НПБ 19-2000

Здесь размещаем предложения и замечания по нормативным документам в области охраны труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности и т.д. действующим на территории Республики Беларусь
Ответить
Аватара пользователя
admin
Ведущий инженер
Сообщения: 3318
Зарегистрирован: 01 авг 2007 18:48
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 371 раз

НПБ 19-2000

Сообщение admin » 16 авг 2010 11:20

Столкнулись мы вот с таким документом: "Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь. Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения крыш. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 19-2000".
Документ написан не очень (мягко сказать) хорошо и установлены сроки испытания лестниц, которые приведут к разорению организаций. Вот мои предложения по внесению изменений в эти нормы:

1. Для единообразия понимания, о чем идет речь нормы необходимо дополнить терминами и определениями:
«В настоящих нормах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
лестница вертикальная: Лестница пожарная (эвакуационная), конструктивно состоящая из двух параллельных вертикальных тетив, жестко соединенных поперечными опорными ступенями.
лестница маршевая: Лестница пожарная (эвакуационная), конструктивно состоящая из жестко соединенных между собой маршей и площадок.
тетива: Продольный элемент конструкции лестницы, к которому крепятся опорные ступени.
марш: Конструкция, состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных поперечными опорными ступенями, и устанавливаемая наклонно под определенным углом.
балка: Элемент конструкции лестницы, посредством которого она крепится к опорным колонам или к стене здания.
площадка: Конструкция, состоящая из основания и жестко закрепленных к нему ограждений.
статическая нагрузка: Внешнее воздействие, которое не вызывает ускорений деформируемых масс и сил инерции.
остаточная деформация: Расстояние между контрольной точкой на испытываемом образце, находящемся в исходном состоянии, и этой же точкой на том же образце после снятия нагрузки.»
2. В п. 2.3 класс окраски конструкции равен VII, а в п. 4.8 – V. Надо определиться, какой класс нужен!
3. Согласно п. 3.4 лестницы подлежат испытанию 2 раза в год. Это не надо работать, а только и делать, что испытывать пожарные лестницы. Данное требование нелогично !!! Мы производим испытания деревянных лестниц 1 раз в 6 месяце, а металлических 1 раз в год. Так этими лестницами пользуются не реже 1 раза в 10-20 дней, а пожарными дай бог (а точнее не дай бог) чтобы хоть кто-то воспользовался 1 раз в год.
Поэтому, и не только, необходимо изложить п. 3.4 в следующей редакции:
«Наружные пожарные лестницы и ограждения кровли подлежат испытаниям при приемке объекта в эксплуатацию и не реже одного раза в пять лет должны подвергаться периодическим испытаниям. Наружные пожарные лестницы и ограждения кровли зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не менее одного раза в год необходимо проводить обследование целостности конструкции с составлением акта по результатам проверки. В случае обнаружения нарушений целостности конструкции производится их восстановление (ремонт) с последующим проведением испытаний на прочность»
Обоснование: Во многих крупных организация имеется огромное количество пожарных лестниц и для проведения испытаний, в соответствии с действующим НПБ 19-2000, необходимо организовывать отдельные участки по испытанию или выделять немалые финансовые средства. Для примера, на ОАО «Гродно Азот» имеется около 209 вертикальных лестниц, которые имеют 4809 ступеней и 624 пар балок крепления лестницы, а так же около 200 наклонных лестниц, которые имеют 9795 ступеней.
Кстати, предложенное изложение пункта взято из одноименного документа Российского производства. Они оказались честными перед собой и не лоббировали так открыто свои финансовые интересы.
4. В п.4.2 имеется требование «Место проведения испытаний необходимо обозначить площадкой безопасности. Визуальное отслеживание должно осуществляться за пределами площадки безопасности». Что подразумевается под термином площадка безопасности при испытании наклонных лестниц? Это ограждение места испытания в пределах одного марша или ограждение пространства около лестницы на уровне нулевой отметки лестницы? Если необходимо ограждать лестницу на уровне нулевой отметки лестницы, то данное требование выполнимо, но тогда процесс испытания сильно растягивается по времени. Если проводить испытание лестницы высотой 5-15 метров и более, после зацепки лебедки за ступеньку наклонной лестницы, работник, согласно п.4.2, должен выйти за пределы опасной зоны и наблюдать за происходящим в бинокль и так будет повторяться после испытания каждой ступеньки. Если на невысоких лестницах это допустимо, то на остальных это приведет к ухудшению условий труда и в результате таких переходов работник вправе рассчитывать, после проведении аттестации рабочего места, на установленные законодательством компенсации за вредные условия труда.
Предлагаю изложить п.4.2 в следующей редакции:
«Место проведения испытаний должно быть ограждено и обозначено предупреждающими знаками. В момент приложения испытательной нагрузки запрещается нахождение людей непосредственно на и под испытываемым элементом конструкции. Проверка состояния элементов испытуемой конструкции должно проводиться после снятия нагрузки».
5. Дополнить п.4.5 средствами измерений и изложить его в следующей редакции:
«Соответствие конструкций лестниц и ограждений требованиям пункта 2.1 проверяют визуально с применением соответствующих средств измерений (рулетка металлическая по ГОСТ 7502, линейка металлическая по ГОСТ 427, штангенциркуль по ГОСТ 166). Допускается применение современных средств измерений типа лазерного дальномера и т.п.
Предельные отклонения размеров не должны превышать значений в соответствии с ГОСТ 25772.»
6. В п.4.9 необходимо уточнить, что речь идет о вертикальной лестнице. Это становиться понятно только после прочтения п.4.10.
7. В пункте 4.9 говорится, что «величина прогиба или его отсутствие определяется с помощью динамометра». Непонятно как это возможно определить, т.к. прогиб – это вертикальное перемещение точек оси элемента и соответственно это единица длины, а динамометр измеряет усилие или момент.
• Динамометр или силомер, физ. техн., прибор для измерения механической работы или силы, основанный на сравнении приложенной силы с упругими силами, вызванными деформацией пружины.
Словарь, Брокгауз и Ефрон, 1890-1907
• Динамо?ме?тр (от др.-греч. ??????? — «сила» и ?????? — «измеряю») — прибор для измерения силы или момента силы, состоит из силового звена (упругого элемента) и отсчетного устройства.
Большая Советская Энциклопедия (БСЭ), 1969-1978
8. Нигде в документе не встречается фраза околличестве испытуемых ступенек, соответственно напрашивается вывод о том, что необходимо испытывать все. Обоснование изменения данного пункта я изложил п.3. Поэтому предлагаю дополнить п.4.9 следующим абзацем:
«Испытаниям подлежит каждая пятая ступень лестницы.»
9. В п.4.10 дается ссылка на не существующий пункт 3.7. Вероятно имелось ввиду, что «испытания проводятся аналогично п.4.9».
10. В п.4.11 предложение несогласованно и логически не окончено. Предлагаю изложить первое и второе предложение п. 4.11 в следующей редакции:
«Прочность балки крепления вертикальной лестницы к стенке здания проверяется путем прикладывания (рисунок 2) нагрузки величиной М, рассчитанной по формуле (1). Нагрузка прикладывается вертикально вниз в месте крепления балки, выходящей из стены, с одной из тетив лестницы.»
11. В п.4.13 для расчета испытательной нагрузки площадки лестницы необходимо применять формулу (1), в которой одно из значений числителя это Н – высота лестницы. Как можно соотнести прочность площадки с высотой лестницы? В данном случае наиболее правильным будет применение формулы (3) из ГОСТ Р 53254-2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний»
Рплощ = ( ( S*K2 ) / ( K4*X ) ) * K3
где, S - площадь площадки лестницы, м2;
K2 - максимальная нагрузка, создаваемая одним человеком (пожарным), принимается равной 1,2 кН (120 кгс);
K3 - коэффициент запаса прочности, принимается равным 1,5;
K4 - коэффициент, численно равный величине проекции человека на горизонталь, м2, принимается равным 0,5;
Х - количество балок, при помощи которых площадка крепится к стене, шт.
12. Изложить п.4.15 в следующей редакции:
«Прочность ограждения крыши здания проверяется путем прикладывания горизонтальной нагрузки в точках, расположенных на расстоянии не более 10 м друг от друга, но не менее чем в 5 местах, по всему периметру здания».
13. В НПБ 19-2000 ничего не сказано о том нужно ли составлять акт или протокол испытания. Предлагаю дополнить НПБ 19-2000 пунктом 5.3 и Приложением 2
«5.3 По результатам испытаний составляется протокол с заключением о соответствии лестницы или ограждения кровли здания требованиям НПБ 19-2000».
Приложение 2
« » 20__ г.
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ №
1 ____________________________________________________________
(наименование испытываемого объекта)
2 ____________________________________________________________________________________________
(характеристики испытываемого объекта: длина лестницы (м), количество ступеней в
______________________________________________________________________________________________
лестнице, количество балок крепления лестницы к стене, наличие ограждения лестницы)
3 Условия проведения испытаний _____________________
4 Средства испытаний ______________________________
5 Визуальный осмотр лестницы _____________________
6 Расчет величины нагрузки на лестницу:______________
7 Результаты испытаний
№ п/п Наименование испытываемого элемента Количество испытываемых точек Нагрузка, кН (кгс) Результаты испытаний
1
2
3
4

8 Выводы по результатам испытаний:

Испытания проводили:»
Вложения
GOST R 53254-2009.pdf
ГОСТ Р 53254-2009 "ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ НАРУЖНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ. ОГРАЖДЕНИЯ КРОВЛИ. Общие технические требования. Методы испытаний". Это Российский аналог нашего НПБ 19-2000.
(143.96 КБ) 1103 скачивания

Ответить