24 сентября Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Щеткина Марианна Акиндиновна провела «прямую телефонную линию» и online-прием при поддержке БелТА.

В этот день любой гражданин страны смог задать вопрос Министру, поделиться своим мнением, высказать предложения по актуальным вопросам государственной поддержки семей с детьми, демографии, оплаты труда, назначении пенсий, предоставлении государственной адресной социальной помощи, охраны труда, соблюдения трудового законодательства, проблем занятости и состояние рынка труда. Полный текст «прямой телефонной линии» можно прочитать на сайте БелТА, а здесь мы опубликуем вопросы и ответы Министра по вопросам охраны труда.

Проскурин Сергей, Мозырь:
При выполнении работ по ремонту автомобиля я получил травму. Наниматель провел расследование и составил акт о несчастном случае на производстве формы Н-1. Я с этим актом не согласен, так как установлено только, что я нарушил инструкцию по охране труда (неправильно выполнял операции). Однако никто не учел тот факт, что инженер не выдал мне необходимые инструменты. Как мне поступить в данном случае?

Марианна Щеткина:
По вопросу несогласия с содержанием акта вы вправе обратиться с заявлением в суд.

Производственно-торговое унитарное предприятие, г. Брест:
Добрый день, Марианна Акиндиновна, сотрудники Министерства труда и социальной защиты и БелТА!
В связи с вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и изменений в Трудовой кодекс просим Вас дать разъяснения по следующим вопросам.
Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья (ч.1 ст.228 ТК РБ и ч.1.ст.27 закона). Частью 5 ст.228 ТК и ч.5 ст.27 закона установлено, что расходы по проведению медицинских осмотров работников несет наниматель. На основании изложенного просим разъяснить, обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работу, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе?
Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу, не содержащую вредных и (или) опасных условий труда или на работу, где в соответствии с законодательством отсутствует необходимость в профессиональном отборе?
Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) медицинские осмотры работникам (внеочередные) при их переводе (или временном переводе) на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работу, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, при условии, что предыдущая работа не содержала вредных и (или) опасных условий труда или где в соответствии с законодательством отсутствовала необходимость в профессиональном отборе?
Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу, для которой в силу требований п.11 ст.226 ТК еще не проведена или начата процедура аттестации новых рабочих мест?
Дополнительные сведения.
В локальных нормативных правовых актах, в том числе коллективном договоре отсутствует условие оплаты (компенсации) работникам предварительных медицинских осмотров.
Между нашим производственно-торговым унитарным предприятием и местными учреждениями здравоохранения не заключались отдельные договоры на прохождение работниками (кандидатами) предварительных медицинских осмотров при поступлении их на работу, предусмотренные ч.2. п.12 Перечня платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №182 от 10.02.2009 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» с последующими изменениями и дополнениями.
Для оплаты (компенсации) указанных медицинских осмотров работники предоставляют нанимателю чеки.
Спасибо.

Марианна Щеткина:
В соответствии с ч. 2 ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников устанавливается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области здравоохранения, по согласованию с республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда.

Постановлением Министерства здравоохранения от 28.04.2010 №47 утверждена «Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих», которая устанавливает порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе.

При формировании перечня профессий и должностей работников организации, для которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, необходимо руководствоваться приложениями к указанной инструкции. Результаты комплексной гигиенической оценки условий труда (или аттестации рабочих мест по условиям труда) учитываются только при определении периодичности проведения периодических медицинских осмотров.

Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров является частью мероприятий нанимателя по обеспечению условий и охраны труда. В соответствии со ст. 31 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств работодателей. Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Направляя работника (кандидата на работу) на медицинский осмотр наниматель страхует себя от возможных негативных последствий для производства, связанных с состоянием здоровья работника.

Исходя из изложенного, наниматель обязан оплачивать прохождение работником (кандидатом на работу) предварительных и периодических медицинских осмотров.

Что касается направления на предварительный медицинский осмотр, если такой медицинский осмотр для кандидата на рабочее место не предусмотрен законодательством, необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 26 Трудового кодекса. Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.

Горбач Андрей Павлович, Б.Берестовица:
Здравствуйте! Основное место моей работы — заместитель директора частного предприятия. Одновременно являюсь директором частного унитарного предприятия. Как мне надо проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующей комиссии райисполкома: два раза по каждой должности или один раз по месту основной работы?

Марианна Щеткина:
Постановлением Минтруда и соцзащиты №175 от 28 ноября 2008 года «Об утверждении инструкции о порядке подготовки (обучения), стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» предусматривается, что руководители и специалисты проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда с учетом их должностных обязанностей и характера производства.

Как руководитель организации вы обязаны проходить проверку знаний в обязательном порядке. Что касается замдиректора, то проверка знаний проводится в том случае, если в ваши должностные обязанности входят вопросы охраны труда, или вы являетесь членом комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда организации.

Информация и фото: БелТА

Комментарии   

admin
#1 admin 25.09.2014 12:39
О медосмотре. Вот объясните мне, стоило убирать из инструкции о медосмотрах фразу о том, что наниматель оплачивает расходы на медосмотр, для того что бы так хитро через закон «Об охране труда» объяснять кто должен оплачивать медосмотры.
Цитировать
polevchyk
#2 polevchyk 25.09.2014 15:28
Цитирую admin:
О медосмотре. Вот объясните мне, стоило убирать из инструкции о медосмотрах фразу о том, что наниматель оплачивает расходы на медосмотр, для того что бы так хитро через закон «Об охране труда» объяснять кто должен оплачивать медосмотры.

у нас закон имеет большую силу над Постановлением министерств. Поэтому и был проведен такой гамбит
Цитировать
admin
#3 admin 25.09.2014 15:30
Но зачем? Одна маленькая фраза и все! Ведь она была.
Цитировать
polevchyk
#4 polevchyk 25.09.2014 16:18
Цитирую admin:
Но зачем? Одна маленькая фраза и все! Ведь она была.

но ведь им надо показывать работу вот и показывают я вообще не понимаю зачем надо было отменять старую инструкцию (чтобы добавить туда еще и внеплановый медосмотр) и чтобы не возмущались юр лица обойти конкретику мол наниматель направляет на медосмотр, но нет ни слова за чей счет осмотр.

Цитирую polevchyk:
Цитирую admin:
Но зачем? Одна маленькая фраза и все! Ведь она была.

но ведь им надо показывать работу вот и показывают я вообще не понимаю зачем надо было отменять старую инструкцию (чтобы добавить туда еще и внеплановый медосмотр) и чтобы не возмущались юр лица обойти конкретику мол наниматель направляет на медосмотр, но нет ни слова за чей счет осмотр.

ошибся - внеочередной осмотр. тут возможно еще ссылка на ст. ТК повязана.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Человек и безопасность 2016

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×