Добрый день. Просим вас разъяснить требования Действующего законодательства.
1. На какие организации, в соответствии с ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», распространяется действие «Специфических санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда работающих», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2020 № 66 (далее — ССЭТ 66)?
1.1. На офисных работников (IT, снабжение, помощники руководителей и т.п.) действие ССЭТ 66 также распространяется?
2. В соответствии с пунктом 2 ССЭТ 66 условия труда работающих подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе в порядке, установленном законодательством.
2.1. Что понимается под термином «работающие»? Например, такой термин есть в статье 1 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» и он включает физических лиц, работающих по трудовым договорам (работники) и физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам.
2.2. Подлежат ли государственной санитарно-гигиенической экспертизе рабочие места офисных работников (IT, снабжение, помощники руководителей и т.п.)?
3. В соответствии с пунктом 31 ССЭТ 66 на объекте осуществляется производственный контроль, в том числе лабораторный, за соблюдением специфических санитарно-эпидемиологических требований, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая контроль производственных факторов на рабочих местах.
В соответствии с пунктом 4 под «объектом» понимается термин «производственный объект» (одно или несколько производственных и административных зданий и сооружений с собственной инфраструктурой, включая гидро-, энерго- и транспортные коммуникации).
3.1. Бизнес-центры и расположенные там офисные организации подпадают под термин «производственный объект»? Какие организация относятся к «производственным объектам»?
3.2. Что понимается под термином «производственный контроль»?
3.3. В организации есть производственные и вспомогательные (офисные) подразделения. Можно ли не осуществлять во вспомогательных подразделениях производственный и лабораторный контроль?
3.4. Какими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, или техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза (далее, если не определено иное, – технические нормативные правовые акты) определен порядок планирования, оформления и осуществления производственного контроля и лабораторного контроля?
3.5. Прошу вас прокомментировать правомочность требований зональных центров гигиены и эпидемиологии по исполнению субъектами хозяйствования, а также включению в локальные правовые акты субъектов хозяйствования требований и ссылок на санитарные нормы и правила, которые, согласно абзацу 2 пункта 3.5. Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», применяются по усмотрению субъектов хозяйствования? Субъекты хозяйствования обеспечивают в процессе экономической деятельности безопасность, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
ОТВЕТ
Министерство здравоохранения Республики Беларусь, рассмотрев в пределах компетенции Ваше электронное обращение, сообщает
следующее.
По первому вопросу. Действие специфических санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда работающих, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2020 г. № 66 (далее - ССЭТ № 66), распространяется на все категории работающих.
По второму и третьему вопросам. Согласно статье 31 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) обязанностью организаций и индивидуальных предпринимателей, в числе прочего, является:Справочно:
В соответствии с определением, данным Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-3 (ред. от 17.07.2023) «Об охране труда», работающие - физические лица, работающие по трудовым договорам (далее — работники), физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовой договор), а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами; военнослужащие вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемые в соответствии с законодательными актами к выполнению робот оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой; физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательными актами к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
• обеспечивать в пределах своей компетенции проведение производственного контроля;
• обращаться в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, за проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы объектов, указанных в части второй статьи 16 Закона;
• соблюдать общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные актами Президента Республики Беларусь;
• соблюдать специфические санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы, определенные Советом Министров Республики Беларусь;
• соблюдать иные санитарно-эпидемиологические требования при необеспечении в процессе экономической деятельности безопасности иным способом, исключающим причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
Санитарно-эпидемиологические требования — требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания, условий деятельности организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, оборудования, транспортных средств, а также к безопасности и безвредности продукции, технологиям ее производства, обращению продукции, в том числе продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (статья 1 Закона).
В соответствии со статьей 14 Закона санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются:
• актами Президента Республики Беларусь;
• постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
• постановлениями Министерства здравоохранения;
• международными договорами Республики Беларусь;
• международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры.
Законом определено, что установление соответствия (несоответствия) объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты, проводится в рамках государственной санитарно-гигиенической экспертизы.
Объекты социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, условия труда работающих, работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Минздравом, подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе (статья 16 Закона).
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза проводится по заявлению субъекта хозяйствования в соответствии с единым перечнем административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548, территориальными органами государственного санитарного надзора по месту размещения объекта соответствующей экспертизы.
Согласно статье 1 Закона производственный контроль - контроль за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленный на сохранение жизни и здоровья населения, среды обитания человека при обращении продукции, выполнении работ и оказании услуг, обеспечиваемый организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил, технологических регламентов, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, а также обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению требований санитарных правил определены санитарными правилами 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. № 183. Периодичность контроля содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ, микроорганизмов-продуцентов, микробных препаратов и их компонентов, показателей естественного и искусственного освещения, уровней шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, ультразвука, неионизирующего, лазерного, ультрафиолетового, инфракрасного излучения на рабочих местах, параметров микроклимата определена главой 7 ССЭТ № 66.
Перечень производственных факторов с указанием периодичности их контроля на рабочих местах ежегодно разрабатывается и утверждается работодателем в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также с учетом специфики деятельности объекта.
В соответствии с пунктом 3.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет) субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - ОСЭТ), утвержденные Декретом. Пунктом 2 ОСЭТ определены обязательные для соблюдения субъектами хозяйствования специфические санитарно-эпидемиологические требования, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь.
При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 3.5 Декрета иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования. Данные требования могут не соблюдаться субъектами хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
Законом определено, что санитарные нормы и правила — технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Также статьей 13 названного закона закреплено, что санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы являются частью законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в статье 31 этого же закона зафиксирована обязанность организаций и юридических лиц соблюдать законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные актами Президента Республики Беларусь; соблюдать специфические санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы, определенные Советом Министров Республики Беларусь; соблюдать иные санитарно-эпидемиологические требования при необеспечении в процессе экономической деятельности безопасности иным способом, исключающим причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
С учетом вышеизложенного несоблюдение субъектами в процессе осуществления экономической деятельности требований санитарных норм и правил создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью населения, что в свою очередь служит основанием для их обязательного соблюдения субъектами хозяйствования.
Настоящее письмо дается по существу поставленных непосредственно заявителем вопросов, не распространяется на неопределенный круг лиц, не содержит положений, конкретизирующих нормативные предписания, содержащиеся в указанных выше актах, и носит информационно-разъяснительный характер.