Услуги по охране труда, разработка СУОТ, документы и аудит охраны труда

Крепче за баранку держись, шофёр

Крепче за баранку держись, шофёр

Транспорт в общем, а автомобильный в частности представляет собой инфраструктурную отрасль экономики, обеспечивающую жизненно важные потребности общества по перевозке грузов и пассажиров.

Автомобильный транспорт, после железнодорожного, является самым массовым по объёмам перевозимых грузов. Без него не обходится ни одна отрасль народного хозяйства страны.

Опасные грузы на фоне всех перевозимых грузов не занимают лидирующих позиций, однако, учитывая их опасность, требуют к себе особого внимания. К слову сказать, всего в списке Организации Объединённых Наций значится более 3500 наименований опасных веществ. Такие вещества обладают свойствами, представляющими угрозу жизни и здоровью людей, целостности и сохранности зданий, сооружений и других материальных объектов, способны оказать отрицательное воздействие на окружающую среду.

Обеспечение безопасности транспортировки опасных грузов является наиглавнейшей задачей субъектов перевозки, которыми являются как потребители, так и производители транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов [1, ст.4]. Именно к ним, в первую очередь, предъявляются специфические, если можно так сказать, требования по организации системы охраны труда, поддержанию необходимого уровня безопасности, которые, в свою очередь, состоят не только из надлежащего технического состояния транспортных средств. Особую важность приобретает, так называемый, человеческий фактор: подбор персонала, его своевременное обучение и проверка знаний, создание безопасных условий труда и отдыха, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, качественное проведение инструктажей и проверок знаний. Отсутствие медицинских противопоказаний для выполнения такого вида работ, как перевозка опасных грузов, является одним из основных критериев предварительного подбора водителей.

Так как же правильно и в соответствии с действующими требованиями допустить неподготовленного к перевозке опасных грузов водителя к самостоятельной работе? В этой статье постараемся с этим разобраться.

Прежде всего, принимая на работу водителя, которого в дальнейшем планируют использовать для перевозки опасных грузов, наниматель обязан удостовериться в том, что кандидату исполнился 21 год, он имеет водительское удостоверение и стаж управления механическими транспортными средствами соответствующей категории не менее 3 лет. Так требует Закон Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» [1,ст.26] (далее — Закон). Как уже говорилось, принимаемый на работу водитель обязан пройти предварительный медицинский осмотр и не иметь противопоказаний к выполнению работ по перевозке опасных грузов. После приёма на работу (с оформлением соответствующего приказа) с водителем должен быть проведён вводный инструктаж в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда» [2, ст.25]. Порядок проведения вводного, а в последующем первичного на рабочем месте, повторного, целевого и внепланового инструктажей определён в Инструкции [4,гл.3].

На следующем этапе возникает необходимость обучения водителя для получения им допуска к перевозке опасных грузов. С этой целью, для зачисления водителя в учебную группу, субъект перевозки должен обратиться в организацию, реализующую программу подготовки и переподготовки работников субъекта перевозки опасных грузов. Данная организация должна иметь соответствующее разрешение Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (далее-Госпромнадзор).

После прохождения обучения в объёме заявленного курса, водителю, получившему положительную оценку проверки знаний, выдаётся протокол оценки знаний. Имея при себе указанный протокол и документ, удостоверяющий личность, водитель допускается к сдаче экзамена в Госпромнадзоре.

При компьютерном тестировании водителям необходимо ответить по базовой программе на 25 вопросов в течение 45 минут и по специализированному курсу — на 15 вопросов в течение 30 минут.

Экзамен считается сданным, если лицо правильно ответило не менее чем на 80 процентов вопросов по каждой из программ подготовки.

Нужно иметь ввиду, что лицо без необходимого комплекта документов или опоздавшее на экзамен без уважительной причины, подтверждённой соответствующими документами, считается не явившимся на экзамен.

Лицу, представившему не позднее двух рабочих дней до даты проведения экзамена информацию в письменном виде о необходимости переноса даты прохождения экзамена, предоставляется возможность сдать экзамен в иной срок, не превышающий шести месяцев.

В случае отрицательного результата на экзамене, либо неявки на экзамен по истечении шести месяцев со дня окончания подготовки или переподготовки в обучающей организации лицу, занятому перевозкой опасных грузов, необходимо заново пройти подготовку или переподготовку в обучающей организации.

В случае успешной сдачи данного экзамена водителю выдаётся свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов (далее – свидетельство). Срок действия свидетельства о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов составляет 5 лет. Срок действия нового свидетельства исчисляется с даты истечения срока предыдущего свидетельства, если его владелец в течение года, предшествовавшего дате истечения срока действия свидетельства, успешно сдал экзамен. В ином случае срок действия свидетельства исчисляется с даты сдачи экзамена.

Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 №175 [3, приложение №7] определено, что перевозка опасных грузов является работой повышенной опасности. В этой связи работодатель может допустить водителя к самостоятельной работе только после прохождения последним стажировки, продолжительность которой определяет руководитель предприятия, но не менее 2 рабочих дней (смен), с последующей первичной проверкой знаний по вопросам охраны труда, порядок и особенности проведения которых определены Инструкцией [3, гл.4]. Результаты проведения стажировки регистрируются в журнале регистрации инструктажа по охране труда или личной карточке по охране труда работника (в случае её применения).

При невозможности обеспечить в организациях прохождение водителями стажировки допускается её прохождение в другой организации, занимающейся перевозкой опасных грузов.

Работникам, прошедшим первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, выдаётся удостоверение по охране труда [3, приложение №6]. В случае неудовлетворительного результата повторная проверка знаний проводится не позднее одного месяца со дня принятия решения о повторной проверке знаний по вопросам охраны труда.

Водители, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ. Вопрос об их дальнейшей работе в данной должности рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством.

После проведения в необходимом объёме стажировки и при положительном результате проверки знаний по вопросам охраны труда водитель приказом допускается к самостоятельной работе по перевозке опасных грузов.

Периодическая проверка знаний водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, по вопросам охраны труда проводится до истечения срока действия результатов первичной либо предыдущей периодической проверки знаний по вопросам охраны труда, но не реже 1 раза в 12 месяцев.

В соответствии с Законом [1, ст.26] водители механических транспортных средств, выполняющие перевозки опасных грузов, должны проходить обязательные предрейсовое медицинское обследование и медицинское переосвидетельствование.

Предрейсовое медицинское обследование проводится в объёме, установленном постановлением Минздрава Республики Беларусь [4, п.5].

Руководителю субъекта перевозки опасных грузов следует принимать во внимание некоторые особенности, связанные с прохождением периодических медицинских комиссий водителями данной категории. Обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств, выполняющих перевозки опасных грузов, проводится через каждые три года, а достигших пятидесятилетнего возраста — ежегодно [1,ст.26].

При рассмотрении вопросов, связанных с охраной труда водителей, перевозящих опасные грузы, невозможно обойти вниманием необходимость обеспечения их средствами индивидуальной защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, которые, несомненно, присутствуют в процессе транспортировки опасных грузов.

В соответствии с требованиями Закона [1, ст.20] производители транспортных работ и услуг, а иначе говоря - перевозчики, в лице руководителей предприятий и организаций обязаны обеспечивать безопасность работников, осуществляющих деятельность в области перевозки опасных грузов, предупреждать этих работников о степени опасности выполняемых работ и обеспечивать их средствами индивидуальной защиты, а при необходимости - средствами связи.

Комплект средств индивидуальной защиты определяется исходя из того, какой конкретный опасный груз, с учётом его свойств, планируется перевозить. Необходимая информация по выбору средств индивидуальной защиты находится в письменных инструкциях, которые водитель (экипаж) транспортного средства должен получить до начала рейса.

Письменные инструкции, пришедшие на смену аварийным карточкам системы информации об опасности, также содержат сведения о мерах, принимаемых в случае аварии или чрезвычайной ситуации. В инструкциях определены указания для водителя (экипажа) в отношении характеристик свойств опасных грузов в разбивке по классам и мер, принимаемых с учётом сложившихся обстоятельств.

В заключении следует отметить, что алгоритм допуска водителя к самостоятельной работе по перевозке опасных грузов определён законодательно и является обязательным для всех субъектов перевозки опасных грузов. Создание безопасных условий труда работников, своевременное обеспечение их необходимыми средствами защиты, качественное проведение обучения и проверки знаний, без сомнения, будут способствовать повышению уровня безопасности перевозки опасных грузов и снижению уровня аварийности и травматизма.

«За безопасность необходимо платить, а за её отсутствие – расплачиваться (У.Черчилль). Актуально, не правда ли?

Н.В.Булин
преподаватель УМО Витебского филиала
ГИПК «ГАЗ-ИНСТИТУТ»


Библиография

1. Закон Республики Беларусь от 6 июня 2001г № 32-З «О перевозке опасных грузов»
(в редакции Закона Республики Беларусь от 10 декабря 2020 г № 66-З «Об изменении законов по вопросам перевозки опасных грузов и промышленной безопасности»)
2. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г №356-З «Об охране труда» (в редакции от 18.12.2019г)
3. Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утверждённая постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 г (в редакции от 29.05.2020г)
4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 года № 84 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колёсных тракторов)» (с изменениями и дополнениями от 06.06.2018 г)
 

Оцените статью:
Раздел II и III отчета 2-условият труда. Как запол...
LED прожекторы — скрытая угроза

Похожие статьи

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Лескадр

Комментарии

Мероприятия

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.