Услуги по охране труда, разработка СУОТ, документы и аудит охраны труда

При организации и проведении работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог должны соблюдаться требования Отраслевых правил по охране труда при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 14 (далее – Правила), Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70, а также иных нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда.

Работники организаций, осуществляющих дорожную деятельность, должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 166. Кроме средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, при необходимости выдаются другие средства индивидуальной защиты (респираторы, противогазы, наушники, беруши, защитные очки, рукавицы, перчатки, сигнальные жилеты с элементами из световозвращающего материала и тому подобное), соответствующие условиям работы и обеспечивающие безопасность труда. При строительстве, реконструкции, ремонте автомобильных дорог работники обязаны носить защитные каски, застегнутые на подбородочные ремни. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются (см. фото 1).

d1
Фото 1. Работник выполняет работы без средств индивидуальной защиты в опасной зоне работы экскаватора.

В организации, осуществляющей дорожную деятельность, исходя из особенностей производства, составляется перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску, утверждаемый руководителем организации, осуществляющей дорожную деятельность.

Допуск на производственную территорию, строительные объекты, в производственные и санитарно-бытовые помещения посторонних лиц, а также нахождение работников в зоне действия рабочих органов строительно-дорожных машин не допускается.

На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены предохранительные защитные ограждения, а на границах зон потенциально действующих опасных производственных факторов - сигнальные ограждения или знаки безопасности. При производстве работ в указанных зонах следует осуществлять организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работников. Технологические карты на выполнение отдельных видов работ должны быть привязаны к конкретному объекту строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог. Работники перед началом работ знакомятся с проектом производства работ под роспись (см. фото 2).

d2
Фото 2. При ремонте дорожного покрытия автомобильной дороги на границах зон потенциально действующих опасных производственных факторов не установлены сигнальные ограждения или знаки безопасности. Дорожный рабочий выполняет ремонтные работы асфальтного покрытия с помощью бензореза без применения средств индивидуальной защиты глаз (защитных очков).

Места производства работ в условиях уличного движения следует ограждать в соответствии с утвержденной местной инструкцией по ограждению мест работ и расстановке дорожных знаков и схемами, составленными с учетом движения и производства работ.

Для ограждения мест производства работ следует применять:

  • штакетный барьер высотой 1,2 м, окрашенный в белый и красный цвета параллельными горизонтальными полосами шириной по 130 мм;
  • сплошные инвентарные щиты высотой 1,2 - 1,3 м с красной каймой шириной 250 мм по контуру щита, со знаком, обозначающим производство ремонтных работ, наименованием организации, ведущей работы;
  • дорожные специальные переносные знаки, устанавливаемые в соответствии с правилами дорожного движения (см. фото 3).

d3
Фото 3. В условиях уличного движения отсутствует ограждение строительного объекта (ведется обустройство водопроводных сетей) в населенном пункте.

Садиться на ходу в транспортные средства, проезжать на их подножках и крыльях, ковше или стоя в кузове не допускается (см. фото 4).

d4
Фото 4. Осуществлялась перевозка работников по строительному объекту непосредственно на элементах кузова автопогрузчика.

Машины дорожные мобильные, установки асфальтосмесительные, землеройные машины, машины для транспортирования, разбрызгивания и распределения асфальтобетона, машины для обработки дорожных покрытий и тому подобное, а также оборудование, используемое при строительстве автомобильных дорог, должны иметь паспорт, комплект эксплуатационной документации и соответствовать требованиям, изложенным в действующих нормативных правовых актах.

При выполнении дорожных работ вдоль не закрытых для движения транспортных средств дорог организация, осуществляющая дорожную деятельность, производящая работы, должна составлять планы обустройства мест дорожных работ с указанием вида работ и сроков их выполнения. Вдоль проездов устанавливаются дорожные знаки согласно СТБ 1140-99 «Знаки дорожные. Общие технические условия», утвержденному и введенному в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26 февраля 1998 г.№ 2.

Планы обустройства должны разрабатываться в соответствии с требованиями РД 0219.1.31-2003 «Обустройство мест производства работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, улиц и дорог населенных мест», утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28 февраля 2003 г., и согласовываться с Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - ГАИ). Согласованные с органами ГАИ и утвержденные руководителем организации, осуществляющей дорожную деятельность, планы обустройства служат разрешением на проведение работ. Не допускается отклонение от утвержденных планов обустройства (см. фото 5).

d5
Фото 5. Отсутствует указанный в плане обустройства автомобиль прикрытия, работники не применяют средства индивидуальной защиты (защитные каски), при этом находятся на проезжей части за сигнальным ограждением.

При разработке грунта в выемках, карьерах и при сооружении насыпи допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины следует принимать согласно приложению 3 к Правилам (таблица 1) или проекту производства работ.

t1

При производстве земляных работ по раскопке котлована или траншеи необходимо:

  • устанавливать по периметру раскопок ограждения на расстоянии 2 м от краев, а со стороны возможного наезда транспорта устраивать и земляные подушки высотой не менее 0,5 м;
  • оставлять бровки шириной не менее 0,5 м от края раскопок. Помещать инструменты, складировать материалы, конструкции и отдельные элементы оборудования на бровке запрещается;
  • устраивать переходы через котлованы и траншеи шириной не менее 0,7 м с прочно установленными перилами высотой не менее 1,0 м и бортовыми досками высотой 0,2 м.
  • использовать для спуска работников в котлованы сходни-стремянки шириной не менее 0,75 м, а в траншеи - приставные лестницы такой же ширины.

Рабочие места и проходы к ним на высоте 1,3 м и более и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте следует ограждать временными инвентарными ограждениями.

Не допускается складирование материалов на откосах насыпей и выемок (см. фото 6).

d6
Фото 6. Заднее колесо грузового автомобиля, установленного в непосредственной близости от неукрепленного откоса, находится на краю выемки. В это время в выемке выполняет работы электросварщик, рабочее место которого расположено на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте. Допущено складирование материалов (поддонов) на откосе выемки.

Кроме того необходимо правильно организовать места проведения работ по профилированию дороги или окрашиванию обочины. Так, при осмотре участка автомобильной дороги работники организаций, осуществляющих дорожную деятельность, должны двигаться по обочине навстречу движению автомобилей.

Машины, профилирующие дороги или окашивающие обочины, должны иметь спереди и сзади предупреждающий знак «Прочие опасности», работать с включенным ближним светом фар, габаритными огнями и (или) проблесковыми маячками оранжевого цвета.

Места работ по нанесению разметки проезжей части на автомобильных дорогах должны быть ограждены с установкой предупреждающих знаков.

Рабочие, занятые приготовлением краски и нанесением линий разметки, должны пользоваться защитными средствами (респираторами, очками, резиновыми перчатками).

При нанесении разметки на проезжую часть маркировочными машинами необходимо:

  • проверить исправность компрессора, предохранительных, измерительных и пусковых приборов, прочность и надежность крепления шлангов;
  • следить за давлением в красконагнетательном бачке, а также за нормальной работой компрессора, не допуская его перегрева.

Присоединять и разъединять шланги, идущие к окрасочному устройству и красконагнетательному бачку, во время работы компрессора не допускается.

При обнаружении неисправности манометра, красконагнетательного бачка и других деталей маркировочную машину следует остановить и не приступать к работе до устранения неисправности.

Перед началом движения, а также при изменении направления движения, скорости, торможении, остановках строительно-дорожных машин необходимо подавать предупредительный звуковой сигнал.

На строительно-дорожных машинах не должно находиться посторонних предметов, а в опасной зоне работы машин - посторонних лиц.

В кабинах строительно-дорожных машин не допускается хранить топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал.

Выступающие части строительно-дорожных машин, которые могут оказаться опасными при эксплуатации, должны иметь сигнально-предупредительную окраску согласно требованиям соответствующих технических нормативных правовых актов.

По окончании работы строительно-дорожные машины отводят на специальные места (чтобы не создавать препятствий движению транспорта), выключают двигатель, ставят рычаг коробки передач в нейтральное положение, включают стояночный тормоз, опускают рабочие органы машины на землю.

При проезде под линиями электропередачи рабочие органы машины необходимо установить в транспортное положение. Передвижение следует осуществлять в местах наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).

Работа стреловых самоходных кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии.

Перегон строительно-дорожных машин собственным ходом допускается только после тщательного осмотра, чтобы убедиться в их полной исправности.

При транспортировании строительно-дорожных машин на трейлерах под их гусеницы или колеса необходимо подложить противооткатные упоры, рабочий орган опустить до упора, а машину закрепить на платформе с помощью растяжек.

При движении строительно-дорожных машин по дорогам общего пользования необходимо соблюдать Правила дорожного движения.

При эксплуатации строительно-дорожных машин всех типов, кроме тракторов, необходимо соблюдать следующие требования:

  • перед началом работы проверить техническое состояние машины;
  • при перемещении грунта бульдозером уклон участков не должен превышать указанного в эксплуатационной документации;
  • не допускается выполнять разворот бульдозера с загруженным или заглубленным отвалом;
  • при сбросе грунта под откос отвалом бульдозер не должен выдвигаться за бровку откоса насыпи;
  • при сдвигании грунта бульдозером на подъеме необходимо следить за тем, чтобы отвал не врезался в грунт;
  • не допускается работать с глинистыми грунтами в дождливую погоду при уклонах, не обеспечивающих устойчивое положение машин.

Передвижение бульдозера своим ходом на другое место работы должно производиться с поднятым в транспортное положение отвалом.

Перед началом движения следует убедиться в отсутствии людей в радиусе действия строительно-дорожных машин, а также на пути следования.

Не допускается находиться между трактором и отвалом или под трактором при работающем двигателе.

Во время остановки самоходный скрепер следует затормозить, подложить противооткатные упоры, опустить ковш на землю и выключить двигатель. Эти же меры следует применять и при вынужденной остановке. Оставлять скрепер или бульдозер на спуске или подъеме не допускается.

При остановке бульдозера отвал должен быть опущен на землю.

Резание и набор грунта скреперами разрешается производить только на прямолинейном участке. Повороты скрепера при наполнении ковша не допускаются. При всех способах резания набирать грунт скрепером следует на первой передаче тягача.

Не допускается разработка грунта скреперами при движении на подъем или под уклон с углом наклона более указанного в эксплуатационной документации.

Перемещение тягачом груженого скрепера на въездах сооружаемых насыпей должно осуществляться на первой или второй передаче.

Очищать ковш скрепера от налипшего на него грунта допускается только после полной остановки тягача, применяя для этого лопату или скребок.

Не допускается разгружать скрепер при движении назад под откос.

Сцепление тягача со скрепером следует производить только с помощью специальной серьги. Не допускается применять для этой цели канаты или другие приспособления.

Буксировку самоходного скрепера необходимо осуществлять только жестким буксиром, закрепленным за оба передних буксирных крюка.

При сцепке тягача и агрегата с гидравлическим приводом между агрегатом и тягачом должен быть предохранительный канат, длина которого меньше, чем длина гибких шлангов гидросистемы.

Подготовку к сцепке и саму сцепку тягача с прицепным механизмом следует производить на самых малых оборотах двигателя и самой низшей передаче.

Работник, допущенный к управлению строительно-дорожной машиной, обязан следить за сигналами рабочих, выполняющих сцепку, не допускать резких рывков тягача.

При сооружении насыпей скреперами должны устраиваться въезды с уклоном не более 7 град. для проезда груженого скрепера и 27-30 град. - порожнего.

При возведении насыпи из связных грунтов расстояние от ее бровки до гусеницы (колеса) бульдозера, автогрейдера, скрепера, автомобиля-самосвала и экскаватора должно быть не менее 1 м. При работе с несвязными грунтами опасная зона для перечисленных типов машин должна быть увеличена в 1,5 раза.

При развороте землеройных машин (прицепного автогрейдера и автогрейдера) в конце профилируемого участка, а также на крутых поворотах движение их должно осуществляться на минимальной скорости. Радиус поворота автогрейдера должен быть не менее указанного в эксплуатационной документации.

Разравнивать грунт на свежеотсыпанных насыпях высотой более 1,5 м необходимо под наблюдением ответственного должностного лица. Расстояние между бровкой земляного полотна и внешними (по ходу) колесами автогрейдера или гусеницей трактора должно быть не менее 1 м.

Установка откосника и удлинителя, вынос ножа в сторону для срезки откосов, а также перестановка ножа должна производиться согласно эксплуатационной документации.

Прицепной грейдер на жестком колесном ходу разрешается транспортировать в сцепке с трактором со скоростью не выше 7-8 км/ч, на пневматических шинах - в сцепке с автомобилем со скоростью до 20 км/ч в зависимости от типа покрытия. При транспортировании строительно-дорожной машины на буксире работник, допущенный к управлению строительно-дорожной машиной, должен находиться в ее кабине.

Площадка, на которой работает экскаватор, должна быть выровнена, спланирована, а на слабых грунтах усилена щитами и настилами, иметь уклон не более 5 град.; при больших уклонах во избежание самопроизвольного перемещения экскаватор закрепляется специальными инвентарными упорами.

Во время работы экскаватора не допускается:

  • подтягивать груз с помощью стрелы;
  • регулировать тормоза при поднятом ковше;
  • производить ремонтные работы, регулировку узлов и механизмов;
  • использовать канаты с износом более допустимого;
  • находиться под ковшом или стрелой;
  • производить работы со стороны забоя;
  • перемещать ковш над кабиной автомобиля;
  • находиться в радиусе действия экскаватора плюс 5 м.

Расстояние между забоем и экскаватором (за исключением рабочего органа в любом его положении) должно составлять не менее 1 м.

Одновременная работа двух экскаваторов на уступах, расположенных один над другим, допускается только в том случае, если интервал между экскаваторами по фронту работ будет не менее 10 м плюс радиус действия рабочего оборудования двух экскаваторов.

В случае обнаружения в грунте кабеля, труб или других подземных коммуникаций и неизвестных предметов необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а в случае его отсутствия - вышестоящему руководителю.

При обнаружении в разрабатываемом грунте крупных камней и других предметов, мешающих движению или работе землеройной машины, необходимо ее остановить и удалить препятствие. Удаление крупных камней, находящихся на откосах выемок и забоев, следует осуществлять после отвода землеройной машины на безопасное расстояние.

Разработка грунта в выемках, карьерах и сооружение насыпей производятся механизированными комплексами в строгом соответствии с проектом производства работ.

При погрузке грунта экскаватором необходимо:

  • размещать ожидающие погрузки транспортные средства за пределами радиуса стрелы экскаватора плюс 5 м;
  • осуществлять подъезд транспортных средств под погрузку только после сигнала машиниста экскаватора;
  • загружать транспортные средства только со стороны их заднего или бокового борта;
  • отводить груженые транспортные средства только после сигнала машиниста экскаватора.

При работе драглайна следует:

  • не допускать значительных отклонений ковша от направления проекции оси стрелы, что возможно при забрасывании ковша на повороте;
  • обходить встречающиеся на пути ковша при его заполнении препятствия или принимать меры к их устранению; не допускается преодолевать препятствия резким рывком ковша.

Кабина автомобиля-самосвала должна иметь защитный козырек. При его отсутствии нахождение водителя автомобиля в кабине транспортного средства не допускается.

Односторонняя загрузка, а также загрузка объема грунта, превышающего установленную грузоподъемность автомобиля, не допускается.

Во время перерывов в работе (независимо от продолжительности), а также при очистке ковша стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

В случае временного прекращения работ или при ремонте экскаватора последний должен быть перемещен от края открытой выемки или траншеи на расстояние не менее 2 м. С обеих сторон гусениц или колес следует подложить специальные инвентарные упоры.

Работники, обнаружившие нарушения Правил, а также ситуации, которые создают угрозу здоровью и жизни для работников и окружающих людей, обязаны немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а в случае его отсутствия - вышестоящему руководителю.

Непосредственный руководитель или иное должностное лицо обязаны принять меры по устранению опасности; при невозможности устранения опасности - прекратить работы, вывести работников в безопасное место и сообщить об этом руководителю или иному вышестоящему должностному лицу организации, осуществляющей дорожную деятельность.

Источник и фото: сайт Департамента государственной инспекции труда

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Спецодежда, спецобувь и средства защиты – СЭЙФТИМ

Лескадр

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда