Указом президента утвержден план подготовки законопроектов на 2018 год.
Для нас наибольший интерес представляет изменения в Закон «Об охране труда». Его проект был представлен на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в декабре. Свои замечания и предложения по проекту можно (даже нужно) отправить на адрес Минтруда Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. до 1 февраля 2018 года.
Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (далее — проект Закона) подготовлен с целью совершенствования норм Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда) с учетом происшедших изменений в законодательстве, практики его применения и обеспечения безопасность жизни и здоровья работающих в процессе их трудовой деятельности.
Проектом Закона вносится дополнение в определение термина «межотраслевые правила по охране труда», а также даются определения терминов «система управления охраной труда» и «наряд-допуск на производство работ с повышенной опасностью».
В целях усиления роли органов государственного управления в области охраны труда проектом Закона предлагается наделить полномочиями республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь по разработке отраслевых систем управления охраной труда и обеспечению их функционирования (абзац четвертый статья 9 проекта Закона), местные исполнительные и распорядительные органы — по разработке территориальных систем управления охраной труда и обеспечению их функционирования (абзац четвертый статья 10 проекта Закона).
В соответствии с нормой пункта 21 Указа Президента Республики Беларусь от 25 июля 2016 г. № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ» (далее — Указ № 289) для обеспечения реализации программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов, местные исполнительные и распорядительные органы областного и базового территориального уровня формируют региональные комплексы мероприятий, утверждаемые соответствующими местными Советами депутатов. С учетом изложенного, проектом Закона предлагается абзац третий статьи 10 Закона об охране труда дополнить нормой, предусматривающей, что местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют подготовку предложений по формированию региональных комплексов мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории, включая проведение смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда.
В часть третью статьи 11 Закона об охране труда внесены изменения, предусматривающие, что работающие по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором.
Данная норма обусловлена следующим. В соответствии с абзацем седьмым подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» с 1 июля 2014 г. установлено обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляются в местах, предоставленных заказчиком.
В целях распространения норм Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), касающихся регулирования труда работников-надомников (глава 25 ТК) и домашних работников (глава 26 ТК), проект Закона дополнен статьями 161 «Охрана труда работников-надомников» и 162 «Охрана труда домашних работников».
Проектом Закона предлагается дополнить часть первую статьи 17 Закона об охране труда абзацем десятым, обязывающим работодателя предоставлять по запросу контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда, затребованные у них информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщить об их отсутствии.
В абзац пятнадцатый части второй статьи 17 Закона об охране труда вносятся дополнения в части наделения обязанностями нанимателя по назначению должностных лиц, ответственных не только за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях, но и за осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Данное изменение вытекает из статьи 191 проекта Закона.
В целях выполнения пункта 4 плана мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 1065, проектом Закона предусмотрена корректировка Закона об охране труда в части наделения должностных лиц полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда. В этой связи предлагается Закон об охране труда дополнить новой статьей 191 «Осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда в организации должностными лицами нанимателя».
В настоящее время согласно статье 17 Закона об охране труда одними из обязанностей нанимателя по обеспечению охраны труда в организации являются: осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками (абзац пятый части второй); назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях (абзац пятнадцатый части второй).
Статьей 20 Закона об охране труда установлено, что для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности на уполномоченное должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда (далее, если не установлено иное, — служба охраны труда).
Вместе с тем, обеспечить нанимателю контроль ежедневно в каждом структурном подразделении организации силами только службы охраны труда не представляется возможным.
В настоящее время цель, задачи, основные виды контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации определены в Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. №159.
В целях сохранения преемственности и обеспечения эффективности контроля за соблюдением законодательства об охране труда законопроектом предлагается закрепить следующие виды контроля — ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный контроль.
Вместе с тем, в проекте Закона предлагается закрепить норму, позволяющую в организациях сферы услуг, микроорганизациях с учетом специфики своей деятельности устанавливать иную периодичность контроля, но не реже 1 раза в квартал, в соответствии с системой управления охраной труда, что позволит организациям самостоятельно устанавливать периодичность контроля.
Предложенные проектом Закона изменения в статью 20 Закона об охране труда «Служба охраны труда (специалист по охране труда)» обусловлены следующим.
Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики от 27 декабря 2013 г. № 97/262/73 «Об утверждении собирательных группировок по видам экономической деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» утверждены собирательные группировки: сфера производства и сфера услуг.
Проектом Закона предлагается в части четвертой Закона об охране труда слова «производственной сферы» и «других сфер деятельности» заменить соответственно словами «сферы производства» и «сферы услуг».
На практике действующую редакцию части четвертой статьи 20 Закона об охране труда наниматели могут воспринимать буквально, что они могут привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) на оказание услуг в области охраны труда в любой ситуации и тогда, когда по законодательству ему необходимо вводить должность специалиста по охране труда. С целью исключения неверного понимания предлагается часть четвертую статьи 20 Закона об охране труда изложить в новой редакции, разделив ее на две части.
В целях реализации части шестой статьи 20 Закона об охране труда постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98 утверждено Типовое положение о службе охраны труда организации (далее — Типовое положение). В соответствии с пунктом 13 Типового положения работники службы охраны труда в соответствии со своими полномочиями имеют право на основании статьи 21 Закона выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда (далее — предписание). С целью установления единой формы предписания законопроектом предлагается закрепить право за Министерством труда и социальной защиты устанавливать форму предписания.
Деятельность управляющей компании холдинга по управлению ее дочерними компаниями установлена Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь».
Основным инструментом в формировании и реализации системы управления и контроля в холдинге является участие представителей управляющей компании в органах управления дочерних компаний. Принимая во внимание, что иные полномочия управляющей компании холдинга определяются уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами (учредительными договорами) дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами предлагаем проектом Закона внести изменения в статью 21 «Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда)», в части уточнения полномочий служб охраны труда (специалиста по охране труда) управляющей компании по отношению к дочерним компаниям холдинга.
Часть восьмая статьи 25 Закона корректируется с учетом пункта 4 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 3) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в соответствии с которым государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя — по месту жительства.
С учетом изложенного законопроектом предлагается закрепить норму, что работники юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области охраны труда, наниматели, являющиеся физическими лицами, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту жительства.
Принимая во внимание, что в соответствии с частью шестой статьи 26 Закона об охране труда работодатели, не наделенные правом принятия локальных нормативных правовых актов, руководствуются соответствующими типовыми инструкциями по охране труда, законопроектом предлагается дополнить статью 26 Закона об охране труда нормой, предусматривающей, что в типовые инструкции по охране труда не допускается включение отсылочных норм на нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты.
Частью третьей статьи 27 Закона об охране труда предусмотрено, что работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, а также порядок проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих устанавливаются Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119 установлен перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее — перечень). Перечень содержит 14 видов работ и 45 профессий, при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, и является закрытым.
Вместе с тем, в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 октября 2015 г. № 420 «О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь», руководителям государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности в целях исключения чрезвычайных происшествий и производственного травматизма обеспечить систематический контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью, путем проведения освидетельствований и (или) медицинских осмотров, в том числе с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах.
Принимая во внимание изложенное, законопроектом предлагается закрепить норму, предусматривающую, что Министерство труда и социальной защиты и Министерство здравоохранения устанавливают типовой перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее — типовой перечень), а работодатели на основании типового перечня будут разрабатывать соответствующие перечни, что позволит работодателям обеспечить систематический контроль физического состояния работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью.
С учетом практики проведения медицинских осмотров работников предлагается закрепить норму, предусматривающую, что наниматель несет расходы по проведению медицинских осмотров не только работников, но также лиц, принимаемых на работу.
Статью 31 Закона об охране труда предлагается изложить в новой редакции с учетом новых подходов к финансированию мероприятий, содержащихся в государственных программах, и требований Указа № 289.
Проектом Закона предлагается закрепить норму, касающуюся права работающего, получившего производственную травму, в случае отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, в составлении акта о несчастном случае на производстве обратиться в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент), его обособленные территориальные подразделения или в суд.
Статья 36 Закона об охране труда дополняется нормой, предусматривающей выполнение работ с повышенной опасностью по наряду-допуску, другим документам.
В основу статьи 36 Закона об охране труда легли подходы, закрепленные в нормативных правовых актах, регулирующих выполнение работ с повышенной опасностью, требующих осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также контроля за их производством по наряду-допуску, иным документам.
Проектом Закона вносятся изменения и дополнения, которые носят редакционно-уточняющий характер, создание правовых предпосылок для дальнейшего развития законодательства об охране труда.
Согласно утвержденному плану проект Закона должен быть подготовлен в марте 2018 года и внесен на рассмотрение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь в июле 2018 года.
По материалам сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь