Информационное письмо об обеспечении безопасности при выполнении работ с использованием мобильных подъемных рабочих платформ

В связи с поступившими обращениями граждан и должностных лиц, касающимися безопасной эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ (далее — МПРП), и организации производства работ с их использованием, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) считает необходимым подготовить данное информационное письмо.

Выполнение работ с использованием МПРП относится к работам с повышенной опасностью, что требует безусловного соблюдения требований безопасности, изложенных в нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах.

Однако на практике, как со стороны должностных лиц, так и самих работников, выполняющих работы с МПРП, вышеуказанные требования зачастую не соблюдаются. Не уделяется должного внимания техническому состоянию МПРП и соблюдению установленных требований безопасности труда при их использовании. Не всегда обеспечивается эффективный контроль за применением работниками безопасных приемов в работе, выполнением требований, изложенных в инструкциях по охране труда, а также правильным применением средств коллективной и индивидуальной защиты. В том числе не единичны случаи, когда работники привлекаются к выполнению работ без соответствующей квалификации.

Указанные нарушения требований безопасности приводят к неединичным случаям аварий МПРП и травмированию работников.

Установленные обстоятельства и причины происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями при выполнении работ с МПРП указывают на необходимость принятия мер по недопущению нарушений требований по охране труда при их эксплуатации.

Так, 15 января 2014 г. в результате опрокидывания люльки прицепного пневмоколесного трехколенчатого подъемника находившийся в ней пропитчик по огнезащитной пропитке ООО «Огнетранссервис» (Минская обл.) упал с высоты 2,5 м, получив тяжелую производственную травму.

Причинами несчастного случая явились:

  • нарушение требований безопасности при эксплуатации подъемника, выразившееся в допуске к эксплуатации арендованного подъемника, неподконтрольного органам государственного надзора, с отсутствующими эксплуатационными документами, устанавливающими порядок его освидетельствования и испытания, а также регламентирующими ежедневные проверки перед началом работы и техническое освидетельствование;
  • допуск потерпевшего к самостоятельной работе, не прошедшего в установленном порядке проверки знаний по вопросам охраны труда.

Лицом, допустившим нарушения требований охраны труда, определен управляющий ООО «Огнетранссервис».

В результате опрокидывания и последующего падения самоходного стрелового подъемника, на рабочей платформе (в люльке) которого находились подсобный рабочий и монтажник строительных конструкций ООО «Строительно-монтажное управление Ран билдинг» (г. Минск), 19 декабря 2014 г. произошел несчастный случай, приведший к тяжелым производственным травмам.

Причинами несчастного случая явились:

  • неисправность гидравлической системы арендованного подъемника, свидетельствующая об отсутствии проведения своевременного технического обслуживания;
  • эксплуатация подъемника без паспорта и эксплуатационных документов на него, допуск к работе лица, не ознакомленного с руководством по эксплуатации подъемника, а также недостаточный контроль за трудовой дисциплиной.

Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, определены:

  • управляющий ООО «УАРЭНДУ СЕРВИС» (арендодатель), не обеспечивший содержание гидравлической системы подъемника в исправном состоянии;
  • прораб ООО «СМУ Ранн билдинг», который, являясь ответственным за безопасное производство работ МПРП, допустил к работе на подъемнике потерпевшего без ознакомления с руководством по эксплуатации подъемника, а также не обеспечил контроль за трудовой дисциплиной работников;
  • инженер-механик ООО «СМУ Ранн билдинг», который, являясь лицом, ответственным за содержание МПРП в исправном состоянии, не обеспечил ведение паспорта на подъемник;
  • ведущий инженер по охране труда ООО «СМУ Ранн билдинг», который, являясь лицом по надзору за безопасной эксплуатацией МПРП, допустил эксплуатацию подъемника без наличия паспорта;
  • потерпевший, выполнявший непорученную работу на высоте, зная о запрете ее выполнения.

29 марта 2015 г. при монтаже воздуховода снаружи здания в результате смещения стрелы подъемника люльки, незафиксированной надлежащим образом, и последующего ее падения с высоты 7,5 м на землю травмы, несовместимые с жизнью, получил электрогазосварщик ОАО «Минский тракторный завод».

Причинами несчастного случая явились:

  • неудовлетворительная организаций работ с повышенной опасностью в части эксплуатации подъемника с ненадлежаще закрепленной на оголовке стрелы люлькой;
  • допуск к управлению подъемником лица, не обученного в установленном порядке, не прошедшего стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, без проведения целевого инструктажа;
  • неосуществлении контроля за безопасным производством работ.

Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, определены:

  • старший мастер ремонтно-монтажного участка теплосилового цеха ОАО «МТЗ», не организовавший осмотр подъемника перед эксплуатацией, допустивший к управлению подъемником лицо, не обученное в установленном порядке, не прошедшее стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труды;
  • мастер ремонтно-монтажного участка теплосилового цеха ОАО «МТЗ», не обеспечивший безопасное проведение работ в части допуска к управлению подъемником тракториста без проведения ему инструктажа, не имеющего удостоверения на право эксплуатации подъемника. Кроме того, он отсутствовал на месте производства работ, а также не убедился в надежной фиксации люльки на оголовке стрелы подъемника соответствующей чекой.

В целях профилактики и недопущения в дальнейшем подобных несчастных случаев при выполнении работ с МПРП Департамент полагает целесообразным рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:

  • ужесточить контроль за обеспечением требований по охране труда при эксплуатации МПРП подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями, являющимися их собственниками, осуществляющими техническое освидетельствование, а также организациями, эксплуатирующими МПРП по гражданско-правовым договорам, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • обеспечить безусловное соблюдение требований межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 июня 2004 г. № 78, Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70, Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52, ТКП 45-1.03-40-2006 (02250) Безопасность труда в строительстве. Общие требования;
  • осуществлять ввод в эксплуатацию МПРП в соответствии с требованиями эксплуатационных документов, технических нормативных правовых актов;
  • допускать в эксплуатацию МПРП (вновь приобретенные, арендованные или после капитального ремонта) после их освидетельствования и испытания уполномоченными лицами эксплуатирующей организации;
  • обеспечить содержание МПРП в технически исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию;
  • назначить из числа руководителей и специалистов лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию МПРП, содержание их в исправном состоянии, а также безопасное производство работ;
  • не допускать к эксплуатации МПРП, не имеющие паспортов организаций-изготовителей;
  • проводить техническое освидетельствование МПРП, а также техническое диагностирование в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями их эксплуатационных документов, технических нормативных правовых актов;
  • не допускать к работе (отстранять от работы) лиц в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующих необходимые средства индивидуальной защиты;
  • обеспечить проведение контроля за состоянием охраны труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159;
  • осуществлять допуск к управлению МПРП лиц соответствующей профессии и квалификации, прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175;
  • не допускать работающих и других лиц, не имеющих отношения к производимой работе, на место использования МПРП;
  • принять должные меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Источник: сайт Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь | ©photo

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Всемирный день охраны труда — 28 апреля 2017

 

Комментарии

Мероприятия

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×