Информационное письмо
«Об обеспечении безопасности при производстве строительных и строительно-монтажных работ»
По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в организациях, подчиненных Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь, в результате несчастных случаев на производстве в 2017 году 4 работника погибли и 29 – получили тяжелые производственные травмы (в 2016 году – 6 и 30 соответственно). Особо при этом необходимо отметить, что нарушение установленных правил и норм безопасности труда со стороны нанимателей были выявлены почти в 75 процентах случаев, повлекших гибель работников (по республике – 54,7 процента).
В организациях коммунальной формы собственности, осуществляющих строительную деятельность, в 2017 году зарегистрировано 10 несчастных случаев со смертельным исходом и 26 – приведших к тяжелым производственным травмам (в 2016 году – 12 и 35 соответственно). Рост числа смертельно травмированных в 2017 году по сравнению с 2016 годом допущен в организациях коммунальной формы собственности, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, зарегистрированных на территории Минской области – 3 (0), Витебской области – 3 (1), Брестской области – 2 (1).
Основными видами происшествий, повлекших несчастные случаи на строительных объектах, явились падение потерпевших с высоты, а также воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов. Кроме того, травмирование работающих обуславливалось падением на них или обрушением конструкций зданий и сооружений, обвалом предметов, материалов, грунта.
Анализ причин несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях, осуществляющих строительную деятельность, показывает, что основными из них являются невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда – 21,9 процента, нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда – 12,5 процента.
Особую тревогу вызывает тот факт, что нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ составило 9,4 процента от общего числа причин несчастных случаев со смертельным исходом (по республике – 7 процентов).
Также по 9,4 процента составил удельный вес причин, обусловленных неудовлетворительным содержанием и недостатками в организации рабочих мест; нарушением требований по охране труда другими работниками (по республике соответственно 4,8 и 5,3 процента).
Такие причины, как отсутствие, некачественная разработка проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования; нарушение требований проектной документации; привлечение потерпевшего к работе не по специальности (профессии); допуск потерпевшего к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда; необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты, имели место каждая в 3 процентах случаев.
Следует отметить, что в организациях, осуществляющих строительную деятельность, 6,3 процента причин составили допуск потерпевшего к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда.
Учитывая, что абсолютное большинство работ, выполняемых на строительных объектах, отнесены к категории работ с повышенной опасностью, необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности труда.
Обеспечить безопасность труда необходимо принимая соответствующие решения уже на стадии организации строительного производства, как при строительстве новых, так и при реконструкции и ремонте действующих объектов. При строительстве объектов должны быть приняты меры по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов. Безопасность труда должна обеспечиваться на основе решений, содержащихся в организационно-технологической документации (проект организации строительства, проект производства работ, технологические карты и др.). Производственные территории, участки работ и рабочие места должны быть подготовлены для обеспечения безопасного производства работ.
Основные требования к организации строительного производства при строительстве новых, а также и при реконструкции и ремонте действующих объектов установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства», утвержденным и введенным в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 396.
Общие требования безопасности труда, распространяющиеся на строительную деятельность, производство строительных материалов, а также изготовление строительных конструкций и изделий установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-40-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Общие требования», утвержденный и введенный в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. № 334.
Технический кодекс установившейся практики ТКП 45-1.03-44-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство», утвержденный и введенный в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. № 334, устанавливает требования безопасности труда и распространяется на строительное производство, в том числе строительно-монтажные и специальные работы, выполняемые при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте.
Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 21 Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон) технические кодексы установившейся практики являются добровольными для применения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 21 Закона.
Принимая во внимание нормы пункта 5 статьи 21 технические кодексы установившейся практики становятся обязательными, если организации в добровольном порядке заявили о соблюдении этих документов. О намерении соблюдать технические кодексы установившейся практики организации могут заявлять путем издания соответствующих приказов, а также указывая это в системах управления охраной труда.
Следует отметить, что на основании статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» неприменение указанных технических кодексов установившейся практики в организации не освобождает ее от обеспечения безопасности при ведении технологических процессов.
Правильная организация строительных и строительно-монтажных работ со стороны должностных лиц и неукоснительное соблюдение требований по охране труда при их выполнении со стороны работающих, должны стать приоритетными направлениями в системе мер по профилактике производственного травматизма.
С учетом изложенного, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в целях недопущения несчастных случаев на производстве при строительстве, реконструкции и ремонте объектов полагает целесообразным рекомендовать:
1. Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:
1.1. проанализировать ситуацию с травмированием работников при производстве строительных и строительно-монтажных работ и принять исчерпывающие меры по недопущению несчастных случаев;
1.2. потребовать от руководителей организаций ужесточить контроль за исполнением должностными лицами и работниками обязанностей, определенных законодательством, а также принять должные меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».
2. Руководителям организаций строительной отрасли:
2.1. организовать строительную деятельность в соответствии с требованиями Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70;
2.2. при проведении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ на высоте организовать соблюдение требований Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52, а также Межотраслевых правил по охране труда при выполнении работ с использованием методов промышленного альпинизма, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 184;
2.3. в целях реализации требований статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» по обеспечению безопасности при ведении технологических процессов разработать локальные нормативные правовые акты, регламентирующих требования безопасности при производстве строительных и строительно-монтажных работ, либо в добровольном порядке заявить о соблюдении технических кодексов установившейся практики, регламентирующих требования безопасности, распространяющиеся на строительную деятельность, и обеспечить выполнение строительных и строительно-монтажных работ в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, в том числе в соответствии с требованиями технических кодексов установившейся практики ТКП 45-1.03-40-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Общие требования» и ТКП 45-1.03-44-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство», утвержденных и введенных в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. № 334.
Источник: Департамент государственной инспекции труда
Комментарии
Минтруду бы другим путем пойти (к примеру): Дифференцироват ь подход к различным сферам бизнеса; с ответственность ю личной по уму решить - а не так как сейчас "козлы отпущения"; разработать пакеты документов по ОТ для того же бизнеса (стартовые хотя бы) и продавать как госуслугу, чтобы у людей складывалось понятие (для чего и зачем), и уж после того можно и 10% на контроль оставить.
Но это не наша действительност ь, к сожалению. Атавизм в чиновничьих кабинетах не истребим, ибо туда нормальные люди не идут, либо не уживаются в системе безразличия.
Безразличия и безответственно сти!
На стройке кто работает? -- Весь тот шлак который в свое время побежал за длинным рублем! Текучка на стройке сегодня за год и поболее 100% от личного состава организации в основном за счет этого контингента. А в чем они работают???
Кто этому контингенту спецодежду, обувь, каски, пояса выдает в полном объеме??? Проверь бухгалтерию и любая проверка покажет, что рабочим (и то основному контингенту, кто работает давно) выдают все СИЗ с задержкой и не в полном объеме, а вновь принятым говорят "на период испытательного строка" ........... А мы пытаемся рабочего заставить носить все то что мы ему не выдаем! И наказываем прораба - мол он допустил рабочего без СИЗ. А кто накажет снабженца, бухгалтера и кладовщика за то что у рабочих нет средств индивидуальной защиты? Зато все руководители в одну дутку поют: денег нет! и люди зарплату требуют!
RSS лента комментариев этой записи