extra super avana acquisto
stendra kaufen
Услуги по охране труда, разработка СУОТ, документы и аудит охраны труда

Госпромнадзор информирует, что Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее — Правила), направлены на оптимизацию обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в том числе исключение излишних требований, предъявляемых к субъектам промышленной безопасности. Правила вступают в силу с 1 июня 2019 г.

В соответствии с частью первой статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» (далее — Закон) Правила являются техническим нормативным правовым актом, устанавливающими обязательные для соблюдения требования промышленной безопасности.

Правила обязательны для субъектов промышленной безопасности, являющихся владельцами грузоподъемных кранов, и (или) выполняющих отдельные виды работ и (или) услуг (проектирование, изготовление, реконструкцию, модернизацию, ввод в эксплуатацию, монтаж, наладку, обслуживание, ремонт, техническое диагностирование, техническое освидетельствование, испытания, эксплуатацию, техническое переоснащение, консервацию, временную приостановку, вывод из эксплуатации), связанных с грузоподъемными кранами, техническими устройствами в их составе.

Термины и определения, используемые в Правилах, приведены в соответствие с законодательством в области промышленной безопасности и изложены в пункте 2 Правил. Так же в Правилах применяются термины и их определения в значениях, определенных государственным стандартом Республики Беларусь ГОСТ 33709.1-2015 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения», утвержденным постановлением государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12 июня 2017 г. № 44.

В соответствии с частью второй статьи 3 Закона объектами отношений в области промышленной безопасности являются опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты и технические устройства. Исходя из этого требования Правил распространяются на:

  • опасные производственные объекты, указанные в пункте 10 таблицы 2 приложения 1 к Закону и которые указаны в Правилах в подпункте 3.1 пункта 3 Правил, т.е. на грузоподъемные краны мостового типа грузоподъемностью 20 т и более, эксплуатируемые на опасных производственных объектах (здания, цехи, участки, площадки);
  • потенциально опасные объекты, указанные подпункте 5.1 пункта 5 приложения 2 к Закону, и которые указаны в подпункте 3.2 пункта 3 Правил;

Справочно:
К потенциально опасным объектам относятся:

  • грузоподъемные краны:
  • краны мостового типа, управляемые из кабины, за исключением кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
  • краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи;
  • краны кабельного типа;
  • краны стрелового типа грузоподъемностью более 1 т, за исключением кранов с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота, переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении, башенных кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
  • краны-манипуляторы грузоподъемностью более 5 т или с грузовым моментом более 15 тонно-метров, за исключением кранов-манипуляторов, устанавливаемых на фундаменте;
  • грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом.
  • технические устройства, которые указаны в подпункте 3.2 пункта 3 Правил, технические устройства, эксплуатируемые на грузоподъемных кранах, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 Правил;

Справочно:
К техническим устройствам относятся:

  • расчетные металлоконструкции;
  • приборы и устройства безопасности;
  • грузозахватные органы;
  • грузозахватные приспособления;
  • тара, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве.

Требования Правил не распространяются на:

  • производство работ грузоподъемными кранами при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • грузоподъемные краны, устанавливаемые в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях;
  • грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием, исключающим применение грузозахватных приспособлений (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, кабинами (люльками) для перемещения людей, буровым оборудованием и т.п.);
  • грузоподъемные краны грузоподъемностью 1 т и более, специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии, а также применяемые на объектах использования атомной энергии, на которые распространяются специальные правила;
  • грузоподъемные краны с ручным приводом;
  • краны-трубоукладчики;
  • грузоподъемные машины специального назначения (напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, эвакуаторы, автомобильные гидравлические подъемники для подъема людей, грузов, строительные подъемники и т.п.);
  • лебедки для подъема груза и (или) людей;
  • манипуляторы, применяемые в робототехнических системах;
  • манипуляторы по обработке древесины;
  • экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
  • монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);
  • грузоподъемные краны, в том числе грузоподъемные машины военного назначения, включенные в перечень потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения, подлежащих надзору, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2013 г. № 66.

Учитывая мнения, высказанные субъектами хозяйствования, Министерством промышленности и Министерством труда и социальной защиты относительно отсутствия распространения требований Правил на объекты, не относящиеся к опасным производственным и (или) потенциально опасным объектам, а так же в целях выполнения требований Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) Правила были дополнены пунктом 5, в рамках которого субъекты хозяйствования вправе применять по своему усмотрению нормы Правил для организации эксплуатации следующих грузоподъемных кранов:

  • краны мостового типа, управляемые из кабины, и башенные краны, используемые в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
  • краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи;
  • краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  • краны-манипуляторы, устанавливаемые на фундаменте;
  • краны-манипуляторы автомобильные, пневмоколесные, короткобазовые, гусеничные, на специальном шасси, на шасси колесного и гусеничного тракторов, рельсовые, железнодорожные, переставные, прицепные, самоустанавливающиеся грузоподъемностью до 5 т включительно или с грузовым моментом до 15 т•м включительно;
  • краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
  • краны переставные для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  • краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
  • электрические тали, которые не входят в состав механизмов грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 Правил.

Отступления от требований Правил могут быть допущены в соответствии с подпунктом 20.24.2 пункта 20.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 (далее — единый перечень административных процедур).

Грузоподъемные краны и технические устройства должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, в том числе настоящих Правил, технических регламентов Таможенного союза (далее — ТР ТС), технических регламентов Евразийского экономического союза (далее — ТР ЕАЭС), действие которых на них распространяется и должны выпускаться в обращение только после прохождения процедуры оценки соответствия, установленные ТР ТС и ТР ЕАЭС.

Изготовление не подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС и ТР ЕАЭС грузоподъемных кранов и технических устройств осуществляется изготовителем при наличии разрешения Госпромнадзора, полученного в соответствии с подпунктом 20.1.1 пункта 20.1 единого перечня административных процедур.

Эксплуатационная документация на грузоподъемные краны и технические устройства должна соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011 и Правил. Изготовитель грузоподъемного крана, организация, уполномоченная изготовителем, должны обеспечить комплектность эксплуатационной документации на грузоподъемный кран, технические устройства в его составе.

Паспорта на грузоподъемный кран (техническое устройство) или приведение их в соответствие с требованиями Правил в случае утраты (приведения в негодность) руководство (инструкцию) по эксплуатации и иные эксплуатационные документы могут быть восстановлены изготовителем грузоподъемного крана либо специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов, технических устройств соответствующего типа.

К грузоподъемным кранам, эксплуатируемым в Республике Беларусь, спроектированным и изготовленным до введения в действие ТР ТС 010/2011, а также иных ТР ТС и ТР ЕАЭС, действие которых на них распространяется, в части их устройства применяются требования технических нормативных правовых актов, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также указанные в эксплуатационной документации изготовителя.

При проведении капитального ремонта (реконструкции, модернизации) грузоподъемных кранов, указанных в части первой настоящего пункта, их приборы и устройства безопасности должны быть приведены в соответствие с требованиями Правил.

Если при проведении капитального ремонта (реконструкции, модернизации) грузоподъемный кран не может быть приведен в соответствие с требованиями промышленной безопасности, грузоподъемный кран должен быть выведен из эксплуатации и утилизирован.

Из Правил исключены требования по обучению и проведению проверки знаний работников субъекта промышленной безопасности. Это связано с тем, что подготовка и проверка знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъектов промышленной безопасности осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31.

Правилами определено, что лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов (далее — лица, ответственные за безопасную эксплуатацию) являются:

  • лицо по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов;
  • лицо, ответственное за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии;
  • лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами.

Так же определена Правилами периодичность их подготовки по вопросам промышленной безопасности — не реже, чем один раз в пять лет (ранее Правилами было установлено, что вышеуказанные специалисты проходят повышение квалификации).

В соответствии с требованиями пункта 138 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, одними из лицензионных требований и условий, предъявляемыми к соискателю специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности является наличие назначенных в установленном порядке не менее двух лиц, ответственных за ведение работ, при выполнении работ и (или) оказании услуг в области промышленной безопасности, назначенных в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

Руководитель субъекта промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности назначает локальным правовым актом лиц, ответственных за ведение работ по изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту, техническому диагностированию, техническому освидетельствованию грузоподъемных кранов и технических устройств.

Требованиями Правил определен порядок действий субъекта промышленной безопасности в случае возникновения аварии или инцидента на принадлежащих субъекту промышленной безопасности опасном производственном объекте, на котором эксплуатируются грузоподъемные краны, указанные в подпункте 3.1 пункта 3 Правил, и (или) грузоподъемных кранах, указанных в подпункте 3.2 пункта 3 Правил, а также при происшедших при эксплуатации грузоподъемных кранов групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, приведшем к тяжелым производственным травмам.

Субъект промышленной безопасности обязан обеспечить сохранность обстановки аварии или инцидента до начала технического расследования, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей, а при необходимости проведения работ по ликвидации последствий аварии или инцидента, по сохранению жизни и здоровья людей необходимо зафиксировать обстановку на момент аварии с использованием средств фото и видеофиксации, составления схем и т.д.

В случае аварии, инцидента и (или) несчастного случая, связанных с эксплуатацией грузоподъемного крана, оборудованного регистратором параметров работы грузоподъемного крана (далее — регистратор параметров), при проведении расследования владелец грузоподъемного крана обязан обеспечить считывание информации с регистратора параметров и ее расшифровку.

Порядок технического расследования причин аварий и инцидентов установлен Инструкцией о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, а также их учета, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 36.

В Правилах содержатся технические требования в целях обеспечения промышленной безопасности при проектировании, изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании, ремонте, реконструкции, модернизации, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях грузоподъемных кранов, технических устройств в их составе.

Правилами уточнены дефекты, которые недопустимы в сварных соединениях при изготовлении и ремонте грузоподъемных кранов. Это:

  • трещины всех видов и направлений, расположенные в металле шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, в том числе микротрещины, выявляемые при микроскопическом исследовании;
  • нарушение формы шва;
  • непровары (несплавления), расположенные на поверхности по сечению сварного соединения;
  • непровары в вершине (корне) угловых и тавровых соединений, выполненных без разделки кромок;
  • местные наплывы общей длиной более 100 мм на участке шва 1000 мм, подрезы глубиной более 0,5 мм на металле толщиной до 20 мм, но не более 3 процентов от толщины металла;
  • поры диаметром более 1 мм при толщине металла до 20 мм и более 1,5 мм при толщине металла свыше 20 мм в количестве более 4-х штук на длине шва 400 мм с расстоянием между дефектами менее 50 мм;
  • поры, расположенные в виде сплошной сетки;
  • шлаковые и твердые включения;
  • незаваренные кратеры;
  • свищи;
  • незаваренные прожоги в металле шва;
  • прожоги и подплавления основного металла (при стыковой контактной сварке труб);
  • брызги и места зажигания дуги на основном металле;
  • смещения кромок выше нормы, предусмотренной чертежами.

В Правила включены технические требования к изготовлению, эксплуатации и определению технического состояния грузовых строп на текстильной основе, которые в связи с развитием технологий находят широкое применение при эксплуатации грузоподъемных кранов.

Основные изменения требований Правил внесены разделе III «Эксплуатация грузоподъемных кранов».

Новым в требованиях Правил является то, что в субъекте промышленной безопасности для организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 Правил, разрабатывается Положение о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности (далее — Положение о производственном контроле).

Положение о производственном контроле разрабатывается на основании Примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. № 37.

Руководитель субъекта промышленной безопасности для организации эксплуатации грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 Правил, и содержания их в исправном состоянии локальным правовым актом:

  • для осуществления контроля за техническим состоянием грузоподъемных кранов — назначает лиц по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов (для субъектов промышленной безопасности эксплуатирующих 100 и более грузоподъемных кранов);
  • для обеспечения содержания в технически исправном состоянии грузоподъемных кранов — назначает лиц, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;
  • для обеспечения безопасного производства работ грузоподъемными кранами — назначает лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами. Лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами назначается в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ, в каждой смене из числа мастеров, производителей работ, начальников цехов, участков и других руководителей и специалистов. На складах материалов и других складских участках в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, могут быть назначены заведующие складами;
  • для производства работ (использования по назначению), управления грузоподъемными кранами, строповки грузов — назначает машиниста крана (крановщика), стропальщиков;
  • для выполнения работ по обслуживанию грузоподъемных кранов, технических устройств — назначает работников, имеющих соответствующие выполняемой работе профессии (слесарей, наладчиков, электриков, рабочих других профессий (при необходимости));
  • для обеспечения проведения проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъекта промышленной безопасности — создает комиссию для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в соответствии с Инструкцией о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31.

Для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в субъекте промышленной безопасности выполняются следующие мероприятия:

  • устанавливается порядок периодических осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов, крановых путей, приспособлений для грузоподъемных операций и тары;
  • проводится не реже одного раза в 12 месяцев годовой контроль технического состояния грузоподъемных кранов;
  • обеспечивается проведение в субъекте промышленной безопасности проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъекта промышленной безопасности;
  • определяется перечень лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, подлежащих подготовке по вопросам промышленной безопасности;
  • разрабатываются в соответствии с настоящими Правилами и требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя грузоподъемных кранов, технических устройств инструкции для лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, и инструкции по безопасному ведению работ (инструкции по эксплуатации) для работников, имеющих рабочую профессию, журналы, технологическая документация, проекты производства работ грузоподъемными кранами, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
  • обеспечивается снабжение лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, лиц, указанных в пункте 16 Правил, иных работников в соответствии с Правилами, инструкциями, технологической документацией, схемами строповки, складирования грузов, проектами производства работ грузоподъемными кранами и другими регламентами по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
  • обеспечивается выполнение работниками субъекта промышленной безопасности требований Правил;
  • осуществляется информирование Госпромнадзора в соответствии с Инструкцией о порядке, сроках направления и сбора информации о возникновении аварии или инцидента, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 33.

Годовой контроль технического состояния грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил, проводится инженером по промышленной безопасности (лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности), а при наличии в организации 100 и более грузоподъемных кранов, — лицом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

Для проведения годового контроля технического состояния грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 Правил, владелец грузоподъемного крана вправе привлечь эксперта в области промышленной безопасности Госпромнадзора или организации, имеющей разрешение Госпромнадзора, полученное в соответствии с подпунктом 20.1.7 пункта 20.1 единого перечня административных процедур.

При годовом контроле технического состояния грузоподъемного крана проводится:

  • проверка наличия и ведения эксплуатационной документации, соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, в том числе установленных технических (технологических) параметров;
  • осмотр и проверка работоспособности.

Результаты годового контроля технического состояния грузоподъемного крана записываются в его паспорт лицом, проводившим годовой контроль технического состояния, с указанием даты следующего годового контроля технического состояния.

Для кранов стрелового типа, имеющих сменное стреловое оборудование и несколько грузовых характеристик, разрешенная максимальная грузоподъемность определяется исходя из конфигурации грузоподъемного крана, представленной при проведении годового контроля технического состояния.

Запись в паспорте о проведенном годовом контроле технического состояния должна содержать сведения:

  • о результатах проверки наличия и ведения эксплуатационной документации, соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, в том числе установленных технических (технологических) параметров;
  • о результатах осмотра и проверки работоспособности;
  • об исправном (не исправном) состоянии грузоподъемного крана и о соответствии (не соответствии) грузоподъемного крана требованиям Правил.

Для обеспечения при использовании по назначению, обслуживании грузоподъемных кранов требований эксплуатационной документации изготовителя грузоподъемных кранов владелец грузоподъемного крана обязан обеспечить работников инструкциями по безопасному ведению работ (инструкциями по эксплуатации), определяющими порядок безопасного выполнения работ.

Инструкции по безопасному ведению работ (инструкции по эксплуатации) должны выдаваться работникам перед допуском их к работе под роспись.

Регистрация (внесение изменений в документы, связанные с регистрацией) опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются грузоподъемные краны, указанные в подпункте 3.1 пункта 3 Правил, т.е. опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с Положением о порядке регистрации опасных производственных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613.

Регистрация (внесение изменений в документы, связанные с регистрацией) грузоподъемных кранов, указанных в подпункте 3.1 пункта 3 Правил, т.е. потенциально опасных объектов осуществляется в соответствии с Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 613.

В Правилах определено, съемные грузозахватные приспособления и тара снабжаются индивидуальным номером и под этим номером учитываются их владельцем в журнале учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары, а так же установлена форма журнала.

Правилами установлено, что допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемных кранов требуется в следующих случаях:

  • перед вводом в эксплуатацию (пуском в работу) зарегистрированного грузоподъемного крана;
  • после проведения технического освидетельствования, реконструкции, модернизации грузоподъемного крана, капитального ремонта и (или) ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций грузоподъемного крана с применением сварки;
  • после проведения ежегодного контроля технического состояния грузоподъемного крана;
  • после монтажа, вызванного установкой грузоподъемного крана на новом месте;
  • после перестановки на новый объект кранов гусеничных и кранов пневмоколесных;
  • после приостановления (запрета) эксплуатации грузоподъемного крана.

Допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемного крана осуществляет инженер по промышленной безопасности (лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности), назначенный владельцем грузоподъемного крана. Допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемного крана может быть осуществлен при выполнении следующих условий:

  • в субъекте промышленной безопасности, эксплуатирующем грузоподъемный кран, разработано и утверждено в установленном порядке положение о производственном контроле, производственный контроль организован и осуществляется, локальным правовым актом руководителя субъекта промышленной безопасности назначен прошедший проверку знаний по вопросам промышленной безопасности инженер по промышленной безопасности (лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности);
  • выполняются требования по обеспечению и организации содержания в исправном состоянии грузоподъемных кранов, указанные в Правилах;
  • имеются положительные результаты годового контроля технического состояния грузоподъемного крана и (или) технического освидетельствования.

Допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемного крана не разрешается при наличии нарушений, препятствующих его безопасной эксплуатации и производству работ, указанных в Правилах. Выявленные нарушения требований промышленной безопасности указываются в паспорте грузоподъемного крана.

Допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемного крана оформляется записью в паспорте грузоподъемного крана инженером по промышленной безопасности (лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности), назначенным владельцем грузоподъемного крана.

Запись в паспорте о допуске к эксплуатации (пуске в работу) грузоподъемного крана должна содержать следующие сведения:

  • сведения о выполнении условий по обеспечению и организации содержания в исправном состоянии грузоподъемных кранов, указанные в Правилах;
  • сроки проведения следующего годового контроля технического состояния, технического освидетельствования грузоподъемного крана;
  • решение о возможности эксплуатации грузоподъемного крана с указанием технических характеристик (в том числе грузоподъемности), с которыми допускается его работа.

При отсутствии необходимости в период эксплуатации грузоподъемного крана применения по назначению выполняются мероприятия по консервации грузоподъемного крана. Консервация грузоподъемного крана проводится в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации.

При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации указаний по проведению консервации владелец грузоподъемного крана разрабатывает перечень организационных и технических мероприятий, позволяющий защитить грузоподъемный кран от атмосферных и других вредных воздействий, а так же несанкционированного использования.

Срок консервации, порядок выполнения работ по консервации грузоподъемного крана определяет владелец грузоподъемного крана локальным правовым актом.

Грузоподъемные краны до ввода в эксплуатацию и в процессе эксплуатации должны подвергаться техническому освидетельствованию в целях подтверждения их соответствия требованиям настоящих Правил.

Объем проведения технического освидетельствования определяется изготовителем грузоподъемных кранов.

Техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, за исключением редко используемых, проводится не реже одного раза в 3 года, если иное не установлено изготовителем грузоподъемных кранов.

К редко используемым грузоподъемным кранам относятся грузоподъемные краны для обслуживания машинных залов электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также грузоподъемные краны, используемые только при ремонте оборудования. Отнесение грузоподъемных кранов к категории редко используемых производится локальным правовым актом субъекта промышленной безопасности. Техническое освидетельствование редко используемых грузоподъемных кранов проводится не реже одного раза в 5 лет.

Техническое освидетельствование проводится в случаях, предусмотренных в руководстве (инструкции) по эксплуатации, по решению владельца грузоподъемного крана, а также после:

  • монтажа, вызванного установкой грузоподъемного крана на новом месте (кроме кранов стреловых самоходных, кранов железнодорожных и быстромонтируемых башенных кранов, не требующих при установке монтажа расчетных металлоконструкций);
  • реконструкции, модернизации грузоподъемного крана;
  • капитального ремонта и (или) ремонта расчетных металлоконструкций грузоподъемного крана с применением сварки;
  • изменения длины стрелы и (или) высоты башни (за исключением кранов стреловых самоходных);
  • установки сменного стрелового оборудования (за исключением кранов стреловых самоходных);
  • замены стрелы;
  • замены грузовой или стреловой лебедки;
  • замены грузового крюка (проводятся только статические испытания);
  • замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;
  • восстановительного ремонта грузоподъемных кранов, подвергавшихся аварии, инциденту;
  • технического диагностирования.

Грузоподъемные краны, не прошедшие техническое освидетельствование, к эксплуатации не допускаются.

В ходе технического освидетельствования устанавливается, что:

  • грузоподъемный кран и его установка соответствуют его паспортным данным, настоящим Правилам и эксплуатационной документации;
  • грузоподъемный кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию (работу);
  • организация безопасной эксплуатации (работы) грузоподъемного крана соответствует требованиям промышленной безопасности.

Техническое освидетельствование должно проводиться согласно требованиям, изложенным в руководстве по эксплуатации грузоподъемного крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации грузоподъемного крана соответствующих указаний техническое освидетельствование грузоподъемных кранов проводится согласно требованиям, изложенным в соответствующей главе Правил.

Техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, эксплуатируемых в пределах срока службы нормативного, проводится экспертами в области промышленной безопасности Госпромнадзора или организации, имеющей разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности, полученное в соответствии с подпунктом 20.1.7 пункта 20.1 единого перечня административных процедур.

Техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, отработавших срок службы нормативный, проводится экспертом в области промышленной безопасности Госпромнадзора, за исключением следующих случаев:

  • после монтажа, вызванного установкой грузоподъемного крана на новом месте;
  • изменения длины стрелы и (или) высоты башни;
  • установки сменного стрелового оборудования;
  • замены стрелы, замены грузовой или стреловой лебедки, замены грузового крюка.

В вышеуказанных случаях техническое освидетельстование проводится экспертами в области промышленной безопасности Госпромнадзора или организаций, имеющих разрешение Госпромнадзора, выданное в соответствии с подпунктом 20.1.7 пункта 20.1 единого перечня административных процедур.

После первичного монтажа грузоподъемных кранов техническое освидетельствование грузоподъемного крана перед вводом в эксплуатацию проводится экспертом в области промышленной безопасности Госпромнадзора.

Результаты технического освидетельствования грузоподъемного крана записываются в его паспорт лицом, проводившим техническое освидетельствование с указанием срока следующего технического освидетельствования.

Для кранов стрелового типа, имеющих сменное стреловое оборудование и несколько грузовых характеристик, разрешенная максимальная грузоподъемность определяется исходя из конфигурации грузоподъемного крана, представленной для технического освидетельствования.

При техническом освидетельствовании грузоподъемного крана после окончания монтажа запись в паспорте должна подтверждать, что грузоподъемный кран смонтирован и установлен в соответствии с Правилами, требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации и (или) инструкции по монтажу изготовителя грузоподъемного крана, проектной документации, проектом производства работ (при его наличии) и выдержал испытания.

Запись в паспорте грузоподъемного крана, подвергнутого техническому освидетельствованию должна содержать сведения:

  • о результатах проверки наличия и ведения эксплуатационной документации, соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, в том числе установленных технических (технологических) параметров;
  • о результатах осмотра и проверки работоспособности;
  • о результатах испытания при их проведении (испытания прошел (не прошел) с указанием массы грузов, примененных для испытаний, и грузо-высотных характеристик грузоподъемного крана, при которых проводились испытания (длина стрелы, вылет и другие параметры));
  • об исправном (не исправном) состоянии грузоподъемного крана и о соответствии (не соответствии) грузоподъемного крана требованиям Правил.

Донесение о техническом освидетельствовании потенциально опасных объектов в 10-дневный срок должно быть представлено организацией, его проводившей, в территориальное подразделение Госпромнадзора по месту регистрации грузоподъемного крана.

Техническое диагностирование грузоподъемных кранов проводят специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по техническому диагностированию грузоподъемных кранов соответствующего типа.

До начала проведения технического диагностирования владелец грузоподъемного крана должен обеспечить снятие и расшифровку данных регистратора параметров грузоподъемного крана (при его наличии) за период, прошедший после последнего технического освидетельствования грузоподъемного крана.

Данные регистратора параметров грузоподъемного крана используются для определения фактического режима работы грузоподъемного крана.

Техническое диагностирование грузоподъемных кранов должно проводиться по программам, разработанным специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по техническому диагностированию грузоподъемных кранов соответствующего типа, на основании паспорта, технического описания и руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя с учетом конкретных условий эксплуатации грузоподъемного крана. Экземпляр указанной программы должен храниться у владельца грузоподъемного крана.

Программа технического диагностирования должна предусматривать прогнозирование интервала времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние грузоподъемного крана. В качестве определяющих параметров технического состояния принимаются параметры, изменение которых (в отдельности или некоторой совокупности) может привести грузоподъемный кран в неработоспособное, неисправное или предельное состояние.

Результаты прогнозирования интервала времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние грузоподъемного крана, указываются в отчетной технической документации по техническому диагностированию.

В отчетную техническую документацию по техническому диагностированию включаются результаты оценки остаточного ресурса, которые оформляются в виде заключения к отчету о техническом диагностировании грузоподъемного крана. В заключении так же указывается вывод о возможности, сроке и условиях дальнейшей эксплуатации грузоподъемного крана (с указанием перечня необходимых ремонтно-восстановительных работ).

Отчетная техническая документация по техническому диагностированию с заключением прикладывается к паспорту грузоподъемного крана и является его неотъемлемой частью.

Сведения о результатах проведения технического диагностирования грузоподъемного крана с указанием выводов о возможности продления срока службы грузоподъемного крана специализированная организация, имеющая специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по техническому диагностированию грузоподъемных кранов соответствующего типа, представляет в территориальное подразделение Госпромнадзора по месту регистрации грузоподъемного крана в 10-дневный срок с момента выдачи отчета о техническом диагностировании грузоподъемного крана владельцу грузоподъемного крана.

По достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы), установленных изготовителем, дальнейшая эксплуатация грузоподъемного крана без проведения работ по техническому диагностированию и продлению срока службы не допускается.

При проведении технического диагностирования металлоконструкций грузоподъемного крана в качестве обязательных методов неразрушающего контроля необходимо применять визуально-измерительный, ультразвуковой (толщинометрия), капиллярный или магнитопорошковый методы контроля.

По решению специализированной организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по техническому диагностированию грузоподъемных кранов соответствующего типа, возможно применение дополнительных методов неразрушающего контроля, позволяющих с достаточной достоверностью выявлять недопустимые дефекты сварных соединений и основного металла металлоконструкций грузоподъемных кранов.

Правилами установлено, что охранной зоной ЛЭП считается зона вдоль линии в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны ЛЭП от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии:

  • 2 м — для ЛЭП напряжением до 1 кВ;
  • 10 м — для ЛЭП напряжением 6 -10 кВ;
  • 15 м — для ЛЭП напряжением 20-35 кВ;
  • 20 м — для ЛЭП напряжением 110 кВ;
  • 25 м — для ЛЭП напряжением 220 кВ;
  • 30 м — для ЛЭП напряжением 330 кВ;
  • 40 м — для ЛЭП напряжением 750 кВ.

Расстояние исчисляется от подъемной выдвижной части грузоподъемного крана, в любом ее положении, а также от груза, крюка грузового, съемных грузозахватных приспособлений до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода ЛЭП.

Производство работ кранами стреловыми самоходными должно осуществляться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы, в следующих случаях:

  • для ЛЭП напряжением от 42 В до 330 кВ на расстоянии 30 м и ближе;
  • для ЛЭП напряжением 750 кВ на расстоянии 40 м и ближе.

Порядок организации производства работ вблизи ЛЭП, выдачи наряда-допуска и проведения инструктажа работников устанавливается локальными правовыми актами владельца грузоподъемного крана и производителя работ. Время действия наряда-допуска определяется организацией, выдавшей наряд-допуск. Наряд-допуск должен выдаваться машинисту крана (крановщику) на руки перед началом работы.

Владелец грузоподъемного крана, производитель работ должны приостановить (запретить) его эксплуатацию и (или) производство работ:

  • при выявлении трещин, деформаций в расчетных металлоконструкциях, неисправностей тормозов, канатов и их креплений, цепей, крюков, лебедок, ходовых колес, приборов и устройств безопасности, регистраторов параметров, электрооборудования, а также при несоответствии электросхемы грузоподъемного крана технической документации;
  • при выявлении несоответствия кранового пути требованиям проектной и эксплуатационной документации, дефектов и повреждений кранового пути, превышающих браковочные показатели, указанные в приложении 9;
  • при истечении срока технического освидетельствования, годового контроля технического состояния;
  • в случае отрицательных результатов технического освидетельствования, годового контроля технического состояния;
  • при истечении срока технического диагностирования грузоподъемных кранов, отработавших назначенный ресурс (назначенный срок службы), установленный изготовителем;
  • без записи в паспорте грузоподъемного крана, вахтенном журнале о допуске к эксплуатации (пуске в работу) грузоподъемного крана;
  • при отсутствии решения на выполнение производства работ, внесенного в вахтенный журнал лицом, ответственным за безопасное производство работ грузоподъемными кранами;
  • при отсутствии у владельца грузоподъемного крана или производителя работ лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, и (или) работников, имеющих соответствующие профессии (машинист крана (крановщик), стропальщик), прошедших проверку знаний в области промышленной безопасности;
  • при отсутствии паспорта грузоподъемного крана;
  • без регистрации (внесения изменений в регистрационные данные) грузоподъемного крана в порядке, установленном Положением о регистрации потенциально опасного объекта;
  • при отсутствии приспособлений для грузоподъемных операций, тары, соответствующих массе и характеру перемещаемых грузов, или их неисправности;
  • при неисправности защитного заземления, зануления;
  • при отсутствии или невыполнении требований технологических регламентов по производству работ (проекта производства работ, проекта организации строительства и т.п.).

При эксплуатации грузоподъемных кранов, технических устройств не допускается нарушение требований, изложенных в их паспортах и руководствах (инструкциях) по эксплуатации.

О выявляемых в процессе эксплуатации грузоподъемных кранов конструктивных недостатках, дефектах изготовления, о несоответствии эксплуатационных характеристик паспортным данным владельцы грузоподъемных кранов обязаны информировать Госпромнадзор.

Комментарии   

admin
#1 +1 admin 05.06.2019 16:06
Все что далее будет сказано — относится к кранам, которые не подпадают под действие Правил по кранам.
ИМХО

Минтруда иногда в свои требования включало требования других правил. Так оно сделало и с Правилами по кранам — это межотраслевые правила по ОТ и типовая инструкция по ОТ по погрузочно-разг рузочным работам.
В старой версии правил и инструкции по погрузочно-разг рузочным работам фигурировало лицо ответственное за погрузочно-разг рузочные работы и ответственный, за безопасное производство работ кранами. Не знаю что произошло, наверно поняли, что на них еще одну работу скинут как с мобильными подъемными рабочими платформами, но в последней версии этих документов ответственный по кранам исчез, и остался ответственный за безопасное проведение погрузочно-разг рузочных работ.
Теперь все на его плечах. Вот требования к нему:
Цитата:
14. Уполномоченное должностное лицо работодателя, работающие проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 …
.
Никакого обучения, только проверка знаний по своей инструкции по охране труда, которая разработана на основании межотраслевые правила по ОТ и типовая инструкция по ОТ по погрузочно-разг рузочным работам.
По стропальщикам. Есть Минтрудовская типовая инструкция по ОТ. Присваиваете профессию, стажировку, проверку знаний и вперед.

План работы я вижу такой:
1. пересмотреть свою инструкцию по погрузочно-разг рузочным работам включив в не все, что касается кранов, назначение ответственных лиц, в том числе и обеспечение исправного состояния крана (кто отвечает, как часто должен осматривать и обслуживать и т.п.);
2. назначить ответственных лиц;
3. посмотрите, как назначены стропальщики. Если ли у них инструкции по охране труда, как допущены к работе (обучение, стажировка, проверка знаний).
4. провести ответственным проверку знаний в объеме вашей ИОТ из п.1 и при каждой проверке знаний в протоколе указывайте ИОТ из п.1.;
5. провести внеплановый инструктаж рабочим по ИОТ из п.1.
6. выполнить все, что вы выдумали в своей инструкции из п.1.

Еще раз. Все, что вы сейчас прочли, касается кранов, которые не подпадают под действие Правил по кранам и это мое личное мнение.

По этому поводу хотелось бы услышать Минтруда. Ждем.
stv
#2 stv 10.06.2019 17:28
А при чем тут Минтруда?
admin
#3 admin 10.06.2019 17:32
А кто по Вашему мнению? Я думаю Вы прочитали внимательно мой комментарий?
Цитата:
Все что далее будет сказано — относится к кранам, которые не подпадают под действие Правил по кранам.
BMP
#4 BMP 18.06.2019 15:25
Может быть, я не совсем поняла, что вы имеете под "пересмотром инструкции по погрузочно-разг рузочным работам".. Если это инструкция по ОТ, то она предназначена для инструктажа по вопросам ОТ с рабочими. Как можно в нее включать требования, касающиеся назначения ответственных по кранам? И тем более устраивать затем проверку знаний ответственных в объеме этой инструкции???
Я думаю, что в отношении кранов, которые не попали под действие Правил по кранам можно поступить следующим образом :
Вариант1.
Издать приказ, в котором: 1. принимается решение о распространении действия Правил (понятно о каких правилах идет речь) на имеющиеся "неподнадзорные " краны в части организации их надзора, технического обслуживания, ремонтов, эксплуатации, технического освидетельствов ания и т.п.
2. Назначаются ответственные лица.
3. Назначаются ответственные исполнители на разработку ДИ ответственных лиц.
4. Оговаривается порядок проведения проверки знаний ответственных лиц.
Вариант 2.
1. На основании Правил разрабатывается локальное "Положение об эксплуатации грузоподъемных кранов организации", которое утверждается приказом. В нем расписывается порядок технического обслуживания, организация надзора, порядок проверки знаний ответственных и персонала, формы документов по результатам обслуживания и т.п.

Это мое ИМХО. Интересно услышать мнение остальных коллег.
admin
#5 admin 18.06.2019 15:30
Цитирую BMP:
Может быть, я не совсем поняла, что вы имеете под "пересмотром инструкции по погрузочно-разгрузочным работам".. .

У вас есть инструкция по ОТ при проведении погрузочно-разг рузочных работ (ПРР)? Она пишется на основании правили типовой инструкции минтруда.
В правилах по ПРР написано, что назначается ответственное лицо, ответственное за погрузочно-разг рузочные работы. Теперь он будет отвечать за работу с кранами не подпадающими под правила по кранам.
tanya.vo@mail.ru
#6 tanya.vo@mail.ru 12.09.2023 11:15
может ли лицо ответственное за исправное состояние кранов исполнять обязанности на время отпуска лица, ответственного за безопасное производство работ?
admin
#7 admin 12.09.2023 12:23
Цитирую tanya.vo@mail.ru:
может ли лицо ответственное за исправное состояние кранов исполнять обязанности на время отпуска лица, ответственного за безопасное производство работ?

Конечно. Если прошло обучение и проверку знаний как лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Влияние изменения климата на безопасность и гигиену труда — тема Всемирного дня охраны труда в 2023 году

Комментарии

Подпишись

Обзор законодательства и новостей охраны труда 2 раза в месяц
levitra 40mg
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.