Информационное письмо о производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ

О неудовлетворительной ситуации с травматизмом при выполнении шиномонтажных работ Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) в течение 2012 и 2013 годов в адрес республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, направил 4 информационных письма, в которых давались предложения по недопущению нарушений требований безопасности труда, влекущих несчастные случаи в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях.

Вместе с тем, по-прежнему в организациях республики ситуация с производственным травматизмом при выполнении вышеуказанных работ кардинально не изменяется.

Число указанных происшествий из года в год не уменьшается, и это несмотря на то, что производство данного вида работ отнесено к категории работ с повышенной опасностью.

В 2013 году при выполнении шиномонтажных работ (снятие, установка и подкачка колес транспортных средств) в организациях Республики Беларусь было зарегистрировано15 несчастных случаев, в результате которых 17 работников получили травмы с тяжелым исходом и 1 погиб. За январь - апрель 2014 года отмечено 3 несчастных случая, в результате которых 3 работника получили травмы с тяжелым исходом и 1 – погиб (ГЛХУ «Лепельский лесхоз» Витебской области, ОАО «Милкавита» Гомельской области и СПК «Пархимовцы» Берестовицкого района Гродненской области).

Анализ обстоятельств и причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось соблюдение соответствия технологических процессов, производственного оборудования и рабочих мест требованиям нормативных правовых актов.

Небольшое отступление от текста.
Многие просто не хотят дальше читать. Мол бла-бла-бла, как всегда. Но может это видео немного «отрезвит» Вас и заставит задуматься о проблеме всерьез?

Так, 29.04.2013 при снятии без предварительного выпуска воздуха из шины бездискового наружного заднего левого колеса автомобиля МАЗ, произошло его самопроизвольное разбортирование и срыв со ступицы, в результате чего смертельную травму получил водитель автомобиля коммунального унитарного предприятия по племенному делу «Селекционно-гибридный центр «Заднепровский» Оршанского района Витебской области.

По аналогичным обстоятельствам и причинам произошли несчастные случаи с тяжелым исходом: 11.01.2013 с водителем автомобиля СПК «Полесская нива» Столинского района Брестской области; 24.01.2013 с водителем автомобиля ДЭУ № 42 РУП «Гомельавтодор» Гомельской области и 17.10.2013 с водителем автомобиля СПК «Овсянка» Горецкого района Могилевской области.

Во многих из происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями работы по накачке шин производились вне специально отведенных и оборудованных для этого местах, а снятие и установка колес – без применения специального оборудования, приспособлений и инструмента.

05.06.2013 на территории ОАО «Барановичская обувная фабрика» при выполнении шиномонтажных работ с колесом тракторного прицепа в неприспособленном для их выполнения помещении, без специальных приспособлений и инструмента производственную травму с тяжелым исходом получили слесарь-ремонтник механического участка и работник, выполнявший работы по гражданско-правовому договору.

20.05.2013 при накачке колеса без применения специального предохранительного ограждения, приспособления для накачивания колес, а также не используя при этом манометр, травму с тяжелым исходом получил монтировщик шин и шинопневматических муфт производственного коммунального унитарного предприятия «ЖРЭО Советского района г.Минска».

По аналогичным обстоятельствам и причинам 13.07.2013 произошел групповой несчастный случай, в результате которого тяжело травмированы два работника коммунального жилищного унитарного предприятия «Ветковское» Гомельской области.

Согласно требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов к выполнению шиномонтажных работ должны допускаться работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Вместе с тем, приходится констатировать, что большинство происшедших несчастных случаев, связанных с шиномонтажными работами, произошло с работниками, не знающими безопасных методов и приемов работ, не имеющими профессиональной подготовки.

29.01.2013г. во время накачивания шины вне специально оборудованного места произошел вылет бортового кольца, которым был тяжело травмирован водитель автомобиля ОАО «Вишневка-2010» Минского района Минской области. При этом потерпевший был допущен к выполнению шиномонтажных работ без соответствующей квалификации монтировщика шин и шинопневматических муфт, а также без проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.

По аналогичным обстоятельствам и причинам произошли несчастные случаи с тяжелым исходом: 09.04.2013 с водителем автомобиля ОАО «Завод «Оптик» г.Лида Гродненской области; 23.04.2013 с водителем автомобиля ДРСУ-207 КПРСУП «Гомельоблдорстрой»; 07.06.2013 с трактористом-машинистом СПК «Тетеревка» Берестовицкого района Гродненской области и 03.10.2013 с водителем автомобиля ОАО «Спецавтопредприятие» г.Бобруйска Могилевской области.

Анализ материалов расследований свидетельствуют о том, что в большинстве из происшедших несчастных случаев имеет место безответственное отношение руководителей и специалистов организаций к исполнению обязанностей по охране труда, осуществлению контроля за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда.

Подтверждением указанного вывода являются то, что 3 работника, из числа получивших травмы с тяжелыми последствиями, находились на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Особо необходимо отметить, 10 из 18 потерпевших получили травмы с тяжелыми последствиями при обслуживании шин задних бездисковых колес автомобилей МАЗ всех моделей, которые для контроля давления (подкачки или удаления) воздуха в шинах внутренних задних колес должны быть оборудованы гибкими удлинителями вентилей.
Причем указанными устройствами заводом-изготовителем оборудуются не только современные автомобили, но и автомобили МАЗ-5551 и МАЗ-53371, поставленные на производство в 1985 и 1987 г.г.

В 2009 году Департаментом государственной инспекции труда Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь в республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные комитеты направлялось информационное письмо об обязательном применении гибких удлинителей вентилей задних бездисковых колес автомобилей семейства МАЗ, эксплуатируемых в организациях различных форм собственности Республики Беларусь, поскольку при аварийном снижении давления воздуха в шине внутреннего колеса происходит проворачивание ее относительно обода. Это приводит к разрушению гибкого удлинителя вентиля и, как следствие, к необходимости его замены при ремонте колеса, что зачастую не делается.

Исходя из изложенного, для предотвращения травмирования работников при снятии колес с разборным ободом, шины которых находятся под давлением, необходимо обеспечить строгое и безусловное выполнение требований правил охраны труда и не допускать установку внутренних задних колес без гибкого удлинителя вентиля.

В целях недопущения и профилактики несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, эксплуатирующихмеханические транспортные средства:

  1. Назначить приказом по организации лиц, ответственных за выполнение шиномонтажных работ.
  2. Не допускать эксплуатации автомобилей с разрушенными гибкими удлинителями вентиля для накачки и выпуска воздуха из шин внутренних задних бездисковых колес.
  3. Используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.
  4. Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучения, проверки знаний и инструктажа по безопасному их выполнению.
  5. Организовать работу и обеспечить контроль за соблюдением требований безопасности труда в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.12.2008 г. №180/128.
  6. Монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.
  7. Не допускать:
    • демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
    • снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
    • выбивать диск кувалдой (молотком);
    • при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;
    • монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;
    • во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком, или кувалдой;
    • накачивать шины свыше установленной заводом-изготовителем нормы;
    • применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, несоответствующие данной модели;
    • заменять золотники различного рода заглушками;
    • выполнять водителям шиномонтажные работы в рейсе;
  8. Принять должные меры по обеспечению безусловного и немедленного расторжения контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных в соответствии с п. 1.4 Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

 

Источник: сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь | @photo

Комментарии   

killman
#1 killman 21.05.2014 14:37
Тем кто понимает ценность человечской жизни и осознает всю опасность шиномонтажа это видео лишний раз подтвердит, что "Всё правильно сделал!"
Тем же кто привык работать из "под палки" и текст и видео будут из разряда "бла-бла-бла" (мой коммент что-ли за основу взят? :-) ).
Заедьте на любой шиномонтаж и вы в 99% случаев увидите, как работать не надо. Печально, но инфо письмами мало чем поможешь делу - имхо.
Цитировать
DmitriyBY
#2 +1 DmitriyBY 24.05.2014 13:32
Интересно - наши руководящие и
пишущие рекомендации товарищи сами хоть раз читали Директиву № 1 Президента РБ.???

Уже целое поколение школьников выросло, а что за 10 лет изменилось?

Вообще такое чувство, что данный документ является "флагом бюрократа" который за словами потерял вообще смысл

и когда интересно в этой Стране перестанут доводить до "Абсурда" элементарные вещи.
Есть человек и пусть он в полном объеме несет всю полноту ответственности за свои решения и действия, без скидок на "все уважительные обстоятельства и блат"

И вообще когда будет порядок в обучении рабочих?? а то после трех (одного года) обучения в профессиональны х училищах молодые "специалисты" часто писать разучиваются, а не то что выполнять какую то работу. Зато их запросы в оплате часто превышают все разумные пределы.
Хотя согласно ЕТКС - рабочий по професии "******" тако го то разряда уже должен уметь делать все что в этом документе прописано. По крайне мере мне хочется так думать
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Человек и безопасность 2016

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×