extra super avana acquisto
stendra kaufen
Услуги по охране труда, разработка СУОТ, документы и аудит охраны труда

Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 годы
(утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2010 № 982)

ГЛАВА 1
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ

  Реализация конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда является одной из важнейших задач социальной политики государства. Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2006–2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 905 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2005 г., № 129, 5/16411), аналогичные отраслевые и территориальные программы направлены на ее решение.

  В ходе реализации мероприятий указанных программ осуществлен комплекс мер, направленных на развитие законодательства, регулирующего данную сферу общественных отношений, совершенствование управления охраной труда, улучшение условий и повышение безопасности труда работников.

  Республиканскими органами государственного управления переработаны ранее действовавшие нормативные правовые акты СССР и БССР по вопросам охраны труда. Внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь. Принят Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда», в соответствии с которым значительно расширен круг лиц, имеющих право на охрану труда, на законодательном уровне закреплена сложившаяся в республике система государственного управления охраной труда.

  Проведена работа по внедрению в организациях систем управления охраной труда, обеспечивающих выявление производственных опасностей, оценку риска травмирования работников, разработку и реализацию профилактических мероприятий. Осуществлен комплекс мер по техническому переоснащению и модернизации производств, улучшению условий труда работников.

  В целях улучшения условий и повышения безопасности труда работников применялись элементы экономического стимулирования нанимателей в виде дифференциации размеров страховых тарифов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

  Налажена подготовка специалистов по охране труда путем осуществления переподготовки специалистов с высшим техническим образованием. Проводилась системная работа по обучению, повышению квалификации и проверке знаний работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы.

  В отраслях и регионах организованы и проводятся ежегодно смотры-конкурсы на лучшую организацию работы по охране труда.

  Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее – Департамент государственной инспекции труда), профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами осуществлялся надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

  Вместе с тем состояние условий и охраны труда на производстве продолжает оставаться сложной социально-экономической проблемой. Ежегодно при несчастных случаях на производстве получают травмы около трех тысяч человек, в том числе более двухсот погибают. В 2009 году в результате несчастных случаев на производстве потеряно 101,8 тысячи человеко-дней, произведено страховых выплат на сумму свыше 160 млрд. рублей. Нарушения требований по охране труда по-прежнему имеют распространенный характер. Только Департаментом государственной инспекции труда в течение года выявляется свыше 200 тысяч нарушений требований по охране труда.

  Значительное число работников продолжает работать во вредных и (или) опасных условиях труда.

  Стратегия обеспечения стабильности социально-трудовой сферы требует принятия мер, направленных на создание более действенного механизма экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и повышении безопасности труда, совершенствовании защиты трудовых прав граждан.

  Динамичное развитие законодательства в области охраны труда, внедрение новых технологий и техники, применение в производстве современных материалов обусловливают необходимость совершенствования обучения и повышения квалификации работников по данной тематике, применения более эффективных методик, а также совершенствования порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

  Организации малого и среднего бизнеса нуждаются в развитии сектора услуг по оказанию помощи в проведении работы по охране труда, методической помощи по разработке локальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы безопасности труда.

  Необходимо продолжить работу по внедрению в организациях систем управления охраной труда, обеспечивающих предупреждение травм и аварий на производстве.

  Следует также более широко применять современные информационные технологии для пропаганды и ресурсного обеспечения охраны труда, создания автоматизированных систем учета и анализа данных по вопросам условий и охраны труда.

  Изложенное свидетельствует о необходимости комплексного системного подхода к решению проблем охраны труда, дальнейшего совершенствования законодательства в этой области, осуществления профилактических мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ

  Цель Республиканской программы – создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение профессиональных рисков.

  Основные задачи Республиканской программы – снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, которые предусматривается решить за счет:

  • совершенствования законодательства в области охраны труда с учетом международного опыта;
  • внедрения систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на их минимизацию;
  • осуществления комплекса мероприятий по техническому переоснащению и модернизации производств, улучшению условий труда работников;
  • совершенствования обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
  • проведения научных исследований и разработок в области охраны труда;
  • внедрения современных технологий информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда, совершенствования пропаганды охраны труда;
  • совершенствования механизма экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и повышении безопасности труда.

ГЛАВА 3
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

  Мероприятия Республиканской программы сформированы на основании анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, организации работы по охране труда на отраслевом и территориальном уровнях, оценки уровней риска травмирования работников по видам производственной деятельности, предложений республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, других организаций.

  Мероприятия по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 годы согласно приложению сформированы по следующим основным направлениям:

  • совершенствование управления охраной труда;
  • совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда;
  • улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • научное обеспечение охраны труда;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда;
  • информационное обеспечение деятельности по охране труда.

ГЛАВА 4
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ

  Финансирование мероприятий Республиканской программы будет осуществляться за счет средств заказчиков и исполнителей.

  Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения работ по Республиканской программе, решаются самостоятельно заказчиками, исполнителями соответствующих мероприятий.

ГЛАВА 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  Социально-экономическая эффективность выполнения мероприятий Республиканской программы – это прежде всего снижение травматизма и заболеваемости на производстве, обусловленных состоянием условий и охраны труда, усиление социальной защищенности работников.

  В результате выполнения мероприятий Республиканской программы:

  • будут созданы реальные предпосылки для улучшения здоровья работающего населения, увеличения продолжительности жизни людей, стабилизации демографической ситуации в республике;
  • планируется обеспечить снижение:
  • коэффициента частоты производственного травматизма (численность потерпевших за один год вследствие несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих) на 5 процентов;
  • профессиональной заболеваемости (число выявленных в течение года случаев профессиональной заболеваемости на 10 000 работающих) на 5 процентов.

 

 

Приложение
к Республиканской целевой
программе по улучшению
условий и охраны труда
на 2011–2015 годы

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 годы

Наименование мероприятий

Заказчики

Срок выполнения (годы)

1. Совершенствование управления охраной труда

1.1. Совершенствование систем управления охраной труда в организациях на основе государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» и международных стандартов

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

1.2. Совершенствование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда

»

2011–2015

1.3. Разработка системы государственных мер по совершенствованию экономических методов стимулирования охраны труда

Минтруда и соцзащиты

2012

1.4. Подготовка методических рекомендаций по проведению мониторинга условий и охраны труда, определению критериев (целевых показателей деятельности) анализа и прогнозирования состояния условий и охраны труда на отраслевом и территориальном уровнях

Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011

2. Совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда

2.1. Разработка межотраслевых правил по охране труда:

 

 

при эксплуатации фреоновых холодильных установок, стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов

Минпром, Минтруда и соцзащиты

2011

при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений

Минжилкомхоз, Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2012

при нанесении покрытий металлических и неметаллических неорганических

Минпром, Минтруда и соцзащиты

2011–2012

при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями

Минтруда и соцзащиты

2012

для организаций, занятых обслуживанием психически больных

Минздрав, Минтруда и соцзащиты

2013

при производстве сварочных работ

Минпром, Минтруда и соцзащиты

2013

2.2. Разработка отраслевых правил по охране труда:

 

 

при переработке лома, отходов черных и цветных металлов

Минпром

2011

при эксплуатации спортивных сооружений

Минспорт

2012

при выполнении кузнечно-прессовых работ

Минпром

2012

для учреждений социального обслуживания

Минтруда и соцзащиты

2012

при выполнении работ с микроорганизмами I и II групп патогенности

Минздрав

2013

для организаций телевидения и радиовещания

Мининформ

2012–2013

при эксплуатации радиоэлектронного оборудования

Минпром

2014

2.3. Разработка типовых инструкций по охране труда:

 

 

для работников массовых профессий

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь

2011–2015

при организации и проведении охоты

Минлесхоз

2011

при техническом обслуживании и ремонте холодильного, теплового и механического оборудования в организациях торговли и общественного питания

Минторг

2011

для работников, занятых оказанием услуг по пошиву одежды

»

2011

для бортпроводников гражданской авиации

Минтранс

2012

при техническом обслуживании и ремонте электронных весов и кассовых суммирующих аппаратов в организациях торговли и общественного питания

Минторг

2012

для работников, занятых оказанием услуг по изготовлению и ремонту трикотажных изделий

»

2012

для работников, занятых оказанием услуг по ремонту бытовых машин, приборов, инструмента

»

2013

для работников, занятых оказанием фотографических услуг

»

2014

для работников, занятых оказанием услуг по изготовлению памятников

»

2015

2.4. Разработка:

 

 

санитарных правил и норм «Гигиенические требования к строительным, строительно-монтажным организациям и предприятиям по производству строительных материалов»

Минздрав

2012–2013

санитарных правил и норм, регулирующих гигиенические требования к условиям труда работников, занятых в сельском хозяйстве

»

2013–2015

2.5. Разработка технических кодексов установившейся практики:

 

 

«Требования к насосам для перекачивания сжиженных газов, вредных веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей»

концерн «Белнефтехим», МЧС

2011–2012

«Требования к установке датчиков стационарных газоанализаторов в производственных помещениях и на наружных площадках предприятий нефтяной и газовой промышленности»

»

2011–2012

2.6. Внесение изменений и дополнений в Инструкцию 2.2.7.11-11-200-2003 «Гигиеническая оценка характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда», утвержденную постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 12 декабря 2003 г. № 165

Минздрав

2012

2.7. Разработка и утверждение норм бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты по видам экономической деятельности

Минтруда и соцзащиты

2011–2015

2.8. Совершенствование и разработка нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов

Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ

2011–2015

2.9. Подготовка предложений о ратификации конвенций МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда

Минтруда и соцзащиты, ФПБ

2011–2015

3. Улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и снижение их последствий

3.1. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по техническому переоснащению и модернизации производств

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

3.2. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, снижение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов

»

2011–2015

3.3. Обеспечение эффективного взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, профессиональных союзов по профилактике нарушений законодательства об охране труда

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ

2011–2015

3.4. Проведение анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработка мероприятий по улучшению условий и охране труда

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

3.5. Вовлечение сторон социального партнерства в управление охраной труда путем проведения года безопасного труда:

 

 

в строительстве

Минстройархитектуры, Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ

2011

в сельском хозяйстве

Минсельхозпрод, Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ

2012

в промышленности

Минпром, Минтруда и соцзащиты, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ

2013

в лесном хозяйстве

Минлесхоз, концерн «Беллесбумпром», Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ

2014

на транспорте

Минтранс, Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ

2015

3.6. Создание учебно-тренировочных полигонов для отработки практических навыков работы в колодцах и траншеях

Минжилкомхоз, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

3.7. Переход на машинную заготовку древесины на рубках главного пользования в объеме не менее 20 процентов

Минлесхоз, концерн «Беллесбумпром»

2011–2015

3.8. Разработка рекомендаций по стимулированию работников, оказывающих содействие и сотрудничающих с работодателями в области обеспечения здоровых и безопасных условий труда

Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2012

3.9. Подготовка ежегодных докладов Совету Министров Республики Беларусь о соблюдении законодательства о труде и об охране труда

Минтруда и соцзащиты, Минздрав

2011–2015

3.10. Анализ функционирования государственной системы управления охраной труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, научно-обоснованных уровней риска в отраслях и видах производственной деятельности и на его основе разработка проекта Республиканской программы по улучшению условий и охраны труда на 2016–2020 годы

Минтруда и соцзащиты

2015
(первое полугодие)

3.11. Разработка отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда на 2016–2020 годы с определением приоритетных направлений на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, научно-обоснованных уровней профессионального риска в организациях отрасли (территории)

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2015
(первое полугодие)

3.12. Осуществление экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения на соответствие нормативным правовым актам, содержащим требования по охране труда

Минтруда и соцзащиты

2011–2015

4. Научное обеспечение охраны труда

4.1. Разработка научно обоснованных методов управления профессиональными рисками на различных уровнях управления охраной труда

Минтруда и соцзащиты

2012

4.2. Разработка программного обеспечения учета рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда

»

2011–2015

4.3. Разработка методики оценки профессионального риска на рабочих местах с учетом условий труда для организаций всех организационно-правовых форм собственности

»

2011

4.4. Разработка методических пособий по характеристике условий труда в зависимости от технологических процессов на рабочих местах различных видов экономической деятельности

Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

5. Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда

5.1. Организация повышения квалификации по вопросам охраны труда руководителей, специалистов и рабочих подчиненных организаций, а также организаций, расположенных на подведомственной территории, в соответствии с законодательством

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

5.2. Отведение не менее 2 процентов учебных часов на изучение вопросов охраны труда, включение этих вопросов в программы основных дисциплин

Минобразование, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь

2011–2015

5.3. Организация проведения обучающих семинаров по актуальным вопросам охраны труда с работниками, специалистами, техническими инспекторами труда профсоюзов

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, ФПБ

2011–2015

5.4. Организация обучения специалистов по охране труда в учреждениях образования, осуществляющих переподготовку по специальности «Охрана труда»

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

5.5. Оказание методической и консультативной помощи организациям по вопросам охраны труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

5.6. Обеспечение работы хозрасчетных региональных центров по охране труда

местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

6. Информационное обеспечение деятельности по охране труда

6.1. Подготовка и издание методических, справочных пособий, кино-, видеофильмов, плакатов по охране труда. Обеспечение применения современных информационных технологий для информирования организаций по вопросам охраны труда

Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

6.2. Систематическое освещение вопросов охраны труда в средствах массовой информации, распространение передового опыта в этой области

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

6.3. Проведение ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда

»

2011–2015

6.4. Проведение выставок специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учетом передовых достижений и новых разработок в области охраны труда

»

2011–2015

6.5. Подготовка предложений по проведению смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди районов, областей

Минтруда и соцзащиты, местные исполнительные и распорядительные органы

2012

6.6. Подготовка предложений об установлении государственного праздника «Всемирный день охраны труда» 28 апреля

Минтруда и соцзащиты

2011

6.7. Организация и проведение мероприятий, посвященных «Всемирному дню охраны труда»

Минтруда и соцзащиты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы

2011–2015

6.8. Создание постоянно обновляемой базы нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и других документов в области охраны труда и поддержание ее в актуальном состоянии

Минтруда и соцзащиты

2011–2015

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Подпишись

Обзор законодательства и новостей охраны труда 2 раза в месяц
levitra 40mg
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.