В судебном процессе о взрыве более 60 тонн опасного вещества на ОАО «Гродно Азот», который унес жизни двоих рабочих, сделали длительный перерыв, а материалы дела направили на дополнительную экспертизу. Когда закончится процесс, пока никто не берется сказать.
Главный вопрос — был ли пожар
Суд над мастером по ремонту оборудования ОАО «Гродно Азот» Николаем Саулем начался в конце августа прошлого года. В день ЧП он руководил бригадой рабочих, которые ремонтировали оборудование с применением газового резака в цехе выпарки едкого натрия (ВЕН), и отвечал за пожарную безопасность работ.
По выводам следствия, в цехе ВЕН был пожар, его причиной стали летящие от резака искры и частицы раскаленного металла, которые попали на гидроксиламинсульфат (ГАС) кристаллический. В итоге более 60 тонн опасного химического вещества меньше чем за минуту превратились в ядовитое облако. Сторона защиты уверена, что в тот день пожара не было, она поставила под сомнения выводы государственной экспертизы из материалов дела и нашла в ней существенные ошибки.
Как рассказал адвокат обвиняемого Николай Сидорчик, сейчас дело не рассматривается, его даже нет в суде Октябрьского района Гродно.
— Все документы по делу с конца мая находятся в Комитете судебных экспертиз в Минске. Главный вопрос, на который ждем ответа, — был пожар или нет, – пояснил Сидорчик
По предварительной информации, повторные экспертизы должны завершиться не раньше начала ноября, к ним привлекаются различные специалисты.
ГАС хранился не по правилам
Во время суда всплыло много подробностей громкого ЧП. Например, взлетевшие на воздух более 60 тонн вещества ГАС, которое относится к категории взрывоопасных, вообще не должны были храниться в цехе ВЕН. Рабочие рассказывали в суде, что до инцидента ГАС постоянно в нем хранился. Это объясняли тем, что нет складского помещения. Но после взрыва такое помещение сразу же нашлось.
Цех ВЕН относится к классу помещений, в которых не должно находиться никаких горючих веществ. «Д» – значит, здесь ничего не горит и не взрывается, — как под копирку повторяли сотрудники «Гродно Азот».
Как пояснял в суде обвиняемый, перед работами он видел поддоны с сотнями мешков с белым порошком, которые были укрыты картоном. Но он был уверен, что продукция цеха не горит и не может взлететь на воздух.
Рабочие, которые в тот момент были в цехе ВЕН, рассказали: когда ГАС взорвался, огня они не видели. По их словам, это больше походило на очень бурную химическую реакцию. Большое ядовитое облако появилось буквально за полминуты, оно выходило через вентиляцию, ворота, вылетевшие от высокой температуры окна. А когда все закончилось, то один из свидетелей увидел, что все поддоны пусты, порошок словно испарился. Деревянные паллеты, на которых хранился ГАС, не сгорели, а только покрылись темным налетом.
Виновных четверо, а судят одного
О выявленных на ОАО «Гродно Азот» нарушениях в суде рассказывали и сотрудники трудовой инспекции, которые проводили собственную проверку по данному случаю. В их заключении виновными признаны четыре человека, допустившие нарушения должностных инструкций — начальник цеха ВЕН, начальник отделения, начальник смены цеха ВЕН, а также мастер по ремонту технологического оборудования ОАО «Гродно Азот».
Степень ответственности указанных лиц идет по убывающей. Например, начальника цеха обвиняют в неудовлетворительной организаций огневых работ и складировании продукции с нарушением технологического регламента.
ЧП на «Гродно Азот» произошло около 12:30 6 июня 2016 года в цехе ВЕН. В цехе проводились ремонтные работы, в том числе и огневые. В какой-то момент более 60 тонн складированной по соседству продукции цеха резко перешли в газообразное состояние.
Два плиточника 28 и 35 лет погибли на месте от острого отравления диоксидом серы. Легкие телесные повреждения в виде химических ожогов верхних дыхательных путей, конъюнктивита и острого токсического бронхита получили три человека.
Суд по делу о ЧП на ОАО «Гродно Азот» начался 23 августа 2017 года. Мастер по ремонту технологического оборудования признан единственным обвиняемым по делу. Мужчине предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 304 УК Беларуси (нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека). Ему грозит до семи лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Обвиняемый свою вину не признает.
Источник: Гродно 24