Результаты обобщения проверок исполнения законодательства о труде, содействии в трудоустройстве и временной трудовой занятости несовершеннолетних и учащейся молодежи в 2011 году и в истекшем периоде 2012 года свидетельствуют о проведении определенной работы по соблюдению указанного законодательства.
Вместе с тем в ряде районов выявлены недостатки и нарушения, что негативно сказывается на эффективности деятельности в данной сфере.
Отсутствие профессии, опыта работы, низкая квалификация несовершеннолетних и дополнительная ответственность нанимателей – основные факторы, в силу которых наниматели не заинтересованы в приеме их на работу.
Наниматели не всегда информируют службу занятости о наличии вакансий для временного трудоустройства несовершеннолетних и молодежи.
Так, из 73 предприятий и организаций г.Бобруйска, которым управлением по труду, занятости и социальной защите Бобруйского горисполкома направлены запросы о возможности участия в организации временной занятости лиц указанной категории за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, только 38 сообщили о результатах.
Установлены факты формального отношения отдельных должностных лиц учреждений образования к проведению анализа и изучению спроса молодежи на временную трудовую занятость.
В УО «МГУ им.А.А.Кулешова» приказом ректора создан штаб трудовых дел университета, задачей которого является работа по организации вторичной занятости студентов, в том числе и изучение спроса молодежи на временную трудовую занятость. Однако план работы штаба на 2012 год не составлялся. Кроме того, в текущем году не проводились заседания штаба по вопросам изучения спроса молодежи на временную трудовую занятость, отсутствует анализ результатов изучения спроса и его использования в организации временной трудовой занятости студентов. Аналогичные нарушения выявлены и в ГУ ВПО «БРУ» (Белорусско-Российский университет).
Не во всех договорах, заключенных согласно требованиям подпункта 1.8 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.04.2012 №181 «Об организации деятельности студенческих отрядов на территории Республики Беларусь» и п.16 Инструкции о порядке организации деятельности студенческих отрядов, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.06.2012 №60, определены обязательства принимающей стороны по обеспечению условий оплаты труда, размещения и питания участников студенческих отрядов.
Продолжает оставаться актуальной проблема защиты трудовых прав несовершеннолетних. При проверке порядка заключения срочных трудовых договоров с учащейся молодежью установлены факты нарушения законодательства о труде.
Так, директор ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» в соответствии с п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» заключил трудовой договор с несовершеннолетней Б. сроком на 14 дней, в то время как п.1 названного Декрета предусматривает минимальный срок заключения трудового договора не менее 1 года.
Не соблюдаются требования ч.2 ст.21 и ст.272 Трудового кодекса об истребовании письменного согласия одного из родителей при принятии на работу лиц в возрасте до 16 лет в УО «Каменская СШ» Бобруйского района.
В частности, из 15 учащихся школы, трудоустроенных в рамках временной занятости на период летних каникул, 14 – не достигли 16-летнего возраста. Однако письменные согласия одного из родителей отсутствуют. Родителями несовершеннолетних лишь поданы заявления о принятии их детей в лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием «Легион».
Кроме того, в нарушение требований ст.275 Трудового кодекса несовершеннолетние приняты на работу без предварительного медицинского осмотра.
Результаты проведенной проверки рассмотрены на коллегии прокуратуры Могилевской области с участием руководителей комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома, управления образования, отдела по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних. Коллегией принято решение о повышении средствами прокурорского надзора эффективности реализации органами по труду, занятости и социальной защите, отделами и учреждениями образования, учреждениями и организациями требований законодательства о труде, содействии и временной трудовой занятости несовершеннолетних и учащейся молодежи. Предусмотрено потребовать от руководителей всех уровней активизации ведомственного контроля и повышения персональной ответственности должностных лиц за допущенные нарушения.
Прокуратурой Могилевской области в Могилевский облисполком внесено представление об устранении нарушений законодательства о труде, содействии в трудоустройстве и временной трудовой занятости несовершеннолетних и учащейся молодежи.
Прокурорам районов направлено информационное письмо об устранении недостатков и активизации надзора за исполнением вышеназванного законодательства.
Источник: сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь