Охрана труда — была и остается важнейшей социально-экономической проблемой, требующей к себе постоянного внимания со стороны государства, нанимателей, объединений работников. Неудовлетворительные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания несут обществу большие экономические потери. Охрана труда для работника — единственный способ сохранить самое главное богатство — жизнь, здоровье и трудоспособность. Она должна быть неотъемлемой и строго выполняемой частью его трудовых обязанностей.
Трудовое законодательство регулирует одну из важнейших сфер жизнедеятельности человека — сферу применения труда и выполняет в обществе две функции: производственную и защитную, способствуя тем самым правовому обеспечению развития экономики, осуществлению гарантий прав человека в сфере труда.
До 1 января 2018 г. Департамент государственной инспекции труда надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь» осуществлял в основном при проведении плановых и внеплановых проверок. По результатам плановых проверок, как правило, государственными инспекторами труда составлялись акты проверок, выносились требования (предписания) об устранении выявленных в ходе проверок нарушений законодательства о труде и (или) об охране труда. Вместе с тем, по результатам проверок, в зависимости от совершенного правонарушения виновные должностные лица и юридические лица привлекались к административной ответственности в виде штрафов. Избежать штрафных санкций, исправить имевшие место в организации нарушения законодательства о труде и об охране труда до назначения и проведения плановой проверки возможно было, проверив состояние дел в организации на предмет соответствия действующего законодательства, написав заявление в Департамент государственной инспекции труда (областные управления и межрайонные отделы) с просьбой о проведении внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта. В ходе установления при проведении внеплановых проверок по заявлению проверяемого субъекта нарушений норм законодательства о труде и об охране труда ни юридическое лицо, ни должностные лица юридического лица к административной ответственности ни привлекались.
В связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» порядок работы контрольных (надзорных) органов претерпел ряд изменений. Одним из существенных изменений явилась замена плановых проверок – выборочными, которые начнут проводиться в 2019 году.
Казалось бы, проверяемым субъектам можно расслабиться, однако бдительные руководители организаций, которые заботятся о соблюдении законодательства, заинтересованы в проведении профилактических мер, направленных на устранение нарушений.
Следует отметить, что пунктом 23 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» установлено, что настоящий Указ не применяется при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий по заявлению проверяемого субъекта.
Так, при поступлении заявления от субъекта хозяйствования о проведении у него обследования соблюдения законодательства о труде и (или) об охране труда начальником структурного подразделения Департамента государственной инспекции труда принимается решение о его проведении либо отказе в проведении, о чем в течении пяти рабочих дней с момента поступления заявления субъект информируется письмом.
Результаты обследования, в ходе которого не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются государственным инспектором труда справкой обследования.
При обнаружении в ходе обследования на территории и (или) объектах субъекта нарушений (недостатков), не создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, государственным инспектором труда, проводящим обследование, субъекту в течение двух рабочих дней с момента окончания обследования вручаются под роспись либо направляются рекомендации.
При обнаружении в ходе обследования нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, государственным инспектором труда, проводящим обследование, в рекомендацию включаются предложения о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования.
Субъект, получивший рекомендации Департамента по устранению выявленных в ходе обследования нарушений (недостатков), вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом структурное подразделение Департамента (межрайонный отдел), проводившее обследование, в установленный им срок.
В случае неустранения субъектом выявленных в ходе обследования нарушений (недостатков) начальником структурного подразделения Департамента или его уполномоченным заместителем может быть инициировано назначение внеплановой проверки.
При выявлении в ходе обследования нарушений (недостатков) законодательства о труде и (или) охраны труда меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.
Заявления на проведение обследования оформляются на имя начальника областного управления Департамента государственной инспекции труда, подписываются руководителем (его уполномоченным лицом) организации. Суть заявления — просьба о проведении в организации обследования соблюдения законодательства о труде и (или) об охране труда, при этом можно конкретизировать определенный месяц текущего года, в котором хотелось бы провести обследование.