Услуги по охране труда, разработка СУОТ, документы и аудит охраны труда

В номере 9 за 2019 год журнал «ОТТБ. Охрана труда. Технологии безопасности» опубликовал свое «открытое письмо» Министру труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирине Анатольевне Костевич. Предполагалось, что в ответах будет раскрыта работа ведомства по реализации государственной политики в области охраны труда, сохранения профессионального здоровья работающих, социальной защиты населения в условиях современных вызовов и угроз. Но, все по порядку…

Уважаемая Ирина Анатольевна!

Cогласно требованиям Закона Республики Беларусь «Об охране труда» информирование граждан по вопросам охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В свою очередь, реализация задач подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73, предусматривает систематическое освещение вопросов охраны труда в средствах массовой информации.

Большой интерес для наших читателей представляют деятельность по совершенствованию законодательства о труде и об охране труда, передовой опыт организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда. В связи с этим просим Вас дать ответы на вопросы нашему журналу для публикации под рубрикой «Имена: интервью, позиция, мнение» в устной или письменной форме. Вопросы составлены по итогам участия представителей редакции в республиканских и международных мероприятиях по охране труда, а также обратной связи с читателями.

Перечень вопросов и номер журнала «ОТТБ. Охрана труда. Технологии безопасности» с опубликованным данным письмом прилагаются.

О Вашем решении просим проинформировать редакцию.

С уважением,
Редакция журнала

ВОПРОСЫ

1. В год столетия органов по труду и социальной защите хотелось бы попросить Вас, как человека, возглавляющего систему социальной защиты республики сегодня, рассказать о ее современной структуре и направлениях деятельности.

2. Социальные отношения — самая чувствительная сфера, которая касается каждого гражданина. Какова система мер, направленных на создание условий для достижения приоритетов социальной политики государства?

3. В связи с повышением пенсионного возраста появились ли новые задачи по защите прав немолодых граждан на труд?

4. Какое место, с Вашей точки зрения, в системе трудовых отношений и социальной защиты занимает охрана труда работающих граждан?

5. 23 апреля 2019 года под председательством Премьер-министра Республики Беларусь С.Н. Румаса состоялось заседание Президиума Совета Министров. Рассмотрен вопрос о состоянии производственного травматизма с тяжелыми последствиями и обеспечении пожарной и промышленной безопасности в организациях. Премьер отметил, что в соответствии с поручением Главы государства Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь подготовлен комплекс дополнительных мер по обеспечению безопасных условий труда в связи с негативной тенденцией роста уровня производственного травматизма в 2018 году. Утвержден ли упомянутый комплекс дополнительных мер по обеспечению безопасных условий труда по прошествии пяти месяцев? Какие конкретно меры он в себя включает? Кто исполнители? Где с этими мерами или проектом мер можно ознакомиться?

6. Какие, с Вашей точки зрения, механизмы экономической заинтересованности работодателя в республике следует внедрять помимо совершенствования системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (усиления дифференциации страховых тарифов в зависимости от степени профессиональных рисков, а также в зависимости от наличия или отсутствия в наступлении несчастных случаев вины нанимателя)?

7. Какая работа проводится Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь по открытому гласному рассмотрению предложений по актуальным вопросам по охране труда от профессионального сообщества (специалистов по охране труда, представителей работодателей, профсоюзов, юристов, преподавателей, ученых, поставщиков и производителей СИЗ и др.), обсуждению проектов нормативных документов? Создаются ли управлением охраны и государственной экспертизы условий труда какие-либо координационные, рабочие, совещательные группы, советы для обсуждения проектов важных нормативных правовых актов и актуальных проблем в сфере охраны труда? Как Вы относитесь к идее создать Всебелорусское объединение специалистов по охране труда? Такая практика очень помогает Департаменту условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации регулярно коллегиально обсуждать и принимать конкретные продуманные полезные решения по актуальным проблемным вопросам, которые позднее находят свое закрепление в соответствующих нормативных правовых актах.

8. С недавнего времени управление охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь скромно готовит свою часть министерского доклада по итогам предыдущего года о соблюдении законодательства о труде и об охране труда в Республике Беларусь. Почему в этих ежегодных докладах содержится лишь констатация фактов, одна статистика? Где аналитика, где конкретные выводы и предложения для отраслей, для регионов, управленческие решения по республике? Где сведения об экономических потерях и издержках, связанных с состоянием условий и охраны труда в Республике Беларусь, ведь охрана труда — это важная экономическая составляющая национальной безопасности страны?

Где информация о работе по распространению передового и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда?

Почему в докладе не приводятся ежегодные мероприятия по содействию общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда?

И, наконец, почему не называются конкретные направления организационной, координационной, нормативной правовой деятельности Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по улучшению условий и охраны труда на предстоящий период, исходя из предыдущего (в том числе и меры по профилактике несчастных случаев и повреждения здоровья работников)? Как пример можно рассматривать практику составления подобных многостраничных подробных ежегодных аналитических документов с многочисленными приложениями в России.

Как белорусской общественности оперативно и своевременно получить доступ к таким докладам (по годам) в электронном виде?

9. Почему такое длительное время (более трех лет) ведется работа над изменениями в Закон Республики Беларусь «Об охране труда»? Не потому ли, что планируемые изменения носят косметический характер? Изменения ради изменений? Почему на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь не проставляется точная дата последнего актуального проекта изменений в данный Закон?

10. С какими инициативами в нормотворческой деятельности планирует выступить Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в ближайшем обозримом будущем? Например, будут ли вноситься изменения:

  • в постановление от 28 ноября 2008 г. № 176 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг)» (в плане разработки инструкций по охране труда с учетом риск-ориентированного подхода, прописания в них четкой алгоритмичности действий, описания конкретных безопасных действий в конкретных, в том числе опасных, ситуациях при правильном применении СИЗ);
  • в постановление от 28 ноября 2008 г. № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (например, в плане сокращения вопросов для проведения вводного инструктажа, чтобы он не превращался в многочасовое теоретическое занятие по изучению кодексов, законов, НПА и ТНПА, а был максимально приспособлен к ознакомлению с условиями безопасной работы на конкретном предприятии)?

11. Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь И.Г. Старовойтов, выступая в мае с.г. на XVI Белорусско-Российской конференции «Будущее охраны труда — профилактика и культура безопасного труда», проявил интерес к системе поощрения страхователей, которая применяется в России, когда 20% (а сейчас Правительство Российской Федерации рассматривает возможность увеличения этого размера до 30%) страховых взносов может оставаться в организации при условии высоких показателей в сфере охраны труда.

Почему для организаций Республики Беларусь до сих пор не внедрена подобная хорошо себя зарекомендовавшая практика? Когда следует ожидать ее внедрения у нас — ведь это действенный способ мотивации работодателей к снижению количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда и проведению профилактических мероприятий?

12. Когда планируется выход в свет рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по разработке в организации СУОТ с учетом требований Концепции «нулевого травматизма»? Что конкретно будет учтено? С какими предложениями выступает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь относительно перехода в Беларуси на СУОТ по версии ISO 45001 вместо СТБ 18001 и OHSAS 18001?

13. Каким документом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в деятельность белорусских организаций будет внедрена практика персонифицированного учета нарушений по охране труда? Когда это планируется сделать? Опыт каких организаций, стран используется при подготовке к внедрению подобной практики? Что конкретно будет включать персонифицированный учет?

14. Какова позиция Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в решении вопроса о цифровизации охраны труда? Что предпринимается Министерством для подготовки нормативных правовых актов по цифровизации деятельности по охране труда в стране (созданию цифровых сервисов Госинспекции труда для добровольной самооценки организациями на предмет наличия нарушений требований законодательства об охране труда «Онлайн-инспектор»; введению электронной подписи инструктажей; введению дистанционных форм обучения, медосмотров, медобследований и др.)?

15. На традиционной пресс-конференции для журналистов ко Всемирному дню охраны труда в Доме прессы в прошлом году, комментируя предложение нашей редакции о необходимости официального присоединения Республики Беларусь к международной Концепции «нулевого травматизма», и И.Г. Старовойтов, и И.А. Карчевский заверили присутствовавших, что вся необходимая практическая информация об участии заинтересованных белорусских организаций в этой программе, прежде всего об опыте белорусских предприятий, либо уже достигших «нулевого травматизма» на производстве, либо серьезно ставящих перед собой такую цель, будет регулярно вывешиваться на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Когда наступит этот долгожданный момент? Кто и как в Министерстве анализирует участие белорусских предприятий в данной концепции? Где можно ознакомиться с выводами? Почему на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь нет списка белорусских организаций, присоединившихся к инициативе МАСО? Планируют ли участие представители Министерства в международных конференциях, симпозиумах на тему «нулевого травматизма», организуемых МАСО в ноябре этого года и в дальнейшем? Если да, то какие предложения представители Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь собираются внести на обсуждение международного профессионального сообщества? Планирует ли в помощь работодателям Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и в какие сроки разработку Программы мероприятий по продвижению в Республике Беларусь основных принципов Концепции «нулевого травматизма»?

16. Один из принципов концепции нашего журнала — к охране труда через управление здоровьем и профессиональное долголетие. Отрадно констатировать, что и в странах Евросоюза, и даже в Российской Федерации придерживаются такого же мнения. В завершающий день работы Всероссийской недели охраны труда, 26 апреля 2019 года, Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение, которым утвердил Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к здоровому образу жизни. По словам заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Г.Г. Лекарева, принятие Комплекса мер позволит систематизировать и структурировать основные мероприятия по обеспечению охраны труда и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, реализация которых приведет к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости до уровня экономически развитых стран.

По Вашему мнению, стоит ли предложить нашему Правительству принять аналогичный документ, порекомендовав тем самым работодателям обратить внимание на разработку корпоративных программ сохранения и улучшения здоровья работающих, а значит, и условий труда, с целью организации конкретной работы по профилактике профзаболеваний, ранней диагностике и развитию медицины на предприятиях?

17. В этой связи может ли Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь выступить с инициативой (по примеру коллег из России) разработки национального стандарта «ССБТ. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Организация медицинской помощи, профилактики заболеваний и укрепления здоровья» в целях формирования единых подходов работодателей к организации охраны и укреплению здоровья работников?

18. В Республике Беларусь острыми проблемами остаются высокая инвалидизация населения в трудоспособном возрасте, внезапная смерть на рабочем месте, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, вредные условия труда, производственный травматизм, производственно обусловленная и профессиональная заболеваемость.

Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы люди в трудоспособном возрасте не попадали в подобные трудные жизненные ситуации? Какие совместные мероприятия, проекты в этом направлении проводит и реализует Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь со своими партнерами?

19. Кроме тесных контактов с российскими коллегами и присоединения к Концепции «нулевого травматизма» МАСО, какие еще Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет международные связи и сотрудничество в области охраны труда? Над какими проектами международных договоров по вопросам охраны труда Министерство работает в настоящее время?

20. По мнению многих экспертов и участников международных мероприятий по актуальным вопросам безопасности труда и охраны здоровья, будущее охраны труда – за культурой безопасного труда, эффективными стратегиями профилактики, а также технологиями сохранения здорового трудового долголетия. Согласны ли Вы с таким мнением специалистов? Чем бы Вы дополнили этот перечень?

----------------

Министерство не оставило письмо без внимания и прислало ответ. Но вместо ответов министра редакция получила странную записку за подписью заместителя Министра Старовойтова И.Г., в которой он посылает редакцию ... на сайт Министерства. Впрочем, судите сами. Ввиду государственной важности поднятых журналом проблем публикуем пассаж Старовойтова И.Г. и дублируем вопросы, волнующие профессиональное сообщество, но оставленные без внимания Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.


Министерство труда и социальной защиты (далее — Министерство) рассмотрело вопросы, изложенные в вашем запросе, и сообщает следующее.
Министерство, как республиканский орган государственного управления проводит государственную политику и осуществляет управление в области труда и охраны труда, занятости населения, социальной защиты, демографической безопасности, альтернативной службы, координирует деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.
Вопросам безопасности труда придается приоритетное значение. На регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда направлены Закон Республики Беларусь «Об охране труда», Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» и другие законодательные акты.
Работа в области охраны труда, в том числе по совершенствованию законодательства в области охраны труда, в Министерстве строится в соответствии с поручениями Правительства Республики Беларусь, Основными направлениями работы Министерства, мероприятиями подпрограммы «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.
В соответствии с пунктом 67 мероприятий подпрограммы «Охрана труда» указанной программы вопросы охраны труда на постоянной основе освещаются в средствах массовой информации, на сайте Министерства.
Проекты нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, разъяснения нормативных правовых актов и ответы на часто задаваемые вопросы, информация о несчастных случаях на производстве и лучших практиках их профилактики размещаются на сайте Министерства в рубрике «Деятельность» → «Охрана труда» и на сайте Департамента государственной инспекции труда. Информация об основных значимых мероприятиях и событиях размещается на новостной странице сайта.
Ответы на большинство поставленных вами вопросов содержатся на указанных выше сайтах. Все материалы, размещенные на сайте, могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, сети Интернет или на любых носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации (размещения) со ссылкой на источник опубликования.
Стоит отметить, что проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» был рассмотрен 2 апреля 2019 г. в первом чтении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и готовится ко второму чтению.
В целом ваши предложения по совершенствованию информационного обеспечения приняты к сведению.

Заместитель Министра И.Г.Старовойтов

Скачать письмо

P.S. от Охраны труда в Беларуси.

Радует, что профессиональное сообщество задает жизненно важные вопросы Министерству. Пишите, наш голос должны слышать.

Огорчает, что Министерство продолжает игнорировать необходимость перемен и предложения о сотрудничестве. В условиях своего дефицита человеческих ресурсов Министерство с каждым годом все больше и больше тормозит развитие сферы безопасности труда. И это еще мягко сказано.

Журнал «ОТТБ. Охрана труда. Технологии безопасности» в настоящее время является самым доступным и прогрессивным периодическим изданием в Республике посвященный вопросам безопасности труда. Помимо публикуемых ежемесячно материалов в печатном виде, журнал на своем сайте размещает базу НПА, инструкции по охране труда и делают видеообзоры мероприятий, а также видеоинструктажи.

Кроме этого 1 раз в квартал выходит приложение к журналу «ОТТБ. Пожарная безопасность. Охрана труда. Образцы ЛНПА», и 1 раз в полугодие — «ОТТБ. Экзамен для руководителя по охране труда».

И все это за 310 рублей в год!!! Без рассылки писем от Министерства или профсоюза с рекомендациями подписаться на нужный журнал. Делайте вывод и выбор.

Комментарии   

killman
#1 killman 28.11.2019 08:54
Ответили "холодно" это потому что вопросы были не из "правильного" журнала. Главное в работе госорганов РБ это сроки. Просто надо водянисто ответить в срок, а решена проблема или нет - не так уж важно.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Подпишись

Обзор законодательства и новостей охраны труда 2 раза в месяц
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.

Политика