Изменения в закон Об охране труда подписаны Президентом. Это предусмотрено Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 274-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда"».
В закон введены новые термины — «наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью», «правила по охране труда», «работы с повышенной опасностью», «система управления охраной труда», и удалены — «межотраслевые правила по охране труда», «отраслевые правила по охране труда», «паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда».
Интересно описание термина Система управления охраной труда – совокупность мероприятий по охране труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности. Теперь точно нужны разъяснения Минтруда, что они понимают под разработкой СУОТ.
Статья 2 Закона «Правовое регулирование отношений в области охраны труда» излагается в новой редакции, согласно которой отношения в области охраны труда регулируются законодательством об охране труда, а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза, содержащие требования по охране труда. При этом определяется, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе «Об охране труда», то применяются правила международного договора. Например, недавно Республикой Беларусь были ратифицированы Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках» и № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах».
В тексте закона еще есть несколько изменений обязывающие исполнять технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
Внедрение систем управления охраной труда стало одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Хотелось бы увидеть до внедрения типовое положение о СУОТ.
Узаконены мобильные группы при местных исполнительных и распорядительных органах. Статья 10 дополнилась полномочиями исполкомов на:
оказание практической и методической помощи организациям, расположенным на подведомственной им территории, в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда, профилактике производственного травматизма, оперативном выявлении и устранении нарушений требований безопасности.
Так же исполкомы «наградили» обязанностью осуществлять «разработку и обеспечение функционирования территориальных систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории».
Статья 11 «Право работающего на охрану труда» претерпела незначительные изменения в свете последних изменений правил расследования.
В связи с изменениями в Трудовом кодексе Закон дополнился статьями 161 «Охрана труда работников-надомников» и 162 «Охрана труда домашних работников».
Из обязанностей работодателей по обеспечению охраны труда убрали проведение паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда (Аллилуйя! Свершилось!).
Помимо назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда Закон требует назначать должностных лиц, ответственных за осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.
Служба охраны труда обзавелась новой функцией. Вместо контроля «за соблюдением законодательства об охране труда» служба охраны труда будет осуществлять «контроль за соблюдением работающими требований по охране труда».
Местные исполнительные и распорядительные органы будут создавать службу охраны труда или вводить в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников.
Изменена формулировка сфер деятельности, в которых обязательно введение в штат специалиста по охране труда:
Должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг – свыше 200 человек.
Также службы охраны труда обязаны вести письменный учет (IT-страна) выданных предписания.
Долгожданных изменений в подчинении службы охраны труда руководителю организаций и запрета возложения на службу других обязанностей к несчастью нет.
Изложены в новой редакции:
Статья 25. Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний по вопросам охраны труда
Статья 26. Инструкции по охране труда
Статья 27. Медицинские осмотры и освидетельствование некоторых категорий работающих
Статья 28. Обеспечение средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами
Они значительно расширены и требуют дополнительного анализа их изменения.
Не однозначно звучит требование Закона оплатить предварительный медицинский осмотр:
Расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.
Получается, если работник не устроился на работу, то ему не нужновозмещать раходы?
Выдачу средств индивидуальной защиты сверх установленных норм (в законе не уточняется, каких норм — норм организации или типовых бесплатных) можно будет предусматривать только коллективным договором или трудовым договором. Не понятно для чего это сделано. Будем ожидать разъяснений Минтруда.
Конкретизировано, что дополнительные специальные перерывы предоставляются для отдыха и обогрева в холодный период года (ранее было зимой).
Возможно, Белгосстрах поделится с нами нашими взносами на страхование от несчастных случаев. Законом предусмотрено финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств не только работодателей, но и фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательными актами.
В новой версии Закона говорится, что за обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором (Статья 33. Соответствие территории организации требованиям по охране труда). Такие же требования установлены к эксплуатации оборудования (Статья 35. Соответствие производственного оборудования и рабочих мест требованиям по охране труда):
За обеспечение соблюдения требований по охране труда при эксплуатации производственного оборудования несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится это производственное оборудование, если иное не установлено гражданско-правовым договором.
Изложены в новой редакции:
Статья 34. Соответствие капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений требованиям по охране труда
Статья 36. Соответствие производственных процессов требованиям по охране труда. Выполнение работ с повышенной опасностью
В соответствии с Законом (Статья 42. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда) профсоюзы получили право осуществлять различные виды проверок, в том числе и мониторинги:
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется профсоюзами в формах:
проведения проверок в случаях, установленных законодательными актами;
осуществления мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения т рудовых и социально-экономических прав работников (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок.
Статьей 42 было предусмотрено, что при отсутствии профсоюзов в организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации. В новой версии Закона этой возможности нет.
Изменений в Закон множество и они требуют более детального изучения, а также разъяснений Минтруда. Время на это есть. Закон вступает в силу 28 июня 2020 года.