ответы на немного наивные вопросы

Здесь размещаются письма и ответы на них с разъяснением требований норм и правил нашего золотого законодательства
Ответить
Аватара пользователя
polevchyk
Инженер 2 кат.
Сообщения: 750
Зарегистрирован: 24 июн 2013 11:38
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 83 раза

ответы на немного наивные вопросы

Сообщение polevchyk » 08 авг 2019 17:17

Мною в очередной раз были заданы следующие вопросы ответы (надо было доказать клиенту что мое мнение совпадает с Минтрудом):
1. Надо ли управляющему (ИП) проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии Мингорисполкома?
2. Можно ли назначить приказом по предприятию аккредитованного ИП выполняющего функции спец. по ОТ лицом отв. за контроль по ОТ и организацию работы по ОТ и включить его в состав комиссии для проверки знаний по вопросам ОТ приказом (с предприятием заключен договор на оказание услуг и в договоре прописаны должностные обязанности инженера по ОТ)?
3. Необходимо ли на руководителя предприятия составлять должностную инструкцию с ответственностью и обязанностями по ОТ или все д.б. прописано в Уставе и договоре?

ОТВЕТЫ:
По первому вопросу.
В соответствии со статьей 53 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы по договору индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Принимая во внимание нормы Закона, суть указанной передачи полномочий заключается в том, что вместо назначения физического лица на должность директора (генерального директора, заведующего, начальника, председателя, управляющего) компания заключает гражданско-правовой договор с другим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (управляющим).
Таким образом, индивидуальный предприниматель (управляющий) получает полномочия, которыми обычно наделяется директор (генеральный директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий), и принимает на себя соответствующие обязанности, связанные с управлением.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 55 Закона, индивидуальный предприниматель (управляющий) наделен правами на издание приказов (распоряжений) и дачу указаний, которые являются обязательными для всех работников компании, выполняет обязанности по руководству производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью компании, несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества организации, соблюдение законодательства о труде и об охране труда, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности компании, то есть является руководителем организации.
В соответствии с требованиями законодательства о труде и об охране труда руководитель организации осуществляет общее руководство работой по охране труда, созданию здоровых и безопасных условий труда работающих.
Исходя из статьи 25 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда), руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций проходят проверку знаний по вопросам охраны труда.
Следовательно, индивидуальный предприниматель, которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа организации (управляющий), должен проходить проверку знаний по вопросам охраны труда как руководитель организации в установленном порядке.
Одновременно обращаем внимание, что в случае, если в соответствии с гражданским законодательством полномочия исполнительного органа хозяйственного общества по решению общего собрания участников хозяйственного общества переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), то в штатном расписании должность «директор» не предусматривается.
По второму вопросу.
Принимая во внимание статью 17 Закона об охране труда и статью 226 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), обязанность по обеспечению охраны труда работников возложена на нанимателя.
Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленных статьей 20 Закона об охране труда случаях и порядке может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда.
С учетом части первой статьи 22 Закона об охране труда такие отношения устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем (далее – договор).
Законодательство не содержит правовых норм, устанавливающих перенесение ответственности нанимателя на индивидуального предпринимателя, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда по осуществлению функций специалиста по охране труда.
Учитывая изложенное, назначить индивидуального предпринимателя, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда по осуществлению функций специалиста по охране труда, приказом руководителя организации лицом, ответственным за организацию работы по охране труда и осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда, будет неправомерным.
Справочно: В случае выявления в деятельности нанимателя нарушений, обусловленных ненадлежащим оказанием услуг в области охраны труда согласно заключенному договору, юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, могут быть компенсированы финансовые потери нанимателя в рамках гражданского законодательства.
Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) установлены статьей 21 Закона об охране труда, Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98 (далее - Типовое положение), другими нормативными правовыми актами.
В частности, подпунктом 11.10 пункта 10 Типового положения установлено, что служба охраны труда участвует в работе комиссий, в том числе комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, по общему техническому осмотру зданий (помещений), по охране труда и других.
В соответствии с пунктом 2 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210, комиссия организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее – комиссия организации) создается приказом руководителя организации. Возглавляет комиссию организации руководитель организации или его заместитель, ответственный за организацию охраны труда. В ее состав включаются специалисты службы охраны труда, юридической службы, главный энергетик, главный механик, главный технолог и другие главные специалисты, уполномоченные представители профессиональных союзов, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) (при необходимости и по согласованию с этими органами).
Таким образом, включение в состав комиссии организации индивидуального предпринимателя, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда по осуществлению функций специалиста по охране труда, если это предусмотрено договором, не противоречит законодательству.
По третьему вопросу.
При заключении трудового договора должна быть определена трудовая функция работника (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией) (пункт 3 части второй статьи 19 ТК).
Одновременно частью 5 пункта 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1, предусмотрено, что, как правило, на руководителей организаций (структурных (обособленных) подразделений) должностные инструкции не разрабатываются.
Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах (например, в уставе).
Учитывая изложенное, целесообразность разработки должностной инструкции руководителю организации определяется в организации самостоятельно. При наличии у руководителя должностной инструкции в ней наряду с иными обязанностями должны быть отражены обязанности и ответственность по охране труда. При ее отсутствии их необходимо включить в учредительные документы организации, а также в трудовой договор.
Обращаем внимание, что в случае, если в качестве руководителя организации выступает индивидуальный предприниматель (управляющий), то разработка должностной инструкции для него законодательством не предусмотрена. В данном случае обязанности и ответственность по охране труда будут являться элементом гражданско-правового договора.
Может кому так же пригодятся эти ответы.
Вложения
07.08.2019 Полевчук (ИП управляющий проверка зананий).pdf
(204.25 КБ) 122 скачивания
Услуги по охране труда, разработка документации по охране труда, аутсорсинг — выполнение функций инженера по охране труда.
тел. +375(29)626-02-37 (Viber, Telegram)

Ответить