Онлайн-курс Изменения в законодательстве об охране труда. Обзор и практика внедрения

На злобу дня. Повышенная опасность газобаллонного оборудования.

На злобу дня. Повышенная опасность газобаллонного оборудования.

Невозможно, спокойно вчитываться в строки новостных репортажей и рассматривать фотографии с места аварий в результате неправильной эксплуатации газобаллонного оборудования. Пытаться донести своё мнение читателям, обсуждая статьи на форуме, также неэффективно, так как многие торопятся просто отметиться в комментариях, а не разобраться в возможных причинах. Официальные результаты расследования происшествий, как правило, публикуются через несколько месяцев в ведомственных сводках и иногда в средствах массовой информации, когда острота события уже исчезла и широкая публика обсуждает другие свежие новости.

Попробуем разорвать данный шаблон и обсудить новость, не на основе экспертиз, заключений, а на основе фотографий последствий и объяснений возможных свидетелей происшествия. Кратко рассмотрим информацию из статьи Андрея Гомыляева, Виталия Олехновича «В минском гаражном кооперативе раздался взрыв» от 09.11.2020 года, опубликованную на интернет-ресурсе onliner.by. «Произошел взрыв в гаражном боксе, разделенном на четыре секции, — такова официальная информация от МЧС. — В боксе находились три легковых автомобиля. В результате взрыва произошло обрушение железобетонных перекрытий на площади около 200 кв. м. Полностью разрушено четыре гаража, еще два частично повреждены, также повреждено семь легковых автомобилей. Пострадавших не обнаружено. На месте происшествия нам удалось пообщаться с хозяином гаража.

— Был взрыв. Я подозреваю, что взорвался газ. Запаха я не слышал. Приехал, заварил кофе, вышел на улицу с братом, сели в машину — и взорвалось. Все. Вон там стоит Pajero — газ-бензин. Машина целая. У меня в гараже стояла очень давно. Кроме утечки газа у меня версий нет. Никаких возгораний не было — взорвалось и все. У Pajero там есть немножко оплавленное…. В одном углу что-то горело. Видимо, когда стены рушились, проводка могла коротнуть. Свет-то горел в гараже. Мужчина подтвердил, что в его гараже могли находиться сварочный аппарат и газовый баллон.

— Но если бы они были бы причиной взрыва… . Тот же самый сварочный аппарат никогда не взорвется. Поэтому это однозначно нерабочая версия».

Фотография Александра Ружечка наглядно показывает силу разрушений.

А здесь приведем фотографию и пояснения хозяина гаража Владимира другого интернет-ресурса.

«Владимир указывает на стоящие неподалеку газовые баллоны. Рядом — металлическая канистра. — Вон, баллоны стоят бытовые. Их выкинуло сюда, они целые, не травят. В канистре тоже вроде бензина есть немного. Я почему на газ подумал, хоть и запаха нет… . В колхозах были случаи — если газ травит, он накапливается в яме. Ты заходишь — свежий воздух, ничего не чувствуешь. А бахнуть могло от электричества».

Понятно, что Владимир пережил шок. Но могу предположить, что хозяин автомастерской-гаража не был обучен и не понимал опасности горючих газов. Также становиться ясно, что самообразование в данном случае тоже не позволило предотвратить аварию. Видно, что довод большей части предпринимателей: «Зачем сейчас обучаться, тратить время и деньги, если в интернете есть любая информация?» не сработал.

То есть, хозяин гаража на 4 машины с подъемниками, сварочным аппаратом, газовыми баллонами, смотровыми ямами, которые видны на некоторых фото, серьёзно предполагает, что взорваться в этой практически полноценной автомастерской нечему. Он не в курсе, что использование гаражей и открытых стоянок не по прямому назначению (складирование горючих материалов, газовых баллонов, устройство ремонтных мастерских, окрасочных камер и другое) не допускается.

Если все-таки это ремонтная автомастерская, то он тоже должен знать, что сварочный аппарат, шлифовальная машинка в рабочем состоянии источник обильного искрообразования. А место их применения – это место постоянных огневых работ со всеми вытекающими последствиями. Газовый баллон с горючими газами (пропан-бутан) также источник повышенной взрывопожарной опасности. Газ в красных баллонах емкостью 5, 12, 27 литров с надписью белыми буквами «Пропан» имеет такие же свойства, как и газ в баллонах емкостью 50 литров, он при утечке и достижении концентрации 2% от объёма помещения в смеси с воздухом взрывоопасен. Искра от включенных электроприборов – это детонатор. Последствия на фото. А уже, откуда произошла утечка горючих газов из баллонов на фото или газового баллона Pajero, разберется следствие

На основе всего вышеизложенного, можно с высокой долей вероятности, предположить, что процесс ремонта автомобилей проводился без учета взрывопожарной опасности газобаллонного оборудования, находящегося в боксе.

Цель данной статьи не будет достигнута, если мы не приведём информацию, а как должно было быть, чтобы такое не случилось. Обратимся к выдержкам из нормативных документов (ППБ Беларуси 01-2014), нарушения которых могли стать причиной взрыва.

В гаражах-стоянках, мастерских, расположенных на территории гаражных кооперативов и предназначенных для оказания услуг по техническому обслуживанию (далее — ТО) (ремонту) транспортных средств, а также на стоянках автотранспортных средств под навесами и на открытых площадках не допускается:

  • оставлять транспортные средства при наличии течи из топливных баков, топливопроводов, карбюраторов, с неисправными системами электрооборудования, а также с открытыми горловинами топливных баков;
  • производить подготовку к покраске и покраску;
  • хранить баллоны с газом (из-под газа), за исключением газа в газобаллонной установке автомобиля;
  • хранить емкости из-под ЛВЖ, ГЖ объемом более 20 л каждая;
  • заправлять автотехнику ГСМ, а также сливать ГСМ из заправочных емкостей в помещениях;
  • стравливать газ из магистрального трубопровода автотранспортных средств, работающих на газовом топливе (следует производить на специальных открытых площадках);
  • производить подзарядку аккумуляторных батарей непосредственно на транспортных средствах, а также более одной батареи в помещениях (за исключением специально оборудованных). Процесс зарядки следует постоянно контролировать;
  • оставлять автотранспортные средства с включенным зажиганием;
  • проводить газо- и электросварочные работы;
  • совместное хранение автотранспортных средств с неисправной электропроводкой и топливной системой с остальной техникой;
  • производить переоборудование топливной системы, регулировку и ремонт топливной системы;
  • проводить уборочные и моечные работы, связанные с использованием ЛВЖ и ГЖ.

Хранение слитого топлива и масел на постах ТО и ремонтных участках не допускается. В помещениях ремонтных цехов и гаражей не допускается производить ремонт аппаратуры, частей и деталей машин, оборудования и установок с применением открытого пламени без очистки их от ЛВЖ и ГЖ.

Не допускается производить ТО газовой аппаратуры в помещениях с наличием приямков, подвалов, тоннелей и других мест скопления паров СУГ (за исключением смотровой ямы, оборудованной системой вытяжной вентиляции). Работы по диагностике и ТО газовой системы питания должны осуществляться в специально предназначенном для этой цели помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией. Перед проверкой, ремонтом или регулировкой приборов электрооборудования на автотранспортных средствах необходимо закрыть все вентили и проветрить пространство под капотом, открыв его.

На стоянку в закрытое помещение допускается ставить автотранспортные средства с технически исправной (герметичной) газовой системой питания. После постановки необходимо закрыть расходные вентили. При постановке автотранспортных средств на ночную или длительную стоянку, а также перед проведением диагностики или ТО также необходимо закрыть расходные вентили.

Я искренне рад, что в данной аварии нет пострадавших граждан. Жаль, что чудеса случаются редко, поэтому только ответственное поведение предпринимателей к своему бизнесу исключит такие происшествия. Под ответственным поведением я понимаю четкую систему: проектное решение под данный вид деятельности; строительство (реконструкция) объекта по проекту; обучение (не формальное, а реальное) ответственных лиц и рабочих; разработка инструкций по видам работ с учётом нормативных документов; контроль их выполнения. Ну, а если вы этим пренебрегаете, то остается вера в чудеса и знаменитый «авось». Правда, хлопотное это дельце возмещать стоимость чужого имущества.

Безаварийной нам работы, уважаемые коллеги на ниве промышленной безопасности и охраны труда.

Оцените статью:
Травматизм и охрана труда в 2019 году: что осталос...

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

БУВИНИ - спецодежда, рабочая обувь, средства индивидуальной защиты

Комментарии

Международные форум и выставка «Безопасность и охрана труда» (БИОТ 2020)

Мероприятия

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда