Отстранение и увольнение по результатам освидетельстования
Добавлено: 16 июн 2019 20:48
При проведении освидетельствования выявляются случаи, когда работник находится на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Регулярно возникает вопрос о закономерности увольнения работника по результатам освидетельствования.
Перед обращением к Мнтруда, я обращался за разъяснениями о правомерности увольнения к юридическим службам, представителям Департамента государственной инспекции труда, техническим инспекторам профсоюзов и не ни у кого не было единого мнения.
ВОПРОС:
Перед обращением к Мнтруда, я обращался за разъяснениями о правомерности увольнения к юридическим службам, представителям Департамента государственной инспекции труда, техническим инспекторам профсоюзов и не ни у кого не было единого мнения.
ВОПРОС:
ОТВЕТ:На основании части третьей статьи 27 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» и руководствуясь постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» наниматели должны проводить предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Разрешите задать вопрос по предсменному освидетельствованию на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения работающих (далее — освидетельствование).
В соответствии с пунктом 9 «Инструкции о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих» (далее — Инструкция) при выявлении по результатам освидетельствования у работающего состояния опьянения работник, уполномоченный на проведение освидетельствования, составляет акт проведения освидетельствования и незамедлительно направляет его работодателю.
Согласно пункту 11 Инструкции работодатель, получив акт проведения освидетельствования в котором установлено нахождение работающего в состоянии опьянения, принимает решение об отстранении от работы работающего.
1. Может ли работодатель, руководствуясь статьей 49 Трудового кодекса, отстранить от работы работающего и не начислять ему за период отстранения от работы заработную плату?
2. Может ли работодатель, руководствуясь статьей 42 Трудового Кодекса, уволить работающего за появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения?
3. Должен ли работодатель, ДО исполнения своих полномочий согласно статьи 42 и 49 Трудового кодекса, направить работника в организацию здравоохранения для дополнительного установления факта нахождения работающего в состоянии алкогольного опьянения? Или проведение нанимателем освидетельствование достаточно для отстранения от работы и увольнения работающего?
P.S. Спасибо Минтруда за великолепный ответ. Просто взяли, «разжевали и в рот положили». Огромное спасибо!Министерство труда и социальной защиты рассмотрело Ваше обращение, и сообщаем следующее.
Порядок проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих определен Инструкцией .
При выявлении по результатам освидетельствования у работающего состояния опьянения работник, уполномоченный на проведение освидетельствования, составляет акт проведения освидетельствования и незамедлительно направляет его работодателю (пункт 9 Инструкции*).
Нахождение работающего в состоянии опьянения является основанием для недопуска его к работе (отстранения от работы) (часть вторая пункта 11 Инструкции*).
В соответствии с пунктом 15 Инструкции* при несогласии работающего с результатами освидетельствования, проведенного работником, уполномоченным на проведение освидетельствования, работающий вправе пройти медицинское освидетельствование в организации здравоохранения.
Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда установлены статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», обязанности нанимателя – статьей 226 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).
Законодательными актами не установлена обязанность нанимателя (работодателя) направлять работника в организацию здравоохранения для прохождения медицинского освидетельствования в случае выявления у него состояния алкогольного опьянения по результатам освидетельствования, проведенного в организации.
Отстранение от работы регулируют статья 49 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) и подпункт 3.4 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет).
Статья 49 Трудового кодекса предусматривает четыре случая обязательного отстранения работника от работы по инициативе нанимателя и один - закрепляющий соответствующее право.
Дополнительно к основаниям отстранения, определенным статьей 49 Трудового кодекса, подпункт 3.4 пункта 3 Декрета закрепил право руководителя организации незамедлительно отстранить работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба.
Согласно пункту 1 части второй статьи 49 Трудового кодекса наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Отстранение от работы производится на основании приказа (распоряжения) нанимателя, его уполномоченного должностного лица. Отстранение работника от работы неуполномоченным должностным лицом может быть признано незаконным.
Следовательно, перед отстранением необходимо убедиться, что должностное лицо обладает полномочиями, подтвержденными документально. Наниматель может передать функции по отстранению работников от работы своему уполномоченному представителю (руководителю структурного подразделения, непосредственному руководителю, инженеру по охране труда) по доверенности или путем указания на это в локальном нормативном акте, например в правилах внутреннего трудового распорядка или положении о структурном подразделении.
На основании докладной записки непосредственного руководителя работника и приложенных к ней объяснений или актов наниматель издает приказ (распоряжение) об отстранении, который объявляется работнику под роспись.
В случае отказа работника подписать приказ (распоряжение) непосредственный руководитель составляет акт об этом, который должны подписать два работника подразделения, присутствовавшие при ознакомлении. Работник кадровой службы на оригинале приказа делает отметку, что работник отказался подписать его.
В табеле учета рабочего времени указывается период отстранения и неоплаты. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения, издается приказ (распоряжение) о допуске работника к работе либо о его увольнении.
Вопрос законности отстранения работника от работы может решаться, в частности, в процессе рассмотрения трудового спора.
Увольнение по пункту 7 статьи 42 ТК является мерой дисциплинарного взыскания, соответственно, наниматель должен соблюсти порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания, определенные статьями 199 и 200 ТК.
Полагаем необходимым дополнительно сообщить, что в соответствии с подпунктом 4.1 и 4.2 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» установлено, что руководители организаций под свою персональную ответственность обязаны обеспечить производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину.
Сокрытие (подмена) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий является грубым нарушением трудовых обязанностей, влекущим безусловное привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности.
Одновременно информируем, что вопросы, поставленные в обращении, разъяснены в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2
«О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде».
Справочно: Наниматель вправе расторгнуть трудовой договор по п. 7 ст. 42 ТК с работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распивавшим спиртные напитки, употреблявшим наркотические или токсические средства в рабочее время или по месту работы.
Увольнение по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения либо распивал спиртные напитки, употреблял наркотические или токсические средства не на своем рабочем месте, но на территории организации либо объекта, где по поручению нанимателя он должен выполнять работу. При этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с указанными обстоятельствами.
Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены медицинским заключением и другими видами доказательств, в том числе актом, свидетельскими показаниями, которые должны быть оценены судом.
---------------------------
* Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, утвержденная Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119