Правоохранительные органы выявили новые нелицеприятные факты, связанные с сертификатами соответствия, выданными Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (НП РУП «БелГИСС»). Институт в данной ситуации предпочитает отмалчиваться.
Как ранее писал «Ежедневник», в конце 2011 года МВД начало масштабное наступление на коррупционное гнездо, образовавшееся вокруг поставок в Беларусь компьютерной техники. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, были задержаны и обвинены в получении взяток ряд крупных госчиновников, проводивших тендера по госзакпукам компьютерной техники.
Но самое интересное началось после того, как Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД провело операцию по задержанию ведущего инженера отдела сертификации продукции и услуг НП РУП «БелГИСС» и начальника лаборатории указанного предприятия.
По данным оперативных служб, подозреваемые с сентября по октябрь 2011 года получили от директора частного предприятия взятку в размере 700 долларов за благоприятное решение вопросов, входящих в их компетенцию - исполнение договорных обязательств по положительному лабораторному исследованию состояния производства, положительного проведения исследования и испытания их продукции. Говоря простым языком, деньги передавались с целью получения Сертификата соответствия, так как именно от этих положительных исследований зависело окончательное решение органа сертификации.
Сразу после скандала, БелГИСС поспешил заявить, что произошедший инцидент - это единичный случай, который касается только задержанных сотрудников и это «не имеет ничего общего с уставной деятельностью БелГИСС». И действительно, в мире точно нет ни одного взяточника, который имел бы отношение к уставной деятельности той организации, в которой он работал. Как и нет такой организации, в уставе которой было бы прописано, например, «получение дохода от взяток». Впрочем, речь не об этом.
Мы провели собственное небольшое расследование, чтобы выяснить, как в Беларуси поставлено дело по выдаче сертификатов соответствия и насколько эти сертификаты могут гарантировать потребителю качество и безопасность соответствующей продукции. К сожалению, пока не обо всем можно писать, так как идут дополнительные проверки и следственные мероприятия. Но мы смогли выяснить довольно интересные факты, а также засвидетельствовать, что БелГИСС проявляет в этом плане странную закрытость от общества, хотя казалось бы в первую очередь должен быть заинтересован в прямо противоположном. Но обо всем по порядку.
Начнем с того, что на данном этапе еще не завершившегося расследования описанного выше уголовного дела, следователи имеют в своей копилке уже три эпизода получения взяток теперь уже бывшими сотрудниками БелГИСС. Если суд подтвердит выводы следствия обвинительным приговором, трудно будет назвать это единичным случаем.
______________________________________________________________
Важно: Взяточничество - это вид преступлений с наивысшим уровнем латентности. Как правило, выявляется не более 10 процентов всех фактов получения взяток. Некоторые исследователи и вовсе утверждают, что латентность взяточничества составляет около 95 процентов, то есть правоохранительным органам становится известно лишь о 5 процентах фактах получения взяток. Чаще всего взяточничество выявляется, когда состоявшийся или потенциальный взяткодатель сам приходит в правоохранительные органы. Однако взяточничество в госорганах, латентно тем, что взяткодатели обычно очень зависимы от решений принимаемых этими госорганами и организациями и в связи с этим неохотно идут на сотрудничество. Кроме того, выявление факта взяточничества может повлечь отмену некоторых принятых госорганом или уполномоченной организацией административных решений. Например, отмену решения по тендеру о продаже здания, отмену решения о сдачи земли в аренду, отзыв сертификата соответствия и т.д.
______________________________________________________________
Кстати, об отзыве сертификата соответствия. Тут тоже выяснилась интересная история, связанная с деятельностью БелГИСС.
Так, параллельно с оперативно-розыскными мероприятиями ГУБЭП МВД и Следственного комитета, который сегодня расследует описанное выше уголовное дело, соответствующим направлением заинтересовался и Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля, который принялся изучать порядок выдачи Сертификатов соответствия.
В результате выяснилось, что приблизительно два года назад БелГИСС выдал сертификат соответствия частной компании ООО «Солидейт» на якобы производимую ими продукцию – мониторы. При этом, как выяснили сотрудники ДФР, у данной компании даже не было ни собственных, ни арендованных производственных площадей. Проще говоря, любой выезд на место производства сотрудников БелГИСС автоматически лишал компанию всяких шансов получить Сертификат соответствия. А выезд на место при выдаче таких сертификатов был обязателен. Между тем, компания сравнительно легко и на удивление оперативно получила сертификат и начала активно выставлять свою продукцию на тендера по госзакупкам, причем не абы куда, а прямиком в правоохранительные ведомства, и выигрывать при этом тендера. За весьма короткое время продукция компании разошлась по нескольким министерствам и ведомствам на довольно круглые суммы.
Но вот в декабре 2011 года ДФР КГК установил, что Сертификат соответствия БелГИСС был выдан незаконно, в связи с чем институт был вынужден отозвать его. Следующим шагом по логике вещей, должно стать уведомление покупателей об этом шаге и отзыв не сертифицированной продукции. Но...
«Ежедневник» обратился с описанием этой ситуации непосредственно в сам БелГИСС, который и выдал сертификат. Все же такой инцидент с принудительным отзывом сертификата на продукцию, которая не просто разошлась по стране, а прошла государственные тендера, произошел в Беларуси впервые. Вдруг мы что-то не так поняли или нас ввели в заблуждение.
Кроме всего прочего, мы попросили БелГИСС ответить на следующие вопросы:
Каким образом частной компании был выдан Сертификат соответствия, если у нее не имелось ни оборудования, ни производственных помещений, ни специалистов для собственного производства?
Проводил ли БелГИСС внутреннее разбирательство по данному факту и привлечены ли какие-либо лица к ответственности за нарушение Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» и других нормативных актов системы нормирования и стандартизации?
Уведомил ли БелГИСС покупателей об отзыве Сертификата соответствия?
Какие меры принял БелГИСС по изъятию из обращения проданной продукции, которая, как теперь выяснилось, не сертифицирована и, значит, может представлять опасность для потребителя?
Мы также попросили БелГИСС описать процедуру (включая инспекторские проверки с выездом на место), которую должен пройти претендент, который хочет получить Сертификат соответствия.
Ответная реакция БелГИСС несколько удивила. Никакого опровержения изложенных фактов со стороны БелГИСС не последовало. А вместо ответов по существу поставленных вопросов, как, например, требует Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» - отписка. Оказалось, что после получения от нас письменного обращения БелГИСС обратился с запросом в Министерство информации. В результате был сделан вывод, что поскольку «Ежедневник» не зарегистрирован Министерством информации в качестве СМИ «авторы, состоящие в трудовых отношениях с Ежедневником» не имеют статуса журналиста СМИ, поэтому не наделены правом собирать, запрашивать и получать информацию…»
Весьма интересно отреагировали и правоохранительные органы. Мы попросили Комитет госконтроля прокомментировать ситуацию и пояснить, что дальше намерен предпринять Департамент финансовых расследований, учитывая, что основная часть продукции с незаконным сертификатом через тендера ушла в госструктуры. Иными словами огромные бюджетные средства были потрачены на закупку не сертифицированной продукции, которой сегодня пользуются люди. Ведь кто-то за это должен ответить? Но в ответ опять тишина.
Как пояснили «Ежедневнику» в кулуарах, дело слишком сложное. Во-первых, львиная часть госзакупок данной продукции пришлась на крупное правоохранительное ведомство, которое очень не хочет сейчас какого-либо скандала, связанного с тендерами. Во-вторых, само дело со слабой судебной перспективой. Допустим, будет отозвана не сертифицированная продукция, но ведь деньги уже не вернуть - нет их у этой фирмы, ушли давно. Значит, нужно в бюджете просить средства на новую технику, а как обосновать? А если еще после изъятия, и проведения экспертиз выяснится, что продукция все же безопасна и пригодна к эксплуатации? В данной ситуации даже результаты прошедших тендеров трудно признать недействительными, так как на момент их проведения Сертификат соответствия был еще действительный. Вот и предпочитают сейчас все, спустить этот скандал на тормозах. Ведь от эксплуатации этой продукции никто не пострадал. Во всяком случае, пока. Вот если пострадает, тогда совсем другое дело…
Но самый важный вопрос, который хочется задать БелГИСС несколько иной. Мы все же, как потребители хотим знать, как много таких сертификатов выдал институт, и можем ли мы им сегодня в принципе им доверять?
Источник: Ежедневник
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи