Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, подписанным главами правительств стран Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года, об участии в проведении специального расследования представителя страхователя командированного работника.
Пунктом 55 проекта вносятся изменения в предусмотренный пунктом 46 действующей редакции Правил порядок участия представителей уполномоченных органов надзора в проведении специального расследования. Так, их участие в проведении специального расследования становится обязательным. Устанавливается срок, в течение которого представителем уполномоченного органа надзора должен быть утвержден акт об организационных и технических причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения требований технических нормативных правовых актов, обязательных для соблюдения, а также порядок обжалования заинтересованными такого акта.
Отличия пунктов 59 и 60 проекта от пунктов 50 и 51 действующей редакции Правил носят редакционный характер, касающийся участия в проведении специального расследования несчастного случая на производстве представителя уполномоченного органа контроля (надзора) и порядка привлечения к участию в проведении специального расследования специалиста или эксперта.
Кроме того, пунктом 59 проекта предусмотрена возможность государственного инспектора труда, проводящего специальное расследование, выносить страхователю предложения о приостановке объектов, имеющих нарушения, создающих угрозу жизни и здоровью работающих. Это обусловлено тем, что согласно пункту 11 перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» расследование несчастных случаев относится к таким мероприятиям. Право выносить такие предложения по результатам мероприятий технического (технологического, поверочного) характера контролирующим (надзорным) органам предоставлено пунктом 6 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
В пункте 61 проекта по сравнению с пунктом 53 действующей редакции Правил предлагается увеличить срок, предоставляемый страхователю для формирования и тиражирования документов специального расследования, с двух до трех рабочих дней.
Кроме того данным пунктом устанавливается норма, что оценка наличия в действиях потерпевшего грубой неосторожности осуществляется уполномоченным представителем организации, страхователя (страхователем – физическим лицом) и уполномоченным представителем профсоюза, а не государственным инспектором труда. Это обусловлено тем, что согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» для оценки действий потерпевшего следует оценивать его личность, чего государственный инспектор труда (особенно в случае несчастного случая со смертельным исходом сделать не может). Также урегулирован вопрос об определении степени вины потерпевшего при отказе страхователя от составления акта о несчастном случае на производстве в соответствии с заключением государственного инспектора труда.
Изменения, вносимые в пункт 62 проекта (пункт 54 действующей редакции Правил), носят редакционный характер.
Пунктом 63 проекта внесены изменения в порядок направления заинтересованным документов специального расследования по сравнению с установленным пунктом 55 действующей редакции Правил в части уменьшения количества органов, которым указанные документы направляются в полном объеме.
Пунктом 64 проекта Правил предусмотрена возможность выдачи государственным инспектором труда требования об устранении нарушений, выявленных в ходе специального расследования. Такое право контролирующим (надзорным) органам предоставлено пунктом 6 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Ранее согласно пункту 1 части первой статьи 7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (утратившего силу с 1 марта 2021 г.) срок привлечения к административной ответственности за нарушение требований охраны труда составлял два месяца с момента его совершения. Специальное расследование несчастного случая на производстве в случае проведения экспертиз и т.п. в указанный срок могло быть не завершено, таким образом, лица, допустившие нарушение законодательства об охране труда, повлекшее травмирование либо гибель работника, могли избежать административной ответственности. В этой связи пунктом 56 действующей редакции Правил предусмотрено информирование Департамента госинспекции труда органами уголовного преследования о результатах рассмотрения представленных документов специального расследования или по их просьбе направление им копии постановления при отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении. Данная норма была необходима, поскольку согласно части третьей названной статьи в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание могло быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия такого решения, но не позднее шести месяцев со дня совершения административного правонарушения. В настоящее время согласно пункту 2 части первой статьи 7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 91-З административное взыскание может быть наложено на должностное лицо, индивидуального предпринимателя не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения и шести месяцев со дня его обнаружения. Таким образом, в настоящее время необходимость информирования органом уголовного преследования о результатах рассмотрения документов специального расследования отсутствует.
В пункте 82 проекта Правил (пункт 78 действующей редакции Правил) учтены все виды актов, которые в соответствии с Правилами, могут быть составлены по результатам расследования.
В пункте 83 проекта Правил (пункт 79 действующей редакции Правил) уточнены обязанности страхователя в случае выявления государственным инспектором труда нарушения порядка расследования либо оформления его результатов, а также в случае проведения государственным инспектором труда единолично расследования несчастного случая на производстве.
Кроме того в пункте 84 проекта предлагается закрепить норму, что в случае получения производственной травмы работающим, с которым страхователем в установленном порядке в письменной форме не оформлены трудовые или гражданско-правовые отношения, факт повреждения его здоровья (гибели) при выполнения работ (оказания услуг, создания объектов интеллектуальной собственности) в интересах страхователя, влекущий возникновение обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, устанавливается Департаментом госинспекции труда или судом.
Справочно. Из 127 человек, погибших на производстве за одиннадцать месяцев текущего года, с 9 на момент гибели не были оформлены ни трудовые, ни гражданско-правовые отношения.
В целом проект направлен на совершенствование порядка расследования несчастных случаев на производстве.
Комментарии
Цитата: Депу теперь нет необходимости торопить следователей с выдачей заключения о возбуждении уголовного дела.
RSS лента комментариев этой записи