Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2019 г. № 74 утверждена Инструкции о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих.
Минздрав, не смотря на требования Декрета Президента №7 установивший добровольность применения Санитарных норм и правил, по прежнему требует указывать сведения об условиях труда на основании комплексной гигиенической оценке условий труда (Санитарные нормы и правила «Гигиеническая классификация условий труда», утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 211).
Если раньше по результатам медосмотра выносилось только два заключения — годен или не годен, то теперь таких вариантов несколько:
- годен к работе (с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ);
- негоден к работе (с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ);
- годен к работе (с указанием отдельных вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ) и негоден к работе (с указанием отдельных вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ);
- годен к работе (с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ) и нуждается в проведении внеочередного медосмотра;
- годен к работе (негоден к работе) с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ и выявлено подозрение на хроническое профессиональное заболевание.
Наконец то! Сколько было вопросов Минздраву и споров с организациями здравоохранения (далее — ОЗ).
Указано что медосмотр проводится в государственных организациях здравоохранения, за исключением 11 крупных предприятий Республики (Приложение 4 Инструкции) в которых есть свои медицинские учреждения и комиссии. Частников опять не допустили к медосмотрам.
Инструкция дополнена Приложением 2, в котором указаны общие медицинские противопоказаниями к работам во вредных и (или) опасных условиях труда при которых работа запрещена (туберкулез, беременность, сахарный диабет и другие). При выявлении таких заболеваний ОЗ должны проинформировать нанимателя о выявлении заболевания в течение пяти рабочих дней.
Порядок согласования списка профессий (должностей) подлежащих медосмотрам с ОЗ и предоставления перечня списка работников направляемых на медосмотр не изменился. Вопрос кто должен составлять списки Минздрав тактично обошел — это делает наниматель. Война кадровиков и служб охраны труда продолжается.
Изменены сроки прохождения периодических медосмотров по химическим и физическим факторам. Ранее они указывались в приложении 1 или варьировались в зависимости от класса условий труда, теперь зависят от класса химического вещества и класса условий труда. На мой взгляд, все усложнили.
Убрали необходимость прохождения медосмотра в центрах профессиональной патологии работающим, занятым в течение десяти и более лет на работах с условиями труда, класс (степень) вредности или опасности, которых установлен по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Пунктом 32 Инструкции Минздрав внес хаос в сроки проведения периодических медосмотров. Установлено, что срок проведения очередного периодического медосмотра исчисляется от даты окончания предыдущего периодического медосмотра, указанной в акте, или от даты выдачи медицинской справки о состоянии здоровья при проведении предварительного медосмотра.
Получается, работники принимаются в течение года в разное время и от даты выдачи справки мы должны их по индивидуальным направлениям отправлять на периодический медосмотр, так как даты исчисляются от даты выдачи справки? Это фиаско! 2 человека в январе, например 2-го января, 3 — в феврале, 10 — в марте и т.д. … Потерялся сам смысл периодического медосмотра — комплексная оценка здоровья работников работающих в одинаковых условиях труда.
Изменены причины проведения внеочередных медосмотров. Внеочередные медосмотры работающих проводятся в случае ухудшения состояния здоровья работающего по инициативе нанимателя и (или) работодателя, государственных организаций здравоохранения и иных организаций здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской помощи, и работающего. Нет необходимости его проходить при заболевании (травме) работающего с временной утратой трудоспособности свыше трех месяцев, а также по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Установлена необходимость проведения медосмотра по физическим фактора (п.4 Приложения 1) только если есть превышения предельно допустимых уровней, а по тяжести и напряженности трудового процесса (п. 5 Приложения 1) — если класс условий труда 3.1 и более. Ранее необходимо было проводить 1 раз в 3 года при уровнях меньше ПДУ и классе 2.
Уточнены требования к шуму. На медосмотр направляются работники не просто работающие в шуме, а при эквивалентном уровне звука за рабочую смену выше 80 дБА.
Отпала необходимость направления на медосмотр лиц, работающих на открытой территории при средней температуре в зимнее время от -10 °С и ниже.
Бывшие приложения 2 и 3, в которых описывались виды работ, собраны в Приложении 3 и названы схемой проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе. Основные изменения:
- работы на высоте — 1 раз в 2 года (ранее раз в год). Количество противопоказаний увеличилось более чем в три раза. Видимо нас ждет еще больше не годных для выполнения работ на высоте!;
- работы по обслуживанию подъемных сооружений с выполнением работ на высоте (нововведение);
- работы, связанные с применением взрывчатых материалов; работы на взрывоопасных и пожароопасных производствах, в том числе аварийная газовая служба — 1 раз в год (ранее 1 раз в 2 года);
- расширили понятие работа на механическом оборудовании — токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные пресса, имеющие открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции;
- работы на судах водного транспорта и гидротехнических сооружениях — 1 раз в 2 года (ране 1 раз в год);
- удалены работы в ночную смену (более 4 раз в месяц).
Инструкцией утверждены Форма направления нанимателя (работодателя) на медосмотр (Приложение 5) и Протокола медицинского осмотра (предварительного, периодического или внеочередного медосмотра) (Приложение 8).
Внесены изменения в формы Списка профессий (должностей) работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам (Приложение 6); Списка работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам (Приложение 7); Акта обязательного периодического медицинского осмотра (Приложение 9).
Постановление вступает в силу 11 октября 2019 года с утратой силы Постановления Минздрава № 47 от 28.04.2010.
Комментарии
Поясните кто в теме: работники которые работают на открытом воздухе теперь вообще не проходят медосмотры? даже если по аврте аттестации рабочего места класс условий труда 3.1 (работа на открытом воздухе, в неотапливаемом помещении)
Медики считают, что не требуется. Так же как и АйТишникам при работе за компьютером.
то есть согласно п. 4.7 пр. 1 пониженная температура воздуха:
при температуре воздуха в помещении ниже допустимого значения на 8 °С и более является поводом для направления на медкомиссию, а работа на открытом воздухе условно от -25°С до +34°С нет?
А в соответствии с п.4 Инструкции 74 обязательные медосмотры проводятся при выполнении работ во вредных и (или) опасных условиях труда в т.ч. с учетом Цитата: При этом согласно п .2 Инструкции 74: Цитата:
Это мы знаем. У Вас есть предложения какой пункт Приложения из 74-го постановления можно применить к работе на открытом воздухе?
Цитата: Поскольку в рассматриваемом случае работа на открытом воздухе у данного нанимателя имеет класс 3.1 вредности, а Инструкция 74 содержит Приложение 2 "Перечень заболеваний (состояний), являющихся общими медицинскими противопоказани ями к работам во вредных и (или) опасных условиях труда", то на мой взгляд задача нанимателя при допуске работника к такой работе - убедиться в отсутствии у работника противопоказани й к ней. А значит направить работника на медосмотр для выяснения возможности допуска.
Минздрав в настоящий момент правит 74-е постановление. Но кто его видел? Профсоюзы точно, но какие они дали предложения? Там спецов по пальцам рук можно сосчитать.
Работа на открытом воздухе подразумевает как пониженную так и повышенную температуру воздуха, какой пункт 74 постановления указывать при направлении на медосмотр?
Отказ медучреждения в проведении медосмотра, письменно зафиксированный на этом направлении может стать аргументом в пользу нанимателя в случае чего. И даже сам факт выдачи такого направления будет свидетельствова ть о том, что наниматель пытался выполнить требование закона, а не игнорировать его.
RSS лента комментариев этой записи