Так звучала тема прошедшего на минувшей неделе в Могилеве выездного расширенного заседания Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов. Мероприятие было посвящено обсуждению проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» накануне предстоящего в начале апреля его рассмотрения в первом чтении нижней палатой Парламента.

Прошло выездное расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов
Прошло выездное расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов

До самого заседания, которое состоялось на базе ОАО «Могилевхимволокно», участники познакомились с организацией работы здесь по вопросам охраны труда. Это известное предприятие площадкой для важного диалога парламентариев с производственниками было выбрано не случайно. Рост производства, в том числе и за счет предстоящих инвестиционных проектов, реализация которых намечена на ОАО «Могилевхимволокно», модернизация существующих производственных процессов, их энергонасыщенность, наличие 33 опасных производственных объектов, большого количества рабочих мест с особыми условиями труда, безусловно, требуют повышенного и постоянного внимания к обеспечению безопасности труда и профилактике профессиональных заболеваний работающих.
При посещении цеха по производству полиэфирных полотен и прядильно-отделочного цеха завода синтетического волокна парламентарии на себе прочувствовали всю серьезность подходов к обеспечению безопасного труда работников: целевой инструктаж, выдача памятки по мерам безопасности посетителям и работникам подрядных организаций на территории предприятия, выдача берушей, строгое сопровождение группы должностными лицами по маршруту движения вдоль желтых ограничительных сигнальных линий, содержательно оформленные уголки по охране труда, новейшее немецкое оборудование с блокировочными фотоэлементами и предостерегающими надписями, обработанное специальным антистатическим моющим средством напольное покрытие…




















Причем образец первостепенного внимания к охране труда личным примером демонстрирует генеральный директор С.М. Пузевич, который, по словам заместителя главного инженера по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды В.В. Ясницкого, рабочий день начинает не с традиционного «Здравствуйте!», а с вопроса, адресованного службе охраны труда: «Всё ли в порядке?». Да и в ходе беседы с депутатами чувствовалось: генеральный директор – настоящий авторитет в решении локальных проблем охраны труда.


С большим интересом были выслушаны, просмотрены и эмоционально обсуждены презентации «Организация управления охраной труда в ОАО «Могилевхимволокно». Итоги работы по охране труда за 2012 год», с которой выступил главный инженер – первый заместитель генерального директора общества А.А. Рыбаков, а также «О порядке осуществления общественного контроля по охране труда в ОАО «Могилевхимволокно», продемонстрированная председателем профкома В.И. Зеньковым.




В конференц-зал предприятия были приглашены заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь И.Г. Старовойтов, начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь И.А. Карчевский, начальник Могилёвского областного управления Департамента государственной инспекции труда С.А. Жигунов, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Могилёвского горисполкома В.С. Киреев, руководство областного объединения профсоюзов, главные инженеры: РУП «Завод «Могилевлифтмаш», управляющей компании холдинга «Могилёвская молочная компания «Бабушкина крынка», ОАО «Строительный трест № 12», РУП «Могилёвское отделение Белорусской железной дороги», МГКУП «Горводоканал», РУП «Могилевэнерго», ОАО « Могилёвский металлургический завод».






 

Открывая заседание, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов (далее – Комиссия) В.Н. Василенко подчеркнул, что основной целью обсуждения является изучение практики применения законодательства об охране труда, а также рассмотрение конкретных вопросов в данной сфере, требующих решения на законодательном уровне.


В начале своего выступления заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь И.Г. Старовойтов охарактеризовал социальный эффект от реализации предусмотренных действующим Законом «Об охране труда» от 23.06.2008 года (далее – Закон) норм, проявившийся в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и социальной защищенности работающих.


Количество погибших в результате несчастных случаев на производстве уменьшилось с 207 человек в 2008 году до 172 человек в 2012 году, потерпевших на производстве – соответственно с 3000 до 2079 человек. Коэффициент частоты производственного травматизма (численность погибших и потерпевших на производстве на 1000 человек) снизился с 0,83 в 2008 году до 0,55 в 2012 году.
Сокращено 172 013 рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда (всего на начало 2012 года 744 901 указанное рабочее место).
Проведенная целенаправленная работа по улучшению условий труда позволила снизить в 2012 году по сравнению с 2008 годом число впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний на 39,2%. Так, в 2012 году в республике зарегистрировано 96 случаев впервые выявленных профессиональных заболеваний (в 2008 году – 158 случаев). Показатель профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих составил 0,23 (в 2008 году – 0,36).
Несмотря на тенденцию сокращения числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с учетом происшедших изменений в законодательстве, практики применения Закона, в том числе с учетом зарубежного опыта, нормы действующего Закона потребовали дальнейшего совершенствования. В этой связи далее Игорь Григорьевич Старовойтов озвучил предполагаемые основные дополнения и изменения в Закон.
С целью закрепления нормативных предписаний об основных направлениях государственной политики в области охраны труда законопроектом введена новая статья 5 «Основные направления государственной политики в области охраны труда».
Внесены редакционные изменения в части замены государственного контроля за соблюдением требований по охране труда в подчиненных им организациях на ведомственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в подчиненных, входящих в их состав (систему) организациях.
С целью урегулирования процедуры отказа работником от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, законопроектом предусмотрено, что при отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка (абзац четвертый части второй статьи 11 законопроекта).
Из статьи «Ограничения на выполнение отдельных видов работ» законопроектом исключена норма части второй статьи 10 Закона «Подъем и перемещение тяжестей вручную работающими сверх установленных предельных норм не допускаются. Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей вручную устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом». Это вызвано тем, что регулирование правоотношений в области профессионального спорта между профессиональным спортсменом и спортивным клубом (уполномоченным государственным органом в области физической культуры и спорта, спортивной федерацией, иной профессиональной спортивной организацией) осуществляется на основании заключенного трудового договора (трудового контракта), к которому применяются нормы трудового законодательства (включая требования по охране труда). Установление предельных норм подъема и перемещения тяжестей вручную для всех категорий работающих нецелесообразно.
В целях распространения норм и гарантий, предусмотренных статьями 262, 272, 274, 276 Трудового кодекса Республики Беларусь, на женщин и несовершеннолетних, привлекаемых к работам (оказанию услуг) работодателем на условиях гражданско-правового договора, законопроект дополнен статьей 15 «Охрана труда женщин» и статьей 16 «Охрана труда несовершеннолетних».
Вносимые дополнения в статью 17 «Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда» законопроекта расширяют обязанности работодателя по обеспечению охраны труда в части организации проведения предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования работников, занятых на работах с повышенной опасностью, на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, установленных законодательством, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья.
Также статьей 18 «Права работодателя в области охраны труда» законопроекта расширяются права работодателя в области охраны труда. В законопроекте предлагается закрепить норму, дающую право работодателю (абзац третий части первой статьи 18 законопроекта) проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов. Данное право может быть реализовано работодателем только при наличии достаточных оснований (запах алкоголя изо рта, нарушение речи, затруднение при сохранении равновесия и др.).
Новацией, содержащейся в статье 20 законопроекта, является то, что в микроорганизациях и малых организациях в случае невозможности выполнения обязанностей по охране труда работниками этих организаций, имеющими необходимую подготовку, наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) для оказания услуг в области охраны труда.
Законопроект дополнен новой статьей 22 «Услуги в области охраны труда», в которой закреплены нормы, устанавливающие виды услуг в области охраны труда, порядок предоставления их юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и обязательную аккредитацию юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), оказывающих эти услуги.
Законопроектом вводится статья 28 «Дополнительные специальные перерывы. Режим работы при неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях», которой устанавливается норма, расширяющую норму статьи 135 Трудового кодекса Республики Беларусь в части определения нанимателем дополнительных специальных перерывов в коллективном договоре и установления нанимателем режима работы, исключающего причинение вреда жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.
Из действующего Закона предлагается исключить главу шестую «Требования по охране труда при выполнении отдельных работ».
Все прозвучавшие нововведения вызвали различные и неоднозначные мнения и комментарии у собравшейся аудитории, особенно у представителей предприятий. Следует отметить, что к их аргументации и парламентарии, и разработчик законопроекта – Минтруда и соцзащиты – внимательно прислушивались. Было задано большое количество вопросов, что в конечном итоге способствовало результативной дискуссии и привело к появлению новых интересных предложений.


Активное участие в предметном разговоре приняли заместители председателя Комиссии Л.Н. Богданович, З.М. Мандровская, И.Г. Станкевич, члены Комиссии А.А. Волченков, О.Ф. Левшунов, Ж.Н. Мишур, Н.Г. Плаксицкий, а также представители Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь – заместитель начальника управления социального законодательства В.Н. Чаушник и главный советник данного управления В.М. Сморчкова.
Таким образом, проведенный профессиональный анализ позволил не только озвучить, но и сформулировать предложения, исходя из практики применения законодательства в области охраны труда. Сам формат мероприятия стал своего рода трибуной для информирования участников заседания о формах и методах работы по предупреждению и снижению уровня производственного травматизма, организации работы по его профилактике, проведению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Состоявшийся продуктивный диалог законодателей с работодателями стал лучшим доказательством неравнодушного, серьезного отношения профессионального сообщества к вопросам охраны труда.



Владимир Николаевич Василенко заверил собравшихся, что все поступившие конструктивные идеи будут обобщены комиссией, проанализированы и дополнительно проработаны с заинтересованными органами. Он высказал уверенность, что прошедшее деловое обсуждение законопроекта, внесенные предложения послужат дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере охраны труда, повысят ответственность нанимателей за создание безопасных и здоровых условий труда, а работников – за выполнение требований по безопасности работ. Всё это будет способствовать сохранению здоровья и жизни наших граждан.

Источник и фото: сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Комментарии   

R3tw3R
#1 R3tw3R 28.03.2013 08:02
наши министераства потиху "умнеют"
Может и толк выйдет:)
Цитировать
killman
#2 killman 28.03.2013 08:40
Это ж 3 минутах ходьбы от моего прадпрыемства было.
Теперь понятно, почему всё гайцами было усыпано.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Всемирный день охраны труда — 28 апреля 2017

 

Комментарии

Мероприятия

Нет событий

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×