Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь ежемесячно анализирует состояние работы с обращениями граждан. Анализ работы с обращениями граждан показывает, что тематика вопросов, поднимаемых гражданами в обращениях, остается прежней.
Так за январь – сентябрь 2011 года по вопросам оплаты труда поступило 39,3 процента от общего количества обращений, в том числе несвоевременной выплаты заработной платы – 12,9 процентов, несвоевременной выплаты сумм, причитающихся работнику при увольнении – 12 процентов; увольнения с работы – 23,3 процента; предоставления отпусков – 6,7 процента, о работе по гражданско-правовым договорам - 6,2 процента, по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек – 4 процента; привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности – 3,8 процента, по приему на работу – 3,9 процента, о переводах – 2,3 процента, о расследовании несчастных случаев на производстве – 2,1 процента, по выдаче и использованию спецодежды и других средств индивидуальной защиты – 1,8 процента.
В настоящее время наметилась тенденция к росту количества обращений граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, за защитой и восстановлением нарушенных прав.
В связи с этим следует отметить, что пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам" (далее – Указ) установлено, что:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовые договоры), обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:
- порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;
- обязательство заказчика - юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее - заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
- обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подпунктах 1.3 и 1.4 пункта 1 Указа, и ответственность за их невыполнение;
- основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;
- ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки (подпункт 1.1. пункта 1 Указа);
Заказчик исходя из вида гражданско-правового договора обязан:
- предоставлять при необходимости места для выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие правилам охраны труда и требованиям техники безопасности;
- осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ;
- не допускать (отстранять) к выполнению работ, оказанию услуг, созданию объектов интеллектуальной собственности в соответствующий день граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам в местах, предоставленных заказчиком, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;
- обеспечивать беспрепятственный допуск представителей государственных органов и иных организаций, в компетенцию которых входит осуществление проверок и контроля за соблюдением законодательства, в том числе проверок условий выполнения работ, оказания услуг, создания объектов интеллектуальной собственности, а также представлять информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий;
- расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, определенном законодательством (подпункт 1.3. пункта 1 Указа);
Граждане, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, с учетом вида гражданско-правового договора обязаны:
- соблюдать соответствующие инструкции, правила и другие нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасным условиям выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правила поведения на территории, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях организации;
- использовать средства индивидуальной защиты;
- проходить в установленном порядке подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации, проверку знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности и медицинские осмотры.
Граждане, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если заказчиком не созданы или ненадлежащим образом созданы условия, предусмотренные гражданско-правовым договором для безопасного выполнения работ, оказания услуг, создания объектов интеллектуальной собственности (подпункт 1.4. пункта 1 Указа).
Согласно Положению о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение), Департамент осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
Положением установлено, что Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
- выявляет факты заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, которые согласно законодательству о труде должны осуществляться на основании трудового договора, и уведомляет органы прокуратуры о выявленных фактах нарушения законодательства для принятия необходимых мер;
- налагает в установленном законодательством порядке штрафы на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения требований заключения и выполнения существенных условий гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.
Статьей 6 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее-ТК) установлено, что не подпадают под действие ТК отношения по поводу осуществления обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством. Таким образом, при выполнении работ по гражданско-правовым договорам не действуют гарантии, установленные законодательством о труде.
Департаменту в соответствии с Положением не предоставлено право понуждения работодателя произвести выплату вознаграждения за выполненную работу. Таким образом, в случае несогласия с размером начисленного вознаграждения, нарушении сроков выплаты вознаграждения за выполненную работу гражданин вправе обратиться в суд.
На основании пункта 1.9 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, освобождаются от уплаты госпошлины за подачу исковых заявлений по спорам о взыскании платы за выполненную работу.
Источник: сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Комментарии
Так же мы интересовались как было начисление з.пл.в других регионах Р.Б.Ии выяснили .что были повышены именно оклады и медики существенно почувствовали повышение заработной платы и в том числе не был обижен и прочий персонал м .регистраторы.г ардеробщики .уборщики.лифте ры и т.д.Атак же мы узнали что не прекращались выделятся средства на овощи .нам их не дают более 5 лет .Когда мы поинтересовалис ь по чему нам нам был дан ответ .для того что бы выделить средства на овощи нужно сократить расходы на сан.курорт лечение . Звонили на горячую линию Слонимского горисполкома по вопросу повышения заработной платы .на что получили ответ .что город 2 категории и денег нет в бюджете .Когда как цены в магазинах и ком .услуги растут не смотря не на что .а стоимость на многие продукты и пром.товары в г.Минске гораздо ниже. чем у нас в г.Слониме .В Слониме зарплаты 1.5 мил.руб. 2 мил.руб.цены и ком.услуги у нас повышаются не смотря ни на то что город 2 категории.ни на что наши оклады .з.платы давно не соответствуют нынешним ценам и расценкам на услуги .Просим разьяснить правомерны ли действия наших бухгалтеров и экономистов .будут ли выведены тарифные ставки .оклады.с 1.09.2014 г.или далее будут только доплаты к прежнему окладу без учета доплаты за стаж .категорию и Ф.З.П.От работников Ц.Р.Б.города Слонима.
RSS лента комментариев этой записи