28 мая 2021 г. подписан Закон № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений», которым вносятся изменения и дополнения в Трудовой кодекс и Закон «О промышленной безопасности».
Трудовой кодекс
В статье 42 «Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя» дополнительным основанием для увольнения работника стало «отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей» (нахождение на так называемых «сутках»).
Так же наниматель может расторгнуть с работником трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия в случае, если он:
- принуждает других работников к участию в забастовке, создает другим работникам препятствия для выполнения их трудовых обязанностей, призывает работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин;
- участвует в незаконной забастовке, а также при иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин.
Очень не однозначная формулировка причины увольнения «при иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин».
Согласно статье 11 Закона «Об охране труда» работник имеет право на отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности.
Теперь наниматель любое заявление работника, что выполнение работы несет опасность может трактовать как отказ работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин и уволить его согласно статье 42 Трудового кодекса. Мы, специалисты по охране труда, прекрасно знаем, как трактуются и применяются такие законодательные формулировки.
В новой редакции изложена статья 46 «Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с предварительного уведомления или согласия профсоюза». Уведомлять профсоюз по вышеуказанным причинам и получать его согласие (при наличии такого требования в колдоговоре) теперь не требуется.
Дополнительным основонием для увольнения работника является нарушение порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных. В последнее время мы видим это по масштабным «сливам» личных данных теми, кто имеет доступ к таким данным.
Дополнительным основанием отстранения от работы (Статья 49) будет, «если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин». Как мы помним, наниматель имеет право отстранить работник по 49-ой статье незамедлительно.
Порядок применения дисциплинарного взыскания (статья 199) изменен. Если работник не хочет или не может (например, находится «на сутках») дать письменные объяснения, то это не является преградой для увольнения. Минтруда это комментирует так:
«В целях обеспечения баланса интересов нанимателя и работника внесены изменения в статью 199 Трудового кодекса, согласно которым нанимателю предоставлено право применять к работнику дисциплинарное взыскание, в том числе и в тех случаях, когда невозможно получение от работника объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка. Отсутствие возможности получить от работника объяснение по поводу совершенного им дисциплинарного проступка должно быть оформлено актом с указанием присутствовавших свидетелей.»
Статью 388 дополнили требованием, что при проведении забастовки запрещено выдвигать политические требования. В связи с этим изменениями в статью 395 закреплено, что решение суда о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении будет подлежать немедленному исполнению (ранее было после вступления в силу решения).
Промышленная безопасность
Законом внесены изменения Закон «О промышленной безопасности», а именно в статью 26 «Обязанности субъектов промышленной безопасности, работников субъекта промышленной безопасности». Работникам опасного производственного объекта запрещается принимать участие в забастовках. Перечень опасных производственных объектов приведен в Приложении 1 к Закону «О промышленной безопасности»
Ранее конституционный суд рассмотрел данный Закон и посчитал, что его положения, направлены на дальнейшее системное правовое регулирование отношений в сфере труда, обеспечивающее укрепление дисциплины труда, и они соответствуют нормам Конституции.
Закон вступает в силу с 30 мая 2021 года.
P.S. Не могу понять почему в данную редакцию не вошли ранее анонсированные Министром труда вопросы удаленной и смешанной работы [1] и [2].