Информационное письмо
Департамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь
О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ

Накачивание колеса производится в специальной «клетке»
Накачивание колеса производится в специальной «клетке»

  В марте 2012 года в связи с ростом количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших при выполнении шиномонтажных работ, Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) в адрес органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов было направлено информационное письмо, содержащее примеры наиболее характерных нарушений требований безопасности труда при их выполнении и были предложены мероприятия по устранению указанных нарушений.
  Год подходит к концу, однако как показывает анализ оперативных данных Департамента ситуация с травмированием работников элементами колес в результате их разрыва при производстве вышеуказанных работ существенно не изменилась. За период с апреля по ноябрь 2012 года в республике произошло 8 несчастных случаев с тяжелым исходом (всего за истекший период 2012 г. при выполнении шиномонтажных работ в республике пострадало 13 работников, в том числе 1 – погиб).
  Проведенный мониторинг причин несчастных случаев, происшедших в период с апреля по ноябрь 2012 г., показывает, что в большинстве из них по прежнему имели место нарушения, связанные с недостатками в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда, допуске потерпевших к работам не по специальности, неудовлетворительным содержанием и организацией рабочих мест, а также невыполнением руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (46,2 процента от общего количества причин). При этом вина нанимателя была установлена в 57 процентах расследованных несчастных случаев.
  Вместе с тем, следует обратить внимание и на значительный удельный вес несчастных случаев, происшедших исключительно по вине работников. Так в 3-х из 7 расследованных случаев единственной причиной, приведшей к их наступлению, явилось нарушение трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда потерпевшими. С одной стороны указанное свидетельствует о беспечности самих работников, а с другой – о недостатках в системе контроля со стороны руководства организаций к обеспечению охраны труда, что зачастую порождает такую беспечность.
  Так 9 апреля 2012 г. при попытке сдвинуть при помощи лома внутреннее колесо задней оси автомобиля МАЗ, в результате разъединения съемных деталей обода колеса, тяжелую травму получил водитель автомобиля КУП «Минскметрострой». Специальное расследование данного несчастного случая показало, что его причинами явились как нарушения требований безопасности, допущенные самим работником, так и должностным лицом нанимателя, не обеспечившим проверку транспортного средства после прибытия с линии.
  Травмированием с тяжелым исходом работника СПК «Достоево» Ивановского района Брестской области 6 июня 2012 г. закончилась попытка съема с автомобиля МАЗ колеса с разборными ободьями, из шины которого предварительно не был спущен воздух. Результатом такой беспечности явилась открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, закрытый оскольчатый перелом обеих костей правой голени и другие травмы потерпевшего.
  20 августа 2012 г. при попытке подкачать колесо трактора «на глазок» при помощи компрессора, не укомплектованного контрольным манометром на конце шланга, таблицей с указанием в ней допустимого давления по типоразмерам шин и инструкцией по охране труда для работника, в результате разрушения избыточным давлением колеса пострадали два работника ОАО «Морочь» Клецкого района Минской области. Как показали результаты специального расследования данного группового несчастного случая, к его наступлению привели, как недостатки в организации рабочих мест, допущенные нанимателем, так и нарушения требований инструкций по охране труда самими работниками. Оба потерпевших в результате разрыва колеса получили тяжелые сочетанные травмы.
  Выполнение работником не порученной ему работы по замене колеса прицепа и невыполнение при этом требований инструкции по охране труда по предварительному спуску воздуха из шины колеса привели 31 августа 2012 г. к несчастному случаю в ГУП «ЖРЭО Заводского района г. Минска». Как показало специальное расследование, потерпевший знал о необходимости спуска воздуха из шины перед снятием колеса, однако не сделал этого из-за «спешки». Результатом неисполнения требований трудовой дисциплины и «спешки» явилась тяжелая травма обеих рук.
  1 октября 2012 г. при выполнении шиномонтажных работ в результате разрыва колеса вылетевшим замочным кольцом был тяжело травмирован водитель ЧСУП «АСБ Новатор» Бешенковичского района Витебской области. Специальным расследованием установлено, что квалификации по профессии «монтировщик шин и шинно-пневматических муфт» указанный работник не имел. Кроме того, ни на одном из ремонтных участков организации нанимателем не были предусмотрены шиномонтажные отделения или приспособленные для этих работ помещения с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента.
  Аналогичные нарушения требований безопасности в части допуска потерпевшего к выполнению шиномонтажных работ привели к несчастному случаю водителя Добрушского районного потребительского общества 12 октября 2012 г. Травму потерпевший получил в результате подкачки колеса вне специального металлического ограждения (клети). Обучение инструктаж и проверку знаний по охране труда при проведении шиномонтажных работ указанный работник не проходил. Результат – обширная рваная рана лица, перелом левой скуловой дуги и закрытый перелом левой большой берцовой кости.
  Таким образом, установленные нарушения требований безопасности труда, повлекшие несчастные случаи с тяжелыми последствиями, в полной мере позволяют сделать вывод о том, что отдельными должностными лицами организаций различных организационно-правовых форм собственности не принято должных мер по реализации предложений Департамента, изложенных в информационном письме о производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ (исх. № 02-15/182 от 14 марта 2012 г.).

  На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

  1. Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.
  2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):

2.1. Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, проверку знаний и инструктаж по безопасному их выполнению.
2.2. Монтаж и демонтаж шин проводить только в приспособленных для этих работ помещениях с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента. Организовать посты смены колес.
2.3. Запретить демонтаж с обода шин, находящихся под давлением, а также снятие с транспортного средства колес с разборными ободьями, когда шина находится под давлением.
2.4. Не допускать накачивание шин в сборе с ободом вне специального металлического ограждения, способного защитить обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже.
2.5. Укомплектовать компрессоры, используемые для накачивания шин манометрами на корпусе, необходимым количеством шланга с контрольным манометром на конце шланга, таблицами с указанием допустимого давления по типоразмерам шин и инструкциями по охране труда для работников. Компрессоры оградить сеткой.
2.6. Обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 14.


Источник: сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 

Комментарии   

R3tw3R
#1 R3tw3R 10.12.2012 08:20
Это что еще за "самопроизвольн ый демонтаж"???? :-)

И еще
Правила по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйств енных машин, агрегатов и оборудования
распространяются только на организации Минсельхозпрода , потому что только там сказано про ограждение воздушных компрессоров сеткой. Больше такого я ни в одном НПА не видел. Может кто знает подскажет?
компрессоры защищают сеткой только в организациях Минсельхозпрода ,
Цитировать
Andrio
#2 Andrio 10.12.2012 10:07
Цитирую R3tw3R:

........Правила по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования
распространяются только на организации Минсельхозпрода, потому что только там сказано про ограждение воздушных компрессоров сеткой.


Все правильно, в остальных случаях компрессоры должны устанавливаться в отдельном помещении.
В колхозах таких помещений не строили, а устанавливали компрессоры в мастерской, по этому и ограждают их сеткой.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Комментарии

Мероприятия

Нет событий

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×