28.09.2015 во время выполнения работ на объекте «Строительство жилого дома № 16 по ул.Грушевская» в г.Минске произошло опрокидывание (падение) башенного крана КБ-503Б, владельцем которого является ОАО «Управление механизации №79» (далее – ОАО «УМ № 79»), вследствие схода его с рельс кранового пути и потери устойчивости.
В результате падения крана машинист крана получил травму, относящуюся к тяжелой.
В ходе технического расследования причин аварии было установлено, что машинист крана перед началом работы проверил исправность действия концевого выключателя ограничителя механизма перемещения крана только со стороны правого окончания кранового пути. Далее в ходе работы при перемещении груза в сторону левого окончания кранового пути осуществлял движение краном в сторону, противоположную направлению стрелы с грузом, из-за чего тупиковые упоры и выключающая линейка (копир) на левом окончании кранового пути находились вне зоны его визуального контроля. При подходе крана к копиру на левом окончании кранового пути машинист крана не выключил механизм передвижения крана, при этом концевой выключатель при прохождении копира не сработал и отключение механизма передвижения крана не произошло. Кран продолжил движение до тупиковых упоров на левом окончании кранового пути и, сдвигая их, сошел с рельс, что привело к потере его устойчивости и падению.
При этом работники ОАО «УМ №79» (эксперт, проводивший техническое освидетельствование башенного крана КБ-503Б после его монтажа, специалист, ответственный по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, и специалист, ответственный за содержание в исправном состоянии грузоподъемных кранов) допустили эксплуатацию крана без технологических документов по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту крановых путей, что привело к эксплуатации крана с неработоспособными тупиковыми упорами и ограничителем механизма передвижения крана.
Руководство ОАО «УМ № 79» не обеспечило разработку технологических документов, устанавливающих порядок и периодичность осмотров, технического обслуживания и ремонта тупиковых упоров кранового пути.
По результатам технического расследования установлены следующие причины аварии:
технические:
- несрабатывание концевого выключателя ограничителя передвижения крана при прохождении копира, обеспечивающего отключение механизма передвижения крана при его перемещении за пределы рабочей длины рельсового пути,
- сдвиг тупиковых упоров из-за недостаточного тормозящего усилия, которое не было создано клиньями упоров при их установке, что не обеспечило гашение скорости крана и предотвращение его схода с концевых участков рельсовых нитей в аварийной ситуации при отказе ограничителя передвижения крана;
организационная:
- необеспечение содержания тупиковых упоров кранового пути в состоянии, обеспечивающем их функциональное предназначение.
Ответственными за допущенную аварию являются машинист башенного крана КБ-503Б (зав. № 470/37, рег. № 14184), а также работники и руководители ОАО «УМ №79», на которых возложены функции по обеспечению безопасной эксплуатации данного башенного крана.
Источник: сайт Госпромнадзора | @photo