Форум инженеров по охране труда в Беларуси • О 175-ом постановлении
Страница 1 из 1

О 175-ом постановлении

Добавлено: 26 авг 2020 09:49
sferatb
ООО «Сфера технологий безопасности» написало запрос Министерств труда и социальной защиты Республики Беларусь:
1. В связи с изменением форм журналов регистрации вводного инструктажа по охране труда, регистрации инструктажа по охране труда, личной карточки (Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 175) необходимо ли прекращать использование действующих документов путем замены на новые, что повлечет на крупных предприятиях существенные финансовые затраты, либо возможно закончить их ведение и только после внесения последней записи приступить к использованию журналов и карточек новых форм?
2. Согласно п 50 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 175 «Допуск работающих к самостоятельной работе после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда осуществляется руководителем организации (структурного подразделения) и оформляется приказом (распоряжением)».
Просим разъяснить, каким образом организации с территориально удаленными структурными подразделениями и объектами, где отсутствует оргтехника, а также в выходные и праздничные дни оформить допуск к самостоятельной работе?
3. Согласно п 57 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 175 «Внеочередная проверка знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда независимо от срока проведения первичной или периодической проверки знаний по вопросам охраны труда проводится… при принятии нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, соблюдение которых входит в должностные обязанности руководителей и специалистов, в течение месяца со дня их вступления в силу. При этом осуществляется проверка знаний по вопросам охраны труда только данных актов законодательства…».
Просим разъяснить, в связи с вступлением в действие Закона «Об охране труда» и подзаконных актов требуется ли проведение внеочередной проверки знаний руководителей и специалистов, являющихся членами комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда и участвующих в осуществлении контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях?
4. Согласно Приложению к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2008 № 210 внесены изменения в форму протокола проверки знаний по вопросам охраны труда.
Полагаем, что при расследовании несчастных случаев возникнут вопросы к объему знаний, в соответствии с которым проводилась проверка знаний потерпевшего.
Просим разъяснить, необходимо ли определять объем знаний, в соответствии с которым проводится проверка знаний по вопросам охраны труда, если необходимо, то в каком локальном правовом акте?
5. В связи с вступлением в действие новой редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 176 и несущественностью внесенных изменений, не влияющих на обеспечение безопасности работающего, необходимо ли внепланово пересматривать действующие инструкции по охране труда?
6. Согласно определению ст. 1 Закона «Об охране труда» «Работы с повышенной опасностью - работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ».
Согласно определению ст. 36 Закона «Об охране труда» «Работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных, технических мероприятий и контроля за их выполнением, выполняются по наряду-допуску (документам), предусмотренному (предусмотренным) законодательством».
Из статьи 36 следует, что работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных, технических мероприятий, выполняются по наряду-допуску.
Из статьи 1 Закона следует, что все работы с повышенной опасностью согласно Типовому перечню работ с повышенной опасностью (Приложение 7 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 175) требуют осуществления специальных организационных, технических мероприятий, следовательно, должны выполняться по наряду-допуску.
Исходя из выше изложенного просим разъяснить, требуется ли оформление наряда-допуска и проведение целевого инструктажа при выполнении всех работ с повышенной опасностью согласно Приложению 7 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 175? Если же такого оформления не требуется, то в каких локальных правовых актах должны быть изложены специальные организационные, технические мероприятия?
Ответ Минтруда:
1. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 «О порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (далее – постановление № 175) является нормативным правовым актом, соблюдение требований которого является обязательным работодателями.
Учитывая изложенное, в организациях должны применяться документы по форме, установленные в постановлении № 175. Журналы следует откорректировать (изменить названия граф) либо их заменить.
2. В соответствии с пунктом 36 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением № 1751 (далее – Инструкция) работающие по профессии рабочих, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки по вопросам охраны труда (далее - стажировка) и последующей первичной проверки знаний по вопросам охраны труда.
Пунктом 38 Инструкции установлено, что при необходимости специалисты, принятые или переведенные на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, инженерных коммуникаций капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, а также занятые на подземных работах, перед допуском к самостоятельной работе проходят стажировку.
Принимая во внимание изложенное полагаем, что наниматель должен организовать стажировку и последующую первичную проверку знаний по вопросам охраны труда так, чтобы была возможность оформить приказ (распоряжение) и довести его до сведения заинтересованных до наступления выходных и праздничных дней.
3. Исходя из нормы пункта 57 Инструкции внеочередная проверка знаний по вопросам охраны труда осуществляется у руководителей и специалистов в случае принятия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов, соблюдение которых входит в должностные обязанности.
Законодательством не определено, что при принятии нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов руководители и специалисты, являющиеся членами комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда должны проходить внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда.
Руководители и специалисты, осуществляющие контроль за соблюдением работниками требований по охране труда (далее – контроль), должны пройти внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда если в организации изменился порядок проведения контроля в связи с принятием Инструкцией о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 мая 2020 г. № 51.
4. Форма протокола проверки знаний по вопросам охраны труда, установленная приложением к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210 (далее – постановление № 210), содержит графу, в которой указывается «Профессия рабочего, должность служащего или отдельный вид работ (услуг) лица, проходящего проверку, наименование организации (индивидуальный предприниматель, вид деятельности)».
В случае, когда работающий проходит проверку знаний по вопросам охраны труда по отдельным видам работ (услуг) в графе третьей протокола указывается этот вид работ (услуг).
В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением № 210, проверка знаний по вопросам охраны труда проводится комиссией организации в форме устного опроса в индивидуальном порядке или с применением компьютерной техники, с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для исполнения работающими организации и членами комиссий структурных подразделений (далее – требования технических нормативных правовых актов).
В случае если проверка знаний по вопросам охраны труда проводится по билетам, то заполняется графа пятая протокола и указывается вид проверки знаний.
При проведении периодической проверки знаний по вопросам охраны труда с применением компьютерной техники в объеме требований технических нормативных правовых актов, в протоколе можно отразить, что комиссия провела проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований технических нормативных правовых актов с применением компьютерной техники.
При проведении внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда (например, в связи с принятием технического нормативного правового акта либо иного акта), в протоколе можно отразить, что комиссия провела проверку знаний по вопросам охраны труда в связи с принятием правового акта (указать наименование нормативного правового акта, технического нормативного правового акта либо локального правового акта), а в графе четвертой протокола сделать запись «Внеочередная».
5. По вопросу пересмотра инструкций по охране труда информируем, что наниматель самостоятельно принимает решение о пересмотре инструкций по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ, принятых в организации (далее – инструкции).
Вместе с тем, если инструкции соответствуют требованиям, установленным в главе 3 Инструкции о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176 , полагаем необходимости их пересмотра нет.
6. Исходя нормы пункта 52 Инструкции на основании типового перечня работ с повышенной опасностью, установленного приложением 7 к постановлению № 1751 (далее – типовой перечень) и требований соответствующих технических нормативных правовых актов в организации составляется перечень профессий рабочих, которые должны пройти проверку знаний по вопросам охраны труда.
Типовой перечень не является основанием для оформления наряда-допуска и проведения целевого инструктажа по охране труда.
Каждая организация, исходя из особенностей производства, составляет перечень работ с повышенной опасностью и перечень работ, выполняемых по наряду-допуску, и руководствуется ими при организации охраны труда работающих при выполнении этих работ (часть четвертая статьи 36 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).
Организационные, технические требования к оформлению наряда-допуска устанавливаются в законодательных актах, технических нормативных правовых актах, а также в локальных правовых актах исходя из особенностей проведения работ.
Например, места проведения огневых работ могут быть постоянными, организуемыми в специально оборудованных для этих целей цехах, мастерских или на открытых площадках, а также временными, когда работы проводятся вне специально отведенных и оборудованных для этих целей производственных помещений, участков, открытых площадок.
Огневые работы на временных местах разрешается проводить только при наличии оформленного наряда-допуска, выданного руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или лицом, имеющим право выдачи наряда-допуска. Перечень должностей, имеющих право выдачи наряда-допуска, определяется руководителем организации, индивидуальным предпринимателем (п. 34 Общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»).

Re: О 175-ом постановлении

Добавлено: 26 авг 2020 10:42
AAlena
sferatb писал(а):
26 авг 2020 09:49
полагаем
Любимое выражение Минтруда))) :(
sferatb писал(а):
26 авг 2020 09:49
можно отразить
А можно и не отражать, ведь такого требования нет :)

Re: О 175-ом постановлении

Добавлено: 26 авг 2020 11:10
ELENA...
Спасибо за информацию.
sferatb писал(а):
26 авг 2020 09:49
В случае, когда работающий проходит проверку знаний по вопросам охраны труда по отдельным видам работ (услуг) в графе третьей протокола указывается этот вид работ (услуг).
Хотелось бы увидеть заполненную форму протокола самим Минтруда.
Ведь работники, кроме основной профессии, выполняют работу по многим видам работ (работа с ручным электромеханическим инструментом; работа с ручными пневматическими машинами; работа с применением слесарно-монтажного инструмента; работа при проведении погрузочно-разгрузочных работ и т.д.). Значит все эти виды работ необходимо указывать в протоколе проверки знаний по вопросам охраны труда?

Re: О 175-ом постановлении

Добавлено: 26 авг 2020 16:17
killman
Они (минтруп) просто не подумали об этом на стадии проектирования. А теперь изворачиваются, как могут.
По итогу, с учетом всех мнений, догадок, домыслов и "полагаем можно отразить", мы получаем протокол ПЗ по ОТ в виде многотомного документа. С кучей лишней информации. И самое грустное то, что в 99% эта ПЗ по ОТ - фиктивная процедура к тому же.

Re: О 175-ом постановлении

Добавлено: 27 авг 2020 13:54
Elisaveta
killman писал(а):
26 авг 2020 16:17
эта ПЗ по ОТ - фиктивная процедура к тому же.
Вот уж где ненужная процедура.

Re: О 175-ом постановлении

Добавлено: 10 сен 2020 13:48
ТБшница
Вот уж где ненужная процедура.
повторные инструктажи по одним и тем же инструкциям много лет подряд (а по сути, просто росписи в журналах) - тоже.