С 1 октября 2012 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 332).
Указ № 332 разработан Советом Министров, Комитетом государственного контроля и Администрацией Президента Республики Беларусь с участием представителей бизнес-сообщества во исполнение данных Главой государства поручений по оптимизации контрольной (надзорной) деятельности и сокращению количества проверок.
В соответствии с данным Указом внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510). В частности, в новой редакции изложен перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, а также критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.
Указ № 332 определил формы профилактической работы контролирующих (надзорных) органов. Утверждено Положение о порядке проведения мониторинга, в котором установлены задачи и полномочия контролирующих (надзорных) органов при проведении мониторингов, а также предусмотрено, что при добровольном устранении субъектом нарушений санкции к нему по результатам мониторинга не применяются.
Из-под действия Указа № 510 с 1 октября 2012 г. дополнительно выведен ряд мероприятий, в том числе технические (технологические, поверочные) мероприятия.
Расширен круг субъектов, которые могут быть проверены в рамках Указа № 510, в том числе в «мораторный» период. К числу проверяемых субъектов отнесены лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, а также временные антикризисные управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. В мораторный период Комитетом государственного контроля может быть назначена внеплановая проверка субъекта, совершающего (совершившего) сделки (операции) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.
Изменен порядок планирования проверок. В частности, субъекты, которые добросовестно исполняют законодательство и не имеют задолженности перед бюджетом, будут проверяться не чаще одного раза в пять лет. С 1 января 2013 г. планирование проверок будет осуществляться по системе («вертикали») госоргана, т.е. с учетом проверок, проведенных как контролирующим (надзорным) органом, планирующим проверку, так и его вышестоящим контролирующим (надзорным) органом, их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями.
Определены последствия признания проверки незаконной и усилена ответственность за незаконные проверки. Конкретизированы основания для отвода (самоотвода) проверяющих.
Уточнены полномочия государственных органов (организаций) и должностных лиц по принятию отдельных решений в ходе проверок и по их результатам. Премьер-министру Республики Беларусь предоставлено право назначать внеплановые проверки. Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе будет принимать решения о проведении повторной проверки контролирующими (надзорными) органами субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период. Министерство здравоохранения и органы государственного санитарного надзора получили право назначать внеплановые оперативные тематические проверки законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Руководители Департамента ценовой политики Министерства экономики и облисполкомов (Минского горисполкома) вправе назначать внеплановые проверки в целях оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании.
Указом № 332 предусмотрено, что проверки, проводимые вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверки, проводимые органами Комитета госконтроля или прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов, не являются совместными.
Изменен порядок утверждения и применения контрольного списка вопросов (чек-листа). Совет Министров Республики Беларусь будет определять перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер, обязанных применять (в которых применяется) чек-лист. Право утверждать формы контрольного списка вопросов (чек-листа) предоставлено республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь.
С учетом практики уточнены отдельные процедурные вопросы проверок, в том числе требования к оформлению акта (справки) проверки. В частности, предусмотрена возможность внесения дополнений и (или) изменений в предписание на проведение проверки. Продление срока действия предписания о приостановлении (запрете) деятельности субъекта осуществляется только в судебном порядке. Определены особенности проведения проверок при отсутствии проверяемого субъекта и его представителей по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), известному контролирующему (надзорному) органу.
Изменен порядок назначения и проведения проверок по поручениям правоохранительных органов. Органы уголовного преследования получили право поручать проведение проверок не только органам ведомственного контроля, но и иным контролирующим (надзорным) органам, за исключением органов Комитета госконтроля.
Что немаловажно, Указ № 332 не только позволяет снять отдельные спорные вопросы, касающиеся процедуры проверок, но и содержит механизм защиты субъектов хозяйствования от незаконного вмешательства в их деятельность, включая дополнительные гарантии для тех, кто добросовестно исполняет законодательство.
Комментарии
Зачем вообще тогда этот указ? Каждый год ведь ходить будут!
Помните как Президент в самом начале действия своего указа обещал разобраться с монитирингом. Ну вот и разобрался.
че-та я не понял... Они что, законодательств о собрались проверять или все-таки соблюдение законодательств а?
Ну, писаки...
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 5 сентября 2012 г. № 97 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 144» (зарегистрирова но в НРПА 28 сентября 2012 г. № 8/26435)
«Основными формами осуществления Департаментом государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ надзора за соблюдением законодательств а о труде и об охране труда являются проведение:
проверки работы по соблюдению требований законодательств а о труде и об охране труда, выполнению уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам. Департаментом в соответствии с законодательств ом проводятся плановые, внеплановые, контрольные и дополнительные проверки за соблюдением законодательств а о труде и об охране труда;
мониторинга соответствия деятельности субъекта требованиям законодательств а о труде и об охране труда.»
RSS лента комментариев этой записи