Услуги по охране труда, разработка СУОТ, документы и аудит охраны труда

Неотъемлемую часть современного производственного процесса составляют транспортные средства, которые являются источниками повышенной опасности, в связи с чем задача работодателей принять все необходимые меры для организации безопасной их эксплуатации.

По оперативным данным Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в истекшем периоде 2022 года [прим. ОТБ - 9 месяцев] в организациях Могилевской области при эксплуатации транспортных средств погибло 4 работника. 15 тяжело травмированы и 15 работников получили травмы, не относящиеся к числу тяжелых производственных травм. При этом 8 из них получили травмы в результате дорожно-транспортных происшествий.

Так, 12.02.2022 произошел несчастный случай со смертельным исходом с маляром завода «Могилевтрансмаш» открытого акционерного общества «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ».

Потерпевший проходил по проезду участка сборки, сдачи автомобильной техники и проведения приемо-сдаточных испытаний рядом с самосвалом с работающим двигателем. Когда он поравнялся с кабиной, самосвал внезапно начал движение вперед при этом толкнул потерпевшего, который упал и попал под задние колеса самосвала, получив при этом травмы не совместимые с жизнью.

Причинами несчастного случая явились:

  • нарушение водителем автомобиля требований инструкции по охране труда, выразившееся в не убеждении в безопасности движения автомобиля для окружающих перед началом движения автомобиля, не соблюдении правил дорожного движения при передвижении;
  • нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда, выразившееся в том, что при встрече транспортного средства на проезде, он не остановился в безопасном месте, не пропустил транспорт, а продолжил движение.

В результате наезда фронтального универсального погрузчика «Амкодор-352 С-02» 28.02.2022 погиб животновод открытого акционерного общества «Говяды-агро» — управляющая компания холдинга», осуществлявший чистку кормового стола на ферме.

Причинами несчастного случая определены:

  • допуск потерпевшего и тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства к выполнению работ без инструктажа по охране труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • неосуществление инженером по охране труда контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, что выразилось в том, что он не выявил и не пресек выполнение работ животноводом и трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства, не прошедшими инструктаж по охране труда и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда, выразившееся в нахождении в зоне работы погрузчика;
  • не обеспечение трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства безопасности окружающих в процессе выполнения работ, выразившееся в движении на погрузчике при нахождении в зоне его работы потерпевшего.

31.05.2022 был тяжело травмирован гражданин, оказывавший механизированные услуги на тракторе колесном МТЗ-82 Л, по гражданско-правовому договору, заключенному с закрытым акционерным обществом «АСБ-Агро Тетерино».

Потерпевший, выполняя раздачу кормов в сарае молочно-товарного комплекса «Тетерино» на тракторе с кормораздатчиком РСК-12-2, обратил внимание, что опустилась задняя навеска трактора. Для того чтобы поднять ее он вышел из трактора и, не заглушая его и не отключая вращение карданного вала, подошел к задней навеске трактора с левой его стороны. Наклонившись в сторону навески, начал металлической цепью подцеплять опустившуюся навеску, в этот момент вращающийся карданный вал, не защищенный защитным кожухом, зацепил край не застёгнутой куртки потерпевшего и сорвал ее с него. По инерции потерпевший ударился об вращающийся карданный вал, после чего его отбросило и он упал на землю.

Допуск к эксплуатации кормораздатчика РСК-12-2, не имеющего ограждения карданного вала, и непроведение потерпевшему инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда при выполнении работ по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства с применением кормораздатчика РСК-12-2 явились причинами данного несчастного случая.

02.06.2022 животновод Открытого акционерного общества «Сож-Агро» оказался зажатым между задним навесным устройством и правым колесом трактора. При этом продолжавшее вращаться колесо трактора тяжело травмировало живот, правую руку и правую ногу потерпевшего.

Причинами несчастного случая явились эксплуатация трактора МТЗ 82 с неисправной тормозной системой, а также нарушение трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства требований инструкции по охране труда, выразившееся в выполнении им работы на тракторе при имеющихся нарушениях требований охраны труда (неисправность тормозной системы), и в допуске к выполнению работ по присоединению карданного вала вакуумной станции к валу отбора мощности трактора, лица, не связанного с выполнением данной работы.

06.07.2022 в квартале 41 Любоничского лесничества был обнаружен смертельно травмированный машинист трелевочной (лесозаготовительной) машины ГЛХУ «Бобруйский лесхоз», который был зажат между землей и рамой кабины опрокинувшегося фарвардера Амкадор-2661. В настоящее время проводится специальное расследование.

В истекшем периоде 2022 года зарегистрировано два несчастных случая, приведших к тяжелым производственным травмам, происшедших с работниками, эксплуатирующими гужевой транспорт.

Так, 26.06.2022 при перегоне крупного рогатого скота был тяжело травмирован животновод открытого акционерного общества «Белыничский райагропромтехснаб», который, двигаясь на гужевом транспорте по крутому спуску, натянул вожжи для того, чтобы притормозить коня, и съехал на обочину. При этом конь лягнул его правой задней ногой, ударив потерпевшего копытом в правую руку.

Причинами несчастного случая, наряду с непредвиденным поведением животного, явились допуск к эксплуатации гужевой повозки, имеющей специально оборудованное сиденье, расположенное таким образом, что конь смог достать задней ногой ездового, допуск к управлению гужевой повозкой потерпевшего, не прошедшего производственное обучение и инструктаж по охране труда по профессии конюх, а также нарушение потерпевшим требования локального правового акта по охране труда, что выразилось в управлении гужевым транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

11.08.2022 произошел несчастный случай, приведший к тяжелой производственной травме, происшедший с животноводом ОАО «Октябрь-Березки». Потерпевший производил перевозку на гужевом транспорте двух рулонов сена. При перевозке лошадь стала вести себя непредвиденно, резко увеличила скорость, перешла в «галоп», в результате чего потерпевший не удержался на повозке и упал на землю. Причиной несчастного случая явилось непредвиденное поведение животного.

В результате дорожно-транспортных происшествий:

13.01.2022 произошел несчастный случай, не относящийся к числу тяжелых, с водителем автомобиля ОАО «Автомобильный парк № 3 г. Могилева». Причиной несчастного случая стало нарушение Правил дорожного движения потерпевшим;

03.03.2022 произошел тяжелый несчастный случай с работниками Осиповичский филиал Автопарк № 19 ОАО «Могилевоблавтотранс». Расследование не завершено;

22.03.2022 произошел групповой несчастный случай с водителем автомобиля, электромонтёром по ремонту и обслуживанию электрооборудования и главным инженером Могилевской дистанции электроснабжения РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги». Расследование не завершено;

25.05.2022 произошел несчастный случай, не относящийся к числу тяжелых, с кондуктором Бобруйского филиала Автобусный парк № 2 ОАО «Могилевоблавтотранс». Причиной несчастного случая стало нарушение Правил дорожного движения водителем автобуса;

26.06.2022 тяжело травмирован работник ОАО «Спецавтопредприятие», который, работая на проезжей части, был сбит движущимся автомобилем. Причиной несчастного случая явилось нарушение Правил дорожного движения самим потерпевшим;

05.07.2022 произошел несчастный случай с работниками Филиала Могилевского республиканского унитарного предприятия электроэнергетики «Могилевэнерго» «Вендорож». Причиной несчастного случая стало нарушение правил дорожного движения самим потерпевшим.

Требования безопасности дорожного движения определены Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее — Правила дорожного движения), а государственные нормативные требования по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского наземного электрического транспорта установлены Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128.

Необходимо напомнить, что в соответствии с подпунктами 2.5 и 2.6 Комплекса мер по предупреждению гибели и травмирования людей, по укреплению производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, безопасности производственной деятельности в организациях Могилевской области на 2022 год, утвержденного протоколом заседания комиссии по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при Могилевском облисполкоме от 27.12.2021 № 7, горрайисполкомам и организациям Могилевской области поручено обеспечить организацию проведения водителям автомобилей и работникам, совмещающим данную профессию: проверки знаний Правил дорожного движения, при допуске к самостоятельной работе и периодически — не реже 1 раза в три года, а также повторных инструктажей по охране труда не реже 1 раза в 3 месяца.

Для обеспечения безопасной эксплуатации особую роль играет техническая исправность самих транспортных средств, соответствие их требованиям технической документации, нормативным правовым актам, в том числе техническим нормативным правовым актам.

Немаловажное значение для организации безопасной эксплуатации транспортных средств имеет и технологически правильная организация ремонтных работ на транспорте, механизация и модернизация этого процесса.

Вместе с тем, в организациях области в истекшим периоде 2022 года зарегистрирован ряд несчастных случаев, происшедших при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств.

Так, при проведении шиномонтажных работ 1 работник погиб, 4 работника получили тяжелые травмы и 2 — легкие, при выполнении работ ремонту двигателя и трансмиссии травмы, не относящиеся к числу тяжелых, получили 3 работника. После завершения работы по замене масла в двигателе автомобиля упал с бампера и получил легкую травму водитель автомобиля, еще один водитель автомобиля упал при спуске из кабины транспортного средства, один работник был легко травмирован в результате взрыва аккумуляторной батареи.

На основании вышеизложенного и в целях предупреждения несчастных случаев на производстве при эксплуатации транспортных средств Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным следующее.

1. Довести настоящее информационное письмо до сведения комитетов и управлений облисполкома, горрайисполкомов и организаций, расположенных на территории Могилевской области.

2. Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома, горрайисполкомам:

2.1 организовать и провести ревизию гужевого транспорта, эксплуатируемого в сельскохозяйственных организациях области, на предмет соответствия его требованиям безопасности. Исключить эксплуатацию неисправного гужевого транспорт;

2.2 запретить допуск к управлению гужевым транспортом лиц не прошедших инструктаж по охране труда.

3. Руководителям комитетов и управлений облисполкома, председателям горрайисполкомов рассмотреть настоящее письмо на заседаниях коллегиальных органов, комиссиях по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, потребовать от руководителей подчиненных организаций (организаций, расположенных на подведомственной территории) следующее:

  • при эксплуатации транспортных средств обеспечить безусловное соблюдение требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов, регламентирующих требования по охране труда, безопасности дорожного движения, а также технической (эксплуатационной) документации;
  • обеспечить проведение внеочередной проверки знаний с работниками и должностными лицами, нарушающими требования безопасности труда при эксплуатации транспортных средств;
  • обеспечить проведение внепланового инструктажа с работниками организаций, эксплуатирующих транспортные средства, по настоящему информационному письму;
  • ужесточить контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
  • исключить случаи допуска работников к эксплуатации транспортных средств без наличия соответствующей квалификации, обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний по вопросам охраны труда и обязательного медицинского осмотра;
  • проведение ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию транспортных средств производить в строгом соответствии с разработанной и утвержденной технологической документацией, определяющей конкретные способы и приемы безопасного выполнения работ;
  • к проведению ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию транспортных средств допускать работников, имеющих соответствующую квалификацию по профессии, прошедших обучение, стажировку, инструктаж по охране труда, проверку знаний по вопросам охраны труда, обеспеченных средствами индивидуальной защиты;
  • информировать работников о способах и приемах безопасного выполнения ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию транспортных средств;
  • неукоснительно проводить в установленном порядке предрейсовые и иные медицинские обследования водителей автомобилей;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, не допуская к участию в дорожном движении неисправный транспорт;
  • обеспечить организацию проведения водителям автомобилей и работникам, совмещающим данную профессию, проверки знаний Правил дорожного движения: при допуске к самостоятельной работе и периодически - не реже 1 раза в три года, а также повторных инструктажей по охране труда не реже 1 раза в 3 месяца.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Подпишись

Обзор законодательства и новостей охраны труда 2 раза в месяц
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.

Политика