Закон Республики Беларусь "Об охране труда" вступил в силу 2 января 2009 года. Этот правовой акт на законодательном уровне закрепляет сформировавшуюся систему регулирования общественных отношений в области охраны труда и обеспечивает условия для ее дальнейшего развития, сообщил в беседе с корреспондентом БЕЛТА начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Леонид Гракович.
   Экономический эффект от применения норм закона об охране труда проявится в сокращении потерь, обусловленных травматизмом и заболеваемостью на производстве. Что касается социального эффекта от реализации предусмотренных законопроектом норм, то он заключается в сокращении производственного травматизма, общей и профзаболеваемости, в повышении безопасности труда и социальной защищенности работающих, снижении смертности населения (особенно людей трудоспособного возраста).
   Закон состоит из преамбулы и восьми глав: "Общие положения", "Государственное управление в области охраны труда", "Право работающих на охрану труда", "Организация охраны труда", "Соответствие производственных объектов, оборудования и процессов, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда", "Требования по охране труда при выполнении отдельных работ", "Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда", "Заключительные положения". Леонид Гракович подчеркнул, что закон разработан на основе национального законодательства, международного опыта правового регулирования общественных отношений в области охраны труда.
   Причем законом установлено право на охрану труда не только граждан, работающих по трудовым договорам, но и граждан, привлекаемых к труду по иным основаниям. Установление этих норм значительно расширило круг лиц, имеющих гарантии права на охрану труда и их социальную защищенность в этой сфере, особенно в негосударственном секторе экономики.
   Закон закрепляет систему государственного управления охраной труда и определяет полномочия органов госуправления в этой области, что обеспечит усиление роли государственных институтов в реализации конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, повышение их ответственности за положение дел в отраслях и регионах. Предусмотрена возможность создания по инициативе нанимателя или профсоюза комиссии по охране труда на паритетной основе и определены ее функции.
   "Анализ причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями свидетельствует о том, что около 40% таких происшествий происходит из-за незнания руководителями требований охраны труда, неумения организовать безопасное производство работ, - сказал Леонид Гракович. - Поэтому закон устанавливает обязательность прохождения руководителями всех уровней обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда".
   Практика показывает, что важную роль в управлении охраной труда играют специалисты, которые организуют работу по данному направлению и осуществляют контроль за соблюдением требований безопасности. В связи с этим предусматривается создание служб охраны труда (введение в штат должности специалиста по охране труда) на всех уровнях управления и определяются их полномочия. Такая норма направлена на совершенствование организации охраны труда.
   Как известно, основы безопасности работников должны закладываться еще на стадии проектирования и строительства объектов, конструирования производственного оборудования и организации технологических процессов. Для этого в закон включена статья, которой установлено, что требования охраны труда должны соблюдаться на стадии проектирования и строительства объектов производственного назначения. Теперь при их приемке обязательны заключения (согласования) по данному вопросу соответствующих органов государственного надзора и контроля. Кроме того, в законе заложены нормы по обеспечению безопасности продукции и процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации.
   Производственные риски во многих случаях обусловлены несоблюдением требований по охране труда к содержанию территории, плохим состоянием производственных помещений и оборудования, недостаточной организацией технологических процессов и рабочих мест, а также выполнением некоторых работ, особенно повышенной опасности. Поэтому в законе специально предусмотрены две главы, в которых установлены требования по охране труда к производственным объектам и процессам, а также при выполнении отдельных видов работ, применении инструмента.
   Усилены нормы по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде. Закреплены полномочия государственной инспекции труда, государственной экспертизы условий труда, других госорганов надзора и контроля, а также органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Установлена норма, обязывающая республиканские органы госуправления и иные организации, подчиненные правительству, местные исполнительные и распорядительные органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций. Это обеспечивает создание системы управления охраной труда на всех уровнях.

По материалам БЕЛТА

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Комментарии

Мероприятия

Нет событий

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×