Услуги по охране труда, разработка СУОТ, документы и аудит охраны труда

Сегодня были опубликованы обновленные Кодекс Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 91-З «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» и Кодекс Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 92-З «Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Главной особенностью новых кодексов является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.

В частности, новым КоАП предусмотрено разделение всех административных правонарушений на три категории в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий на:

  • административные проступки;
  • значительные административные правонарушения;
  • грубые административные правонарушения.

От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия.

Обновленный Кодекс изменил структуру статей и внес множество изменений. Одно из нововведений — привлечение к административной ответственности не только ответственных лиц, но и работников (ч.3 ст.10.13).

Обзор изменений приведен в сравнительной таблице (жирным выделены изменения):

НОВОЕ СТАРОЕ

Статья 10.12. Нарушение законодательства о труде

5. Непроведение нанимателем или должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях и в установленные сроки аттестации рабочих мест по условиям труда, либо нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, либо представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на
юридическое лицо – до ста базовых величин.

Статья 9.19. Нарушение законодательства о труде

3. Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.

4. Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16 - 9.18 настоящего Кодекса и частями 1 и 3 настоящей статьи, причинившие вред работнику, -

влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

Статья 10.13. Нарушение требований по охране труда

1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

2. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, повлекшее травмирование работающих, –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

3. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное иным работающим, –

влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.

Статья 9.17. Нарушение требований по охране труда

1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем обязательных для соблюдения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных нормативных правовых актах, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

2. Допуск к выполнению работ (оказанию услуг) лица, не прошедшего предварительный, периодический или предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в случаях, когда прохождение таких осмотра либо освидетельствования обязательно в соответствии с законодательством об охране труда, либо неотстранение от выполнения работ (оказания услуг) лица, заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, -

влекут наложение штрафа в размере от восьми до сорока пяти базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 10.13. Нарушение требований по охране труда

2. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, повлекшее травмирование работающих, –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 9.19. Нарушение законодательства о труде

4. Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16 - 9.18 настоящего Кодекса и частями 1 и 3 настоящей статьи, причинившие вред работнику, -

влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

Статья 10.14. Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

Статья 9.20. Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая -

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

Статья 10.18. Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров

Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, –

влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое
лицо в размере до двадцати пяти базовых величин.

Статья 9.25. Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров

Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, -

влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления - до пятнадцати базовых величин.

Статья 24.11. Непредставление документов, отчетов и иных материалов

Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Примечание. Не является административным правонарушением, предусмотренным настоящей статьей, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней.

Статья 23.16. Непредставление документов, отчетов и иных материалов

Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, -

 

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

 

В целом, суммы штрафов не претерпели изменений.

Что касается ПИКоАП, то его основной новацией является включение специальной главы, регулирующей процессуальные вопросы применения профилактических мер воздействия, а также наложение взысканий при фиксации правонарушений автоматическими системами и в ходе судебного разбирательства.

Нужно подробнее проанализировать ПИКоАП, но в нем убрали возможность заплатить минимальный штраф, при признании свой вины. Данную процедуру мы описывали в статье «Как уменьшить сумму штрафа».

Новые КоАП и ПИКоАП, согласно Закону Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93-З, вводятся в действие с 1 марта 2021 г.

До приведения законодательства в соответствие с новыми кодексами акты законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат принятым КоАП и ПИКоАП, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Согласно Закону № 93-З с 1 марта 2021 г.:

  • должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, которые согласно КоАП, другим законодательным актам, предусматривающим административную ответственность, не являются административными правонарушениями, а также дела об административных правонарушениях, по которым истекли сроки наложения административных взысканий, установленные статьей 7.6 КоАП;
  • не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся административными правонарушениями в соответствии с КоАП, другими законодательными актами.

Также подлежат пересмотру вынесенные до 1 марта 2021 г. и неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий, если нормы КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП 2003 г.

Кроме того, новыми кодексами изменена процессуальная компетенция госорганов (госорганизаций), должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять подготовку дел к рассмотрению, а также рассматривать указанные дела.

В связи с этим Законом предусмотрено, что не рассмотренные до 1 марта 2021 г. дела об административных правонарушениях должны быть переданы по компетенции.

«Таким образом, принятие Закона направлено на обеспечение непрерывности ведения административного процесса, в том числе с 1 марта 2021 г., когда вступят в силу новые КоАП и ПИКоАП», – отметили в пресс-службе Министерства юстиции.

Подробный комментарий изменений административного законодательства – в интервью директора Национального центра законодательства и правовых исследований Вадима Ипатова.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Лескадр

Комментарии

Мероприятия

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда