Белорусские парламентарии готовят ко второму чтению проект закона «Об охране труда»
   В минувшем году расстались с жизнью на рабочих местах 232 человека и 755 получили тяжелые травмы. Такова печальная статистика. Не вызывает оптимизма и тот факт, что ситуация по сравнению с 2006 годом улучшилась, ведь задача состоит в том, чтобы подобных случаев не было вообще.
   Законодательство в сфере охраны труда разработано, и если выполнять то, что предписывает Трудовой кодекс, иные нормативные акты, то можно не только избежать трагических происшествий на производстве, но и сделать условия труда здоровыми и безопасными. Однако проблема остается довольно острой, и законодательный процесс стремится успеть за реалиями.

   Специальные законы об охране труда действуют сегодня в большинстве стран СНГ. Как отметили в Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, такой закон нужен и в нашей стране. Он позволит поднять работу по охране труда на новый уровень. Ведь прежде всего законопроект устанавливает право на охрану труда не только работающих по трудовым договорам.
    “Расширяется сфера применения правовых норм по отношению к гражданам Республики Беларусь, — уточняет начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и соцзащиты Леонид Гракович. — Раньше право на охрану труда мог реализовать только работник, то есть человек, состоящий в трудовых правоотношениях. Но ведь статья 41 Конституции говорит, что все граждане Республики Беларусь имеют такое право. В разрабатываемом законе предусмотрен термин “работающий”, а не “работник”. То есть речь идет об охране труда всех категорий работающих, в том числе и лиц, которые выполняют работу по гражданско-правовым договорам, иным основаниям в соответствии с законодательством.
Кроме того, на законодательном уровне закрепляется система государственного управления охраной труда в республике. В законе определены полномочия в области охраны труда Президента страны, правительства, Министерства труда и социальной защиты, других государственных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов, работодателя и работников. Подчеркнем, работодателя, потому что предполагается наделить ответственностью и того, кто предоставляет работу, а не только нанимающего работника, то есть выстраивается система полномочий, прав и ответственности всех субъектов правоотношений в этой области”.
   Порой приходится слышать, что необходимо более строго спрашивать с тех, кто руководит коллективами. Но роль руководителей в деле охраны труда и сегодня высока. Существует дисциплинарная, административная, уголовная, экономическая ответственность, в случае недоработок в этом вопросе с ними могут расторгнуть контракт. Ничего нового в системе наказаний руководителей законопроект не предлагает. Но вместе с тем в нем “более субординированы” правоотношения между работником и нанимателем, что тоже немаловажно.
Обратим внимание и на следующее обстоятельство. Сегодня наниматель, который приобретает оборудование, нередко приобретает и головную боль. Если оказывается, что оборудование не соответствуют требованиям охраны труда, то наниматель несет за него полную ответственность. Он должен довести механизм до требований нормативных актов, разработать инструкцию по мерам безопасной эксплуатации. Однако почему потребитель должен быть крайним? В новом законе есть статья, которая повышает ответственность и требования в области охраны труда при проектировании объекта производственного назначения, при его производстве, поставке. То есть проектировщик, производитель и поставщик несут ответственность, а не только наниматель как конечный потребитель этой продукции.
   Важно отметить, что на государственном уровне закрепляются права и компетенция департамента Государственной инспекции труда, Государственной экспертизы условий труда и общественного контроля, то есть повышается их статус. Закрепляются также полномочия службы охраны труда, она, если будет принят закон, появится на всех уровнях управления: и в министерствах, и в исполкомах, и у работодателей.
    Законопроект внесен на рассмотрение парламентариев  Советом  Министров 22 декабря 2006 года, принят в первом чтении 7 июня минувшего года. Второе чтение запланировано парламентариями на май.
    Вне сомнения, новый закон сыграет положительную роль в предупреждении травматизма на рабочих местах. Но при одном условии — выполнении его требований. Не зря ведь замечено, что законодательство в области охраны труда разгильдяйства не прощает. Всего один факт. В минувшем году 18,8 процента травм на производстве произошли по причине сознательных нарушений правил охраны труда. Причем нарушают не те, кто только пришел на завод или строительную площадку, а опытные работники. Наиболее часто травмируются профессионалы в возрасте 40—50 лет — те, кто должен показывать пример молодежи.
   Закон дает нам право вернуться с работы домой, но реализуем-то его мы сами...

 


 Материал сайта газеты "Народная газета"

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Всемирный день охраны труда — 28 апреля 2017

 

Комментарии

Мероприятия

Нет событий

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×