В течении первого полугодия 2011 года при эксплуатации грузоподъёмных сооружений на предприятиях (организациях) Республики Беларусь произошло 7 несчастных случаев, подлежащих учету в Госпромнадзоре, в том числе 1 групповой, 1 со смертельным исходом и 3 аварии. За аналогичный период прошлого года произошло 14 несчастных случаев, в том числе 8 со смертельным исходом, 6 с тяжёлым и 3 аварии.

  17.01.2011 года при разгрузке мусора из шарнирно - раздвижного контейнера в кузов самосвала произошел несчастный случай со смертельным исходом с истопником ОАО «Передвижная механизированная колонна № 18» Пинска.
  Шарнирно - раздвижной контейнер представляет собой сборную конструкцию из двух металлических полукубов (ящиков), у которых отсутствуют по одной боковой и верхней грани (плоскости). Ящики ребрами сторон без боковых плоскостей в закрытом для контейнера состоянии смыкают друг к другу, образуя емкость, предназначенную для штучных и сыпучих материалов, открытую сверху. Габариты контейнера - 2,5×2,0×1,5 м.
  Боковые соприкасающиеся ребра ящиков имеют выступающие за габариты ящика в сторону смежного ящика цапфы с осевыми отверстиями. Продолжением цапф являются осевые проушины, предназначенные для строповки контейнера за крюк грузоподъемного крана. При этом способе строповки ящики сходятся боковыми гранями и обеспечивают общую целостность контейнера. По центру наружных частей внешних граней контейнера приварены боковые проушины, при поднятии за которые ящики находятся до положения, когда их днища становятся вертикально, а ребра, бывшие в закрытом состоянии контейнера верхними боковыми противоположными, смыкаются в верхнем положении и находящийся в контейнере груз высыпается.
  Основное назначение указанного контейнера состояло в сборе золы и шлака от работы отопительных котлов котельной предприятия. В зависимости от интенсивности работы котлов контейнер наполнялся в течение одного - двух месяцев. После чего производилась его очистка путем погрузки с помощью грузоподъемного крана в кузов грузового автомобиля и дальнейшего опорожнения.
  Утром 17 января, после того как контейнер с помощью автомобильного крана КС-2571 был помещен в кузов самосвала МАЗ, перезацеплен за боковые проушины и поднят на высоту около 1 метра от дна кузова, створки контейнера открылись только на 25—30°, так как под воздействием влаги и низких температур золошлаковая масса в контейнере образовала твердые глыбы, смерзшиеся и слипшиеся как между собой, так и со стенками контейнера. Оставив частично опорожненный контейнер в подвешенном состоянии, крановщик выключил крановую установку, заглушил двигатель крана и покинул место производства работ.
  В это время истопник котельной залез на борт кузова самосвала и попытался лопатой освободить контейнер от мусора. Когда эти меры не дали результата, он переместился в кузов и продолжил попытки очистки контейнера, разместившись внутри его. Особо следует отметить, что за происходящим наблюдал инженер по охране труда ОАО «ПМК-18», который даже посчитал возможным передать истопнику в кузов автомобиля кувалду, для того чтобы тот использовал ее для ударов по стенкам контейнера. В результате освобождения контейнера от значительной массы золы произошло полное раскрытие его створок и сомкнувшиеся вверху грани зажали истопника в районе грудной клетки. Контейнер остался на весу и некоторое время раскачивался вместе с зажатым человеком. Экстренно вызванный машинист крана запустил крановую установку и опустил контейнер в кузов самосвала. Прибывшие на место медицинские работники констатировали смерть пострадавшего.
  31.01.2011 года на строительном объекте «Пожарное депо на 10 автомобилей в микрорайоне № 19 г. Гомеля» произошел групповой несчастный случай с работниками ООО «Бел-ЮТстройсервис».
  Для выполнения погрузочно-разгрузочных, а также монтажных и строительных работ на объекте использовался башенный кран КБ-405-1А, принадлежащий генподрядной организации ОАО «Гомельпромстрой» Минархстроя Республики Беларусь. Около 14 часов 30 минут с помощью указанного крана производилось перемещение (подача) пеногазосиликатных блоков в зону работы каменщиков. Груз перемещался непосредственно над зоной, где согласно полученному заданию двое рабочих (арматурщик и стропальщик) ООО «Бел-ЮТстройсервис» армировали ригель железобетонного каркаса перекрытия 2-го этажа строящегося здания. Вопреки вывешенной на месте производства работ схеме строповки грузов одновременно были застроплены и перемещались два поддона с блоками. Крановщик, находясь в состоянии алкогольного опьянения (3,6 %о), допустил неадекватные действия при управлении башенным краном, а именно: при одновременном перемещении крана и повороте стрелы производил опускание поддонов с блоками ПГС. При этом поддоны задели за опорную колонну кровли, наклонились и блоки посыпались на людей, находящихся на перекрытии 2-го этажа. Один из работников от полученных травм скончался, второй — с тяжелыми травмами был госпитализирован.
  03.03.2011 года на строительном объекте «Реконструкция присоединенного к СРУП «Бобруйский ДСК» КДПУП «Бобруйский завод ЖБИ» произошла авария стрелового самоходного крана на гусеничном ходу МКГ-25БР, принадлежащего Бобруйскому филиалу ОАО «Белорусское управление механизации» Минархстроя Республики Беларусь.
  Кран был смонтирован в башенно-стреловом исполнении (высота башни 28,5 м, длина гуська 15 м) на площадке демонтажа растворобетонного узла. После подъема металлического буккера на высоту, соответствующую вылету в 7,4 м, когда грузоподъемность крана составляет 7 тонн, крановщик включил механизм поворота. Во время поворота кран стал наклоняться и опрокинулся.
  В ходе технического расследования причин аварии установлено следующее:
  - кран эксплуатировался с неисправными приборами безопасности;
  - вес поднимаемого груза составлял 8,72 т;
  - по указанию специалиста, ответственного за безопасное производство работ, кран был установлен на площадке, имеющей подземные коммуникации. Под одной из гусениц был расположен люк колодца, который после подъема опрокинувшегося крана оказался проломан.
  18.03.2011 года на сборочно—сварочном участке (далее — участок) цеха №1 филиала «Минский завод технологических металлоконструкций» ОАО «Промтехмонтаж» Минархстроя Республики Беларусь в результате опрокидывания стапеля, задетого кантуемым с помощью мостового крана свальцованным листом металла, произошел несчастный случай с тяжелым исходом с электросварщиком указанного предприятия.
  Участок расположен в первом пролете производственного корпуса № 1 филиала МЗТМК ОАО «Промтехмонтаж». В пролете установлено 3 мостовых крана. В середине пролёта на бетонной монтажной площадке шла сборка и сварка фрагмента теплообменника, представляющего собой сложную металлическую конструкцию в виде усеченного конуса максимальным диаметром 7 м и высотой 1,5 м. После вальцовки второй лист металла размерами 10×1,5 м с помощью двух мостовых кранов был помещен на монтажную площадку рядом с собираемым фрагментом. Для придания нужной формы требовалось повернуть его на 90°, приподнять над полом и установить в положение «на ребро». Во время кантовки в результате удара свальцованного листа металла о металлический стапель длиной 2,5м и высотой 0,7м последний опрокинулся и упал на ногу электросварщика, рабочее место которого находилось в непосредственной близости.
  24.03.2011 года при выполнении работ на строительстве технологической линии по производству цемента РУП «Белорусский цементный завод» в Костюковичском районе Могилёвской области произошло падение стрелы самоходного стрелового крана МКГС-100, принадлежащего ОАО «Белорусское управление механизации» Минархстроя Республики Беларусь. При падении был повреждён такой же кран, принадлежащий ОАО «УМ-12» и тяжело травмирован прораб ГМУ №1 ОАО «Гомельтехмонтаж».
  В ходе расследования возникла необходимость в проведении силами специалистов головной организации по краностроению технической экспертизы и дополнительных исследованиях для определения причин падения стрелы. Основной причиной происшедшего стала эксплуатация грузоподъемного крана с нарушением требования ППР, в части выполнения строительно-монтажных работ при скорости ветра, значительно превышающей требования указанного документа (порывы ветра до 19-21 м/с), а также с отсутствующем на кране анемометром.
  01.04.2011 года, в 11 часов 10 минут произошла авария с автомобильным краном КС-55727-7 Сталинского районного отдела по чрезвычайным ситуациям на объекте «Строительство сельскохозяйственных зданий» в д. Коротичи Сталинского района Брестской области. Авария автомобильного крана произошла при выполнении работ по перемещению железобетонной полурамы Г—образной формы.
  Технические причины аварии:
  - установка крана с нарушением требований завода-изготовителя в части использования деревянных подкладок размером 560×490 мм вместо предусмотренных для данного типа грунта подкладок размером 1120×1050 мм, неправильный выбор места установки крана;
  - работа крана с превышением грузовых характеристик.
  Организационными причинами явились - не выполнение машинистом крана обязанностей по установке грузоподъёмного механизма в соответствии с характером производственной площадки и грузовыми характеристиками, производство работ в режиме превышения грузоподъёмности для данного вылета и длины стрелы.
  Ответственные за данную аварию определены:
  - машинист автомобильного крана, который допустил эксплуатацию крана с превышением грузовых характеристик, установил кран с нарушением требований завода-изготовителя в части использования деревянных прокладок размером 560×490мм, вместо предусмотренных для данного типа грунта — 1120×1050 мм;
  - начальник Сталинского районного отдела по чрезвычайным ситуациям, выступая владельцем крана, не обеспечил контроль за выполнением своих обязанностей должностными лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию крана;
  - лицо, ответственное по надзору за безопасную эксплуатацию крана Сталинского РОЧС, не обеспечил контроль за правильностью допуска персонала к управлению краном;
  - лицо, ответственное за исправное техническое состояние крана, не обеспечило обслуживание крана обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки по выполнению возложенных на них работ.
  4.05.2011 года, в 11.00 произошёл несчастный случай с тяжёлым исходом с Коротким Н.Ф., электрогазосварщиком ООО «Лотос» на арматурном участке ЗСК «Унибуд» (д. Прудок, Мозырский район Гомельской области) при подтаскивании, без указания руководства, металлических швеллеров мостовым краном.
  Причинами явились:
  - нарушение машинистом мостового крана требований безопасности труда, выразившееся в выполнении работы не порученной работы по перемещению швеллеров мостовым краном методом подтаскивания, выполнении команды лица, не являющегося стропальщиком, перемещение швеллеров при нахождении человека в зоне работы крана;
  - не выполнении руководителями и специалистами ЗСК «Унибуд» ООО «Лотос» обязанностей по охране труда и промышленной безопасности, выразившиеся в допуске к эксплуатации мостового крана, не зарегистрированного в органах Госпромнадзора и не прошедшего техническое освидетельствование, не осуществлении постоянного контроля за соблюдением работниками инструкций по охране труда, не принятии мер, исключающих использование мостового крана, не зарегистрированного в Госпромнадзоре и не прошедшего технического освидетельствования.
  Ответственными лицами установлены:
  - машинист мостового крана, который выполнял работу по перемещению швеллеров мостовым краном, не порученную нанимателем, перемещал швеллера путём подтаскивания, выполнял команды лица, не являющегося стропальщиком и перемещал металл при нахождении человека в опасной зоне работы крана;
  - мастер арматурного участка, который допустил эксплуатацию незарегистрированного и не прошедшего техническое обслуживание мостового крана, не проконтролировал выполнение машинистом инструкций по охране труда;
  - ведущий механик, который допустил работу мостового крана без разрешения инспектора Госпромнадзора;
  - заместитель директора, который допустил использование мостового крана не зарегистрированного в Госпромнадзоре и не прошедшего технического освидетельствования;
  - директор ООО «Лотос», который не обеспечил выполнение ответственными специалистами требований ПУБЭГК.
  18 мая 2011 года произошёл несчастный случай с тяжёлым исходом с машинистом автомобильного крана 6 разряда участка № 2 филиала «Механизированная колонна № 85» ОАО «Западэлектросетьстрой» ГПО «Белэнерго», при выполнении работы по установке железобетонной опоры ПСЕ 110-1 (СК 26Л-1Л) на объекте «Строительство ВЛ-110 кВ в п/с ПО кВ «Михеевичи» в городе Кричеве на поле в районе д. Сокольничи.
  После выдачи задания на выполнение этой работы прораб уехал на другой объект. Стропальщик застропил опору канатным кольцевым стропом на расстоянии 12,4 метра от основания. Опора располагалась в пяти метрах от оси вращения крановой установки. По команде стропальщика начался подъём опоры и когда груз был поднят на высоту 15—20 см. машинист крана приостановил подъём. Убедившись в том, что тормоза работают нормально и строповка надёжная, машинист начал опускать опору в котлован, предав ей при этом вертикальное положение. В это время конструкцию повело в сторону грузоподъёмного механизма и она травмировала выпрыгнувшего из кабины крана машиниста.
  Причинами несчастного случая явились нарушение требование проекта производства работ, типовой технологической карты, выразившихся в выдаче распоряжения по установке опоры без ознакомления стропальщика и машиниста крана со схемой строповки, и отсутствия контроля за производством работ;
  - проведении работ по установке опоры грузоподъёмным краном с длиной стрелы 14 м., вместо предусмотренного ППР и тех. картой пневмоколёсного крана К255 с длиной стрелы 20 метров;
  - отсутствие контроля за безопасным выполнением работ;
  - выполнение работ (машинист крана, стропальщик) без схем правильной строповки.
  Ответственными лицами определены:
  - ответственный за безопасным выполнением работ;
  - ответственный по надзору за безопасным выполнением работ;
  - машинист автомобильного крана;
  - стропальщик.
  26 мая 2011 года произошёл несчастный случай с тяжёлым исходом с монтажником строительных конструкций филиала Специализированное строительное управление № 86 ОАО «Трест № 26 Железобетонмонтаж», Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на строительном объекте «Жилой дом № 2 в микрорайоне Спутник г. Могилёв». Происшествие произошло при монтаже балконной плиты, когда монтажник находился между плитой и колонной здания, в результате чего был прижат к колонне.
  Причинами явились:
  - нарушение потерпевшим локальных нормативных актов по охране труда, в части не применения в данном случае предусмотренных оттяжек;
  - нарушение требований безопасности крановщиком, который перемещал балконную плиту, не подняв её выше встречающихся на пути предметов и при нахождении потерпевшего в зоне работы крана;
  - не обеспечение безопасного производства работ в соответствии с требованиями ППР;
  - не осуществления контроля за соблюдением рабочими норм и правил по охране труда.
  Ответственными лицами при расследовании определены:
  - монтажник, машинист башенного крана;
  - ответственный за безопасное производство работ краном.
  Анализ и обобщение материалов специальных расследований причин несчастных случаев, произошедших при эксплуатации грузоподъемных кранов, по прежнему свидетельствуют о недостаточности мер со стороны руководителей и специалистов, которые по долгу своей службы должны обеспечить безопасные условия труда для подчиненных и организовать безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов. Только одна авария с грузоподъемным краном (Бобруйский филиал ОАО «БУМ») произошла по причине неисправности приборов безопасности. Основной причиной группового несчастного случая стали неадекватные действия находящегося в состоянии алкогольного опьянения крановщика башенного крана, принадлежащего ОАО «Гомельпромстрой». И каждый раз имели место неудовлетворительная организация производства работ с использованием грузоподъемных кранов и невыполнение руководителями и специалистами своих должностных обязанностей, выражавшиеся в том, что: строповка грузов осуществлялась с нарушением технологических регламентов и, зачастую, рабочими, не имеющими соответствующей подготовки и аттестации;
  - допускалось нахождение людей в опасной зоне;
  - не всегда в случаях, оговоренных Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, погрузочно-разгрузочные и строительно-монтажные работы производились под руководством лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами.

Источник: письмо ГОУ Госпромнадзора «О несчастных случаях и авариях, произошедших в первом полугодии 2011 года при эксплуатации подъемных сооружений» от 13.09.2011 № 29-14/303

Комментарии   

R3tw3R
#1 R3tw3R 22.09.2011 15:11
Шо-то с опозданием, я недели 2 как довел к сведению строителям своим

а вот первое письмо (О несчастных случаях на производстве, происшедших при выполнении погрузочно-разг рузочных работ ) к нам и не дошло :/
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Всемирный день охраны труда — 28 апреля 2017

 

Комментарии

Мероприятия

Нет событий

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×