Подготовка к проверке знаний по вопросам охраны труда в Мингорисполкоме и других комиссиях с применением программы Экзамен

8 октября на сайтах БЕЛТА и Министерства труда и социальной защиты прошла онлайн-конференция «Практическое применение законодательства об охране труда». На вопросы, касающиеся применения норм законодательства об охране труда, порядка предоставления работникам компенсаций по условиям труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты, ответили специалисты Минтруда.

Участники конференции:

Старовойтов Игорь Григорьевич — Заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь

Карчевский Иван Александрович — Начальник управления охраны труда и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Каменецкая Ирина Николаевна — Заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Вопросы конференции

Марченко Светлана Алексеевна, Витебская область:

Осень в Беларуси началась не лучшей статистикой происшествий на производствах. Прошло чуть больше недели после случая на «Могилевдреве» - уже на Обольском керамическом заводе пострадал рабочий при возгорании мазута. Есть ли в целом оперативные данные по производственному травматизму со смертельным исходом и тяжелыми последствиями? Кто по ним понес ответственность? И бывают ли случаи, когда факт травмирования замалчивается?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года в организациях республики погибло 107 работников, из которых 16 в момент получения травмы находились в состоянии алкогольного опьянения.

По всем фактам травмирования работников на производстве проводятся специальные расследования (расследования), в результате которых устанавливаются обстоятельства и причины произошедшего и, в случае установления вины уполномоченных должностных лиц нанимателя, виновные лица в соответствии с законодательством привлекаются к административной и (или) уголовной ответственности. Безусловно, имеют место случаи «замалчивания» нанимателями фактов травмирования работников на производстве. Вместе с тем, стоит отметить, что благодаря взаимодействию с органами прокуратуры, Следственного комитета, здравоохранения, Государственного комитета судебных экспертиз факт травмирования работников на производстве утаить практически невозможно. При этом в случае несообщения (несвоевременного сообщения) о несчастном случае на производстве наниматель привлекается к административной ответственности.

Дмитрий Пантиль, Минский район:

Сколько в целом, за истекший период этого года выявлено и пресечено нарушений законодательства о труде и об охране труда? Как много должностных лиц оштрафовано и уволено?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

В отчетном периоде государственными инспекторами труда Департамента проведено 58 внеплановых проверок с использованием соответствующих контрольных списков вопросов (чек-листов), в ходе которых предписано к устранению 124 нарушения законодательства о труде и об охране труда, по предложениям государственных инспекторов труда работодателями в добровольном порядке приостановлена работа 12 единиц станков, машин и производственного оборудования. По результатам проведенных 972 обследований по заявлениям проверяемых субъектов рекомендовано к устранению более 17,6 тыс. нарушений законодательства о труде и об охраны труда, из которых 14 тыс. нарушений требований охраны труда. Также государственными инспекторами труда предложено запретить эксплуатацию 35 цехов (производственных участков) и 585 единиц станков, машин, производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. По результатам рассмотрения данных предложений субъектами хозяйствования решений о нецелесообразности указанных приостановок не принималось. Кроме того, в ходе проведения с согласия субъектов хозяйствования 842 мониторингов рекомендовано к устранению свыше 16 тыс. нарушений законодательства об охране труда.

Всего за нарушения законодательства о труде и об охране труда привлечено к административной ответственности в виде штрафа 1868 уполномоченных должностных лиц на сумму 242,1 тыс. рублей и 962 нанимателя на сумму 236,4 тыс. рублей. Кроме того, за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) либо неинформирование в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) составлено и направлено в суды 44 протокола об административном правонарушении.

Виктор Тишкевич, Минский район:

Каков обобщенный портрет жертвы ЧП на производстве? Какие отрасли и специальности остаются наиболее травмоопасными?

Карчевский Иван Александрович:

На протяжении нескольких лет профессия водителя автомобиля является наиболее подверженной риску травмирования, средний возраст потерпевших колеблется в диапазоне 45-49 лет. Большинство потерпевших на производстве с тяжелыми последствиями были работниками организаций коммунальной формы собственности. В январе-августе году средний возраст получивших на производстве травмы с тяжелыми последствиями составил 44 года. Преобладают среди потерпевших мужчины.

Наиболее подвержены риску травмирования водители автомобилей, трактористы-машинисты сельскохозяйственных машин, электромонтеры, вальщики леса, животноводы, подсобные рабочие, сторожа. Анализ показывает, что наибольшее количество потерпевших с тяжелыми последствиями в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года отмечено в организациях таких видов экономической деятельности, как промышленность – 27 процентов, строительство – 19 процентов, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 17 процентов.

Панкратова В.И., Новополоцк:

Много ли в стране насчитывается мест с вредными и опасными условиями труда? Уменьшилось ли их число за последние годы или, наоборот, выросло?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Согласно данным государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда» на начало года в организациях насчитывалось 656 700 рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.

В республике имеется устойчивая тенденция к снижению количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Если в 2013 году их было 759 576, то в 2015 - 707 576, 2016 - 683 783.

Корреспондент БЕЛТА, Минск:

В Беларуси вносятся изменения в закон об охране труда, на какой стадии находится рассмотрение документа сейчас? И если внесение поправок в законодательство связано с изменением подходов к регулированию правоотношений в сфере охраны труда, а именно - смещением на профилактику и контроль за соблюдением норм безопасности в самих организациях, то не станут ли недавние трагические происшествия на производствах поводом для корректировки вносимых предложений?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

В настоящее время проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – проект Закона) в установленном порядке внесен в Правительство Республики Беларусь. Проект Закона направлен на совершенствование норм Закона Республики Беларусь «Об охране труда» с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе их трудовой деятельности. В проекте Закона предусмотрены нормы, направленные на профилактическую работу по соблюдению требований по охране труда.

Одним из основных критериев выполнения Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», изложенной Указом Президента Республики Беларусь 12.10.2015 № 420 считается обеспечение здоровых и безопасных условий труда, в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях.

Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) определено, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается, в том числе на принципе персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

В соответствии с пунктом 6 Декрета № 7 непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.

Таким образом, законодательством уже предусмотрены меры ответственности к руководителям организаций, не принявших необходимых мер по надлежащей организации деятельности этой организации.

Татьяна Прашкевич, Витебск:

В проект документа об изменениях в закон охране труда включены среди прочих две дополнительные статьи - "Охрана труда домашних работников" и "Охрана труда работников-надомников". Что именно они предполагают?

Карчевский Иван Александрович:

Действительно проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» определяются обязанности и права нанимателей, работников-надомников, а также граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников.

Например, проектом Закона предусмотрено, что:

  • работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда;
  • граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны информировать домашних работников о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты;
  • осуществлять обязательное страхование домашних работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные в трудовом договоре.

Данные новации позволят обеспечить предоставление указанным работникам гарантий права на охрану труда.

Архипов Е.А., Барановичи:

Любопытно узнать, как часто прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины становятся причиной увольнения в Беларуси?

Каменецкая Ирина Николаевна:

В 2017 году по данным Белстата в организациях республики (за исключением микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) работниками совершено 115,6 тыс. прогулов и других нарушений трудовой дисциплины, в результате чего потеряно 549,6 тыс. человеко-дней (в 2016 году – соответственно 113,9 и 548,3 тысячи).

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь мониторинг трудовой дисциплины (соблюдения трудовой дисциплины, а также пропускного режима в организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы) не ведется. В связи с чем, провести соответствующий анализ и указать численность работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за допущенные нарушения трудовой дисциплины, невозможно.

Александр Филиппенко, Могилев:

Сколько было выплачено средств в этом году по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний? И много ли работников получили возмещение?

Каменецкая Ирина Николаевна:

По данным БРУСП «Белгосстрах» в 2017 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 99,1 млн. рублей (в 2016 году – 92,8 млн. рублей).

Антипенко Вера Сергеевна, Браслав:

Часто ли в Беларуси выявляются нарушения по выплате зарплаты ниже размера минималки? Понесли ли виновные ответственность и какую?

Старовойтов Игорь Григорьевич:

В рамках надзора за соблюдением законодательства о труде в части соблюдения законодательства о минимальной заработной плате за январь-сентябрь 2018 года выявлено 168 фактов нарушения законодательства о минимальной заработной плате. Наибольшее количество случаев нарушения законодательства о минимальной заработной плате выявлено в Витебской, Гродненской и Брестской областях. К административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 133 должностных лица нанимателей на сумму 9,0 тыс. рублей.

Климантович Ольга Георгиевна, Минская область:

В результате произошедшего несчастного случая на производстве, погиб Работник предприятия. По результатам проведенного расследования установлена вина Нанимателя. На момент произошедшего Коллективным договором предусмотрены выплаты семье погибшего с сумме 10 ср. годовых заработков, на момент заключения о причинах несчастного случая сумма выплат составляет 5 ср. год. заработков. Кто относится к членам семьи погибшего Работника и какую сумму должен выплатить Наниматель?

Карчевский Иван Александрович:

Трактовка Положений Коллективного договора осуществляется сторонами его заключившими, поэтому для уточнения, кто относится к членам семьи в соответствии с нормами Коллективного договора и размеров причитающихся выплат, необходимо обратиться к нанимателю или в профсоюзный комитет организации, где работал погибший.

Андриевская Наталия Владимировна, Минск:

Прошу пояснить, имеет ли право санитарка кабинета гамма-терапевтического аппарата на компенсацию в виде сокращенной продолжительность рабочей недели 30 час, если она работает полный рабочий день (не менее 80% продолжительности рабочего дня), находится в зоне действия ИИИ и по результатам аттестации рабочего места по условиям труда ей установлен класс 3.1. Инструкцией о порядке предоставления работникам компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. № 57 порядковым номером 462 главы 34 «Общие профессии и должности в организациях здравоохранения, учреждениях социального обслуживания и образования» определено, что право на компенсацию в виде сокращенной продолжительности рабочей недели 30 час. имеют работники, занятые при проведении рентгенодиагностических исследований. Занятость санитарки в рентгенологических исследованиях заключается в выполнении ею обязанностей установленных ее должностной инструкцией (текущая уборка кабинета, укрытие дек рентгеновского стола пеленками, убирает использованные пеленки, вызывает пациентов в кабинет, производит обработку дезраствором поверхностей рентгеновской установки и средств защиты после пациентов, оказывает помощь врачу в укладке тяжелобольных пациентов) и подтверждена соответствующими документами (журнал учета проведения рентгенологических исследований ).

Карчевский Иван Александрович:

По информации, содержащейся в вопросе, оснований для предоставления санитарке кабинета гамма-терапевтического аппарата сокращенной продолжительности рабочего времени по пункту 462 главы 34 списка не имеется, так как она не занята в условиях, предусмотренных данной позицией списка.

Тарновская Кристина, Минск:

Вопросы собственности в отношении средств индивидуальной защиты (СИЗ) регулирует пункт 30 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 №209. В частности, СИЗ являются собственностью нанимателя и подлежат возврату по окончании носки, увольнении работника до окончания сроков носки, переводе у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены типовыми нормами. Вместе с тем в пункте 31 Инструкции №209 оговорены случаи, когда передача СИЗ работникам допустима: СИЗ (кроме арендуемых) можно оставить в собственности работника по его письменному заявлению с удержанием остаточной стоимости СИЗ в случаях: 1) увольнения работника до окончания сроков носки СИЗ; 2) перевода работника у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные СИЗ не предусмотрены типовыми нормами. Означают ли данные нормы Инструкции №209 отсутствие любой иной возможности передачи СИЗ в собственность работника? В частности, может ли наниматель в своем локальном нормативном правовом акте (например, в Коллективном договоре) предусмотреть по окончании сроков носки (остаточная стоимость СИЗ к моменту окончания сроков носки будет нулевой) оставлять в собственности работников все изношенные работниками СИЗ?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Согласно приведенной в обращении нормы пункта 31 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 №209 (далее – Инструкция), основанием для передачи СИЗ в собственность работнику является его желание, выраженное в письменной форме (заявление), закрепление заранее в локальном нормативном правовом акте нормы об оставлении у работника средств индивидуальной защиты после окончания сроков носки полагаем будет нарушением законодательства.

Сроки носки СИЗ, установленные в типовых нормах, определены с учетом того, что в течение этого периода СИЗ при правильной эксплуатации и организации ухода будут сохранять свои защитные свойства и гигиенические характеристики, обеспечивающие требования технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) и подтвержденные результатами испытаний при декларировании или сертификации соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878.

Если СИЗ по окончании срока носки соответствуют нормам ТНПА по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам, качеству, необходимым для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения и неблагоприятных температурных, погодных условий и, следовательно, пригодны для дальнейшего использования по назначению, то комиссия по контролю качества СИЗ, созданная в организации в соответствии с пунктом 28 Инструкции, может принять решение о продлении в каждом конкретном случае срока носки СИЗ по истечении срока носки, определенного типовыми нормами. В этом случае новые СИЗ выдаются работнику по истечении продленного срока носки ранее выданных СИЗ.

СИЗ, непригодные для использования, согласно пункту 50 Инструкции списываются и направляются для ремонта СИЗ, находящихся в эксплуатации, а также для производственных нужд или сдаются на переработку как вторичное сырье. В тех случаях, когда отдельные виды СИЗ не могут быть приняты для использования в качестве вторичного сырья, они утилизируются. Порядок реализации работникам вторичного сырья законодательством об охране труда не регулируется.

Стуков Виктор Яковлевич, Полоцк:

Начальники в ОАО Полоцк-Стекловолокно скрывают производственные травмы. Как бороться с сокрытием производственных травм? Как противодействовать приказу начальника?

Карчевский Иван Александрович:

В соответствии с действующим законодательством в медицинской документации запись об обстоятельствах травмирования "в быту" или "на производстве" вносится со слов пациента. Во всех случаях обращения по поводу травмы на производстве организация здравоохранения информирует нанимателя и соответствующие органы надзора. Если работник при обращении в организацию здравоохранения указал, что травма получена в быту, он добровольно отказывается от всех гарантий и компенсаций в связи с производственной травмой.

Сергей Иванович, Брест:

Организация не имеет вышестоящей организации. Руководителем организации, его заместителем, работниками служб охраны труда (специалисты по охране труда), членами комиссий организаций пройдена проверка знаний по вопросам охраны труда в учреждении образования по окончании повышения квалификации. Освобождает ли прохождение такой проверки знаний по вопросам охраны труда от прохождения ими проверки знаний по опросам охраны труда в комиссии местных исполнительных и распорядительных органов?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Согласно части шестой статьи 25 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон) прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда (далее – проверка знаний) допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.

С учетом данной нормы пунктом 5 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210 (далее – Положение), установлено, что в комиссии организации проходят проверку знаний работающие и члены комиссий структурных подразделений организации. Прохождение работающими проверки знаний допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.

Одновременно частями седьмой и восьмой статьи 25 Закона определен круг лиц, которые обязаны проходить проверку знаний в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, или в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов, или в республиканской комиссии.
Таким образом, руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций обязаны проходить проверку знаний в вышеперечисленных комиссиях, определенных для них законодательством. Прохождение названными работниками обучения и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда в учреждениях образования не освобождает их от прохождения проверки знаний Вашем случае в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов.

Иные работающие и члены комиссий структурных подразделений организации в соответствии с пунктом 5 Положения могут пройти проверку знаний в комиссии учреждения образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.

Дмитрий Игоревич, Новополоцк:

С какого момента следует исчислять трехдневный срок расследования несчастного случая, проводимого уполномоченным должностным лицом нанимателя?

Карчевский Иван Александрович:

Порядок и сроки проведения расследований несчастных случаев на производстве (далее – несчастный случай) определяются в каждом конкретном случае с учетом тяжести производственной травмы и установлены в Правилах расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (далее – Правила).

Тяжесть производственной травмы устанавливается организацией здравоохранения и указывается в заключении о тяжести производственной травмы.

При этом, исходя из пункта 10 Правил организация, страхователь обязан при получении сообщения о несчастном случае на производстве направить соответствующий запрос в организацию здравоохранения не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая.

В свою очередь, согласно пункту 10-1 Правил организация здравоохранения не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса направляет организации, страхователю заключение о тяжести производственной травмы.

Если с учетом этого заключения несчастный случай не будет подлежать специальному расследованию, то началом его расследования, следует считать время с момента получения от учреждения здравоохранения заключения о тяжести производственной травмы.

Шарах Н.А., Полоцк:

По отраслевому соглашению концерна Белнефтехим выплаты в связи с профзаболеваниями выплачиваются при наличии вины нанимателя. Какой документ оформляется для установления вины нанимателя, где установлена форма документа.

Карчевский Иван Александрович:

Нормы коллективных договоров и соглашений комментируются сторонами их заключившими.

Законодательством не предусмотрено оформление по результатам расследования профессионального заболевания документа для установления вины нанимателя.

Исходя из пункта 65 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, в процессе расследования профессионального заболевания устанавливаются, в том числе, причины профессионального заболевания, лица, допустившие нарушения актов законодательства, технических нормативных правовых актов, обязательных для применения, локальных нормативных правовых актов.

Названные лица указываются в пункте 16 акта о профессиональном заболевании формы ПЗ-1, составляемого по результатам расследования. Форма акта ПЗ-1 утверждена приложением 12 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Наталия Александровна, Минск:

Высокий уровень производственного травматизма специалисты связывают со множеством причин. Среди них и слабая организация работ по охране труда работодателями, и нарушение производственной дисциплины, и личная неосторожность потерпевших…. Но травматизм происходит и по причине износа оборудования или выхода его из строя. Анализирует ли ваше ведомство такие случаи?

Карчевский Иван Александрович:

В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. №30, расследуются несчастные случаи, происшедшие с работниками и повлекшие за собой необходимость перевода потерпевшего на другую работу, временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье. В ходе расследования устанавливаются обстоятельства и все причины произошедшего.

По результатам специальных расследований, проводимых Департаментом государственной инспекции труда, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств, а также конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства явились причиной 3,0% несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

Ситько Александр Николаевич, г. Гродно:

Имеет ли право водитель автомобиля производить ремонт автомобиля в пути или в мастерской?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 внесены дополнения и изменения в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 ноября 2003 г. № 147. Тарифно-квалификационной характеристикой «§ 1а. Водитель автомобиля» предусмотрено, что водитель автомобиля устраняет возникшие во время работы на маршруте движения мелкие технические неисправности автомобиля, не требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в дорожных условиях.

Согласно части седьмой пункта 8 Общих положений ЕТКС, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34, водитель автомобиля должен владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих в процессе работы транспортных средств.

Для водителя автомобиля подтверждением права на выполнение слесарных работ является наличие присвоенного ему в установленном порядке квалификационного разряда по профессии «слесарь по ремонту автомобиля». Квалификация слесаря по ремонту автомобиля должна подтверждаться наличием свидетельства о присвоении разряда по указанной профессии либо соответствующей записью в трудовой книжке о присвоении квалификационного разряда в установленном порядке.

Ситько Александр Николаевич, г. Гродно:

Существует ли необходимость разработки инструкции по охране труда при работе с ксероксом, принтером, чайником, микроволновой печью для работников, которые профессионально не связаны с эксплуатацией данных приборов (офисные работники)? В своей практике очень много встречал таких инструкций.

Каменецкая Ирина Николаевна:

Порядок разработки и принятия работодателями локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) установлен Инструкцией о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция).

Исходя из нормы пункта 4 Инструкции работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работающими различных профессий и должностей, а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью.

Таким образом, если ксерокс, принтер, чайник, микроволновая печь являются оборудованием организации и их эксплуатация вменена в обязанность работников, то инструкции по охране труда в данном случае необходимо разрабатывать.

Ситько Александр Николаевич, г. Гродно:

Что делать при утере журналов по охране труда (вводный, первичный, отметки о стажировке)? Бывает, что при увольнении работники умышленно уничтожают документацию.

Каменецкая Ирина Николаевна:

Вопрос сохранности документов, в том числе журналов по охране труда должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами. При этом наниматель должен обеспечить сохранность документов.

Ситько Александр Николаевич, г. Гродно:

Согласно утвержденному Президентом плану подготовки законопроектов на 2018 год в июле в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь был внесен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Расскажите, когда его примут, и какие планируются изменения? Если возможно, расскажите также про проект правил по охране труда при выполнении работ на высоте и верхолазных работ. Когда планируется его принятие и будет ли увеличено значение термина «работ на высоте» до 1,8 метра?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Подготовка проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» вызвана необходимостью корректировки Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон) с учетом практики его применения и приведения его в соответствие с законодательными актами. Предмет регулирования проекта Закона остался прежним, и применяется он в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Например, проектом Закона предлагается из статьи 17 Закона исключить обязанность нанимателя по обеспечению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда. Данное предложение обусловлено следующим. В организациях в настоящее время в соответствии с законодательством осуществляются паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, комплексная гигиеническая оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Проведение в организации всех указанных мероприятий неизбежно ведет к дублированию и множественности составляемых планов по решению одних и тех же вопросов, увеличению расходов денежных средств на охрану труда. Проект Закона в установленном порядке внесен в Правительство Республики Беларусь.

С 1 февраля 2019 г. вступает в силу новый Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 года «О нормативных правовых актах», в соответствии с которым правила по охране труда отнесены к техническим нормативным правовым актам, не относящимся к области технического нормирования и стандартизации. В этой связи Правила по охране труда при выполнении работ на высоте и верхолазных работ дорабатываются с учетом требований, предъявляемых к техническим нормативным правовым актам. Определение термина «работа на высоте» осталось прежним.

Соколова Светлана Петровна, Минск:

Когда будет принят Закон «Об охране труда» в новой редакции и где сейчас можно с ним ознакомиться? Какие основные изменения будут внесены в вышеуказанный закон? Будет ли введена административная ответственность за нарушения правил и норм по охране труда непосредственно для работников организаций?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – проект Закона) в установленном порядке внесен в Правительство Республики Беларусь. Проект Закона размещен на официальном сайте Минтруда и соцзащиты. Проект Закона предусматривает ответственность за нарушение законодательства об охране труда, однако не является законодательным актом, регулирующим порядок привлечения к административной ответственности за нарушение требований по охране труда.

Соколова Светлана Петровна, Минск:

Какие основные нарушения законодательства об охране труда выявляются в организациях инспекцией труда?

Каменецкая Ирина Николаевна:

Основными нарушениями законодательства об охране труда являются недостатки в обучении и инструктировании работников по охране труда, обеспечении средствами индивидуальной защиты, а также не соблюдение требований охраны труда при эксплуатации машин и оборудования.

Иевинко Виталий Александрович, Минск:

Являются ли результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительными или недействительными в случае нарушения абз.5 п.88 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 22.02.2008 г. № 35? То есть при проведении лабораторией измерений и исследований уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды, не входящих в область аккредитации лаборатории, заключались договора субподряда на выполнение замеров, не входивших в область аккредитации этой лаборатории. И является ли вышеназванное нарушение грубым, если допускается систематически?

Карчевский Иван Александрович:

Нарушение положений пункта 88 Инструкции рассматривается как нарушение порядка проведения аттестации.

Иевинко Виталий Александрович, Минск:

Имеет ли аккредитованное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) на оказание услуг в области охраны труда (проведение аттестации рабочих мест по условиям труда) право при оказании по договору услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и измерению и исследованию уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды сторонней организации, привлекать по договору (сами при этом выступая Заказчиком замеров, а не та организация, для которой проводится аттестация рабочих мест) для измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды, не входящих в область аккредитации лаборатории этого аккредитованного юридического лица (индивидуального предпринимателя)? Противоречит или нет вышеназванное абз.5 п.8 8 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 22.02.2008 г. № 35?

Карчевский Иван Александрович:

Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 (далее – Положение о порядке проведения аттестации), и Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция).

В соответствии п. 88 Инструкции измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды в ходе аттестации выполняются испытательной лабораторией в соответствии с областью аккредитации и в течение срока действия аттестата аккредитации. Заключение лабораторией договоров субподряда на выполнение измерений и исследований уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды, не входящих в область аккредитации лаборатории, не допускается.

Исходя из требований действующего законодательства, юридическое лицо, аккредитованное в соответствии с законодательством на оказание услуг в области охраны труда по проведению аттестации (далее – аккредитованное лицо), в обязательном порядке имеет испытательную лабораторию, аккредитованную в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь.

Таким образом, в случае заключения при проведении аттестации договора (между нанимателем и аккредитованным лицом) на проведение измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды, оснований для передачи указанных работ другой аккредитованной лаборатории (по договору субподряда) не имеется, в т.ч. в случае истечения срока действия аттестата аккредитации на определенные виды измерений (исследований).

В случае необходимости проведения измерений и исследований факторов производственной среды, которые не включены в область аккредитации испытательной лаборатории, заказчик заключает договор с другой аккредитованной испытательной лабораторией, в область аккредитации которой входит данный вид измерений и исследований.

Иевинко Виталий Александрович, Минск:

Обязано или нет аккредитованное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) на оказание услуг в области охраны труда (проведение аттестации рабочих мест по условиям труда) включать своего работника в состав комиссии для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда при оказании по договору услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда сторонней организации? А также должен ли быть указан работник аккредитованного юридического лица (индивидуального предпринимателя) как проводящий оценку факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса в картах аттестации рабочих мест по условиям труда? И в случае, если аккредитованное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) на оказание услуг в области охраны труда (проведение аттестации рабочих мест по условиям труда) не обязано включать своего работника в состав комиссии для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и как проводящий оценку факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса в картах аттестации рабочих мест по условиям труда, имеет ли тогда право аккредитованное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) на оказание услуг в области охраны труда (проведение аттестации рабочих мест по условиям труда) включать своего работника в состав комиссии для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и как проводящий оценку факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса в картах аттестации рабочих мест по условиям труда?

Карчевский Иван Александрович:

Принципы формирования состава аттестационной комиссии организации определены Положением о порядке проведения аттестации, согласно которому включение в состав указанной комиссии работников определенных служб (охраны труда, кадровой, юридической и пр.) носит рекомендательный характер.

Таким образом, требований о включении в состав аттестационной комиссии организации специалиста (специалистов) аккредитованного лица, выполняющих услуги по проведению аттестации, не предусмотрено. Вместе с тем измерения уровней вредных и опасных факторов производственной среды проводятся в присутствии представителя аттестационной комиссии (п. 9 Положения).

Следует также отметить, что при проведении оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса с привлечением аккредитованного лица оформленные протоколы количественных измерений и расчетов показателей тяжести и напряженности трудового процесса, карты аттестации рабочего места по условиям труда удостоверяются подписями проводивших ее специалистов (т.е. специалистов аккредитованного лица).

Источник: сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь | ©photo

Комментарии   

admin
#1 +3 admin 09.10.2018 09:53
Как бы это точнее сказать про ответы на свои вопросы … вроде в тексте есть вопрос, но ответа нет:

Вопрос: «Существует ли необходимость разработки инструкции по охране труда при работе с ксероксом, принтером, чайником, микроволновой печью для работников, которые профессионально не связаны с эксплуатацией данных приборов (офисные работники)?»
Ответ: «Таким образом, если ксерокс, принтер, чайник, микроволновая печь являются оборудованием организации и их эксплуатация вменена в обязанность работников …»
Так написал же, что никак не вменена. Тяжело ответить «Нет …» или «Да …». А как воспринимать такой ответ я не могу понять.

Еще пример:
Вопрос: «Что делать при утере журналов по охране труда (вводный, первичный, отметки о стажировке)?»
Ответ: «Вопрос сохранности документов, в том числе журналов по охране труда должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами. При этом наниматель должен обеспечить сохранность документов.»
Это понятно. Так что делать если ничего нет? Случаи не единичные. Смотреть на инструкцию по сохранности документов?

:cry:
Александра111
#2 +1 Александра111 09.10.2018 17:45
Цитирую admin:
Как бы это точнее сказать про ответы на свои вопросы … вроде в тексте есть вопрос, но ответа нет:

Вопрос: «Существует ли необходимость разработки инструкции по охране труда при работе с ксероксом, принтером, чайником, микроволновой печью для работников, которые профессионально не связаны с эксплуатацией данных приборов (офисные работники)?»
Ответ: «Таким образом, если ксерокс, принтер, чайник, микроволновая печь являются оборудованием организации и их эксплуатация вменена в обязанность работников …»
Так написал же, что никак не вменена. Тяжело ответить «Нет …» или «Да …». А как воспринимать такой ответ я не могу понять.

Еще пример:
Вопрос: «Что делать при утере журналов по охране труда (вводный, первичный, отметки о стажировке)?»
Ответ: «Вопрос сохранности документов, в том числе журналов по охране труда должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами. При этом наниматель должен обеспечить сохранность документов.»
Это понятно. Так что делать если ничего нет? Случаи не единичные. Смотреть на инструкцию по сохранности документов?

:cry:

Точно. Меня тоже взбесило что не дают точные ответы....особе нно про журнал.
zhukigor455
#3 +1 zhukigor455 10.10.2018 11:41
Попрошу всех не беситься. Дело в том, что это профессиональна я болезнь госслужащего, налить много воды, чтобы можно было понять как угодно. Так же пишутся и документы - развести много воды, написать много и написать ни о чём. Пока Минтруда считает важным решить вопросы с чайниками, микроволновками , вопрос обеспечения безопасности остаётся открытым. Когда работник будет обязан сам отслеживать свои сроки проведения проверки знаний по охране труда и предупреждать об этом нанимателя??? Ничего нового я не придумал. Вы когда выезжаете за рубеж лично проверяете не истекла ли виза или вас об этом уведомляют. Госорганам давно пора перестать стоять на голове и стать на ноги. Больно же так стоять!
EOSavik
#4 +2 EOSavik 16.10.2018 08:10
Сослать бы их на производство на годик-два инженерами по ОТ, а лучше в колхоз! И чтобы каждый месяц такие же Биба и Боба их проверяли...
ТБшница
#5 ТБшница 16.10.2018 09:24
Ну чего вы психуете? Всё ж понятно: если при выполнении работ (оказании услуг) работник (повар, например) использует чайник или СВЧ-печь, то ему в ИОТ надо прописать о безопасной эксплуатации этих приборов и оборудования. Если, к примеру, инженер-програм мист разбирает системный блок компьютера или ксерокс ремонтирует, ему тоже нужна ИОТ при эксплуатации этого оборудования. Но блин пользоваться принтером, степлером или чаю попить и писать про это ИОТ - сумасшедший бред! Уважаемый отвечающий просто пропустил члючевую фразу "офисные работники" и ответил в общем. Логику просто надо включать.
То же и про утерянные журналы. Нет в законодательств е ответа на вопрос: "Что делать?..." Значит, надо думалку включать. Если они пропали вместе с уходом предыдущего инженера по ОТ, то ничего вы с него не взыщете, он может сказать, что ничего умышленно не портил и не уничтожал. Так напишите акт комиссионно, например, что такие-то документы тогда-то обнаружены испорченными, или информация такая-то полностью утрачена в связи с такими-то причинами (увольнение такого-то) ну или как-то так. БУМАЖКА обязательно нужна. Слово к делу не пришьёшь. Вот новый инженер по ОТ в целях прикрытия своего зада и написал бы такой акт за подписью главного инженера, членов комиссии по охране труда и других лиц, которые ближе всего связаны с обеспечением охраны труда. Это моё частное мнение, может и не совсем правильное, но я бы например так и поступила.
admin
#6 +1 admin 16.10.2018 18:29
Здесь ни кто не психует.
Вопрос задается, что бы услышать мнение того, к кому прислушается государственный инспектор труда или равнозначный ему проверяющий.
А ответа нет. Спрашиваем не для того, что бы уничтожать документы, а потому, что в практике такие случаи встречаются. И начинают собирать подписи с людей с дня основания компании. А может есть способ лучше? А может его нужно озвучить и делать всем одинаково?
По инструкциям. Та же ситуация, что и описана выше. Только есть профсоюзные деятели, представители мобильных групп, которые требуют написание инструкций для чайников и микроволновок от IT-шников, офисных работников, которые профессионально никак не связаны с их эксплуатацией.
Цитирую ТБшница:
… Значит, надо думалку включать …

К сожалению ни Ваша ни моя логика никого не интересует. Для это и проводятся такие конференции. И хочется услышать не обтекаемый ответ.
Elisaveta
#7 Elisaveta 29.10.2018 13:32
Я одно время в Минтруда написала много кляуз-запросов: как выполнить их требования в моем конкретном случае (описывала случай). Ответ был один и тот же, они цитировали свои перлы из ТНПА.
admin
#8 admin 29.10.2018 14:34
Цитирую Elisaveta:
Я одно время в Минтруда написала много кляуз-запросов:как выполнить их требования в моем конкретном случае (описывала случай). Ответ был один и тот же, они цитировали свои перлы из ТНПА.

Если так, то нужно было писать ещераз и просить уточнить.
Я так делал -> https://otb.by/forums/152/28653

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Комментарии

Мероприятия

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда