В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь об ужесточении требований и контроля за организацией и содержанием строительных площадок Госпромнадзором в 2015 году ежеквартально на строительных площадках республики проводились проверки от 160 до 320 организаций строительного комплекса, в которых эксплуатируется свыше 3000 ед. грузоподъемных кранов.
В отдельные кварталы фиксировалось более 800 нарушений законодательства в области промышленной безопасности (I квартал – 328 нарушений; II квартал – 832, III квартал – 603).
За 9 месяцев 2015 года в ходе проверок приостановлена работа 21 ед. грузоподъемных кранов, привлечено к административной ответственности 46 работников, направлено на внеочередную проверку знаний требований промышленной безопасности 160 руководителей и ответственных специалистов.
Характерными нарушениями являются:
- эксплуатация кранов без проведения технического диагностирования и/или технического освидетельствования;
- отсутствие надзора (производственного контроля) за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов;
- неисправность приборов безопасности;
- недопустимый износ канатов;
- невыполнение ранее выданных требований (предписаний);
- неудовлетворительное состояние крановых путей башенных кранов;
- назначение специалистов, не прошедших в установленном порядке повышение квалификации, допуск к выполнению работ по строповке грузов необученных работников;
- невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по обеспечению безопасных условий труда для подчиненных при эксплуатации грузоподъемных кранов;
- сознательное, а порой вынужденное нарушение требований технологических регламентов и проектов производства работ по безопасности ответственными специалистами и персоналом;
- нахождение людей в опасной зоне работы крана.
Неоднократно установлено, что применяемая организационно-технологическая документация (ПОС, ППР) носит общий характер. В названных документах даются ссылки на нормативные правовые акты и не содержится конкретных решений по обеспечению безопасной эксплуатации крана при работе в стесненных условиях, вблизи жилых зданий, дорог общего пользования, котлованов. Указанные причины приводят к необходимости доработки ПОС, ППР и, соответственно, к несвоевременному пуску кранов в работу.
Эксплуатация грузоподъемных кранов в строительном комплексе осуществляется в условиях, когда значительная часть из них (74%) отработала нормативный срок службы, установленный заводами-изготовителями. Так, на строительных площадках республики используются башенные краны (КБ-160, КБ-503, КБ-573, КБ-674), находящиеся в эксплуатации более 30-ти лет. Не проводится замена монтажных гусеничных и пневмоколесных кранов (РДК-25, ДЭК, МКП-25, КС-4353), козловых (КК-10-20, ККС-10-32, КК-20-32) и других кранов, многократно отработавших свой ресурс. При этом не решен вопрос создания специализированных предприятий, которые могли бы производить капитальные и капитально-восстановительные ремонты грузоподъемных кранов.
И если в последние годы наблюдается тенденция на обновление парка башенных и стреловых самоходных кранов (в 2007 г. количество отработавших нормативный срок службы башенных кранов составляло 95%, в 2015 г. - 57%, стреловых самоходных кранов 85% - в 2007 г. и 63% - в 2015 г.), то обновление кранов мостового типа практически не происходит (сегодня 93% отработали нормативный срок службы).
По типам кранов процентное соотношение грузоподъемных кранов всего и отработавших нормативный срок службы выглядит следующим образом^
Cтреловых самоходных | Башенных | Мостовых | Козловых | |
Количество грузоподъемных кранов, всего | 1311 | 614 | 1084 | 188 |
Количество грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы | 826 | 352 | 1017 | 177 |
% | 63 | 57 | 93 | 93 |
При этом на предприятиях строительной отрасли не всегда имеются перспективные планы по замене (модернизации, реконструкции) грузоподъемных кранов с истекшими сроками эксплуатации, согласованные с органами государственного управления и включенные в бизнес-планы предприятий.
Исходя из анализа происшествий, связанных с грузоподъемными кранами, можно утверждать, что практически половина их происходит на объектах и предприятиях строительной отрасли.
Так, в 2013-2014 годах из 18 учтенных Госпромнадзором происшествий 7 произошли в организациях, непосредственно подчиненных Министерству архитектуры и строительства (далее – Министерство). В 2015 году произошли 11 несчастных случаев, связанных с работой кранов, как на объектах, где ведется строительство организациями различной ведомственной подчиненности, так и на промышленных предприятиях, подведомственных Министерству. В большинстве случаев причинами аварий, инцидентов и несчастных случаев с грузоподъемными кранами на строительных площадках являются неудовлетворительное состояние системы обеспечения промышленной безопасности в организациях строительного комплекса, несоблюдение техническим персоналом этих организаций требований предприятий-изготовителей грузоподъемных кранов в части периодических проверок и технического обслуживания оборудования.
На отдельных предприятиях и в организациях строительного комплекса не работает система планово-предупредительных ремонтов и осмотров грузоподъемных кранов. Это подтверждают материалы расследований произошедших в сентябре и ноябре 2015 года аварий (падений) башенных кранов, принадлежащих подведомственным предприятиям Министерства:
- ОАО «УМ №79» - 28.09.2015 на строительном объекте «Строительство жилого дома №16 в квартале ул. Грушевская – Щорса» в г. Минске;
- ОАО «Бобруйский завод КПД» - 06.11.2015 на строительном объекте «Многоквартирный жилой дом ГП-13 по бульвару Березинскому, 53, микрорайон №7 в г. Бобруйске».
В обоих случаях было установлено, что из-за неудовлетворительного технического состояния узлов и устройств кранов (кранового пути), влияющих на безопасную эксплуатацию кранов, произошло их падение. Это стало возможным вследствие некачественного (не в полном объеме) выполнения регламентных работ по осмотру и проверке грузоподъемных кранов и крановых путей ответственными специалистами предприятий-владельцев кранов.
В целях снижения аварийности и травматизма при эксплуатации кранового оборудования на строительных площадках Госпромнадзором предложено Министерству организовать системную работу в области промышленной безопасности и совместно с Госпромнадзором разработать план комплексных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на подъемных сооружениях, включив в него следующие мероприятия:
- Принять ведомственный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок внедрения в ведомстве системы управления промышленной безопасностью, принципы и основные требования к созданию указанной системы в подведомственных организациях, обязанности и полномочия руководителей и лиц, ответственных за организацию работ в области промышленной безопасности.
- Организовать разработку и принятие совместно с Госпромнадзором технического нормативного правового акта, регламентирующего проведение технического диагностирования и критерии продления срока безопасной эксплуатации башенных кранов, отработавших нормативный срок службы.
- Внести дополнения в ТКП 45-5.01-276-2013 (02250) «Основания и фундаменты зданий и сооружений. Рельсовые пути башенных кранов. Нормы проектирования и правила устройства», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 января 2013 г. № 38, в части проектирования, изготовления и эксплуатации тупиковых упоров крановых путей башенных кранов.
- Организовать методическое руководство и контроль соблюдения на подведомственных предприятиях системы планово- предупредительных ремонтов (технического обслуживания и ремонта), других аналогичных систем поддержания в исправном состоянии грузоподъемного оборудования.
- Рассмотреть вопрос о создании специализированных предприятий по капитальным и сложным ремонтам башенных и стреловых самоходных кранов.
- Обязать руководителей подведомственных предприятий принимать меры по выводу из эксплуатации предельно изношенных грузоподъемных кранов, многократно отработавших нормативные сроки службы.
- Изучить совместно с заинтересованными организациями вопросы и принять меры по повышению качества разрабатываемой в строительстве организационно-технологической документации (ПОС, ППР) в части конкретизации проектных решений, определяющих технические средства и методы работы при эксплуатации грузоподъемных кранов, для обеспечения выполнения требований законодательства в области промышленной безопасности.
Дополнительно, для более эффективного осуществления контрольной (надзорной) деятельности с целью повышения уровня профилактики случаев аварийности и травматизма на строительных объектах при эксплуатации поднадзорных Госпромнадзору грузоподъемных кранов, предложено дополнить Перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105, мероприятием по обследованию грузоподъемных кранов на строительных объектах на предмет технического состояния и соблюдения условий их безопасной эксплуатации.
Источник: сайт Госпромнадзора | @photo by Коммерческий курьер