В условиях интенсивно развивающего строительного сектора всегда существует необходимость в квалифицированных профессиональных кадрах строительных специальностей. Профессионализм здесь превыше всего, это гарантия эффективного и безопасного труда.
КАК БЫТЬ С НАДЕЖНЫМИ КАДРАМИ?
Однако профессиональные кадры зачастую являются проблемой, и она имеет как минимум две стороны:
Первая сторона: у строительных организаций не всегда есть возможность выбора среди выпускников профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Даже заполучив «молодого специалиста» третьего или четвертого разряда должно пройти немало времени, чтобы он научился выполнять работы, востребованные на рынке услуг.
Первая сторона: у строительных организаций не всегда есть возможность выбора среди выпускников профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Даже заполучив «молодого специалиста» третьего или четвертого разряда должно пройти немало времени, чтобы он научился выполнять работы, востребованные на рынке услуг.
Вторая сторона этого вопроса, как быть с неплохими специалистами, которые за 15-20 лет стажа так и не смогли приобрести нужную профессию, а до сих пор работают подсобными рабочими на строительных объектах, по сути, выполняя весь комплекс работ. Оплатить труд указанных работников зачастую находиться возможность, но что касается охраны труда – здесь труднее. Наниматель в условиях действующего законодательства не имеет права взять их в качестве плотников, столяров, кровельщиков, так как ни записи в трудовой книжке, ни данных об обучении по профессии, иных документов, подтверждающих наличие достаточной квалификации, конечно же, у этих работников не имеется. Выход из создавшейся ситуации очевиден: присвоить профессию. В Республике Беларусь существует ряд законодательных актов, требования которых необходимо выполнить при присвоении профессии.
Вот только некоторые из них:
- Трудовой кодекс Республики Беларусь
- Закон Республики Беларусь «Об охране труда»
- Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании»
- Закон от 29 июня 2003 г. № 216-З «О профессионально-техническом образовании»
- Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314);
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 28 февраля 2003 г. № 14/25/29/56 «Об утверждении перечня профессий для подготовки рабочих на производстве».
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ, И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ !
Положение о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15 мая 2007 г. № 599 (далее – Положение), и регулирует порядок организации непрерывного профессионального обучения рабочих, а также служащих, уровень подготовки которых не требует высшего, среднего специального образования.
Если наниматель принял решение о присвоении работнику профессии, ему следует проверить наличие требуемой профессии в перечне профессий для подготовки рабочих на производстве, если конечно выполнение работ по данной профессии не подконтрольно, например Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор) и др. Возьмем распространенную на строительном производстве профессию, к примеру, плотник. Он есть в перечне профессий для подготовки рабочих на производстве, утвержденном постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 28 февраля 2003 г. № 14/25/29/56:
Если наниматель принял решение о присвоении работнику профессии, ему следует проверить наличие требуемой профессии в перечне профессий для подготовки рабочих на производстве, если конечно выполнение работ по данной профессии не подконтрольно, например Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор) и др. Возьмем распространенную на строительном производстве профессию, к примеру, плотник. Он есть в перечне профессий для подготовки рабочих на производстве, утвержденном постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 28 февраля 2003 г. № 14/25/29/56:
код профессии – 16671;
наименование профессии – плотник;
диапазон тарифных разрядов (классов, категорий) – 2-7;
для лиц, не имеющих профессии срок обучения в месяцах – 3;
для лиц, не имеющих профессии уровень квалификации – 2.
наименование профессии – плотник;
диапазон тарифных разрядов (классов, категорий) – 2-7;
для лиц, не имеющих профессии срок обучения в месяцах – 3;
для лиц, не имеющих профессии уровень квалификации – 2.
Следующим шагом обучения на производстве будет разработка рабочих учебных планов и программ профессиональной подготовки (далее – рабочие учебные программы) адаптированных для конкретной организации.
СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
В соответствии с п. 43 Положения рабочие учебные программы разрабатываются на основании типовых учебных планов и программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих), которые утверждаются Министерством образования Республики Беларусь не реже одного раза в 5 лет.
Рабочие учебные программы утверждаются руководителем учреждения образования, организации.
Содержание непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) определяется на основании учебно-программной документации: модели учебного плана, типовых и рабочих учебных планов, типовых и рабочих программ теоретического и производственного обучения.
Разработка, согласование и утверждение учебно-программной документации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих) осуществляются согласно приложению 2.
Примерная рабочая учебная программа для плотника приведена в приложении 1.
Рабочие учебные программы утверждаются руководителем учреждения образования, организации.
Содержание непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) определяется на основании учебно-программной документации: модели учебного плана, типовых и рабочих учебных планов, типовых и рабочих программ теоретического и производственного обучения.
Разработка, согласование и утверждение учебно-программной документации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих) осуществляются согласно приложению 2.
Примерная рабочая учебная программа для плотника приведена в приложении 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РАБОЧИХ
Согласно Положению непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих) включает в себя следующие виды:
- профессиональная подготовка;
- переподготовка;
- повышение квалификации;
- курсы целевого назначения.
Непрерывное профессиональное обучение рабочих осуществляется в установленном порядке в учреждениях образования и иных организациях независимо от их подчиненности и формы собственности (далее – организации), располагающих материально-технической базой.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих в организациях проводятся в случае необходимости данного обучения рабочих для собственных нужд организации.
Ответственность за обеспечение непрерывного профессионального обучения рабочих в организациях возлагается на кадровые службы или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих осуществляются в данном случае индивидуально.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих включают теоретическое и производственное обучение.
Теоретическое обучение направленно на получение теоретических знаний, необходимых для последующего формирования умений и навыков по профессии.
Производственное обучение в составе учебной группы проводится в два этапа:
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих в организациях проводятся в случае необходимости данного обучения рабочих для собственных нужд организации.
Ответственность за обеспечение непрерывного профессионального обучения рабочих в организациях возлагается на кадровые службы или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих осуществляются в данном случае индивидуально.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих включают теоретическое и производственное обучение.
Теоретическое обучение направленно на получение теоретических знаний, необходимых для последующего формирования умений и навыков по профессии.
Производственное обучение в составе учебной группы проводится в два этапа:
- на первом этапе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной в организации материально-технической базе;
- на втором этапе (производственная практика) – на рабочих местах организации под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего.
При отсутствии специально созданной материально-технической базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах организации.
При обучении индивидуально обучающийся осваивает теоретический курс самостоятельно, производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего.
Консультации при индивидуальном обучении составляют 8-10% от объема часов, отводимых на самостоятельное изучение теоретического курса.
Производственное обучение может планироваться после теоретического обучения или чередоваться с ним.
Теоретическое и производственное обучение при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих в организациях осуществляется в пределах рабочего времени, установленного законодательством.
Хотелось бы отметить, что направление рабочих на производственное обучение производится после оформления приема на работу и включения в списки работников данной организации.
При первичном присвоении, повышении квалификационного разряда или при приобретении второй профессии оформляется заявление.
В целях приобретения производственного опыта в процессе изготовления продукции или выполнения работ соответствующего качества каждому рабочему в начале производственного обучения в цехах организации должно выделяться рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
На практике отдельные руководители цехов, отделов, других структурных подразделений организаций не в полной мере соблюдают эти требования. В результате обучаемые рабочие не имеют постоянно закрепленных рабочих мест, выполняют практическую работу по изготовлению изделий на морально устаревшем оборудовании. При подобном подходе к обучению снижается качество обучения, а порой обучаемые получают производственные травмы. Ответственность руководителей за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по оснащению рабочих мест для обучаемых рабочих и неисполнение обязанностей по обучению установлена законодательством только в форме общих формулировок. Конкретное определение условий и порядок привлечения соответствующих должностных лиц к ответственности можно установить в контрактах при найме руководителей на работу или в положении о функциональных обязанностях руководителей, специалистов, рабочих. Следует помнить, что в случае производственного травматизма по вине нанимателя или нарушения инструкций, санитарных требований, пожарных инструкций указанные руководители могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
При обучении индивидуально обучающийся осваивает теоретический курс самостоятельно, производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего.
Консультации при индивидуальном обучении составляют 8-10% от объема часов, отводимых на самостоятельное изучение теоретического курса.
Производственное обучение может планироваться после теоретического обучения или чередоваться с ним.
Теоретическое и производственное обучение при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих в организациях осуществляется в пределах рабочего времени, установленного законодательством.
Хотелось бы отметить, что направление рабочих на производственное обучение производится после оформления приема на работу и включения в списки работников данной организации.
При первичном присвоении, повышении квалификационного разряда или при приобретении второй профессии оформляется заявление.
В целях приобретения производственного опыта в процессе изготовления продукции или выполнения работ соответствующего качества каждому рабочему в начале производственного обучения в цехах организации должно выделяться рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
На практике отдельные руководители цехов, отделов, других структурных подразделений организаций не в полной мере соблюдают эти требования. В результате обучаемые рабочие не имеют постоянно закрепленных рабочих мест, выполняют практическую работу по изготовлению изделий на морально устаревшем оборудовании. При подобном подходе к обучению снижается качество обучения, а порой обучаемые получают производственные травмы. Ответственность руководителей за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по оснащению рабочих мест для обучаемых рабочих и неисполнение обязанностей по обучению установлена законодательством только в форме общих формулировок. Конкретное определение условий и порядок привлечения соответствующих должностных лиц к ответственности можно установить в контрактах при найме руководителей на работу или в положении о функциональных обязанностях руководителей, специалистов, рабочих. Следует помнить, что в случае производственного травматизма по вине нанимателя или нарушения инструкций, санитарных требований, пожарных инструкций указанные руководители могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
ПЕРЕПОДГОТОВКА РАБОЧИХ
Переподготовка рабочих – вид непрерывного профессионального обучения рабочих, направленный на приобретение новой профессии лицами, имеющими профессию рабочего.
Переподготовка организуется в целях профессионального обучения рабочих, высвобождаемых в организациях, а также для лиц, изъявивших желание приобрести новую профессию рабочего.
Содержание и сроки обучения при переподготовке устанавливаются организациями в соответствии с рабочими учебными планами и программами профессиональной подготовки по соответствующим профессиям (должностям).
При этом допускается сокращение программ обучения с учетом ранее изученного материала и фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся.
Образец приказа о присвоении профессии и разряда приведен в приложении 3.
Переподготовка организуется в целях профессионального обучения рабочих, высвобождаемых в организациях, а также для лиц, изъявивших желание приобрести новую профессию рабочего.
Содержание и сроки обучения при переподготовке устанавливаются организациями в соответствии с рабочими учебными планами и программами профессиональной подготовки по соответствующим профессиям (должностям).
При этом допускается сокращение программ обучения с учетом ранее изученного материала и фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся.
Образец приказа о присвоении профессии и разряда приведен в приложении 3.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ
Повышение квалификации рабочих – вид непрерывного профессионального обучения рабочих, направленный на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков и организуемый для получения более высоких тарифных разрядов.
Продолжительность повышения квалификации устанавливается не более трех месяцев. При необходимости по профессиям, связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологии, сверх указанного срока обучения может предусматриваться стажировка. Порядок и сроки прохождения стажировки определяются руководителем организации, направляющей на обучение. По профессиям, по которым предусмотрена стажировка, квалификационный экзамен проводится после ее завершения.
Повышение квалификации проводиться также по утвержденным планам, программам.
К квалификационным экзаменам при повышении квалификации допускаются рабочие, имеющие стаж работы по имеющемуся разряду не менее 6 месяцев при сдаче со 2 на 3 разряд и не менее года – при сдаче на 4, 5, 6 разряды. Рабочий, имеющий желание подтвердить свою квалификацию по более высокому разряду может написать заявление о присвоении более высокого разряда, ответить на вопросы из раздела характеристики «Должен знать» и сдать квалификационную пробную работу, т.е. самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделах «Характеристика работ» или «Примеры работ», устанавливаемого разряда, согласно работам, выполняемым в данной организации, пройти (если требуется) стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда.
По результатам работы квалификационной комиссией оформляется протокол согласно приложению 4.
Продолжительность повышения квалификации устанавливается не более трех месяцев. При необходимости по профессиям, связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологии, сверх указанного срока обучения может предусматриваться стажировка. Порядок и сроки прохождения стажировки определяются руководителем организации, направляющей на обучение. По профессиям, по которым предусмотрена стажировка, квалификационный экзамен проводится после ее завершения.
Повышение квалификации проводиться также по утвержденным планам, программам.
К квалификационным экзаменам при повышении квалификации допускаются рабочие, имеющие стаж работы по имеющемуся разряду не менее 6 месяцев при сдаче со 2 на 3 разряд и не менее года – при сдаче на 4, 5, 6 разряды. Рабочий, имеющий желание подтвердить свою квалификацию по более высокому разряду может написать заявление о присвоении более высокого разряда, ответить на вопросы из раздела характеристики «Должен знать» и сдать квалификационную пробную работу, т.е. самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделах «Характеристика работ» или «Примеры работ», устанавливаемого разряда, согласно работам, выполняемым в данной организации, пройти (если требуется) стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда.
По результатам работы квалификационной комиссией оформляется протокол согласно приложению 4.
КВАЛИФИКАЦИОНАЯ ПРОБНАЯ РАБОТА
Квалификационная пробная работа – это изготовление, обработка изделий (деталей, приборов, узлов) в объеме сменного задания или обслуживание оборудования с целью определения профессиональных умений и практических навыков экзаменуемого. Пробная работа должна соответствовать по профилю и сложности требованиям, установленным ЕТКС для данной профессии и разряда. Квалификационная пробная работа выполняется для определения уровня приобретенных рабочим профессиональных навыков и умений в соответствии с профессионально-квалификационной характеристикой и установленным уровнем качества и производительности труда. Квалификационная пробная работа подбирается мастером участка, на котором работает экзаменуемый, и выполняется под наблюдением мастера, нормировщика, представителя отдела технического контроля, инструктора производственного обучения. Мастер участка должен обеспечить каждого экзаменуемого рабочим местом, отвечающим требованиям охраны труда и техники безопасности, необходимыми материалами, исправными приспособлениями, рабочим, вспомогательным и измерительным инструментом, а также технической документацией и чертежами. Квалификационная пробная работа должна быть выполнена не раньше 10 дней до представления материалов в квалификационную комиссию. По окончании работы оформляется заключение.
АТТЕСТАЦИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ, ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих завершаются итоговой аттестацией. Данный вопрос регламентируется Положением о порядке аттестации лиц, прошедших обучение профессиям рабочих в условиях непрерывного профессионального обучения, и присвоения им квалификации, утвержденным приказом Министерства образования Республики Беларусь от 13 августа 1998 г. № 494.
Лица, прошедшие подготовку, переподготовку, обучение вторым (смежным) профессиям, а также повышение квалификации, должны сдать квалификационный экзамен, который принимает созданная приказом нанимателя квалификационная комиссия.
Председателем квалификационной комиссии назначается уполномоченное должностное лицо нанимателя (как правило, главный инженер, заместитель руководителя организации). Членами комиссии могут быть назначены: руководители (специалисты) соответствующих производственных структурных подразделений организации; руководитель (специалист) структурного подразделения, занимающийся вопросами подготовки кадров, труда и заработной платы; руководитель (специалист) структурного подразделения по охране труда; представители профсоюза.
Кроме того, к рассмотрению вопроса о присвоении (повышении) разряда квалификационная комиссия при необходимости может привлекать представителей органов государственного специализированного надзора и контроля за соблюдением требований безопасности труда на производстве, а также квалифицированных рабочих соответствующих профессий, высококвалифицированных специалистов родственных организаций, преподавателей. При проведении квалификационных экзаменов по профессиям для работ на объектах, поднадзорных специально уполномоченным государственным органам надзора и контроля, в состав квалификационных комиссий включаются представители этих организаций.
В небольших организациях, где отсутствует возможность создать квалификационную комиссию соответствующего профиля для присвоения (повышения) разрядов рабочим, могут привлекаться квалификационные комиссии соответствующих государственных учреждений профтехобразования.
К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения в соответствии с рабочими учебными планами и программами.
Рабочий при сдаче экзамена квалификационной комиссии на присвоение квалификационного разряда по той или иной профессии должен, исходя из требований тарифно-квалификационной характеристики соответствующего разряда ЕТКС, ответить на вопросы из раздела характеристики «Должен знать» и сдать квалификационную пробную работу, т.е. самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделах «Характеристика работ» или «Примеры работ», устанавливаемого разряда, согласно работам, выполняемым в данной организации. Кроме того, рабочий должен ответить на вопросы, вытекающие из требований к знаниям:
Лица, прошедшие подготовку, переподготовку, обучение вторым (смежным) профессиям, а также повышение квалификации, должны сдать квалификационный экзамен, который принимает созданная приказом нанимателя квалификационная комиссия.
Председателем квалификационной комиссии назначается уполномоченное должностное лицо нанимателя (как правило, главный инженер, заместитель руководителя организации). Членами комиссии могут быть назначены: руководители (специалисты) соответствующих производственных структурных подразделений организации; руководитель (специалист) структурного подразделения, занимающийся вопросами подготовки кадров, труда и заработной платы; руководитель (специалист) структурного подразделения по охране труда; представители профсоюза.
Кроме того, к рассмотрению вопроса о присвоении (повышении) разряда квалификационная комиссия при необходимости может привлекать представителей органов государственного специализированного надзора и контроля за соблюдением требований безопасности труда на производстве, а также квалифицированных рабочих соответствующих профессий, высококвалифицированных специалистов родственных организаций, преподавателей. При проведении квалификационных экзаменов по профессиям для работ на объектах, поднадзорных специально уполномоченным государственным органам надзора и контроля, в состав квалификационных комиссий включаются представители этих организаций.
В небольших организациях, где отсутствует возможность создать квалификационную комиссию соответствующего профиля для присвоения (повышения) разрядов рабочим, могут привлекаться квалификационные комиссии соответствующих государственных учреждений профтехобразования.
К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения в соответствии с рабочими учебными планами и программами.
Рабочий при сдаче экзамена квалификационной комиссии на присвоение квалификационного разряда по той или иной профессии должен, исходя из требований тарифно-квалификационной характеристики соответствующего разряда ЕТКС, ответить на вопросы из раздела характеристики «Должен знать» и сдать квалификационную пробную работу, т.е. самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделах «Характеристика работ» или «Примеры работ», устанавливаемого разряда, согласно работам, выполняемым в данной организации. Кроме того, рабочий должен ответить на вопросы, вытекающие из требований к знаниям:
- технологического процесса выполняемой работы;
- технологических карт, рабочих инструкций и других документов, регламентирующих выполнение соответствующих работ;
- рациональной организации труда на своем рабочем месте (участке, цехе и др.);
- правил технической эксплуатации и ухода за оборудованием, приспособлениями и инструментом, при помощи которых он работает или которые обслуживает; способов выявления и устранения (в необходимых случаях) возникающих неполадок текущего характера при производстве работ;
- способов выполнения текущего, профилактического и капитального ремонта оборудования при участии рабочего в нем;
- норм расхода горючего, энергии, сырья и материалов на выполняемые им работы, методов рационального использования материальных ресурсов;
- требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ, в т.ч. и по смежным операциям или процессам;
- видов брака, причин его возникновения, способов предупреждения и устранения брака;
- правил внутреннего трудового распорядка в организации;
- правил и инструкций по охране труда, безопасных методов и приемов работы;
- правил охраны окружающей среды при выполнении работ;
- правил, способов, приемов и средств предупреждения и тушения пожаров, предупреждения и устранения последствий аварий, иных происшествий на своем рабочем месте (участке, в цехе);
- правил и способов оказания доврачебной помощи пострадавшим;
- системы автоматического контроля и сигнализации, правил управления подъемно-транспортным оборудованием и правил выполнения стропальных работ, перемещения и складирования груза, если это предусматривается организацией труда на рабочем месте;
- основ законодательства о труде, договорного регулирования трудовых отношений, в т.ч. в области оплаты и нормирования труда, содержания коллективного договора организации и процедуры ведения переговоров по его заключению;
- форм и систем оплаты труда, предусмотренных в организации, их особенностей, порядка установления и пересмотра тарифных ставок, норм и расценок;
- порядка и особенностей тарификации и перетарификации работ и рабочих;
- основных положений и форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих на производстве.
При сдаче квалификационной пробной работы рабочий должен выполнить установленное нормированное задание, обеспечив при этом необходимое качество работ. Оценку уровня практической подготовки рабочего на участках, где не могут быть выполнены практические работы, дает мастер.
Присвоение (повышение) разряда рабочему, состоящему в бригаде, должно производиться не по степени сложности работ, выполняемых им под руководством рабочего более высокой квалификации, а по сложности тех работ, которые он может выполнять самостоятельно.
Если работа, выделенная в качестве пробы для присвоения (повышения) рабочему разряда, требует участия под его руководством других рабочих, то необходимая для этого бригада (звено) организуется мастером, прорабом, начальником смены или другим руководителем соответствующего подразделения.
Квалификационные комиссии имеют право на основании положительного заключения о качестве выполненной пробной работы и правильных ответов на заданные членами комиссии вопросы присваивать экзаменуемым работникам начальные разряды, а при повышении квалификации по имеющейся профессии – очередные разряды. Экзаменуемым рабочим, не выдержавшим технический экзамен, комиссия устанавливает срок повторной сдачи экзамена. Исходя из сложившейся практики, такой срок устанавливается не ранее двух недель и не позже двух месяцев. Рабочие, дважды не выдержавшие экзамена или не явившиеся на экзамен без уважительной причины, теряют право на сдачу экзамена по поданному заявлению.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивается квалификационный разряд по избранной профессии и выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии.
По результатам работы квалификационной комиссией оформляется протокол согласно приложению 4, на основании которого наниматель издает приказ (распоряжение), документально оформляет присвоение наименования профессии и разряда рабочему, выдает свидетельство установленного образца, вносит запись в трудовую книжку.
Приказ о присвоении разряда может быть оформлен согласно приложению 5.
Присвоение (повышение) разряда рабочему, состоящему в бригаде, должно производиться не по степени сложности работ, выполняемых им под руководством рабочего более высокой квалификации, а по сложности тех работ, которые он может выполнять самостоятельно.
Если работа, выделенная в качестве пробы для присвоения (повышения) рабочему разряда, требует участия под его руководством других рабочих, то необходимая для этого бригада (звено) организуется мастером, прорабом, начальником смены или другим руководителем соответствующего подразделения.
Квалификационные комиссии имеют право на основании положительного заключения о качестве выполненной пробной работы и правильных ответов на заданные членами комиссии вопросы присваивать экзаменуемым работникам начальные разряды, а при повышении квалификации по имеющейся профессии – очередные разряды. Экзаменуемым рабочим, не выдержавшим технический экзамен, комиссия устанавливает срок повторной сдачи экзамена. Исходя из сложившейся практики, такой срок устанавливается не ранее двух недель и не позже двух месяцев. Рабочие, дважды не выдержавшие экзамена или не явившиеся на экзамен без уважительной причины, теряют право на сдачу экзамена по поданному заявлению.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивается квалификационный разряд по избранной профессии и выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии.
По результатам работы квалификационной комиссией оформляется протокол согласно приложению 4, на основании которого наниматель издает приказ (распоряжение), документально оформляет присвоение наименования профессии и разряда рабочему, выдает свидетельство установленного образца, вносит запись в трудовую книжку.
Приказ о присвоении разряда может быть оформлен согласно приложению 5.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР
Отдельно хотелось бы обратить внимание на Указ № 314, а именно пункт 1.3:
«1.3. заказчик исходя из вида гражданско-правового договора обязан:
осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ».
Присвоения профессии гражданам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам, ничем не отличается от принципа присвоения профессии постоянным работникам. Все абсолютно идентично. Но идем дальше.
Смета, являющаяся обязательным приложением к договору подряда на выполнение работ гражданином, четко отображает виды работ, которые будет выполнять работник. А акт приемки выполненных работ – подтверждение того, что работы выполнены. Соответственно, если работник при трудоустройстве не подтвердил документально свою квалификацию, а затем выполнял штукатурные работы, то речь в данном случае может идти о нарушении Указа № 314. Нельзя оставлять без внимания тот факт, что в случае наступления несчастного случая на производстве с таким работником, будет «крайне сложно» выяснить обстоятельства несчастного случая. И, если будет доказано, что работник выполнял работы, которым он, по сути, не обучен, не проинструктирован, не прошел проверку знаний о безопасных приемах и методах выполнения работ, принят на работу и допущен к самостоятельной работе с нарушениями, список можно продолжать бесконечно. Я думаю читателю уже ясно, чья действительная вина будет здесь усматриваться.
Разрешение данной ситуации проблематично, т.к. договор подряда предполагает выполнение разовых работ, а не постоянных в течение всего года и более. Поэтому обучить работника по профессии, например штукатура, за один месяц не представляется возможным. Решение должно быть однозначным: или брать только обученных рабочих строительных специальностей, или не заключать договор подряда.
«1.3. заказчик исходя из вида гражданско-правового договора обязан:
осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ».
Присвоения профессии гражданам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам, ничем не отличается от принципа присвоения профессии постоянным работникам. Все абсолютно идентично. Но идем дальше.
Смета, являющаяся обязательным приложением к договору подряда на выполнение работ гражданином, четко отображает виды работ, которые будет выполнять работник. А акт приемки выполненных работ – подтверждение того, что работы выполнены. Соответственно, если работник при трудоустройстве не подтвердил документально свою квалификацию, а затем выполнял штукатурные работы, то речь в данном случае может идти о нарушении Указа № 314. Нельзя оставлять без внимания тот факт, что в случае наступления несчастного случая на производстве с таким работником, будет «крайне сложно» выяснить обстоятельства несчастного случая. И, если будет доказано, что работник выполнял работы, которым он, по сути, не обучен, не проинструктирован, не прошел проверку знаний о безопасных приемах и методах выполнения работ, принят на работу и допущен к самостоятельной работе с нарушениями, список можно продолжать бесконечно. Я думаю читателю уже ясно, чья действительная вина будет здесь усматриваться.
Разрешение данной ситуации проблематично, т.к. договор подряда предполагает выполнение разовых работ, а не постоянных в течение всего года и более. Поэтому обучить работника по профессии, например штукатура, за один месяц не представляется возможным. Решение должно быть однозначным: или брать только обученных рабочих строительных специальностей, или не заключать договор подряда.
АЛГОРИТМ
- проверяем наличие требуемой профессии в перечне;
- составляем план и программу по обучению;
- согласовываем (при необходимости) и утверждаем программу обучения;
- издаем приказ о назначении мастера производственного обучения;
- составляем протокол о присвоении разряда;
- готовим итоговый приказ;
- после проведения стажировки, работник должен пройти проверку знаний по вопросам охраны труда.
Примерная рабочая учебная программадля подготовки рабочих по профессии плотник
Характеристика работ.
Примеры работ.
Примеры работ.
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "ЧТЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ"
Тематический план
Содержание предмета
Введение (1 час)
Тема 1. Геометрические построения (1 час)
Тема 2. Основы проекционного черчения (1 час)
Тема 3. Разрезы и сечения (1 час)
Тема 4. Эскизы (1 час)
Тема 5. Условные обозначения в строительно-монтажных чертежах (2 часа)
Тема 6. Чтение строительно-монтажных чертежей (4 часа)
Содержание предмета
Введение (1 час)
Тема 1. Геометрические построения (1 час)
Тема 2. Основы проекционного черчения (1 час)
Тема 3. Разрезы и сечения (1 час)
Тема 4. Эскизы (1 час)
Тема 5. Условные обозначения в строительно-монтажных чертежах (2 часа)
Тема 6. Чтение строительно-монтажных чертежей (4 часа)
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
Тематический план
Содержание предмета
Тема 1. Древесина как строительный материал (2 часа)
Тема 2. Основные физико-механические свойства древесины (4 часа)
Тема 3. Породы древесины. Пороки древесины (4 часа)
Тема 4. Сортименты круглого леса и пиломатериалов (4 часа)
Тема 5. Металлические изделия. Гидро- и теплоизоляционные материалы (4 часа)
Содержание предмета
Тема 1. Древесина как строительный материал (2 часа)
Тема 2. Основные физико-механические свойства древесины (4 часа)
Тема 3. Породы древесины. Пороки древесины (4 часа)
Тема 4. Сортименты круглого леса и пиломатериалов (4 часа)
Тема 5. Металлические изделия. Гидро- и теплоизоляционные материалы (4 часа)
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Тематический план
Содержание предмета
Введение (2 часа)
Тема 1. Сведения о маниях, строительных рабочих и организа¬ции рабочего мести (6 часов)
Тема 2. Производство простейших плотничных и опалубочных работ (40 часов)
Тема 3. Стандартизация и контроль качества продукции (6 часов)
Содержание предмета
Введение (2 часа)
Тема 1. Сведения о маниях, строительных рабочих и организа¬ции рабочего мести (6 часов)
Тема 2. Производство простейших плотничных и опалубочных работ (40 часов)
Тема 3. Стандартизация и контроль качества продукции (6 часов)
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «ОХРАНА ТРУДА»
Тематический план
Содержание предмета
Тема 1. Основы законодательства об охране груда в Республике Беларусь (2 часа)
Тема 2. Производственный травматизм (2 часа)
Тема 3. Производственная санитария (2 часа)
Тема 4. Безопасность труда при выполнении плотничных работ (6 часов)
Тема 5. Электробезопасность (2 часа)
Тема 6. Пожарная безопасность (2 часа)
Содержание предмета
Тема 1. Основы законодательства об охране груда в Республике Беларусь (2 часа)
Тема 2. Производственный травматизм (2 часа)
Тема 3. Производственная санитария (2 часа)
Тема 4. Безопасность труда при выполнении плотничных работ (6 часов)
Тема 5. Электробезопасность (2 часа)
Тема 6. Пожарная безопасность (2 часа)
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тематический план
Содержание производственного обучения
Тема1. Вводное занятие. Безопасность труда, пожарная безо¬пасность, электробезопасность (8 часов)
Тема 2. Обучение операциям по заготовке элементов и сборке деревянных конструкций (48 часов)
Тема 3. Обучение операциям и работам, выполняемым плот¬ником (96 часов)
Содержание производственного обучения
Тема1. Вводное занятие. Безопасность труда, пожарная безо¬пасность, электробезопасность (8 часов)
Тема 2. Обучение операциям по заготовке элементов и сборке деревянных конструкций (48 часов)
Тема 3. Обучение операциям и работам, выполняемым плот¬ником (96 часов)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (160 часов)
Выполнение под наблюдением и руководством инструктора производ¬ственного обучения работ, предусмотренных тарифно-квалификационной характеристикой плотника 2 разряда с соблюдением рабочей инструкции и правил безопасности. Закрепление и совершенствование производственных навыков. Освоение передовых безопасных приемов и методов труда. Выполнение квалификационной пробной работы.
Разработка, согласование и утверждение учебно-программной документации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих
Вид учебно-педагогической деятельности
|
Ответственные за разработку
|
Кто согласовывает
|
Кто утверждает
|
Модель учебного плана
|
Министерство образования
|
Министерство труда и социальной защиты
|
Министерство образования
|
Типовой учебный план
|
головные учреждения образования, организации по научно-методическому обеспечению непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь
|
республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям*
|
Министерство образования
|
Рабочий учебный план
|
учреждения образования, организации, осуществляющие непрерывное профессиональное обучение рабочих
|
органы по труду, занятости и социальной защите, заключающие договоры с учреждениями образования о профессиональном обучении безработных**
|
руководители учреждений образования, иных организаций, осуществляющих непрерывное профессиональное обучение рабочих
|
Типовые учебные программы
|
головные учреждения образования, организации по научно-методическому обеспечению непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь
|
республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям*
|
Министерство образования
|
Рабочие учебные программы
|
учреждения образования, организации, осуществляющие непрерывное профессиональное обучение рабочих
|
органы по труду, занятости и социальной защите, заключающие договоры с учреждениями образования о профессиональном обучении безработных**
|
руководители учреждений образования, иных организаций, осуществляющих непрерывное профессиональное обучение рабочих
|
*Типовые учебные планы и программы по профессиям, связанным с ведением работ на потенциально опасных объектах.
**Рабочие учебные планы и программы по профессиональному обучению
безработных.
Примерная форма приказа о присвоении смежной профессии
Наименование организации
ПРИКАЗ
______________ № ____
г. Минск
О присвоении
смежной профессии
На основании рекомендаций квалификационной комиссии и протокола присвоения смежной профессии,
ПРИКАЗЫВАЮ:
Присвоить смежные профессии следующим рабочим:
- Петрову И.Н., плотнику 5 разряда присвоить смежную профессию «столяр 3 разряда».
- Иванову В.В., монтажнику строительных конструкций 4 разряда присвоить смежную профессию «плотник 2 разряда».
- Отделу кадров в трехдневный срок выдать работникам удостоверения и произвести соответствующие записи в трудовых книжках работников.
- Контроль за исполнением приказа возложить на главного инженера Воронова В.Н.
Основание: Протокол заседания квалификационной комиссии от ____________№ ___.
Директор
|
|
|
|
|
|
|
(подпись)
|
|
(фамилия, инициалы)
|
Примерный протокол работы квалификационной комиссии
УТВЕРЖДАЮ Директор ____________(фамилия, инициалы) «______»________________2010г. |
ПРИМЕРНЫЙ ПРОТОКОЛ №______
По проведению квалификационного экзамена присвоения профессии и повышения разряда
«______» ____________2010г.
Тарифно-квалификационная комиссия в составе:
провела квалификационный экзамен с целью присвоения профессии.
Петров И.Н., подсобный рабочий 2-го разряда при сдаче экзамена на присвоение профессии и квалификационного разряда по профессии плотник ответил на все вопросы, предусмотренные в Едином тарифно-квалификационном справочнике в разделе «Должен знать» и сдал квалификационную пробную работу, выполнив следующие разновидности работ, указанные в разделе «Характеристика работ» для плотника 2 разряда:
Председатель __________________
заместитель председателя __________________
члены комиссии __________________
Тарифно-квалификационная комиссия в составе:
председателя
|
главного инженера
|
фамилия, инициалы
|
зам.председателя
|
заместитель главного инженера
|
фамилия, инициалы
|
члены
|
производитель работ
|
фамилия, инициалы
|
|
инженер по ОТ
|
фамилия, инициалы
|
|
лицо, ответственного за электрохозяйство
|
фамилия, инициалы
|
Петров И.Н., подсобный рабочий 2-го разряда при сдаче экзамена на присвоение профессии и квалификационного разряда по профессии плотник ответил на все вопросы, предусмотренные в Едином тарифно-квалификационном справочнике в разделе «Должен знать» и сдал квалификационную пробную работу, выполнив следующие разновидности работ, указанные в разделе «Характеристика работ» для плотника 2 разряда:
- выполнение простейших плотничных и опалубочных работ при устройстве рулонных кровель и кровель из штучных материалов;
- простейшая обработка лесоматериалов вручную;
- нанесение кистью на деревянные конструкции и детали антисептирующих и огнезащитных составов;
- разборка опалубки фундаментов, стен и перегородок;
- разборка полов, подборов, накатов, заборных стенок;
- сортировка штучных кровельных материалов;
- герметизация стен и оконных проемов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИССИИ:
№п/п
|
фамилия, инициалы
|
Год рождения
|
Образов.
|
Профессия
|
Оценка
|
Присвоенная смежная профессия и разряд
|
|
теор.
|
практ.
|
||||||
1
|
|
|
|
|
|
|
2 (второй) разряд плотника
|
Председатель __________________
заместитель председателя __________________
члены комиссии __________________
Примерный приказ о присвоении квалификационного разряда по профессии
Наименование организации
ПРИКАЗ
________________ № __
г.Минск
О присвоении квалификационного
разряда по профессии
На основании рекомендаций квалификационной комиссии и протокола присвоения профессии и разряда,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Присвоить _( дата)_ Иванову А. И. 2-й разряд по профессии «плотник».
- Отделу кадров в трехдневный срок выдать работнику удостоверение и произвести соответствующие записи в трудовых книжках работников.
- Закрепить Иванова А. И., плотника 2 разряда за производителем работ Петровым С.П. для прохождения стажировки в количестве 7 смен.
- Контроль за исполнением приказа возложить на главного инженера Воронова В.Н.
Основание: Протокол заседания квалификационной комиссии от ____________№ ___.
Директор
|
|
|
|
|
|
|
(подпись)
|
|
(фамилия, инициалы)
|
(Журнал "Охрана труда и техника безопасности" №11(23)
Комментарии
А то нашли сайт, скинули ссылку на свой г..но-сайт и дурят людям голову.
Нужно их сдать минобразованию. Дабы другим не повадно было.
Цитата: Давно не читал Закон о лицензировании. Оказывается 26.11.2015 были внесены изменения и подлежащий лицензированию ранее вид деятельности «27.4. переподготовка и повышение квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием.» стало звучать как: «27.4. переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, повышение квалификации руководящих работников и специалистов (либо выборка из указанного перечня работ)».
Хотя на сайте министерства образования в некоторых местах есть устаревшая информация.
Теперь каждое ООО может проводить переподготовку рабочих.
RSS лента комментариев этой записи