Закон Республики Беларусь "Об охране труда" вступил в силу 2 января 2009 года. Этот правовой акт на законодательном уровне закрепляет сформировавшуюся систему регулирования общественных отношений в области охраны труда и обеспечивает условия для ее дальнейшего развития, сообщил в беседе с корреспондентом БЕЛТА начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Леонид Гракович.
Экономический эффект от применения норм закона об охране труда проявится в сокращении потерь, обусловленных травматизмом и заболеваемостью на производстве. Что касается социального эффекта от реализации предусмотренных законопроектом норм, то он заключается в сокращении производственного травматизма, общей и профзаболеваемости, в повышении безопасности труда и социальной защищенности работающих, снижении смертности населения (особенно людей трудоспособного возраста).
Закон состоит из преамбулы и восьми глав: "Общие положения", "Государственное управление в области охраны труда", "Право работающих на охрану труда", "Организация охраны труда", "Соответствие производственных объектов, оборудования и процессов, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда", "Требования по охране труда при выполнении отдельных работ", "Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда", "Заключительные положения". Леонид Гракович подчеркнул, что закон разработан на основе национального законодательства, международного опыта правового регулирования общественных отношений в области охраны труда.
Причем законом установлено право на охрану труда не только граждан, работающих по трудовым договорам, но и граждан, привлекаемых к труду по иным основаниям. Установление этих норм значительно расширило круг лиц, имеющих гарантии права на охрану труда и их социальную защищенность в этой сфере, особенно в негосударственном секторе экономики.
Закон закрепляет систему государственного управления охраной труда и определяет полномочия органов госуправления в этой области, что обеспечит усиление роли государственных институтов в реализации конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, повышение их ответственности за положение дел в отраслях и регионах. Предусмотрена возможность создания по инициативе нанимателя или профсоюза комиссии по охране труда на паритетной основе и определены ее функции.
"Анализ причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями свидетельствует о том, что около 40% таких происшествий происходит из-за незнания руководителями требований охраны труда, неумения организовать безопасное производство работ, - сказал Леонид Гракович. - Поэтому закон устанавливает обязательность прохождения руководителями всех уровней обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда".
Практика показывает, что важную роль в управлении охраной труда играют специалисты, которые организуют работу по данному направлению и осуществляют контроль за соблюдением требований безопасности. В связи с этим предусматривается создание служб охраны труда (введение в штат должности специалиста по охране труда) на всех уровнях управления и определяются их полномочия. Такая норма направлена на совершенствование организации охраны труда.
Как известно, основы безопасности работников должны закладываться еще на стадии проектирования и строительства объектов, конструирования производственного оборудования и организации технологических процессов. Для этого в закон включена статья, которой установлено, что требования охраны труда должны соблюдаться на стадии проектирования и строительства объектов производственного назначения. Теперь при их приемке обязательны заключения (согласования) по данному вопросу соответствующих органов государственного надзора и контроля. Кроме того, в законе заложены нормы по обеспечению безопасности продукции и процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Производственные риски во многих случаях обусловлены несоблюдением требований по охране труда к содержанию территории, плохим состоянием производственных помещений и оборудования, недостаточной организацией технологических процессов и рабочих мест, а также выполнением некоторых работ, особенно повышенной опасности. Поэтому в законе специально предусмотрены две главы, в которых установлены требования по охране труда к производственным объектам и процессам, а также при выполнении отдельных видов работ, применении инструмента.
Усилены нормы по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде. Закреплены полномочия государственной инспекции труда, государственной экспертизы условий труда, других госорганов надзора и контроля, а также органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Установлена норма, обязывающая республиканские органы госуправления и иные организации, подчиненные правительству, местные исполнительные и распорядительные органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций. Это обеспечивает создание системы управления охраной труда на всех уровнях.
По материалам БЕЛТА
Закон состоит из преамбулы и восьми глав: "Общие положения", "Государственное управление в области охраны труда", "Право работающих на охрану труда", "Организация охраны труда", "Соответствие производственных объектов, оборудования и процессов, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда", "Требования по охране труда при выполнении отдельных работ", "Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда", "Заключительные положения". Леонид Гракович подчеркнул, что закон разработан на основе национального законодательства, международного опыта правового регулирования общественных отношений в области охраны труда.
Причем законом установлено право на охрану труда не только граждан, работающих по трудовым договорам, но и граждан, привлекаемых к труду по иным основаниям. Установление этих норм значительно расширило круг лиц, имеющих гарантии права на охрану труда и их социальную защищенность в этой сфере, особенно в негосударственном секторе экономики.
Закон закрепляет систему государственного управления охраной труда и определяет полномочия органов госуправления в этой области, что обеспечит усиление роли государственных институтов в реализации конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, повышение их ответственности за положение дел в отраслях и регионах. Предусмотрена возможность создания по инициативе нанимателя или профсоюза комиссии по охране труда на паритетной основе и определены ее функции.
"Анализ причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями свидетельствует о том, что около 40% таких происшествий происходит из-за незнания руководителями требований охраны труда, неумения организовать безопасное производство работ, - сказал Леонид Гракович. - Поэтому закон устанавливает обязательность прохождения руководителями всех уровней обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда".
Практика показывает, что важную роль в управлении охраной труда играют специалисты, которые организуют работу по данному направлению и осуществляют контроль за соблюдением требований безопасности. В связи с этим предусматривается создание служб охраны труда (введение в штат должности специалиста по охране труда) на всех уровнях управления и определяются их полномочия. Такая норма направлена на совершенствование организации охраны труда.
Как известно, основы безопасности работников должны закладываться еще на стадии проектирования и строительства объектов, конструирования производственного оборудования и организации технологических процессов. Для этого в закон включена статья, которой установлено, что требования охраны труда должны соблюдаться на стадии проектирования и строительства объектов производственного назначения. Теперь при их приемке обязательны заключения (согласования) по данному вопросу соответствующих органов государственного надзора и контроля. Кроме того, в законе заложены нормы по обеспечению безопасности продукции и процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Производственные риски во многих случаях обусловлены несоблюдением требований по охране труда к содержанию территории, плохим состоянием производственных помещений и оборудования, недостаточной организацией технологических процессов и рабочих мест, а также выполнением некоторых работ, особенно повышенной опасности. Поэтому в законе специально предусмотрены две главы, в которых установлены требования по охране труда к производственным объектам и процессам, а также при выполнении отдельных видов работ, применении инструмента.
Усилены нормы по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде. Закреплены полномочия государственной инспекции труда, государственной экспертизы условий труда, других госорганов надзора и контроля, а также органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Установлена норма, обязывающая республиканские органы госуправления и иные организации, подчиненные правительству, местные исполнительные и распорядительные органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций. Это обеспечивает создание системы управления охраной труда на всех уровнях.
По материалам БЕЛТА