(утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2010 № 982)
ГЛАВА 1
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
Реализация конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда является одной из важнейших задач социальной политики государства. Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2006–2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 905 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2005 г., № 129, 5/16411), аналогичные отраслевые и территориальные программы направлены на ее решение.
В ходе реализации мероприятий указанных программ осуществлен комплекс мер, направленных на развитие законодательства, регулирующего данную сферу общественных отношений, совершенствование управления охраной труда, улучшение условий и повышение безопасности труда работников.
Республиканскими органами государственного управления переработаны ранее действовавшие нормативные правовые акты СССР и БССР по вопросам охраны труда. Внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь. Принят Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда», в соответствии с которым значительно расширен круг лиц, имеющих право на охрану труда, на законодательном уровне закреплена сложившаяся в республике система государственного управления охраной труда.
Проведена работа по внедрению в организациях систем управления охраной труда, обеспечивающих выявление производственных опасностей, оценку риска травмирования работников, разработку и реализацию профилактических мероприятий. Осуществлен комплекс мер по техническому переоснащению и модернизации производств, улучшению условий труда работников.
В целях улучшения условий и повышения безопасности труда работников применялись элементы экономического стимулирования нанимателей в виде дифференциации размеров страховых тарифов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Налажена подготовка специалистов по охране труда путем осуществления переподготовки специалистов с высшим техническим образованием. Проводилась системная работа по обучению, повышению квалификации и проверке знаний работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы.
В отраслях и регионах организованы и проводятся ежегодно смотры-конкурсы на лучшую организацию работы по охране труда.
Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее – Департамент государственной инспекции труда), профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами осуществлялся надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
Вместе с тем состояние условий и охраны труда на производстве продолжает оставаться сложной социально-экономической проблемой. Ежегодно при несчастных случаях на производстве получают травмы около трех тысяч человек, в том числе более двухсот погибают. В 2009 году в результате несчастных случаев на производстве потеряно 101,8 тысячи человеко-дней, произведено страховых выплат на сумму свыше 160 млрд. рублей. Нарушения требований по охране труда по-прежнему имеют распространенный характер. Только Департаментом государственной инспекции труда в течение года выявляется свыше 200 тысяч нарушений требований по охране труда.
Значительное число работников продолжает работать во вредных и (или) опасных условиях труда.
Стратегия обеспечения стабильности социально-трудовой сферы требует принятия мер, направленных на создание более действенного механизма экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и повышении безопасности труда, совершенствовании защиты трудовых прав граждан.
Динамичное развитие законодательства в области охраны труда, внедрение новых технологий и техники, применение в производстве современных материалов обусловливают необходимость совершенствования обучения и повышения квалификации работников по данной тематике, применения более эффективных методик, а также совершенствования порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
Организации малого и среднего бизнеса нуждаются в развитии сектора услуг по оказанию помощи в проведении работы по охране труда, методической помощи по разработке локальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы безопасности труда.
Необходимо продолжить работу по внедрению в организациях систем управления охраной труда, обеспечивающих предупреждение травм и аварий на производстве.
Следует также более широко применять современные информационные технологии для пропаганды и ресурсного обеспечения охраны труда, создания автоматизированных систем учета и анализа данных по вопросам условий и охраны труда.
Изложенное свидетельствует о необходимости комплексного системного подхода к решению проблем охраны труда, дальнейшего совершенствования законодательства в этой области, осуществления профилактических мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
Цель Республиканской программы – создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение профессиональных рисков.
Основные задачи Республиканской программы – снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, которые предусматривается решить за счет:
- совершенствования законодательства в области охраны труда с учетом международного опыта;
- внедрения систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на их минимизацию;
- осуществления комплекса мероприятий по техническому переоснащению и модернизации производств, улучшению условий труда работников;
- совершенствования обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
- проведения научных исследований и разработок в области охраны труда;
- внедрения современных технологий информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда, совершенствования пропаганды охраны труда;
- совершенствования механизма экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и повышении безопасности труда.
ГЛАВА 3
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Мероприятия Республиканской программы сформированы на основании анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, организации работы по охране труда на отраслевом и территориальном уровнях, оценки уровней риска травмирования работников по видам производственной деятельности, предложений республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, других организаций.
Мероприятия по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 годы согласно приложению сформированы по следующим основным направлениям:
- совершенствование управления охраной труда;
- совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда;
- улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- научное обеспечение охраны труда;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда;
- информационное обеспечение деятельности по охране труда.
ГЛАВА 4
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
Финансирование мероприятий Республиканской программы будет осуществляться за счет средств заказчиков и исполнителей.
Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения работ по Республиканской программе, решаются самостоятельно заказчиками, исполнителями соответствующих мероприятий.
ГЛАВА 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Социально-экономическая эффективность выполнения мероприятий Республиканской программы – это прежде всего снижение травматизма и заболеваемости на производстве, обусловленных состоянием условий и охраны труда, усиление социальной защищенности работников.
В результате выполнения мероприятий Республиканской программы:
- будут созданы реальные предпосылки для улучшения здоровья работающего населения, увеличения продолжительности жизни людей, стабилизации демографической ситуации в республике;
- планируется обеспечить снижение:
- коэффициента частоты производственного травматизма (численность потерпевших за один год вследствие несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих) на 5 процентов;
- профессиональной заболеваемости (число выявленных в течение года случаев профессиональной заболеваемости на 10 000 работающих) на 5 процентов. Любитель социальных сетей добавил телочку в друзья, а она прислала ему свое интимное фото
|
Приложение |
План мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 годы
Наименование мероприятий |
Заказчики |
Срок выполнения (годы) |
1. Совершенствование управления охраной труда |
||
1.1. Совершенствование систем управления охраной труда в организациях на основе государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» и международных стандартов |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
1.2. Совершенствование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда |
» |
2011–2015 |
1.3. Разработка системы государственных мер по совершенствованию экономических методов стимулирования охраны труда |
Минтруда и соцзащиты |
2012 |
1.4. Подготовка методических рекомендаций по проведению мониторинга условий и охраны труда, определению критериев (целевых показателей деятельности) анализа и прогнозирования состояния условий и охраны труда на отраслевом и территориальном уровнях |
Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011 |
2. Совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда |
||
2.1. Разработка межотраслевых правил по охране труда: |
|
|
при эксплуатации фреоновых холодильных установок, стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов |
Минпром, Минтруда и соцзащиты |
2011 |
при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений |
Минжилкомхоз, Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2012 |
при нанесении покрытий металлических и неметаллических неорганических |
Минпром, Минтруда и соцзащиты |
2011–2012 |
при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями |
Минтруда и соцзащиты |
2012 |
для организаций, занятых обслуживанием психически больных |
Минздрав, Минтруда и соцзащиты |
2013 |
при производстве сварочных работ |
Минпром, Минтруда и соцзащиты |
2013 |
2.2. Разработка отраслевых правил по охране труда: |
|
|
при переработке лома, отходов черных и цветных металлов |
Минпром |
2011 |
при эксплуатации спортивных сооружений |
Минспорт |
2012 |
при выполнении кузнечно-прессовых работ |
Минпром |
2012 |
для учреждений социального обслуживания |
Минтруда и соцзащиты |
2012 |
при выполнении работ с микроорганизмами I и II групп патогенности |
Минздрав |
2013 |
для организаций телевидения и радиовещания |
Мининформ |
2012–2013 |
при эксплуатации радиоэлектронного оборудования |
Минпром |
2014 |
2.3. Разработка типовых инструкций по охране труда: |
|
|
для работников массовых профессий |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь |
2011–2015 |
при организации и проведении охоты |
Минлесхоз |
2011 |
при техническом обслуживании и ремонте холодильного, теплового и механического оборудования в организациях торговли и общественного питания |
Минторг |
2011 |
для работников, занятых оказанием услуг по пошиву одежды |
» |
2011 |
для бортпроводников гражданской авиации |
Минтранс |
2012 |
при техническом обслуживании и ремонте электронных весов и кассовых суммирующих аппаратов в организациях торговли и общественного питания |
Минторг |
2012 |
для работников, занятых оказанием услуг по изготовлению и ремонту трикотажных изделий |
» |
2012 |
для работников, занятых оказанием услуг по ремонту бытовых машин, приборов, инструмента |
» |
2013 |
для работников, занятых оказанием фотографических услуг |
» |
2014 |
для работников, занятых оказанием услуг по изготовлению памятников |
» |
2015 |
2.4. Разработка: |
|
|
санитарных правил и норм «Гигиенические требования к строительным, строительно-монтажным организациям и предприятиям по производству строительных материалов» |
Минздрав |
2012–2013 |
санитарных правил и норм, регулирующих гигиенические требования к условиям труда работников, занятых в сельском хозяйстве |
» |
2013–2015 |
2.5. Разработка технических кодексов установившейся практики: |
|
|
«Требования к насосам для перекачивания сжиженных газов, вредных веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей» |
концерн «Белнефтехим», МЧС |
2011–2012 |
«Требования к установке датчиков стационарных газоанализаторов в производственных помещениях и на наружных площадках предприятий нефтяной и газовой промышленности» |
» |
2011–2012 |
2.6. Внесение изменений и дополнений в Инструкцию 2.2.7.11-11-200-2003 «Гигиеническая оценка характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда», утвержденную постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 12 декабря 2003 г. № 165 |
Минздрав |
2012 |
2.7. Разработка и утверждение норм бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты по видам экономической деятельности |
Минтруда и соцзащиты |
2011–2015 |
2.8. Совершенствование и разработка нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов |
Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ |
2011–2015 |
2.9. Подготовка предложений о ратификации конвенций МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда |
Минтруда и соцзащиты, ФПБ |
2011–2015 |
3. Улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и снижение их последствий |
||
3.1. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по техническому переоснащению и модернизации производств |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
3.2. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, снижение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов |
» |
2011–2015 |
3.3. Обеспечение эффективного взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, профессиональных союзов по профилактике нарушений законодательства об охране труда |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ |
2011–2015 |
3.4. Проведение анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработка мероприятий по улучшению условий и охране труда |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
3.5. Вовлечение сторон социального партнерства в управление охраной труда путем проведения года безопасного труда: |
|
|
в строительстве |
Минстройархитектуры, Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ |
2011 |
в сельском хозяйстве |
Минсельхозпрод, Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ |
2012 |
в промышленности |
Минпром, Минтруда и соцзащиты, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ |
2013 |
в лесном хозяйстве |
Минлесхоз, концерн «Беллесбумпром», Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ |
2014 |
на транспорте |
Минтранс, Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ |
2015 |
3.6. Создание учебно-тренировочных полигонов для отработки практических навыков работы в колодцах и траншеях |
Минжилкомхоз, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
3.7. Переход на машинную заготовку древесины на рубках главного пользования в объеме не менее 20 процентов |
Минлесхоз, концерн «Беллесбумпром» |
2011–2015 |
3.8. Разработка рекомендаций по стимулированию работников, оказывающих содействие и сотрудничающих с работодателями в области обеспечения здоровых и безопасных условий труда |
Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2012 |
3.9. Подготовка ежегодных докладов Совету Министров Республики Беларусь о соблюдении законодательства о труде и об охране труда |
Минтруда и соцзащиты, Минздрав |
2011–2015 |
3.10. Анализ функционирования государственной системы управления охраной труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, научно-обоснованных уровней риска в отраслях и видах производственной деятельности и на его основе разработка проекта Республиканской программы по улучшению условий и охраны труда на 2016–2020 годы |
Минтруда и соцзащиты |
2015 |
3.11. Разработка отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда на 2016–2020 годы с определением приоритетных направлений на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, научно-обоснованных уровней профессионального риска в организациях отрасли (территории) |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2015 |
3.12. Осуществление экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения на соответствие нормативным правовым актам, содержащим требования по охране труда |
Минтруда и соцзащиты |
2011–2015 |
4. Научное обеспечение охраны труда |
||
4.1. Разработка научно обоснованных методов управления профессиональными рисками на различных уровнях управления охраной труда |
Минтруда и соцзащиты |
2012 |
4.2. Разработка программного обеспечения учета рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда |
» |
2011–2015 |
4.3. Разработка методики оценки профессионального риска на рабочих местах с учетом условий труда для организаций всех организационно-правовых форм собственности |
» |
2011 |
4.4. Разработка методических пособий по характеристике условий труда в зависимости от технологических процессов на рабочих местах различных видов экономической деятельности |
Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
5. Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда |
||
5.1. Организация повышения квалификации по вопросам охраны труда руководителей, специалистов и рабочих подчиненных организаций, а также организаций, расположенных на подведомственной территории, в соответствии с законодательством |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
5.2. Отведение не менее 2 процентов учебных часов на изучение вопросов охраны труда, включение этих вопросов в программы основных дисциплин |
Минобразование, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь |
2011–2015 |
5.3. Организация проведения обучающих семинаров по актуальным вопросам охраны труда с работниками, специалистами, техническими инспекторами труда профсоюзов |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ |
2011–2015 |
5.4. Организация обучения специалистов по охране труда в учреждениях образования, осуществляющих переподготовку по специальности «Охрана труда» |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
5.5. Оказание методической и консультативной помощи организациям по вопросам охраны труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда |
Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
5.6. Обеспечение работы хозрасчетных региональных центров по охране труда |
местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
6. Информационное обеспечение деятельности по охране труда |
||
6.1. Подготовка и издание методических, справочных пособий, кино-, видеофильмов, плакатов по охране труда. Обеспечение применения современных информационных технологий для информирования организаций по вопросам охраны труда |
Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
6.2. Систематическое освещение вопросов охраны труда в средствах массовой информации, распространение передового опыта в этой области |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
6.3. Проведение ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда |
» |
2011–2015 |
6.4. Проведение выставок специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учетом передовых достижений и новых разработок в области охраны труда |
» |
2011–2015 |
6.5. Подготовка предложений по проведению смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди районов, областей |
Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы |
2012 |
6.6. Подготовка предложений об установлении государственного праздника «Всемирный день охраны труда» 28 апреля |
Минтруда и соцзащиты |
2011 |
6.7. Организация и проведение мероприятий, посвященных «Всемирному дню охраны труда» |
Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы |
2011–2015 |
6.8. Создание постоянно обновляемой базы нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и других документов в области охраны труда и поддержание ее в актуальном состоянии |
Минтруда и соцзащиты |
2011–2015 |